В ОАО РЖД надеются, что угольщики нарастят экспортные отправки через порты Северо-Запада, где пока не достигаются согласованные монополией с Кузбассом объемы поставок. Сами угольщики и эксперты отмечают позитивную коррекцию цен в связи с аварией в Мурманске и ослаблением рубля, которая вывела из минуса ряд российских поставщиков при сохранении плохих ценовых условий у их зарубежных конкурентов.
ОАО РЖД сообщило, что по итогам июня впервые начал расти экспорт каменного угля: за рубеж было отправлено 16 млн тонн, что на 1,9% больше, чем в июне 2019 года. При этом совокупная погрузка угля с учетом внутреннего рынка по итогам как месяца, так и полугодия падает, сокращение составило 4,7% и 10,1% соответственно.
60,8% в общей погрузке угля по итогам полугодия занимает Кузбасс, с которым ОАО РЖД в марте заключило соглашение о фиксированных объемах отправок угля в основных экспортных направлениях — наиболее востребованном восточном (не менее 56,5 млн тонн; см. «Ъ» от 20 марта) и менее популярных северо-западном и южном (64 и 21,1 млн тонн соответственно, см. «Ъ» от 24 марта). Как сообщает ОАО РЖД, на восток из региона вывезено 27,3 млн тонн угля, или на 0,1% больше согласованного с Кузбассом плана. Погрузка на юг по итогам полугодия выросла на 4,7%, причем экспортные отгрузки увеличились на 21,2%, а в июне выросли в 2,1 раза. Согласованный план не выполняется только на северо-западе, где за шесть месяцев погружено лишь 30,2 млн тонн угля (на 6,5% ниже плана), но за первые 12 дней июля динамика изменилась, и погрузка начала резко расти.
В ОАО РЖД «Ъ» пояснили, что рассчитывают на увеличение объемов предъявления грузов со стороны угольных компаний.