Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
Новости логистики

Итоги морских перевозок на Балтике удивили экспертов

Объем морских перевозок на Балтике упал, но при этом приятно удивил экспертов неожиданно небольшой, по их мнению, величиной сокращения грузооборота.
г.

За шесть месяцев нынешнего года грузооборот портов Балтийского бассейна сократился на 1,7%, сообщает ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Объём перевалки сухих грузов уменьшился на 2,4% (составил 54,1 млн т), наливных (нефть, нефтепродукты, сжиженный газ и др.) — на 1,1% (составил 73,9 млн т). При этом до мая грузооборот устойчиво увеличивался и по итогам первых четырех месяцев превысил соответствующий показатель 2019 года на 3%. Но в мае начался резкий спад, который в июне достиг величины в 14%.

Больше всех пострадал порт Калининграда — его грузооборот сократился на 6,9%, меньше всех — Большой порт Санкт-Петербург (0,7%). Остальные порты (всего их 6) упали на 1 — 2%.

Впрочем, эксперты ожидали худшего. «В последние месяцы сокращение грузопотоков в портах произошло, но я, как и многие эксперты, ожидал более существенного проседания», — говорит председатель совета директоров информационно-аналитической компании «ДОРН» Андрей Карпов.

ОПЕК+ уронил Балтику

Такое падение грузооборота портов Балтийского бассейна руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов объясняет их спецификой. «Именно на Балтике находятся два основных нефтяных порта (Усть-Луга и Приморск — ред.), а Россия сократила экспорт нефти в соответствии с соглашением ОПЕК+», — говорит эксперт.

В июне нефтегазовый комплекс по-прежнему вносил отрицательный вклад в динамику грузоперевозок, как, впрочем, и ВВП, констатирует Минэкономразвития в своем июньском обзоре «Картина деловой активности». Из-за снижения добычи нефти ситуация с общим грузооборотом транспорта была сопоставима с маем (-9,5% в июне в годовом выражении и -9,3% в мае).

Китайцы уронили контейнерооборот

Из всех видов сухих грузов наибольший спад наблюдался в контейнерах — на 9,3%; причем импорт и экспорт, имеющие примерно одинаковые доли в общем контейнерообороте, упали тоже примерно одинаково: импорт — на 9,6%, экспорт — на 9,0%. «Но уберите из статистики Калининград и увидите, что спад в Балтийском бассейне минимальный», — отмечает Алексей Безбородов. Действительно, оборот контейнеров в Калиниградском порту сократился на рекордные 27,9%. Впрочем, его доля в общем контейнерообороте портов Балтийского бассейна невелика (около 10%), а главный контейнерный порт, Большой порт Санкт-Петербург (его доля почти 88%), сократил перевалку контейнеров на 6,7%.

По общему мнению экспертов, опрошенных РБК Петербург, падение контейнерооборота произошло за счет «волны китайских недоотгрузок середины весны», как выразился Алексей Безбородов. Андрей Карпов поясняет: «Китай — один из крупнейших мировых поставщиков комплектующих для разных производств, а также потребительских товаров, которые, как и комплектующие, перевозятся в контейнерах. Из-за пандемии COVID-19 он закрыл в феврале многие производства. Грузооборот в балтийских портах до апреля продолжал расти (поскольку отправленные до остановки китайской экономики товары находились «в пути»), а потом стал падать из-за паузы в отгрузках китайских товаров в связи с остановкой экономики».

Андрей Карпов считает Китай «виновником» спада экспорта и других товаров: «Эта крупнейшая экономика мира потребляет много импортного сырья, в том числе и российского. Так что остановка экономики повлияла и на такие грузы». Возобновившая в марте свою работу китайская экономика даст российским портам Балтийского бассейна рост грузооборота в ближайшее время, полагает эксперт.

Другие тоже повлияли

Эксперты отмечают влияние на наши порты и других стран. В частности, Андрей Карпов считает, что положительный эффект для наших портов от возобновления роста китайской экономики будет отчасти нивелирован падением товаропотоков от других стран, в которых экономика затормозилась позже, чем в Китае. Разные сроки введения ограничительных мер в разных странах определяют и различие в динамике грузооборота разных портов, ориентированных на экспорт товаров в эти страны или на импорт из них. Существенно повлияло на общее сокращение грузооборота балтийских портов и снижение экспорта угля, считает Алексей Безбородов.

Падение импорта потребительских товаров в балтийских портах Андрей Карпов объясняет санкциями и сокращением потребительского спроса из-за падения доходов населения России.

Порты России не упали

В то же время падение мировой конъюнктуры и начавшийся спад российской экономики пока не уронили общий объем грузооборота российских портов за шесть месяцев 2020 года, а только остановили рост. По данным Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот увеличился на 0,1% к аналогичному периоду прошлого года. Эксперты называют этот рост символическим, на уровне погрешности измерений. Но все же это не падение, согласны они.

И это произошло не за счет низкой базы — в 2019 году грузооборот вырос к 2018 году (полугодие к полугодию) на 2,8%. Сейчас роста практически нет — негативные факторы должны были сработать. Они и сработали, но им удалось пока лишь прекратить рост. Обычно замерзающим портам, таким как Санкт-Петербургский, и перевозкам по Северному морскому пути наверняка помогла невиданно теплая зима.

При этом ситуация в разных портах существенно разная. Общая стабильность достигнута главным образом за счет вполне приличного роста в портах двух из трех крупнейших бассейнов — Азово-Черноморского (+2,9%) и Дальневосточного (+3,0%). И только порты третьего, самого крупного по грузообороту, Балтийского бассейна показали заметное падение.

Балтийские порты обладают самой большой «инерционностью» (из-за продолжения действия соглашения ОПЕК+ и удаленности от Китая). «А во всех остальных портах РФ после коротких спадов уже возобновился рост», — отмечает Алексей Безбородов.

В августе эксперты ожидают возобновление роста и в портах Балтии. «Начиная с августа ожидается улучшение показателей добывающего комплекса с учетом принятого 15 июля странами — участницами соглашения ОПЕК+ решения об уменьшении масштаба сокращения добычи нефти, а также оживления экономической активности в странах — импортерах российских сырьевых товаров», — считают эксперты Минэкономразвития. Кроме того, до балтийских портов «докатится волна» возобновившегося в апреле роста китайской экономики.

Источник: РБК
Опубликовано: Алла Лукьянова

Важные новости

  • Просмотры 92
  • Комментарии 0
  • Новость полезна? 0 m n 0
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.