«За последние 10 лет взаимодействия с китайской таможней по направлению цифровизации наших процессов удалось накопить достаточно практического опыта и отработать ряд перспективных технологий. Основным цифровым механизмом на российско-китайском направлении, в том числе и в части движения транзита через нашу совместную границу, в данный момент является проект «Зеленый коридор». С 2019 года он реализуется без ограничения по пунктам пропуска, номенклатуре товаров и местам оформления», – сказал он на ХХIX Пленарном заседании Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам.
Единственным ключевым условием подключения к этому проекту является добросовестность как российских, так и китайских компаний в плане осуществления внешнеэкономической деятельности, или, другими словами, высокая законопослушность и низкая степень риска этих компаний.
По данным на октябрь этого года, в проекте участвует 38 российских компаний и 153 китайские компании, в основном сосредоточенные в регионе Шанхая. «В наших планах «Зеленый коридор» видится как технология, которая позволит нам отработать и подготовиться к следующему этапу нашего взаимодействия с китайскими коллегами, – это признание уполномоченных экономических операторов», – отмечает В. Ивин.
Признание уполномоченных экономических операторов в мире является одним из основных трендов, признанных в качестве проекта, ускоряющего движение товаров, упрощающего административные процедуры, снижающего издержки бизнеса.
В прошлом году российская таможня подписала с таможенной службой Китая план действий по подготовке к заключению соглашений о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.
Также с китайскими партнерами заканчивается подготовка к электронному обмену предварительной информацией о товарах, перевозимых в контейнерах, и обмену и признанию результатов таможенного контроля в сопредельных наиболее крупных пунктах пропуска через российско-китайскую границу. В перечень этих пунктов пропуска входит и Забайкальск, и крупнейшие пограничные железнодорожные пункты пропуска с Китаем.
Но что касается трека на европейском направлении, здесь В. Ивин не может назвать взаимодействие столь продуктивным. «Российская таможня давно предложила обеспечить сопряжение транзитных систем ЕС и евразийских стран. В 2017–2018 гг., когда ФТС председательствовала в Европейском регионе, Всемирной таможенной организацией была проведена работа, показавшая, что обеспечить сопряжение наших транзитных систем и осуществлять сквозной транзит от Лиссабона до границы с Китаем – задача решаемая. И при обоюдном желании и настрое она может быть реализована в течение года. Однако мяч на территории ЕС», – говорит В. Ивин.
По его словам, коллеги из Европейской комиссии вопреки желаниям других стран – членов ЕС фактически заблокировали данную инициативу и в настоящее время работа по сопряжению наших транзитных систем заморожена.
Тем не менее ФТС России видит практическую возможность при обоюдном желании расширить наше общее транзитное пространство на всю Большую Евразию.