«Северный морской путь может и должен стать важнейшей транспортной артерией России, позволяющей более чем на треть сократить морской путь из Европы в Азию. В 2020 году по Севморпути было транспортировано почти 33 млн т грузов, в том числе более 18 млн т сжиженного природного газа. За последние пять лет грузопоток возрос почти в пять раз. Но потенциал Северного морского пути гораздо выше. В соответствии с указом Президента Российской Федерации к 2024 году грузопоток по Севморпути должен быть увеличен до 80 млн т в год. Решить поставленную задачу возможно за счёт увеличения периода арктической навигации», – отметил, открывая совещание, Юрий Трутнев.
Традиционно транзитная навигация в восточном секторе Арктики завершается в ноябре и вновь открывается только в июле. Но 5 января 2021 года судоходной компанией «Совкомфлот» в интересах компании «Новатэк» при участии госкорпорации «Росатом» был начат самый поздний в истории арктической навигации высокоширотный рейс. И сейчас танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», обладающий новыми возможностями передвижения в ледовых условиях, находится на завершающем этапе выполнения уникального экспериментального кругового рейса по маршруту Сабетта (ЯНАО) – Цзянсу (КНР) – Сабетта. Он движется под проводкой атомохода «50 лет Победы» в западном направлении от мыса Дежнёва.
Впервые в истории крупнотоннажное грузовое судно совершает переход по Северному морскому пути в феврале. Танкер успешно преодолел акватории трёх морей – Чукотского, Восточно-Сибирского и моря Лаптевых.
В настоящее время ФГУП «Атомфлот» завершило разработку технического задания на создание на базе АСУ Штаба Единого диспетчерского центра управления (ЕДЦУ) плаванием судов на Севморпути. Он позволит оптимизировать маршруты движения судов и расстановку атомных ледоколов в акватории Северного морского пути. Конечной целью внедрения продукта будет переход на автоматическую маршрутизацию в Арктическом регионе, что повысит его логистическую составляющую, обеспечит максимальную безопасность движения судов и отразится на коммерческой привлекательности Севморпути.