Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Письмо СЗТУ ФТС России от 29.12.2003 № 01-28/28715 "О Методических рекомендациях"

О контроле экспортируемых товаров
Письмо Северо-Западного таможенного управления
от 29 декабря 2003 N 01-28/28715
"О Методических рекомендациях"

В целях выполнения пункта 3.2 приказа Северо-Западного таможенного управления от 15.12.2003 N 652 "Об итогах служебной проверки в Вологодской таможне" высылаю для использования в работе "Методические рекомендации по выявлению фактов лжеэкспорта и экспортных сделок с товарами, имеющими завышенную таможенную стоимость", доведенные письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 01.10.2002 N 21-12/39168 .

 

Начальник службы таможенной инспекции,
подполковник таможенной службы
А.В.Швец

 

Приложение

УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления
таможенной инспекции ГТК России
генерал-майор таможенной службы
А.Л.Волков
26 сентября 2002 года
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выявлению фактов лжеэкспорта и экспортных сделок
с товарами, имеющими завышенную таможенную стоимость
 

В целях повышения эффективности таможенного контроля за вывозом товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, а также совершенствования взаимодействия с налоговыми органами в части усиления контроля за обоснованностью возмещения НДС российским экспортерам УТИ ГТК России подготовлены для использования в практической деятельности Методические рекомендации по выявлению фактов лжеэкспорта, а также экспортных сделок с товарами, имеющими завышенную таможенную стоимость.

 

I. Общие положения
 

Возмещение сумм НДС при экспорте товаров основано на положениях Закона "О налоге на добавленную стоимость" (ст.5) и Налогового кодекса Российской Федерации (ст.164), предусматривающих возмещение или зачет экспортерам сумм НДС, уплаченных ими поставщикам товара. Для получения возмещения сумм НДС экспортер обязан подтвердить фактический вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации и поступление от иностранного покупателя валютной выручки за товар.

Пользуясь несовершенством законодательной базы и организации налогового контроля, группы лиц в ряде регионов Российской Федерации разрабатывают и реализуют схемы незаконного возмещения НДС. В основе этих схем лежит возмещение экспортерам сумм НДС, фактически не уплаченных реализаторами товара на российской территории. При этом до момента таможенного оформления товар неоднократно перепродается на внутреннем рынке. Среди продавцов/покупателей товара присутствуют "фирмы-однодневки" - организации, созданные для решения конкретных задач и зарегистрированные по утерянным либо подложным паспортам. Использование в данных схемах "фирм-однодневок" затрудняет получение достоверной информации о производителе и стоимости товара, реальных получателях денежных средств, документации на товар, отслеживание его движения по территории России.

Организаторы схем необоснованного возмещения НДС не являются экспортерами. Экспорт товаров осуществляют реально действующие организации, получающие вознаграждение в виде разницы цен покупки и продажи товара, предназначенного для экспорта, а также возможность зачета сумм НДС по экспортным товарам для погашения задолженности перед бюджетом без отвлечения оборотных активов.

Подтверждением фактического вывоза товаров для возмещения сумм НДС в соответствии со ст.165 Налогового кодекса Российской Федерации является отметка "Товар вывезен" на оборотной стороне возвратного экземпляра ГТД, заверенная ЛНП уполномоченного на то сотрудника таможенного органа с указанием даты вывоза. Для получения таких отметок организаторами мероприятий по незаконному возмещению НДС фабрикуются ГТД с комплектами документов (лжеэкспорт) либо оформляются ГТД на экспорт товаров по завышенной стоимости (в ряде случаев - с недостоверным указанием данных не только о стоимости, но и наименовании товаров и их количестве). Для затруднения контроля таможенной стоимости в схемах незаконного возмещения НДС нередко используются объекты интеллектуальной собственности (программные средства, "ноу-хау" и т.п.) либо товары технического назначения (оборудование, электронные приборы, комплектующие, изделия из цветных металлов), имеющие ограниченную сферу применения и являющиеся непрофильными по отношению к основному виду деятельности организации-экспортера.

Подтверждением поступления на счета экспортеров валютной выручки от реализации товаров служат справки банков и выписки с расчетных счетов организаций. Расчеты за товар в основном ведутся в валюте Российской Федерации через рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые для участников схемы в одних и тех же российских банках, что косвенно указывает на участие в реализации схем незаконного возмещения НДС должностных лиц банковских структур. Все необходимые условия, связанные с экспортом товаров, фирмами-экспортерами и их контрагентами выполняются. Валютная выручка, как правило, возвращается в полном объеме и в установленные сроки.

Окончательное решение о возмещении налогоплательщикам сумм НДС по экспортным операциям принимается должностными лицами налоговых органов.

 

II. Признаки фактов лжеэкспорта экспортных сделок с товарами,
имеющими завышенную таможенную стоимость,
в схемах необоснованного возмещения НДС
 

Анализ инспекционных мероприятий, проведенных по проверке обоснованности предъявления рядом российских организаций-экспортеров требований по возмещению сумм НДС, позволил вскрыть некоторые признаки экспортных сделок с товарами, имеющими завышенную таможенную стоимость, а также фактов лжеэкспорта.

- Экспортные сделки осуществляются по многоступенчатой схеме с участием нескольких фирм (среди которых, как правило, имеются "однодневки"). До таможенного оформления товар неоднократно перепродается на внутреннем рынке.

- Использование услуг одних и тех же фирм-комиссионеров при реализации внешнеторговых контрактов хозяйствующими организациями, зарегистрированными в различных субъектах Российской Федерации.

- Использование при организации перевозок товара услуг экспедиторских фирм в целях недопущения прямых контактов владельца товара и фирмы-перевозчика.

- Юридические адреса получателей товара находятся в оффшорных зонах Ирландии, США, Кипра и других стран.

- В соответствии с таможенными и товаросопроводительными документами экспортные товары в основном помещаются на СВХ в Московском и Санкт-Петербургском регионах, а также СВХ, расположенные в зоне деятельности пограничных таможен (портов и аэропортов). Реально перемещения товара от продавца к покупателю не происходит, а только оформляются документы, свидетельствующие о смене владельца. Экспортные товары на указанные СВХ либо не помещаются, либо помещаются в значительно меньшем количестве для обозначения факта перемещения товара. При этом в складской документации указываются количественные и весовые параметры, соответствующие условиям контракта.

- Количество вывозимых за рубеж экспортных товаров часто превышает объемы производства этих товаров предприятиями России, занятыми в данной области, либо заявленный к вывозу товар вообще производится в России.

- Весовые и количественные показатели, указанные во внутренних перевозочных документах, по которым экспортные товары доставляются до мест таможенного оформления, зачастую расходятся с данными в документах, представленных декларантами в таможенные органы.

- Предметом экспортных сделок являются товары, непрофильные для организаций-экспортеров и однотипной номенклатуры.

- Техническая документация на экспортируемые товары изготовлена небрежно с использованием логотипов иных организаций, без указания ИНН/КПП, почтового индекса, адреса, номера телефона, факса и др. реквизитов организации-изготовителя.

- Ряд организаций-реализаторов товаров на внутреннем рынке взаимозависимы (имеют одних и тех же учредителей либо соучредителей).

- Все необходимые условия, связанные с экспортом товаров, фирмами-экспортерами и их контрагентами выполняются. Валютная выручка, как правило, возвращается в полном объеме в установленные сроки.

- Поставка экспортируемых товаров осуществлялась в адрес страны - грузополучателя, отличной от страны-покупателя товара.

- Расчеты за товар в основном ведутся в валюте Российской Федерации через рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов, открытые в одних и тех же российских банках.

- Отметки о вывозе товара на оборотной стороне возвратных экземпляров ГТД, представляемых в налоговые органы, заверяются не уполномоченными на то сотрудниками таможенного органа.

- Как правило, в субъектах Российской Федерации экспортными операциями с одноименной продукцией занимаются несколько организаций.

 

III. Практические мероприятия по выявлению лжеэкспорта
и экспортных сделок с товарами,
имеющими завышенную таможенную стоимость
 

Практика проведения проверочных мероприятий в отношении организаций-экспортеров показывает, что осуществленные самостоятельно таможенными либо налоговыми органами проверки нарушений таможенного, налогового и валютного законодательства зачастую не выявляют. Однако в тех случаях, когда проверки законности деятельности фирм-экспортеров (налогоплательщиков), обратившихся в налоговые органы за возмещением сумм НДС по экспортным операциям, проводились сотрудниками инспекций МНС России и налоговой полиции во взаимодействии с таможенными органами, имели место положительные результаты.

Для выявления и пресечения фактов лжеэкспорта, а также вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации с завышением таможенной стоимости в целях незаконного получения российскими экспортерами права на возмещение сумм НДС из федерального бюджета считаем целесообразным проведение следующих мероприятий:

1. Создать постоянно действующие межведомственные рабочие группы для осуществления комплексного экспортного контроля с участием сотрудников налоговых, таможенных органов, подразделений налоговой полиции и внутренних дел.

2. Обеспечить при проведении таможенного оформления товаров, являющихся непрофильными для организации-экспортера, товаров группы риска, товаров, цена которых превышает средние мировые цены, тщательный анализ всех представленных в таможенный орган документов на предмет соответствия имеющихся в них данных, обращая особое внимание на идентичность банковских реквизитов в контракте, паспорте сделки, учетной карте участника ВЭД и иных документах.

3. Проводить анализ базы данных ГТД и комплектов документов к ГТД в целях своевременного вскрытия схем необоснованного возмещения НДС путем установления организаций-экспортеров, осуществляющих вывоз одноименных и непрофильных для их основной деятельности товаров (анализ количественных, стоимостных, весовых параметров товара, выявление фирм-комиссионеров, покупателей, лиц, ответственных за финансовое урегулирование, банков).

4. Проверка производителя товаров (получение информации из различных источников - Интернет, министерства и ведомства, промышленные предприятия и др. - о месте нахождения предприятия-производителя, его производственном потенциале, номенклатуре выпускаемого товара, дате государственной регистрации и постановки на налоговый учет, ИНН/КПП организации, дате сдачи последнего отчета в налоговый орган, финансовой состоятельности). Кроме того, целесообразно обращение в центры стандартизации и метрологии Госстандарта Российской Федерации, расположенные в крупных промышленных городах. Именно в этих центрах сосредотачивается информация о производителях товара.

5. Получение информации об учредителях (руководителе) организации - производителе товара: фамилия, имя, отчество, номер и подлинность паспорта.

Нередки случаи представления в таможенные органы недостоверных сведений об организациях - изготовителях товара в части регистрации организаций на утерянные или поддельные паспорта, представления в налоговые органы нулевых балансов либо непредставления налоговой отчетности при существенных объемах выпуска экспортной продукции. Также имеют место факты отказа предприятий, указанных в технических описаниях, инструкциях по эксплуатации на вывозимые изделия, от изготовления этого товара либо подтверждения физической невозможности производства товара в задекларированных количествах.

6. Проверка подлинности сведений, содержащихся в перевозочных документах в части выполнения организацией-перевозчиком транспортировки товара в указанное место и сроки, наличия в фирме-перевозчике внесенных в документы транспортных средств и водителей, установления факта и даты пересечения транспортными средствами границы Российской Федерации. Данная информация запрашивается у фирмы-перевозчика, в АСМАП, авиационных и судоходных компаниях, Транспортной инспекции Минтранса России и ФПС России.

7. В случае доставки товара в пограничные таможни автомобильным, авиационным, железнодорожным, речным транспортом по территории России целесообразно получить внутренние перевозочные документы с целью сопоставления весовых и количественных характеристик товара с данными, указанными в документах, предъявляемых в таможенный орган. Имеют место случаи существенных расхождений веса и количества товаров в полученных от экспортеров копиях перевозочных документов, представленных в таможенный орган, и внутренних перевозочных документах.

8. Проверка документов, подтверждающих вывоз товаров, на предмет установления личности сотрудника таможенного органа, проставившего и заверившего своей ЛНП отметку о вывозе товара, фактов направления пограничной таможней в адрес налогоплательщика подтверждения о вывозе товара.

Отмечены случаи использования ЛНП работников отделов таможни, не уполномоченных заверять отметки о вывозе товаров; номерных бланков таможен, считающихся в таможнях утраченными либо задействованных в переписке с другими организациями, для подтверждения налогоплательщику вывоза товаров.

9. Проверить совместно с налоговым органом факт отправки товара при покупке/перепродаже товаров на внутреннем рынке с целью установления даты осуществления банковских операций.

В случаях незаконных экспортных операций банковские проводки выполняются, как правило, в течение одного банковского дня.

10. При возникновении у таможенного органа сомнений в происхождении товара и его стоимостных характеристиках направлять в экспертные учреждения образцы товара для получения заключения о происхождении и стоимости вывозимых товаров.

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha