;
Действует
История статусов
Подписан 18.08.2003 |
В целях совершенствования организации работы с жалобами (обращениями) граждан и организаций в Северо-Западной тыловой таможне ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке рассмотрения жалоб (обращений) граждан и организаций в Северо-Западной тыловой таможне (далее - Инструкция).
2. Заместителям начальника таможни, начальникам структурных подразделений таможни:
- при организации работы с жалобами (обращениями) граждан и организаций исходить из того, что это направление служебной деятельности является одним из приоритетных и рассматривается как важный элемент связей таможенных органов с общественностью;
- принять надлежащие меры по повышению эффективности работы с жалобами (обращениями) граждан и организаций, обеспечению их всестороннего, объективного и оперативного рассмотрения и разрешения, выявления и устранения причин, порождающих повторные жалобы (обращения), укреплению исполнительской дисциплины.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
1.1. Настоящая Инструкция о порядке рассмотрения жалоб (обращений) граждан и организаций в Северо-Западной тыловой таможне (далее - СЗТТ) разработана в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 N 2534-УII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", приказа ГТК России от 09.03.1999 N 150 "О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах", приказа ГТК России от 10.10.2002 N 1082 "Об утверждении общих положений о таможенных органах РФ", приказа ГТК России от 28.12.1998 N 876 "Об утверждении положения о Северо-Западной тыловой таможне", письма ГТК России от 31.08.2001 N 01-06/35276 "Об организации работы с жалобами на решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц", а также с учетом положений иных законодательных и нормативных правовых актов по вопросам работы с жалобами (обращениями) граждан и организаций.
Инструкция определяет общие правила приема и рассмотрения жалоб (обращений) в СЗТТ, а также организации взаимодействия структурных подразделений таможни между собой по рассмотрению жалоб (обращений), организации контроля за своевременным исполнением поручений, содержащихся в резолюциях по жалобам (обращениям), определяет порядок принятия решений по жалобам (обращениям) и подписания ответов на жалобы (обращения) начальником таможни.
1.2. Настоящая Инструкция применяется во всех случаях поступления жалоб (обращений) по вопросам, относящимся к выполнению задач и реализации функций СЗТТ, в том числе по вопросам производственной, хозяйственной и финансовой деятельности таможни, связанным с соблюдением трудового законодательства в СЗТТ, вопросам неправильного поведения и злоупотребления служебным положением должностных лиц СЗТТ, социальным вопросам и др., а также в случае обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц СЗТТ.
Действие Инструкции распространяется на организацию рассмотрения жалоб (обращений) на уровне СЗТТ.
1.3. Рассмотрение жалоб (обращений) и принятие по ним решений является в соответствии с предоставленными полномочиями компетенцией начальника таможни, если обжалуются решения, действия или бездействие подчиненных ему должностных лиц или затрагиваются вопросы деятельности таможни.
1.4. В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации жалоба в порядке первоначального обжалования может быть принята к рассмотрению непосредственно судом Российской Федерации. При этом поступившая в таможенные органы аналогичная жалоба остается без рассмотрения до принятия решения судом (в соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации).
1.5. В целях единообразного применения в настоящей Инструкции используются основные понятия в следующих значениях:
1) Решение - оформленный в соответствии с установленным порядком правовой акт СЗТТ, содержащий предписание, дозволение или запрет общего или индивидуального характера.
2) Действие - совершение какого-либо действия (от имени СЗТТ или его должностного лица), с которым связано наступление юридических последствий.
3) Бездействие - невыполнение СЗТТ или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия.
4) Должностные лица СЗТТ - граждане, занимающие должности в СЗТТ, которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды.
5) Заявитель - физическое или юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), обратившееся с жалобой (обращением) в СЗТТ, либо его представитель, если жалоба (обращение) подана через представителя.
6) Повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого обращения прошло больше месяца или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
1.6. Поступающие в СЗТТ обращения организаций и граждан подразделяются на заявления, предложения, ходатайства, запросы и жалобы.
1) Заявление - это обращение лица по поводу реализации его прав, прямо предусмотренных тем или иным нормативным правовым актом.
2) Предложение - это обращение, направленное на улучшение деятельности СЗТТ.
3) Ходатайство - обращение с просьбой (в случаях, предусмотренных законодательством) о признании определенного статуса, прав и законных интересов заявителя.
4) Запрос - обращение, содержащее просьбу или требование лица о предоставлении каких-либо сведений, разъяснений, документов (например, запрос о разъяснении вопроса, касающегося применения тех или иных нормативных правовых актов в конкретной ситуации, затрагивающей права и законные интересы лица).
5) Жалоба - обращение лица о неправомерности конкретного решения, действия или бездействия СЗТТ или его должностного лица, содержащее требование о восстановлении его нарушенных прав, свобод и законных интересов.
2.1. Прием и регистрация жалоб (обращений) граждан и организаций осуществляется одним из должностных лиц отдела документационного обеспечения (далее - ОДО) в день их непосредственного поступления в ОДО СЗТТ.
В отделе документационного обеспечения обработка и регистрация жалоб (обращений) производится в соответствии с приказом ГТК России от 09.03.1999 N 150 "О Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах".
Делопроизводство по обращениям граждан и организаций ведется централизованно в ОДО, отдельно от других видов делопроизводства, в том числе производятся следующие действия:
- жалоба (обращение) регистрируется в базе данных АРМ "Секретарь";
- в соответствии с критериями, отраженными в разделе 1 настоящей Инструкции, все обращения классифицируются на жалобы и прочие обращения (заявление, предложение, ходатайство, запрос).
Жалобы (обращения) граждан и организаций ставятся ОДО на контроль.
2.2. Все поступающие жалобы (обращения) граждан регистрируются на регистрационно-контрольных карточках в ОДО в установленном порядке в день их поступления.
2.3. Жалоба (обращение) подается в СЗТТ гражданином или организацией самостоятельно либо через своих представителей. Полномочия представителя должны быть подтверждены соответствующими документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2.4. Жалоба (обращение) подается в произвольной письменной форме и должна быть подписана заявителем.
Письменное обращение должно быть подписано заявителем с указанием фамилии, имени, отчества, должности и содержать помимо изложения существа обращения также данные о фактическом месте жительства и (или) регистрации, работы или учебы заявителя.
Жалоба (обращение), не содержащая этих сведений, признается анонимной, регистрации и рассмотрению не подлежит.
Подача жалобы посредством телеграфной, телетайпной, факсимильной связи, а также электронной почтой не допускается.
2.5. С целью своевременного и полного рассмотрения жалобы (обращения) в ней также должно указываться:
- наименование таможенного органа (должностного лица), в который (которому) подается жалоба (обращение);
- наименование таможенного органа (должность должностного лица таможенного органа), решение, действие или бездействие которого обжалуется;
- существо жалобы (обращения), обжалуемого решения, действия или бездействия;
- обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием или бездействием нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, доказательства, которыми могут быть подтверждены эти обстоятельства;
- требования лица, обратившегося с жалобой (обращением);
- перечень прилагаемых к жалобе (обращению) документов.
В жалобе (обращении) могут быть указаны также иные сведения, если заявитель считает, что они необходимы для ее рассмотрения по существу.
Не может быть отказано в принятии жалобы (обращения) к рассмотрению только по тому основанию, что обращение не озаглавлено либо оформлено не как жалоба.
2.6. Документы, подаваемые вместе с жалобой (обращением), прилагаются в оригиналах либо надлежащим образом заверенных копиях.
3.1. Жалобы (обращения) граждан и организаций, поступающие в таможню, рассматриваются руководством СЗТТ не позднее чем в 2-дневный срок. На основании резолюции начальника таможни, содержащей указание об исполнителе (исполнителях), жалоба (обращение) в соответствии с вопросами, затронутыми ней, передается для разрешения по направлениям деятельности в соответствующее структурное подразделение (подразделения) таможни, начальник которого является лицом, ответственным за ее своевременное рассмотрение.
3.2. Если решение вопросов, поставленных в жалобе (обращении), не относится к компетенции СЗТТ, то такая жалоба (обращение) направляется не позднее чем в пятидневный срок со дня ее регистрации по принадлежности; одновременно письменно об этом извещается заявитель.
Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем органами или должностным лицам, действия которых обжалуются.
3.3. Принятие жалобы (обращения) к рассмотрению осуществляется на основе проверки ее содержания и прилагаемых к ней документов (в соответствии с пп. 2.5 настоящей Инструкции), результатом которой является решение:
3.3.1. О возможности рассмотрения жалобы (обращения) по существу.
3.3.2. Об отказе в принятии жалобы (обращения) к рассмотрению по существу, в случаях, если:
- не соблюдена письменная форма подачи жалобы (обращения);
- не соблюдены установленные сроки обжалования;
- жалоба (обращение) не подписана заявителем или подписана лицом, не имеющим соответствующих полномочий на осуществление представительства;
- в жалобе (обращении) не содержится указания на предмет обжалования (суть обращения), таможенный орган (должностное лицо), чьи действия обжалуются, лицо, от имени которого подана жалоба;
- заявитель уже обратился в суд с жалобой аналогичного содержания и она принята к рассмотрению либо по ней уже вынесено судебное решение;
- по жалобе (обращению) аналогичного содержания вышестоящим таможенным органом Российской Федерации или вышестоящим должностным лицом ранее уже было принято решение;
3.3.3. О направлении жалобы (обращения) по принадлежности в иной государственный орган (должностному лицу), в случае, если:
- предмет жалобы (обращения) не относится к компетенции СЗТТ.
3.4. В случаях, указанных в пп. 3.3.2 настоящей Инструкции, заявителю разъясняется о невозможности рассмотрения жалобы (обращения) по существу (направляется письменный отказ в рассмотрении жалобы (обращения).
3.5. Заявитель, получив разъяснение таможенного органа о невозможности рассмотрения жалобы (обращения) по существу и устранив, если это возможно, причины, указанные в ответе таможенного органа, вправе вновь обратиться с жалобой (обращением) аналогичного содержания.
3.6. Решение об отказе в принятии жалобы (обращения) к рассмотрению может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством.
4.1. Жалобы (обращения) граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня поступления.
В тех случаях, когда для разрешения жалобы (обращения) необходимо осуществление специальной проверки, истребование дополнительных документов либо принятие других мер, сроки разрешения, в порядке исключения, продлеваются начальником таможни, но не более чем на один месяц, с письменным сообщением об этом заявителю.
4.2. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца со дня поступления, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем письменно сообщается лицу, внесшему предложение.
4.3. Письма организаций, не требующие дополнительной проработки, рассматриваются в 10-дневный срок, либо согласно указанному на резолюции сроку.
4.4. Обращения полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления рассматриваются с принятием мер по их исполнению и направлением ответа не позднее 20 дней с момента поступления, если срок исполнения не установлен, а по вопросам, связанным с их деятельностью, или не требующим дополнительного изучения и проверки, - безотлагательно.
4.5. Обращения граждан, поступающие из редакций газет и журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации, подлежат рассмотрению в порядке и в сроки, предусмотренные пп. 4.1 настоящей Инструкции.
4.6. Жалобы (обращения) военнослужащих и членов их семей разрешаются безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня поступления.
Если необходимо осуществление тщательной проверки, истребование дополнительных документов, сроки в порядке исключения продлеваются начальником таможни, но не более чем на 15 дней, с письменным сообщением об этом заявителю.
4.7. Все сроки рассмотрения жалоб (обращений) исчисляются в календарных днях. Течение срока рассмотрения жалобы (обращения) начинается на следующий день после дня регистрации жалобы (обращения) в таможенном органе.
5.1. Рассмотрение жалобы (обращения) по существу осуществляется в структурном подразделении (подразделениях) СЗТТ, являющемся исполнителем согласно поручению (резолюции) начальника таможни, в следующем порядке:
5.1.1. Должностными лицами всесторонне изучаются имеющиеся материалы жалобы (обращения).
5.1.2. Проводится проверка положений, указанных в разделе II настоящей Инструкции.
5.1.3. При необходимости у заявителя запрашиваются дополнительные документы и информация.
5.1.4. Осуществляется в необходимом случае выезд должностных лиц, готовящих решение по жалобе (обращению), в таможенные органы или в иные места, позволяющие получить дополнительную информацию и документы, имеющие существенное значение при рассмотрении жалобы (обращения).
5.1.5. Подготавливается предварительное заключение по жалобе (обращению) с изложением позиции по всем доводам и вопросам, затронутым в жалобе (обращении), с обоснованием причин сделанного заключения.
При этом структурным подразделением-исполнителем может быть запрошено письменное заключение соответствующего функционального подразделения (или подразделений) таможни, в ведении которого находятся отдельные вопросы жалобы (обращения), (далее - соисполнители).
Исполнитель имеет право созывать совещание соисполнителей, координировать их работу, востребовать от них письменные справки и предложения.
5.1.6. Обобщаются материалы жалобы (обращения), полученные от заявителя, структурных подразделений таможни и их должностных лиц, готовится проект решения (ответа) по жалобе (обращению).
Проект решения (ответа) на жалобу (обращение) гражданина или организации, требующий правового обоснования или содержащий ссылки на действующее законодательство, согласовывается с правовым отделением СЗТТ.
Проект решения (ответа) по жалобе (обращению) должен быть подготовлен исполнителем в установленные начальником таможни сроки, но до истечения срока рассмотрения жалобы (обращения).
При этом должен иметься достаточный запас времени, необходимый для изучения проекта ответа по жалобе (обращению) и имеющихся материалов, а также для внесения возможных изменений в подготовленный проект ответа.
5.2. При наличии уважительных причин в соответствии с условиями, изложенными в разделе IV настоящей Инструкции, допускается продление срока рассмотрения жалобы (обращения).
Решение о продлении срока рассмотрения жалобы (обращения) выносится начальником таможни до истечения срока рассмотрения жалобы (обращения) на основании мотивированного заключения исполнителя с указанием причин, послуживших основанием для продления, что подтверждается резолюцией на представленном заключении и самой жалобе (обращении) с указанием нового срока рассмотрения.
При этом исполнитель направляет заявителю промежуточный письменный ответ о продлении срока рассмотрения жалобы (обращения).
5.3. Решение (ответ) по жалобе (обращению) принимается и направляется заявителю в письменной форме.
Решение (ответ) должно излагаться в конкретной и понятной форме, не допускающей возможности различного толкования.
При принятии решения должностное лицо СЗТТ не должно быть связано доводами жалобы (обращения), а должно объективно оценить имеющиеся материалы и принимать решение в соответствии с действующим законодательством.
Жалобы (обращения) граждан и организаций считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры и даны исчерпывающие и обоснованные ответы, соответствующие действующему законодательству.
Решения (ответы) по жалобам (обращениям) граждан и организаций визируются непосредственным исполнителем (исполнителями) и начальником структурного подразделения-исполнителя (исполнителей), соисполнителями, правовым отделением и подписываются начальником таможни, либо лицом, его замещающим, в установленном порядке.
Подписанные начальником таможни решения (ответы) по жалобам (обращениям) граждан и организаций передаются в ОДО СЗТТ для проставления исходящего номера, даты отправления и снятия контроля. Копия решения (ответа) в обязательном порядке направляется в правовое отделение таможни.
5.4. Оригиналы жалоб (обращений) граждан и организаций после их разрешения со всеми относящимися к ним документами возвращаются в отдел документационного обеспечения для централизованного формирования дел.
6.1. Жалобы (обращения) граждан и организаций, поступившие в СЗТТ, ставятся на контроль отделом документационного обеспечения в установленном порядке.
6.2. Контроль представляет собой проверку исполнения поручений (резолюций) по содержанию, форме и срокам и заключается в выяснении полноты и качества исполнения поручения, соблюдения установленных форм и сроков его исполнения.
6.3. Контроль за своевременным рассмотрением жалоб (обращений) граждан и организаций осуществляется ОДО СЗТТ.
Для организации контроля за своевременным рассмотрением жалоб (обращений) граждан и организаций ОДО:
- направляет жалобы (обращения) граждан и организаций после рассмотрения их руководством таможни в соответствии с наложенными резолюциями в структурные подразделения-исполнители для рассмотрения по существу;
- проверяет сроки исполнения по жалобам (обращениям) граждан и организаций;
- осуществляет проверку и запрос состояния дел с рассмотрением жалоб (обращений) граждан и организаций в структурных подразделениях СЗТТ для доклада руководству таможни;
- составляет по мере необходимости обобщенные аналитические справки по результатам рассмотрения жалоб (обращений) граждан и организаций;
- ежеквартально представляет в СЗТУ сводку о ходе рассмотрения поступивших жалоб (обращений) граждан по установленным формам.
6.4. Для организации контроля за соблюдением законности при рассмотрении жалоб (обращений) граждан и организаций правовое отделение СЗТТ:
- участвует в подготовке проектов решений по жалобам (обращениям) граждан и организаций;
- проверяет законность и обоснованность ответов на жалобы (обращения) граждан и организаций;
- проводит анализ правоприменительной практики по жалобам, обобщение результатов рассмотрения жалоб, а также подготовку по результатам рассмотрения жалоб (обращений) предложений руководству СЗТТ о совершенствовании работы таможни, устранении причин допущенных нарушений и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных жалоб (обращений).
7.1. Ответственность за своевременное, правильное и всестороннее разрешение вопросов, поставленных в жалобах (обращениях) граждан и организаций, несет начальник таможни и персонально начальники структурных подразделений СЗТТ - исполнителей.
7.2. Ответственность за состояние делопроизводства по жалобам (обращениям) граждан и организаций и контроль за правильностью его осуществления возлагается на отдел документационного обеспечения, который проверяет порядок ведения делопроизводства в аппарате таможни и структурных подразделениях СЗТТ, принимает меры к совершенствованию этой работы.
7.3. Нарушение установленного законодательством и настоящей Инструкцией порядка рассмотрения жалоб (обращений) граждан, бюрократическое отношение к ним, волокита, а также преследование граждан в связи с подачей жалоб (обращений), либо за содержащуюся в них критику влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.