;
Действует
История статусов
Подписан 19.08.2004 |
В целях реализации требований подп. "б" п. 27 Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения, утвержденному приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1070 , согласно Перечню технических средств, применяемых таможенными органами Российской Федерации при проведении таможенного контроля, утвержденному приказом ГТК России от 29.11.2003 N 1220 , направляем для руководства в работе Рекомендации по оборудованию техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления (далее - Рекомендации), при рассмотрении таможней вопросов об оснащении складов временного хранения аппаратурой радиационного контроля.
Прошу довести прилагаемые Рекомендации до сведения подчиненных должностных лиц.
1.1. Рекомендации по оборудованию техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов складов временного хранения, расположенных в регионе деятельности таможенных органов Центрального таможенного управления (далее - Рекомендации), разработаны на основании требований Таможенного кодекса Российской Федерации, Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов временного хранения, утвержденного приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1070 , Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной приказом ГТК России от 04.02.2004 N 154 , Методического руководства по технологии таможенного контроля делящихся, радиоактивных материалов и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения, введенного в действие письмом ГТК России от 28.12.2001 N 20-90/51570 , Перечня и порядка применения технических средств, утвержденного приказом ГТК России от 29.10.2003 N 1220 , письма ГТК России от 29.12.2003 N 20-90/50801 "О направлении информации" и технико-эксплуатационной документации на технические средства таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.
1.2. Рекомендации предназначены для использования должностными лицами таможенных органов Управления при рассмотрении вопросов оборудования техническими средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (далее - ТС ТКДРМ) складов временного хранения (далее - СВХ), расположенных в регионе деятельности таможенных органов Управления.
1.3. Решения, принятые таможенными органами до 01.01.2004 по оснащению СВХ ТС ТКДРМ, сохраняют силу до окончания срока действия лицензий.
1.4. С 01.01.2004 организации, вновь учреждаемые СВХ, решают вопрос об оснащении техническими средствами ТКДРМ предварительно до момента подачи в таможню заявления о включении в Реестр владельцев СВХ.
1.5. При проведении на СВХ таможенного контроля, направленного на пресечение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ), должностные лица таможенного органа последовательно применяют формы таможенного контроля с использованием ТС ТКДРМ:
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр и/или таможенный досмотр.
1.6. Для включения юридического лица (далее - организация) в Реестр владельцев СВХ организация должна выполнить обязательные требования нормативных документов по оборудованию склада ТС ТКДРМ.
2.1. В качестве ТС ТКДРМ нормативными актами ГТК России рекомендуется применение стационарных таможенных систем обнаружения ДРМ типа "Янтарь" (далее - система "Янтарь") и поисковых сигнализаторов типа ИСП-РМ1401К-01 (далее - дозиметр ИСП-РМ1401К01) с детекторами гамма- и нейтронного излучения. Оснащение СВХ иными типами ТС ТКДРМ производится только по согласованию с ГТК России.
Тип ТС ТКДРМ и их количество определяются таможней (специалистами ТКДРМ) с учетом технико-эксплуатационных характеристик и конструктивных особенностей склада, а также специфики перемещаемых товаров.
2.2. Системы "Янтарь" устанавливаются на въезде на территорию СВХ и осуществляют автоматизированный радиационный контроль товаров по гамма- и нейтронному излучению с сохранением результатов измерений в архиве системы. Системы "Янтарь" обладают высокой эффективностью таможенного контроля, т.к. с помощью детекторов, находящихся в стойках и создающих полосу контроля, проверяют движущийся объект за короткое время. В зависимости от конструктивно-эксплуатационных характеристик СВХ и вида товаров, помещаемых на склад, могут применяться различные модификации, комплектации и схемы установки систем "Янтарь":
- "Янтарь-1СН" - система для контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч. Имеет 1 стойку с полосой контроля шириной до 4 м;
- "Янтарь-2СН" - система для контроля товаров, перемещаемых автомобильным или железнодорожным транспортом со скоростью до 15 км/ч. Имеет 2 стойки с полосой контроля шириной до 8 м.
Базовая комплектация вышеуказанных систем может быть расширена с подключением к пульту управления (или к ПЭВМ) до 16 стоек, установленных в различных местах.
Допускается оснащение СВХ стационарными системами, которые созданы и применяются для оснащения пограничных пунктов пропуска:
- "Янтарь-1Ж" - 2-стоечная система для автоматизированного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом со скоростью до 25 км/ч, и с шириной зоны контроля до 10 м. Система может применяться в одностоечном варианте ("Янтарь-2Ж") с шириной контролируемой зоны до 5 м;
- "Янтарь-1А" - 2-стоечная система для автоматизированного контроля товаров, перемещаемых автомобильным транспортом со скоростью до 15 км/ч, и с шириной зоны контроля до 8 м. Система может применяться в одностоечном варианте ("Янтарь-2А") с шириной зоны контроля до 4 м.
2.3. Дозиметр ИСП-РМ1401К-01 - переносной прибор, позволяющий обнаружить (локализовать) радиоактивный источник с гамма- и нейтронным излучением в определенном секторе поиска и непосредственной близости от него. Эффективность таможенного контроля товаров с помощью данного прибора зависит от времени поиска и субъективных действий должностных лиц таможенного органа по выполнению методики контроля.
3.1. Системой "Янтарь" оснащаются СВХ:
- находящиеся в месте расположения таможенного органа либо его структурного подразделения;
- открытого типа;
- со значительной интенсивностью перемещения товаров;
- на которых производится таможенное оформление товаров без фактического помещения на СВХ;
- на которых осуществляется временное хранение товаров, имеющих значительные габаритные размеры.
При определении модификации, комплектации и места установки системы "Янтарь" учитываются:
- ширина транспортного проема въездных ворот;
- наличие места установки пульта управления системой;
- возможность обеспечения бесперебойности электропитания;
- возможность подключения грозозащиты и заземления.
В случае если на СВХ товар поступает автомобильным и железнодорожным видами транспорта, склад должен быть дополнительно оснащен дозиметром ИСП-РМ1401К-01.
3.2. Дозиметром ИСП-РМ1401К-01 оснащаются СВХ:
- находящиеся в местах, отличных от мест расположения таможенных органов назначения либо их структурных подразделений;
- закрытого типа;
- с незначительными объемами перемещаемых товаров;
- предназначенные для хранения специфических видов товаров (насыпных, наливных, навалом и др.).
4.1. Организация, желающая учредить СВХ, предварительно обращается в таможню для рассмотрения вопроса об оснащении склада ТС ТКДРМ.
4.2. Комиссия, созданная таможней (в состав в обязательном порядке включается должностное лицо подразделения ТКДРМ) в сроки, установленные для ответа юридическим лицам, проводит обследование склада на предмет оснащения ТС ТКДРМ и составляет акт обследования в 2 экземплярах в произвольной форме. Акт подписывается членами комиссии и утверждается начальником таможни:
- 1-й экземпляр остается в таможне для контроля исполнения решения комиссии;
- 2-й экземпляр передается организации, учреждающей СВХ.
В акте должна быть отражена следующая информация:
- состав комиссии (Ф.И.О., должность, таможенный орган);
- наименование и юридический адрес организации, учреждающей СВХ;
- наименование и почтовый адрес СВХ;
- краткая характеристика помещений и/или открытой площадки, прилегающей территории и их параметры;
- номенклатура и объем товаров, которые помещались за прошедший год (или предполагаются к помещению на склад);
- результаты анализа и оценка эффективности применения технических средств ТКДРМ;
- аргументированное обоснование возможности применения определенного типа технических средств ТКДРМ;
- рекомендации комиссии по выбору ТС ТКДРМ для оснащения СВХ, обеспечению переносными ограждениями, знаками "Радиационная опасность" (приложение), определению места нахождения транспортных средств с товарами с повышенным радиационным фоном, выявленных в результате таможенного наблюдения или таможенного осмотра/досмотра.
К акту прилагается план СВХ, заверенный его владельцем, на котором обозначены:
- помещения и/или открытые площадки СВХ и прилегающие к ним территории;
- место установки системы "Янтарь" с указанием ширины транспортного проема;
- место для стоянки транспортных средств, у которых при проведении радиационного контроля выявлен повышенный радиационный фон.
4.3. На основании обследования таможня принимает решение:
- об оснащении СВХ системой "Янтарь", определив ее модификацию, комплектацию и место установки;
- о целесообразности одновременного оснащения СВХ системой "Янтарь" и дозиметром ИСП-РМ1401К-01;
- о согласовании с Управлением вопроса оборудования складов дозиметрами ИСП-РМ1401К-01 вместо модернизации систем типа "Янтарь-1С" или "Янтарь-2С", имеющихся на СВХ;
- о согласовании с Управлением вопроса оборудования склада дозиметрами ИСП-РМ1401К-01 вместо оснащения системой "Янтарь".
Количество дозиметров ИСП-РМ1401К-01 определяется таможней исходя из условий обеспечения эффективного радиационного контроля товаров и транспортных средств.
О своем решении таможня информирует владельца СВХ в письменном виде.
4.4. При подаче организацией заявления и документов для включения в Реестр владельцев СВХ таможня в течение установленного срока осуществляет контроль выполнения организацией требований по оснащению склада ТС ТКДРМ, в т.ч. выполнения ею ранее принятого решения таможни или Управления по данному вопросу.
4.5. Если установлено, что организация, учреждающая СВХ, не выполнила требований нормативно-правовых актов ГТК России по оснащению ТС ТКДРМ, таможня направляет заявителю мотивированный ответ с отказом включения в Реестр владельцев СВХ.
Если по результатам обследования СВХ таможня считает возможным не оснащать СВХ системой "Янтарь", а оборудовать склад дозиметрами ИСП-РМ1401К-01, она направляет в Управление письмо с изложением существа вопроса и обоснованным предложением о возможности применения определенного типа технических средств ТКДРМ, а также указанием наименования организации, учреждающей СВХ, и его почтового адреса.
К письму прилагаются:
- акт обследования и план СВХ;
- проект Порядка действий должностных лиц таможни при осуществлении таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов с применением дозиметров ИСП-РМ1401К-01, разработанный в соответствии с требованиями письма Управления от 09.03.2004 N 47-08/4831 .
Отдел ТКДРМ информационно-технической службы совместно с отделом контроля и развития инфраструктуры службы организации таможенного контроля рассматривают данное обращение таможни в десятидневный срок. В отдельных случаях сведения могут быть проверены ими в других функциональных отделах Управления, дополнительно запрошены из таможни или проверены путем выезда на СВХ.
После рассмотрения и анализа всех материалов принимается решение о возможном оснащении СВХ конкретными ТС ТКДРМ.
О принятом решении Управление информирует таможню.
О решении Управления таможня сообщает организации, учреждающей СВХ, и осуществляет контроль выполнения данного решения.
Если организация, учреждающая СВХ, обратилась с вопросом оснащения склада ТС ТКДРМ непосредственно в Управление, данное обращение направляется в соответствующую таможню для заключения.
Приводится знак "Радиационная опасность".