Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Экономического Cуда СНГ от 20.05.2008 № 01-1/6-07

Об определении страны происхождения товаров
Решение Экономический Cуд СНГ от 20 мая 2008 г. N 01-1/6-07

 

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе: председательствующего - Председателя Экономического Суда СНГ Абдуллоева Ф.,

судей Экономического Суда СНГ: Жолдыбаева С.Ж., Керимбаевой А.Ш., Мирошник В.И., Молчановой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,

с участием представителя Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств Вежновца В.Н., Генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., специалиста Петровского К.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании, УСТАНОВИЛ:

Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании пункта 4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года (далее - Правила от 30 ноября 2000 года), и Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров).

В запросе Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, может ли использование усовершенствованных технологических процессов, отличных от процессов, указанных в третьей колонке Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (далее - Перечень), рассматриваться как выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место, в смысле подпункта б) части второй пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года.

Заслушав судью-докладчика Молчанову Т.Н., обсудив заключения Генерального советника Экономического Суда СНГ Юкевича В.А., специалиста Петровского К.Г. и исследовав имеющиеся в деле материалы, Экономический Суд СНГ пришел к следующим выводам.

Экономический Суд СНГ осуществляет толкование, руководствуясь статьями 31, 32 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года.

В Содружестве Независимых Государств правовую базу при определении страны происхождения товаров составляют Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 24 сентября 1993 года; Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года с поправками, внесенными Протоколом от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года (далее - Соглашение от 15 апреля 1994 года); Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года.

Соглашение от 15 апреля 1994 года вступило в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины. Российская Федерация подписала Соглашение от 15 апреля 1994 года и применяет временно, до завершения внутригосударственных процедур. Туркменистаном Соглашение от 15 апреля 1994 года применяется временно, до передачи депозитарию сведений о завершении внутригосударственных процедур, и действует в редакции от 15 апреля 1994 года, поскольку им не подписан Протокол от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение от 15 апреля 1994 года.

Правила от 30 ноября 2000 года вступили в силу для Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины. Республика Узбекистан и Туркменистан Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах от 30 ноября 2000 года не подписали. В отношениях между этими государствами, а также между ними и государствами, подписавшими Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, применяются Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года (далее - Правила от 24 сентября 1993 года).

Правила от 30 ноября 2000 года применяются к товарам, которые происходят из государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и находятся в торговом обороте между этими государствами.

Страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения от 15 апреля 1994 года, где товар полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке (пункт 1 Правил от 30 ноября 2000 года). В случае участия в производстве товара третьих стран, помимо государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, определение страны происхождения товара осуществляется на основании критерия достаточной обработки/переработки. Понятие "критерий достаточной обработки/переработки" в соответствии с Правилами от 30 ноября 2000 года означает, что товар считается происходящим из страны, где был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств. Данное положение носит общий характер и уточнено специальной нормой пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года, согласно которой "критерий достаточной обработки/переработки может выражаться:

а) изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков, произошедшим в результате обработки/переработки;

б) выполнением необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;

в) правилом адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции".

Изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых 4 знаков как основной критерий достаточной обработки/переработки не применяется в отношении товаров, включенных в Перечень. Для таких товаров критерий достаточной обработки/переработки определяется на основании данного Перечня.

Норма о критерии достаточной обработки/переработки, закрепленная в подпункте б) части второй пункта 4 Правил от 30 ноября 2000 года, конкретизирована и может быть реализована исключительно в Перечне. В отличие от Правил от 30 ноября 2000 года Правила от 24 сентября 1993 года не содержат Перечень условий и операций, достаточных для определения страны происхождения товаров, в связи с чем подпункт б) части первой пункта 4 Правил от 24 сентября 1993 года на практике не применяется. Изучение материалов межгосударственной рабочей группы по подготовке проектов Правил от 30 ноября 2000 года и Перечня подтверждает, что целью принятия Перечня являлось обеспечение единого согласованного подхода к технологическому процессу и определение конкретных параметров степени достаточности обработки/переработки товара.

Условия, производственные или технологические операции, определяющие происхождение товаров, указаны в третьей колонке Перечня. Экономический Суд СНГ отмечает, что в Перечне применяется дифференцированный подход к различным группам товаров с точки зрения выполнения необходимых условий и/или производственных и технологических операций, достаточных для определения страны происхождения товара.

По ряду позиций Перечень прямо указывает на выполнение таких производственных или технологических операций (например, позиции 1504 - 1506 00 000 , 2821 20 000 ). По некоторым товарным группам Перечнем установлено обязательное выполнение определенных операций и "других последующих операций" ( 1701 , 2206 00 ). При этом "другие последующие операции" как завершающий этап обработки/переработки предполагают обязательность их выполнения, однако конкретные виды операций могут варьироваться в зависимости от используемого технологического процесса, сорта и типа получаемой конечной продукции. Использование специальных технологических операций, обеспечивающих готовому продукту характеристики, отличные от использованного сырья, без обозначения видов таких операций допускается только по одной из позиций Перечня ( 7006 00 ).

При отсутствии ограничений к выполняемым операциям в Перечне применяется термин "изготовление", означающий "выполнение любых видов производственных или технологических операций" (пункт 2.1 Примечания 2 к Перечню), и предусматривается обязательность соблюдения строго определенных условий, например: изготовление товаров из названных в Перечне материалов, продуктов ( 0710 40 000 , 0506 , 0408 ); соблюдение правила адвалорной доли ( 1301 , 1106 10 000 ); изготовление товаров в условиях специализированного производства ( 0207 ). В отдельных случаях Перечнем установлены требования к выполнению как производственных или технологических операций, так и условий ( 8702 - 8704 , группа 34 ).

Независимо от того, какие условия и/или операции определены для конкретного продукта (товара), их объем, установленный Перечнем, является минимальным и обязательным. Выполнение меньшего объема условий и операций не определяет происхождение продукта в соответствии с Правилами от 30 ноября 2000 года (пункт 4.1 Примечания 4 к Перечню).

В связи с тем, что в Перечне предусмотрен "минимальный" объем условий и операций, Экономический Суд СНГ считает, что помимо указанных допускается выполнение дополнительно любых иных, в том числе усовершенствованных операций. Однако для придания товару статуса происходящего из страны, где были выполнены усовершенствованные производственные или технологические операции, необходимо, чтобы они включали обязательный минимум операций, определенный в Перечне.

В случаях, когда используются усовершенствованные производственные и технологические операции, но не выполнен минимальный объем, указанный в Перечне, такие операции могут рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара при условии внесения поправок в Перечень в порядке, установленном Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года. В соответствии с пунктом 2 данного Решения Экономическому совету СНГ предоставлено "право вносить по мере необходимости изменения и дополнения в Перечень", что означает оперативное рассмотрение и внесение поправок в Перечень. Действующий порядок внесения поправок позволяет обеспечить сбалансированность взаимной торговли государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года и эффективную реализацию их взаимосогласованных интересов по вопросу определения страны происхождения товаров.

Экономический Суд СНГ отмечает, что критерий достаточной обработки/переработки фиксируется в сертификате о происхождении товара формы СТ-1, который однозначно свидетельствует о стране происхождения товара, носит оценочный характер и выдается на основании ряда документов, в том числе акта экспертизы.

Правилами от 30 ноября 2000 года предусмотрен механизм проверки безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенными органами, действующими от имени государства-импортера и решающими вопрос о предоставлении преференций импортируемому товару. В соответствии с пунктом 16 Правил от 30 ноября 2000 года в случае возникновения сомнений таможенные органы вправе обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения. По мнению Экономического Суда СНГ, из данной нормы следует, что таможенные органы государства-импортера не только вправе, но и должны при оценке достоверности сертификата формы СТ-1 или сведений, в нем содержащихся, строго соблюдать установленный порядок обращения в орган, его удостоверивший. Исходя из пункта 19 Правил от 30 ноября 2000 года, товар не считается происходящим из страны-экспортера до представления документов и/или сведений, подтверждающих его происхождение, - не только сертификата, но и дополнительно истребованных документов или уточняющих сведений относительно происхождения товара. К примеру, законодательства Республики Казахстан (пункт 6 статьи 41 Таможенного кодекса Республики Казахстан), Кыргызской Республики (пункт 4 статьи 33 Таможенного кодекса Кыргызской Республики) содержат аналогичные требования.

Товары, обработка/переработка которых выполнена с применением усовершенствованных операций, пропускаются в страну ввоза по общему правилу, установленному пунктом 20 Правил от 30 ноября 2000 года, без задержания. При этом в ряде государств осуществляется уплата таможенных пошлин по непреференциальным ставкам с последующим возвратом разницы между произведенными платежами и размером преференциальных пошлин (пункты 2, 3 статьи 36 Таможенного кодекса Кыргызской Республики, пункт 1 статьи 37 Таможенного кодекса Республики Таджикистан); в Грузии используется механизм таможенной гарантии согласно пункту 2 статьи 30 Таможенного кодекса Грузии. Правилами от 30 ноября 2000 года предусматривается дополнительный механизм, гарантирующий получение таможенных преференций (возврат уплаченных пошлин) в течение одного года с даты таможенного оформления товара (пункт 21). К товарам, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия необходимых для этих целей документов, режим свободной торговли применяется (восстанавливается) при условии получения надлежащего сертификата формы СТ-1 или других документов. Положения пунктов 20 и 21 Правил от 30 ноября 2000 года относятся в том числе и к товарам, включенным в Перечень, при обработке/переработке которых использованы новые, усовершенствованные технологические или производственные операции, но не соблюден минимальный объем операций, определенный Перечнем.

Таким образом, изложенное позволяет Экономическому Суду СНГ прийти к выводу о том, что использование усовершенствованных производственных и технологических операций может рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара, если при этом выполняется минимальный объем условий и операций, указанный в Перечне.

Экономический Суд СНГ, проанализировав информацию, представленную министерствами юстиции, таможенными органами, торгово-промышленными палатами государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, отмечает, что национальное законодательство, касающееся определения страны происхождения товара, гармонизировано и в целом соответствует Правилам от 30 ноября 2000 года (Правилам от 24 сентября 1993 года). Вместе с тем в позициях, занимаемых большинством торгово-промышленных палат, уполномоченных на выдачу сертификатов, и таможенными органами государств - участников Содружества, предоставляющими режим зоны свободной торговли, имеются различия относительно определения страны происхождения товаров, при обработке/переработке которых использованы усовершенствованные операции.

Торгово-промышленные палаты Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Украины рассматривают использование усовершенствованных операций, не перечисленных или отличных от указанных в третьей колонке Перечня, но приводящих в результате их выполнения к приданию товару его характерных свойств, как выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где они имели место.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации указывает, что, если при производстве товара не были выполнены все предусмотренные Перечнем операции, заключение о российском происхождении товара не оформляется и сертификат формы СТ-1 не выдается. Белорусская торгово-промышленная палата занимает аналогичную позицию.

По сообщениям таможенных органов государств - участников Соглашения от 15 апреля 1994 года, товар, включенный в Перечень, считается происходящим из страны, в которой выполнены все условия, производственные и технологические операции, указанные для данной товарной позиции.

В целях обеспечения реализации Соглашения от 15 апреля 1994 года Экономический Суд СНГ считает необходимым обязательное взаимодействие уполномоченных и компетентных органов в вопросах выдачи, оценки и проверки подлинности сертификатов и сведений о происхождении товара.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде СНГ, пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда СНГ, Экономический Суд Содружества Независимых Государств РЕШИЛ:

Дать по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств следующее толкование пункта 4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Правилах определения страны происхождения товаров от 30 ноября 2000 года, и Перечня условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение 1 к Правилам определения страны происхождения товаров).

1. Использование усовершенствованных производственных и технологических операций может рассматриваться как выражение критерия достаточной обработки/переработки товара, если при этом выполняется минимальный объем условий и операций, указанный в Перечне условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место.

2. В целях эффективного функционирования зоны свободной торговли рекомендовать правительствам государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года принять меры по обеспечению взаимодействия уполномоченных и компетентных органов в вопросах выдачи, оценки и проверки подлинности сертификатов о происхождении товара.

3. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

4. Копию решения направить в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, в правительства государств - участников Содружества Независимых Государств.

5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

 


Председатель

Ф.Абдуллоев

 

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha