Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Обзор Дальневосточного таможенного управления от 15.03.2013 № 16-01-17/4359 "Обзор решений, принятых Дальневосточным таможенным управлением по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц за 2 полугодие 2012 года"

Обзор решений, принятых ДВТУ по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов
Обзор Дальневосточного таможенного управления
от 15 марта 2013 г. N 16-01-17/4359
"Обзор решений, принятых Дальневосточным таможенным управлением
по результатам рассмотрения жалоб на решения, действия
(бездействие) таможенных органов и их должностных
лиц за 2 полугодие 2012 года"

 

1. В случае отказа декларанта от предоставления документов и сведений, запрошенных в ходе дополнительной проверки, и невнесения в установленный срок обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, дальнейший контроль таможенной стоимости не осуществляется и решение о корректировке заявленной таможенной стоимости не принимается. В этом случае таможенный орган отказывает в выпуске товаров по причине несоблюдения установленных условий выпуска товаров.

Во втором полугодии 2012 года увеличилось количество обращений участников внешнеэкономической деятельности в Дальневосточное таможенное управление с жалобами на решения таможенных органов об отказе в выпуске товаров по причине непредставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. По мнению заявителей, в течение трех рабочих дней с момента получения таможенным органом отказа от предоставления дополнительно запрошенных документов и сведений и согласия декларанта на осуществление корректировки таможенной стоимости товаров таможенный орган обязан осуществить корректировку таможенной стоимости товаров и выпустить товар с уплатой таможенных платежей, а не внесением обеспечения их уплаты.

Исходя из подпункта 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии, что в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза. Согласно пункту 1 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган отказывает в выпуске товаров при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза, не позднее истечения срока выпуска товаров.

Согласно пункту 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза. В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта.

В свою очередь, пунктом 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, установлено, что при проведении дополнительной проверки должностное лицо запрашивает у декларанта дополнительные документы, сведения и пояснения, перечень которых указывается в решении о проведении дополнительной проверки. При этом в решении о проведении дополнительной проверки таможенным органом устанавливается срок для представления дополнительно запрошенных документов и сведений. Одновременно с доведением до декларанта решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган в установленном порядке сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров (пункт 16 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376), устанавливая срок для этого в решении о проведении дополнительной проверки, оформляемом по форме согласно приложению N 2 к указанному Порядку.

Таким образом, решение о проведении дополнительной проверки содержит два срока - для представления дополнительных документов (в целях подтверждения сведений о таможенной стоимости) и для предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (в целях выпуска товаров).

В случае непредоставления до истечения срока выпуска товаров обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (пункт 17 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376). Следовательно, если в установленный срок декларантом не предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, дальнейший контроль таможенной стоимости товаров также не осуществляется и решение о корректировке заявленной таможенной стоимости не принимается, то есть контроль таможенной стоимости в таком случае ограничивается лишь решением о проведении дополнительной проверки.

Таким образом, доводы заявителей о том, что таможенный орган обязан был совершить действия по корректировке таможенной стоимости задекларированных товаров в течение трех рабочих дней с момента получения отказа от представления дополнительно запрошенных документов и сведений и согласия на осуществление корректировки таможенной стоимости, не обоснованы.

 

2. Обращение правообладателя в период приостановления выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, с заявлением о том, что данные товары являются контрафактными и договор об использовании товарного знака между правообладателем и декларантом не заключался, само по себе, без запроса о продлении срока приостановления, на принятие решения о выпуске товаров не влияет.

В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба компании "К", являющейся правообладателем товарного знака "KYB", на действия таможенного поста, выразившиеся в выпуске задекларированных индивидуальным предпринимателем Ф. товаров - запасных частей для легковых автомобилей с нанесенным обозначением "KVB". Заявитель утверждает, что таможенным органом не предпринято необходимых мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, что привело к выпуску контрафактного товара.

В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 328 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

Согласно пункту 1 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза если при совершении таможенных операций, связанных с помещением под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров приостанавливается сроком на десять рабочих дней.

Таможенным постом в ходе таможенного досмотра товаров, задекларированных индивидуальным предпринимателем Ф., были обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности, а именно: логотипы и надписи "KVB", нанесенные на амортизаторы, предположительно являются сходными до степени смешения с товарным знаком "KYB", включенным в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, правообладателем которого является компания "К". В связи с изложенным таможенным постом принято решение о приостановлении выпуска товара с 27.03.2012 по 09.04.2012.

В силу пункта 2 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенный орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, уведомляет декларанта и правообладателя или лиц, представляющих их интересы, о таком приостановлении, причинах и сроках приостановления, а также сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) правообладателя и (или) лица, представляющего его интересы, а правообладателю или лицу, представляющему его интересы, - наименование (фамилию, имя, отчество) и место нахождения (адрес) декларанта.

27.03.2012 с учетом указанных требований таможенного законодательства Таможенного союза таможенным постом в адрес компании "К" направлена информация относительно задекларированных индивидуальным предпринимателем Ф. товаров. Дополнительно с целью установления, является ли обозначение "KVB" сходным до степени смешения с товарным знаком "KYB", назначена таможенная экспертиза. Учитывая изложенное, таможенным органом были предприняты незамедлительные меры по защите прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.

По запросу правообладателя или лица, представляющего его интересы, срок приостановления выпуска товаров может быть продлен таможенным органом, но не более чем на десять рабочих дней, если указанные лица обратились в уполномоченные органы за защитой прав правообладателя в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 1 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза).

В соответствии с пунктом 3 статьи 331 Таможенного кодекса Таможенного союза по истечении срока приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, выпуск таких товаров возобновляется и производится в порядке, установленном Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением случаев, когда таможенному органу представлены документы, подтверждающие изъятие товаров, наложение на них ареста либо их конфискацию, либо иные документы в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

В рассматриваемой ситуации срок приостановления выпуска спорных товаров истекал 09.04.2012, при этом в письме от 02.04.2012 в таможню правообладатель (компания "К") не заявлял о необходимости его продления, а также не представил сведения об обращении за защитой своих прав в уполномоченные органы. При этом необходимо отметить, что обозначение "KVB" не является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, а обладает признаками схожести до степени смешения с товарным знаком "KYB", включенным в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Принимая во внимание истечение 09.04.2012 срока приостановления выпуска спорного товара, тот факт, что правообладатель не обращался в таможенный орган с запросом о продлении указанного срока, а также учитывая, что у таможенного органа на момент истечения срока приостановления выпуска не имелось доказательств, подтверждающих схожесть до степени смешения обозначения "KVB" с товарным знаком "KYB", у таможенного поста отсутствовали правовые основания для неосуществления выпуска товаров, задекларированных индивидуальным предпринимателем Ф. В связи с изложенным обжалуемые действия таможенного поста признаны правомерными.

 

3. Решения, действия (бездействие) таможенного органа, связанные с выдачей паспорта транспортного средства, не относятся к области таможенного дела и, следовательно, не подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Не получив паспорт транспортного средства на задекларированный легковой автомобиль, гражданка Г. обратилась с устной жалобой к начальнику таможенного поста. По результатам рассмотрения данной жалобы составлен акт, согласно которому заявителем неверно произведен расчет утилизационного сбора в отношении автомобиля, ввиду чего паспорт транспортного средства не мог быть выдан. Указанный акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке был обжалован заявителем в Дальневосточное таможенное управление.

Главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определен порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела. Круг решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, которые относятся к области таможенного дела и могут быть предметом обжалования в соответствии с порядком, установленным главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (включая упрощенный порядок), согласно части 3 статьи 4 данного Федерального закона ограничен и не может выходить за рамки тех, принятие которых предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пункту 1 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из данного кодекса, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе; решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза. Законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из данного Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

В целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации, усиления контроля за перемещением транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и за своевременностью уплаты таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. Учитывая сферу применения указанного межведомственного акта, вышеуказанный приказ не входит в систему законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пункту 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, паспорта транспортного средства выдаются таможенными органами после помещения транспортных средств и (или) шасси под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или на транспортные средства и (или) шасси для личного пользования после выпуска их в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, выдача паспорта транспортного средства не относится к области таможенного дела и является дополнительной функцией, возложенной на таможенные органы, в связи с чем решения, действия (бездействие) таможенного органа, связанные с выдачей паспорта транспортного средства, не подлежат оценке в порядке, предусмотренном главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Рассмотрение обращений по вопросам, не относящимся к области таможенного дела, регламентировано Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и оформляется на бланке письма таможенного органа.

При таких обстоятельствах рассмотрение начальником таможенного поста в упрощенном порядке устной жалобы гражданки Г. на бездействие должностных лиц таможенного поста по неосуществлению выдачи паспорта транспортного средства на автомобиль и принятие по данной жалобе решения являются неправомерными.

 

4. В случае отмены в порядке ведомственного контроля решения о регистрации таможенной декларации, указанная декларация считается для таможенных целей неподанной, в связи с чем таможенные сборы, уплаченные за регистрацию данной декларации, подлежат возврату.

ООО "Э" обратилось в Дальневосточное таможенное управление с жалобой на действия таможни, выразившиеся в оставлении без рассмотрения заявления общества о возврате таможенных сборов. Ссылаясь на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных сборов за таможенные операции, таможня в качестве причины оставления заявления без рассмотрения указала на то, что таможенным законодательством не предусмотрен возврат таможенных сборов в случае отмены решения о регистрации декларации на товары. В свою очередь, ООО "Э" полагает что, поскольку решением начальника таможенного поста в порядке ведомственного контроля решение о регистрации таможенной декларации признано неправомерным и отменено, таможенные сборы, уплаченные за регистрацию данной таможенной декларации, подлежат возврату.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, периодической таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации. В свою очередь, пунктом 6 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

Таким образом, исходя из норм таможенного законодательства, в случае, если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, таможенные сборы за таможенные операции взиманию не подлежат.

Согласно частям 2 и 3 статьи 129, пунктам 1 и 2 части 1 статьи 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится в случаях:

если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции;

отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой (в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту процедуру);

отзыва таможенной декларации.

Случай, когда таможенная декларация считается неподанной, к таким не отнесен.

С учетом изложенного уплаченные суммы таможенных сборов за таможенные операции подлежат возврату в общеустановленном порядке в случае, если декларация не зарегистрирована таможенным органом и считается неподанной.

Учитывая факт отмены в порядке ведомственного контроля решения о регистрации таможенной декларации, поданной ООО "Э", а также положения пункта 6 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза, указанная таможенная декларация считается для таможенных целей неподанной. Следовательно, таможенные сборы, уплаченные в связи с регистрацией данной таможенной декларации, подлежат возврату.

При таких обстоятельствах правовые основания для оставления заявления ООО "Э" о возврате таможенных сборов без рассмотрения при наличии решения в порядке ведомственного контроля, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных сборов, у таможни отсутствовали.

 

5. Таможенная стоимость транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза для личного пользования, определяется как цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за транспортное средство, и подтверждается только оригиналами документов, содержащих конкретную цену автомобиля, уплаченную лицом при его покупке.

В Дальневосточное таможенное управление поступила жалоба гражданина Б. на бездействие таможенного поста, выразившееся в непринятии заявленной им при таможенном декларировании таможенной стоимости ввезенного автомобиля. По мнению заявителя, в таможенный орган были представлены необходимые документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость транспортного средства в размере 6800 долл. США (а именно: копия чека и заявление на перевод средств в иностранной валюте).

Общий порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском", а порядок определения таможенной стоимости указанных транспортных средств установлен статьей 361 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Специфика приобретения физическими лицами товаров для личного пользования, то есть товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, заключается в том, что такие товары изначально не предполагаются для включения в торговый оборот, приобретаются за счет личных средств, в отношении которых не ведутся учет и отчетность, к таким товарам не применяются меры валютно-банковского контроля. Исходя из этого, для определения таможенной стоимости товаров для личного пользования физических лиц установлен упрощенный порядок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. Согласно указанной норме упрощенный порядок определения таможенной стоимости транспортных средств основан на базовом принципе, согласно которому таможенная стоимость транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Таможенного союза, определяется как цена, по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции, то есть цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар. Следовательно, для подтверждения таможенной стоимости транспортного средства физическое лицо представляет таможенному органу такие документы как счета, чеки, справки и иные, то есть документы, подтверждающие конкретную цену автомобиля, уплаченную лицом при его покупке.

В ходе проведения таможенного контроля таможенный пост установил, что при таможенном декларировании автомобиля гражданином Б. не соблюдено требование о предоставлении оригиналов документов, так как им представлена копия чека. Кроме того стоимость транспортного средства, указанная в данной копии чека (6193 долл. США), не соответствует таможенной стоимости автомобиля, заявленной в пассажирской таможенной декларации (6800 долл. США). В свою очередь, представленное при таможенном декларировании заявление на перевод средств в иностранной валюте не является документом, подтверждающим таможенную стоимость рассматриваемого автомобиля, так как данный документ не содержит сведений о его стоимости, а подтверждает лишь факт перевода денежных средств в адрес физического лица в размере 7000 долл. США.

Принимая во внимание, что гражданином Б. не представлены документы, утверждающие стоимость декларируемого автомобиля, правовые основания для принятия заявленной им таможенной стоимости у таможенного поста отсутствовали.

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha