;
Действует
История статусов
Подписан 25.06.2015 |
Во исполнение решения, принятого на заседании коллегии ФТС России 29 мая 2015 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Начальникам структурных подразделений ФТС России, региональных таможенных управлений, специализированных региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить исполнение решения коллегии ФТС России (приложение).
2. Главному организационно-инспекторскому управлению (А.Б.Струков) обеспечить контроль за выполнением решения коллегии ФТС России.
Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
В начале 2016 года запланировано вступление в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Разработка проекта ТК ЕАЭС проводится в целях дальнейшего совершенствования таможенного администрирования и устранения барьеров для развития внешней торговли при соблюдении баланса интересов бизнеса и государства.
При подготовке проекта ТК ЕАЭС в основу были положены следующие принципы:
согласованность проекта ТК ЕАЭС с терминологией, понятийным аппаратом и положениями Договора от 29 мая 2014 года;
систематизация и кодификация действующего таможенного законодательства путем отмены части международных соглашений, не соответствующих правовой базе ЕАЭС, и включение норм части таких соглашений в проект ТК ЕАЭС;
модернизация таможенной деятельности с учетом современного уровня развития информационных технологий;
сокращение национального сегмента таможенного регулирования с передачей на наднациональный уровень;
учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств - участников ЕАЭС, взятых в рамках Всемирной торговой организации;
устранение правовых коллизий действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Подготовку проекта ТК ЕАЭС осуществляет Рабочая группа по совершенствованию таможенного законодательства, в состав которой входят представители государственных органов ЕАЭС (таможенных служб, министерств экономики, финансов, транспорта), специалисты Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) и представители белорусского, казахстанского и российского бизнес-сообщества.
В проект ТК ЕАЭС включены в кодифицированном виде положения 16 действующих международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения. При подготовке проекта учитывались результаты переговорного процесса по Протоколу о внесении изменений в ТК ТС, работу по которому ведется с 2011 года.
После вступления в силу ТК ЕАЭС будут применяться отдельно 5 международных соглашений, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения: соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб, деятельности представительств таможенных служб, а также регламентирующие особенности привлечения лиц к уголовной и административной ответственности.
Решением Коллегии ЕЭК от 18 декабря 2014 г. N 233 проект ТК ЕАЭС был одобрен и направлен сторонам для проведения процедуры внутригосударственного согласования. Предварительные результаты внутригосударственного согласования направлены ЕЭК для проработки заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ).
В проекте ТК ЕАЭС нашли отражение новые подходы, которые окажут значительное влияние на развитие таможенного администрирования. Наиболее значимыми из них являются:
возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена, в случаях, когда такие документы могут быть получены из информационных систем;
сокращение сроков принятия решения о регистрации либо отказе в регистрации таможенной декларации с двух часов до одного часа.
Предусмотрено также сокращение сроков выпуска товаров до 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если по результатам проверки таможенной декларации в рамках системы управления рисками (далее - СУР) не рекомендовано проведение таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо других форм таможенного контроля, связанных с проверкой товаров.
При этом возможно совершение таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров автоматически информационными системами таможенных органов. В этом случае срок выпуска товаров будет составлять не более 20 минут с момента регистрации декларации на товары (для товаров, в отношении которых в автоматизированном режиме признаков риска не выявлено).
В соответствии с распоряжением ФТС России от 30 января 2015 г. N 32-р начата реализация пилотного проекта по внедрению технологии автоматического выпуска. На 97 таможенных постах организован эксперимент по реализации технологии автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в виде электронного документа. Данная технология применяется в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозной таможенной пошлиной.
В проекте ТК ЕАЭС закреплена возможность передачи таможенными органами предварительной информации иным государственным органам, осуществляющим государственный контроль (надзор) в целях проведения иных видов государственного контроля (надзора), в том числе в целях применения СУР.
Включены в проект ТК ЕАЭС положения об использовании таможенными органами СУР при проведении таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров. Предусмотрено категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков. Унифицирован порядок проведения таможенных проверок и применения других форм таможенного контроля после выпуска товаров.
Также в проекте ТК ЕАЭС регламентирован процесс управления рисками таможенными органами, что позволит обеспечить единообразное применение СУР в таможенных органах государств - участников ЕАЭС.
Проект ТК ЕАЭС содержит ряд новаций, направленных на предупреждение уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Дополнены перечни прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
Оптимизирован подход к регламентации положений о применении запретов и ограничений. Согласно положениям, включенным в проект ТК ЕАЭС, порядок представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, в том числе перечень таможенных процедур, при помещении под которые необходимо наличие документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, а также момент, на который указанный документ должен быть предъявлен таможенным органам, будут устанавливаться правовыми актами, предусматривающими введение таких запретов и ограничений.
Существенные изменения коснулись института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО). Унифицированы условия включения в реестр УЭО, расширен перечень лиц, которые могут претендовать на присвоение статуса УЭО, введены три типа свидетельств о включении в реестр УЭО. Проектом ТК ЕАЭС предусматривается применение новых специальных упрощений на всей территории ЕАЭС в зависимости от типа свидетельства о включении в реестр УЭО. Статус УЭО будет признаваться на всей территории ЕАЭС с учетом принципа "резидентства".
Основными новеллами, предложенными в проект ТК ЕАЭС, являются: создание института экспортного таможенного представителя, введение информирования о стоимости услуг таможенных представителей в целях сокращения издержек бизнеса на оплату услуг представителей. Кроме этого, по инициативе ФТС России в проект ТК ЕАЭС включена норма, которая позволит на уровне национальных законодательств государств - членов ЕАЭС закрепить право декларировать товары, экспортируемые в международных почтовых отправлениях с применением документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза.
С принятием ТК ЕАЭС существенно изменяются технологии совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля.
В этой связи предполагается дальнейшее сокращение количества документов, необходимых для совершения таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств через российский участок таможенной границы Таможенного союза, а также сроков совершения таможенных операций и осуществления таможенного контроля.
Одним из основных инструментов построения эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в соответствии с проектом ТК ЕАЭС является механизм "единого окна", который предусматривает принцип однократного представления документов участниками ВЭД для их последующего использования таможенными и иными государственными органами при проведении государственного контроля.
Решениями Высшего Совета ЕЭК от 13 мая 2014 г. N 68 и Совета ЕЭК от 4 февраля 2015 г. N 4 утверждены Основные направления развития механизма "единого окна" и детализированный план по реализации названных направлений на 2015 год. В государствах - участниках ЕАЭС проводится работа по созданию, внедрению и развитию национальных механизмов "единого окна".
Мероприятия по развитию национального сегмента механизма "единого окна" нашли отражение в плане мероприятий ("дорожной карте") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" и предложениях по дополнению плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования".
Совершенствование таможенного администрирования сопряжено с эффективным функционированием системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ).
На сегодняшний день ФТС России обеспечен переход на использование СМЭВ в целях обмена информацией о выданных лицензиях и иных разрешительных документах и совершения таможенных операций в электронном виде. Для этого разработано 47 технологических карт межведомственного взаимодействия (далее - ТКМВ), в продуктивной среде СМЭВ зарегистрировано 34 электронных сервиса 27 ФОИВ. Также обеспечена комплексная модернизация автоматизированной системы таможенного оформления и таможенного контроля, применяемой в пунктах пропуска, и Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целом.
В дальнейшем ФТС России предстоит реализовать масштабные мероприятия по совершенствованию технологий совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, предусмотренные проектом ТК ЕАЭС, планами мероприятий ("дорожными картами") "Совершенствование таможенного администрирования" и "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта".
В связи с этим до принятия ТК ЕАЭС необходимо провести работу по:
расширению практики применения в таможенных органах технологии автоматической регистрации таможенной декларации;
совершенствованию СУР путем разработки и внедрения автоматических индикаторов риска, обеспечивающих реализацию СУР в случаях, когда документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, не предоставляются и могут быть получены в рамках информационного взаимодействия;
реализации на уровне ФТС России необходимых мероприятий для внедрения национального сегмента механизма "единого окна";
обеспечению полноценного использования ресурсов СМЭВ при проведении таможенного контроля;
разработке новых и актуализации уже действующих ТКМВ.
Коллегия ФТС России решила:
1. Управлению торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (С.В.Шкляев) совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (А.А.Тимофеев) до 6 июля 2015 года проработать и представить руководителю ФТС России предложения по обеспечению возможности автоматического направления запросов в СМЭВ с использованием ТКМВ при заявлении в декларации на товары сведений о разрешительных документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, с 1 по 15 июля 2015 года обеспечить направление должностными лицами таможенных органов запросов в СМЭВ по каждому случаю указания в декларациях на товары сведений о разрешительных документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Информацию об исполнении направить до 27 июля 2015 года в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.
3. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д.Б.Жуков) совместно с Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (О.Н.Комарова) до 31 августа 2015 года подготовить и направить в Евразийскую экономическую комиссию предложения ФТС России по применению в качестве пассажирской таможенной декларации документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования.
4. Управлению рисков и оперативного контроля (Ф.А.Золотницкий) совместно с Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д.Б.Жуков), Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (О. Н. Комарова), Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров (В.И.Селезнев), Главным управлением по борьбе с контрабандой (В.С.Миронов), Главным управлением информационных технологий (Д.В.Данилин), Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (С.В.Шкляев), Управлением товарной номенклатуры (В.К.Катушенок), Центральным информационно-техническим таможенным управлением (А. А.Тимофеев), начальниками региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, до 30 ноября 2015 года провести анализ готовности функционирования СУР в условиях внедрения технологии автоматического выпуска товаров и доложить результаты руководителю ФТС России.
5. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д.Б.Жуков) до 1 декабря 2015 года обеспечить включение в перечень объектов пилотной зоны, применяющих технологию автоматической регистрации декларации на товары, всех таможенных органов, правомочных принимать декларации на товары.
6. Управлению рисков и оперативного контроля (Ф.А.Золотницкий) совместно с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (А.А.Тимофеев) до 31 декабря 2015 года обеспечить разработку и внедрение автоматических индикаторов риска, обеспечивающих реализацию СУР в случаях, когда документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, не предоставляются и могут быть получены таможенными органами Российской Федерации из информационных систем таможенных и иных государственных органов в рамках информационного взаимодействия.
7. Аналитическому управлению (А.Е.Васильев) совместно с Главным управлением информационных технологий (Д.В.Данилин), Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д. Б. Жуков), Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (С. В.Шкляев) и Центральным информационно-техническим таможенным управлением (А.А.Тимофеев) до 31 декабря 2015 года обеспечить в части компетенции ФТС России реализацию мероприятий по развитию национального сегмента механизма "единого окна".
8. Главному управлению организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д.Б.Жуков) совместно с Главным управлением информационных технологий (Д.В.Данилин) до 31 декабря 2015 года обеспечить актуализацию проектов ТКМВ с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Росавтодором, Ространснадзором в части обеспечения взаимодействия для проведения транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска с учетом норм, включенных в ТК ЕАЭС.
9. Главному управлению информационных технологий (Д.В.Данилин) совместно с Главным управлением организации таможенного оформления и таможенного контроля (Д.Б.Жуков), Центральным информационно-техническим таможенным управлением (А.А.Тимофеев) в течение двух месяцев после вступления в силу ТК ЕАЭС обеспечить техническую реализацию разработанных ТКМВ с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, Росавтодором, Ространснадзором в части обеспечения взаимодействия для проведения транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска с учетом готовности соответствующих федеральных органов исполнительной власти.