Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Решение Верховного Суда РФ от 06.12.2018 № АКПИ18-1085 "О признании действующим пункта 187 Сборника решений и разъяснений по классификации товаров по ТН ВЭД в отношении мебельных ящиков"

'
Решение Верховного Суда Российской Федерации
от 6 декабря 2018 г. N АКПИ18-1085
 
Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "БОЯРД", закрытого акционерного общества "Первая мебельная фабрика", общества с ограниченной ответственностью "Первая мебельная фабрика-АЛНО", акционерного общества "Фиера" о признании недействующим пункта 187 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденного распоряжением Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 г. N 233-р, УСТАНОВИЛ:

распоряжением Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 г. N 233-р утвержден Сборник решений и разъяснений по классификации по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров (далее - Сборник) (приложение).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 7 ноября 2014 г., N 34606, и официально опубликован 19 января 2015 г. в "Российской газете", N 7 (без приложения), приложение опубликовано на официальном сайте "Российской газеты" по адресу www.rg/dok/1071952.

Согласно пункту 187 "Боковые стенки ящиков с направляющими" Сборника две боковые стенки ящика, на каждой из которых закреплены металлические направляющие для выдвижения мебельных ящиков (подвижные направляющие), в комплекте с двумя неподвижными направляющими, прикрепляемыми к боковым стенкам шкафа, и двумя устройствами для крепления фасадов, прикрепляемых с помощью регулировочных винтов к подвижным направляющим, с монтажными отверстиями для крепления и пластмассовыми роликами для движения, упакованные совместно, классифицируются в подсубпозиции 9403 90 100 0 ТН ВЭД ТС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 3 б) и 6. Данный пункт содержит рисунок 187.1.

Общество с ограниченной ответственностью "БОЯРД", закрытое акционерное общество "Первая мебельная фабрика", общество с ограниченной ответственностью "Первая мебельная фабрика-АЛНО", акционерное общество "Фиера" (далее - Общества) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного выше пункта Сборника, ссылаясь на то, что он противоречит Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. (далее - Конвенция), Основным правилам интерпретации ТН ВЭД, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 21, том V, разделы XVI - XXI, группы 85 - 97) (далее - Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС).

В обоснование заявленного требования административные истцы указали, что являются участниками внешнеэкономической деятельности, при таможенном декларировании ввезенный на территорию Российской Федерации товар был классифицирован в соответствии с ТН ВЭД по коду 8302 42 000 0. По результатам камеральной таможенной проверки таможенными органами ввезенный товар был классифицирован на основании пункта 187 Сборника по коду 9403 90 100 0 ТН ВЭД, что послужило основанием для доначисления таможенных пошлин.

В судебном заседании представители административных истцов В., адвокат Запольский Д.С., адвокат Долматова Л.А., Борноволокова Е.Р., Васильев А.В., Юрищев А.М. поддержали заявленное требование.

Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России), Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) и Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

В судебном заседании представители ФТС России М. и К.К., представитель Минфина России Ш. и представитель Минюста России К.М. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Полномочия ФТС России, издавшей Сборник, порядок введения его в действие проверены решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 июля 2016 г. N АКПИ16-416, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2016 г. N АПЛ16-501, административными истцами не оспариваются.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая данный кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Согласно положениям статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики и может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством государств-членов (пункт 1). Международной основой ТН ВЭД являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - ГС) Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (пункт 2).

ГС является приложением к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в г. Брюсселе 14 июня 1983 г.), разработанной под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация), участницей которого является в том числе Российская Федерация (для Российской Федерации данный документ вступил в силу с 1 января 1997 г.).

Исходя из обязательств, приведенных в статье 3 Конвенции, Договаривающаяся Сторона обязуется по отношению к своим таможенно-тарифной и статистическим номенклатурам использовать все товарные позиции и субпозиции ГС, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений, применять основные правила интерпретации ГС (далее - ОПИ), а также все примечания к разделам, группам, товарным позициям и субпозициям и не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций ГС и соблюдать порядок кодирования, принятый в ГС.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).

Пунктом 5 Положения установлено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь, далее применяются ОПИ 2 - 6.

Пункт 1 статьи 20 ТК ЕАЭС определяет, что декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 (далее - Решение N 54).

В силу положений ОПИ ТН ВЭД ЕЭС, содержащихся в приложении к Решению N 54, классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется по следующим Правилам: 1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями 2. а) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде. б) Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо материал или вещество должна рассматриваться и как ссылка на смеси или соединения этого материала или вещества с другими материалами или веществами. Любая ссылка на товар из определенного материала или вещества должна рассматриваться и как ссылка на товары, полностью или частично состоящие из этого материала или вещества. Классификация товаров, состоящих более чем из одного материала или вещества, осуществляется в соответствии с положениями Правила 3, согласно которому в случае, если в силу Правила 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: а) Предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием. Однако когда каждая из двух или более товарных позиций имеет отношение лишь к части материалов или веществ, входящих в состав смеси или многокомпонентного изделия, или только к части товаров, представленных в наборе для розничной продажи, то данные товарные позиции должны рассматриваться равнозначными по отношению к данному товару, даже если одна из них дает более полное или точное описание товара. б) Смеси, многокомпонентные изделия, состоящие из различных материалов или изготовленные из различных компонентов, и товары, представленные в наборах для розничной продажи, классификация которых не может быть осуществлена в соответствии с положениями Правила 3 (а), должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые придают данным товарам основное свойство, при условии, что этот критерий применим. Согласно пункту 6 ОПИ для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

В связи с этим при классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры.

Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 21 государствам - членам ЕЭС рекомендовано применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Пояснения).

Классификация товара, приведенная в оспариваемом пункте Сборника, содержит код подсубпозиции ТН ВЭД ТС с указанием на пункты ОПИ ТН ВЭД 3 б) и 6.

В товарную позицию 9403 группы 94 раздела XX ТН ВЭД ЕАЭС (том V) включаются "мебель прочая и ее части", под кодом 9403 90 указывается "в части:", под кодом субпозиции 9403 90 100 0 указывается наименование "из металла".

Согласно Общим положениям Пояснений, раздел XX, в группу 94 включаются при условии соблюдения исключений, перечисленных в пояснениях в данной группе, вся мебель и ее части (товарные позиции 9401 - 9403).

В разъяснениях термина "мебель" в данной группе (94) в пункте (А) Общих положения указано, что "мебель" означает любые передвижные изделия (за исключением входящих в специфические товарные позиции номенклатуры), главной характерной особенностью которых является то, что они сконструированы для размещения на полу или на земле и которые используются в основном в утилитарных целях, для интерьера частных домов, гостиниц, театров и т.д.

Пункт (Б) Общих положений к мебели относит, в том числе другую мебель с полками и секционную мебель, предназначенную для подвешивания, закрепления на стене, установки одного предмета на другом или рядом один с другим и служащую для хранения в них различных предметов, а также представленные отдельно один от другого элементы секционной мебели.

Согласно абзацу пятому подпункта (ii) пункта (Б) Общих положений в товарные позиции 9401 - 9403 включаются предметы мебели, сделанные из любого материала (дерева, лозы, бамбука, тростника, пластмассы, недрагоценных металлов, стекла, кожи и т.д.). Такая мебель относится к этим товарным позициям независимо от того, есть ли на ней резьба, инкрустация и декоративная роспись или нет и т.д.

Из абзаца седьмого указанного подпункта следует, что предметы мебели, представленные в несобранном или разобранном виде, должны рассматриваться как собранные предметы мебели при условии, что их части представлены в комплекте.

В подгруппу "части" группы "мебель" входят только обработанные и необработанные части изделий, относящихся к товарным позициям 9401 - 9403 и 9405, если их можно идентифицировать по форме и другим характерным чертам как части, предназначенные исключительно или главным образом для изделия, входящего в какую-либо из этих товарных позиций. Они включаются в данную группу в том случае, если не поименованы более конкретно в другом месте.

В исключения, указанные в данной товарной позиции, предметы мебели, описанные в пункте 187 Сборника решений и разъяснений, не входят.

Таким образом, описание предметов и частей мебели, используемое в пункте 187 Сборника, соответствует совокупности классификационных критериев, указанных в пояснениях к товарным позициям "мебель" и "части" Общих положений Пояснений к группе товаров 94 и ОПИ ТН ВЭД.

Доводы административных истцов направлены на оспаривание решений таможенных органов о классификации ввезенных на территорию Российской Федерации товаров, которые не могут быть проверены при рассмотрении данного дела в порядке абстрактного нормоконтроля.

Поскольку пункте 187 Сборника не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "БОЯРД", закрытого акционерного общества "Первая мебельная фабрика", общества с ограниченной ответственностью "Первая мебельная фабрика-АЛНО", акционерного общества "Фиера" о признании недействующим пункта 187 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) отдельных товаров, утвержденного распоряжением Федеральной таможенной службы от 15 августа 2014 г. N 233-р, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.Назарова
 
  • Документ полезен? 0 m n 0
'
Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.