Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.02.2020 № А40-270164/2019

О признании незаконным бездействие ЦАТ в отношении заявления ООО "СКЛАДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин
Решение Арбитражного суда города Москвы
от 5 февраля 2020 г. Дело N А40-270164/2019

 

См. также: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 июня 2020 г. Дело N А40-270164/2019

 
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2020 года
 
Полный текст решения изготовлен 05 февраля 2020 года
 

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Подрезовым А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

заявителя (истца): ООО "СКЛАДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" (302025, ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД ОРЁЛ, ШОССЕ МОСКОВСКОЕ, ДОМ 126Б, ОГРН: 1085742001784, Дата присвоения ОГРН: 17.07.2008, ИНН: 5751035486)

к Центральной акцизной таможне (109240, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА ЯУЗСКАЯ, Д. 8, ОГРН: 1027700552065, Дата присвоения ОГРН: 19.12.2002, ИНН: 7703166563)

о признании незаконными бездействий Центральной акцизной таможни, выразившихся в не рассмотрении по существу в установленный срок заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (входящий ЦАТ N 37275 от 16.08.2019г.) и не принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и перечислению денежных средств, возложении на Центральную акцизную таможню обязанности произвести возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 650 000 руб.

В судебное заседание явились:

Участники согласно протокола;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "СКЛАДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконными бездействий Центральной акцизной таможни (далее - таможенный орган, таможня, заинтересованное лицо), выразившихся в не рассмотрении по существу в установленный срок заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (входящий ЦАТ N 37275 от 16.08.2019г.) и не принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и перечислению денежных средств, возложении на Центральную акцизную таможню обязанности произвести возврат излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 10 650 000 руб.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и письменных объяснениях.

Представитель Центральной акцизной таможни возражал против заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено, что Общество обратилось в суд с соблюдением установленного законом срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО "Складские технологии" за период с 2016 г. по 2018 г. осуществило ввоз в Российскую Федерацию самоходных погрузчиков марки Lonking с уплатой следующих сумм утилизационного сбора:

1. По декларации на товары N 10009194/240816/0007817:

1.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N HGA602940, масса 20,8 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 399 от 22.08.2016 г. и ТПО N 10009194/310816/ТС-5977988;

1. 2 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N CGA602939, масса 20,8 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 ООО рублей, что подтверждается платежным поручением N 399 от 22.08.2016г. и ТПО N 10009194/310816/ТС-5977989;

2. По декларации на товары N 10009194/100816/0007361:

2.1 Модель CDM 856D, серийный (идентификационный) номер LSH0856DKGA402246, масса 22.3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1050000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 235 от 29.07.2016г. и ТПО N 10009194/150816/ТС-5927739;

3. По декларации на товары N 10009194/060217/0000863:

3.1 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 16110209, масса 4,4 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 106 от 27.01.2017г. и ТПО N 10009194/130217/ТС-6036097;

4. По декларации на товары N 10009199/190916/0003225:

4.1. Модель CDM 833, серийный (идентификационный) номер LSH00833HGA703225, масса 13,76 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 530 от 09.09.2016г. и ТПО N 10009199/240916/ТС-5939262;

4.2. Модель CDM 833, серийный (идентификационный) номер LSH00833TGA703200, масса 13,76 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 530 от 09.09.2016г. и ТПО N 10009199/240916/ТС-5939263;

4.3 Модель CDM 833, серийный (идентификационный) номер LSH00833CGA703227, масса 13,76 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 530 от 09.09.2016г. и ТПО N 10009199/240916/ТС-5939264;

5. По декларации на товары N 10009194/290317/0002589:

5.1 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17010715, масса 5,24 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 550 от 06.04.2017г. и ТПО N 10009194/060417/ТС-6102370;

6. По декларации на товары N 10009194/25 И16/0011139:

6.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N PGA904091, масса 20,8 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992432;

6.2 Модель CDM 856D, серийный (идентификационный) номер LSH0856DLGA904097, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1 050 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992433;

7. По декларации на товары N 10009194/141116/0010606:

7.1 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DJFA703843, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1050000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 953 от 11.11.2016г. и ТПО N 10009194/161116/ТС-6013218;

7.2 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DVFA703845, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1050000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 953 от 11.11.2016г. и ТПО N 10009194/161116/ТС-6013219;

7.3 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DJFA703857, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1050000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 953 от 11.11.2016г. и ТПО N 10009194/161116/ТС-60132220;

8. По декларации на товары N 10009194/251116/0011118:

8.1 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 16090887, масса 4,4 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992421;

8.2 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 16092431, масса 4,4 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992422;

8.3 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 16092430, масса 4,74 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992423;

8.4 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 16092854, масса 5,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992424;

8.5 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 16092856, масса 5,46 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992425;

8.6 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 16100092, масса 6,16 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 709 от 01.12.2016г. и ТПО N 10009194/051216/ТС-5992426;

9. По декларации на товары N 10009194/070317/0001870:

9.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N LHA1OO136, масса 21 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 327 от 06.03.2017г. и ТПО N 10009194/170317/ТС-5967145;

10. По декларации на товары N 10009194/290317/0002573:

10.1 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DVFA703859, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1050000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1708 от 30.05.2017г. и ТПО N 10009194/010617/ТС-6007094;

10.2 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DPFA703872, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1050000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1708 от 30.05.2017г. и ТПО N 10009194/010617/ТС-6007095;

11. По декларации на товары N 10009194/200617/0005723:

11.1 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17030902, масса 5,24 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1059 от 22.06.2017г. и ТПО N 10009194/290617/ТС-6029762;

11.2 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17030904, масса 5,24 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1059 от 22.06.2017г. и ТПО N 10009194/290617/ТС-6029763;

11.3 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17030905, масса 5,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1059 от 22.06.2017г. и ТПО N 10009194/290617/ТС-6029764;

12. По декларации на товары N 10009193/020817/0005287:

12.1 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17042589, масса 5,24 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1403 от 07.08.2017г. и ТПО N 10009193/110817/ТС-6046501;

13. По декларации на товары N 10009193/290717/0005168:

13.1 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17050546, масса 4,4 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1893 от 11.10.2017г., N 2159 от 14.11.2017г., N 168 от 13.02.2018г., N 509 от 11.05.2018г. и ТПО N 10009193/190218/ТС-5504723;

13.2 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17053263, масса 5,42 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1893 от 11.10.2017г., N 2159 от 14.11.2017г., N 168 от 13.02.2018г., N 509 от 11.05.2018г. и ТПО N 10009193/231117/ТС-6151767;

13.3 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17060294, масса 5,92 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1893 от 11.10.2017г., N 2159 от 14.11.2017г., N 168 от 13.02.2018г., N 509 от 11.05.2018г. и ТПО N 10009193/180518/ТС-5487527;

13.4 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17052004, масса 6,1 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1893 от 11.10.2017г., N 2159 от 14.11.2017г.. N 168 от 13.02.2018г., N 509 от 11.05.2018г. и ТПО N 10009193/010917/ТС-6046636;

14. По декларации на товары N 10009193/070517/0002725:

14.1 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DCGA300853, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1 050 ООО рублей, что подтверждается платежным поручением N 922 от 05/06/2017г. и ТПО N 10009193/200617/ТС-6032499;

14.2 Модель CDM 856, серийный (идентификационный) номер LSH0856DHGA300857, масса 22,3 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 1 050 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 922 от 05.06.2017г. и ТПО N 10009193/200617/ТС-6032500;

15. По декларации на товары N 10009193/130617/0003774:

15.1 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N CHA402678, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 964 от 13.06.2017г., N 1165 от 07.07.2017г., N 1239 от 17.07.2017г., N 1366 от 02.08.2017г., N 1416 от 08.08.2017г. и ТПО N 10009193/150717/ТС-6107804;

15.2 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835EPHA402773, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 964 от 13.06.2017г., N 1165 от 07.07.2017г., N 1239 от 17.07.2017г., N 1366 от 02.08.2017г.. N 1416 от 08.08.2017г. и ТПО N 10009193/170617/ТС-6032497;

15.3 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835EKHA402774, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 964 от 13.06.2017г., N 1165 от 07.07.2017г., N 1239 от 17.07.2017г., N 1366 от 02.08.2017г., N 1416 от 08.08.2017г. и ТПО N 10009193/150817/ТС-6046504;

15.4 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835EKHA402564, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 964 от 13.06.2017г., N 1165 от 07.07.2017г., N 1239 от 17.07.2017г., N 1366 от 02.08.2017г., N 1416 от 08.08.2017г. и ТПО N 10009193/090817/ТС-4107920;

16. По декларации на товары N 10009193/270117/0007927:

16.1 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17071475, масса 5,25 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 2277 от 04.12.2017г., N 104 от 30.01.2018г., N 175 от 14.02.2018г., и ТПО N 10009193/270117/ТС-5504767;

16.2 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17072460, масса 5,25 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 2277 от 04.12.2017г., N 104 от 30.01.2018г., N 175 от 14.02.2018г., и ТПО N 10009193/060218/ТС-5504583;

16.3 Модель LG50DT, серийный (идентификационный) номер 1771108, масса 12,81 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 600 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 2277 от 04.12.2017г., N 104 от 30.01.2018г., N 175 от 14.02.2018г., и ТПО N 10009193/191217/ТС-6055202;

17. По декларации на товары N 10009193/200917/0006744:

17.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH853N THA605043, масса 21,2 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 1697 от 14.09.2017г. и ТПО N 10009193/200917/ТС-6046701;

18. По декларации на товары N 10009193/220917/0006836:

18.1 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N CHA604930, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1697 от 14.09.2017г., N 1826 от 29.09.2017г., N 1830 от 02.10.2017г. и ТПО N 10009193/131017/ТС-6046895;

18.2 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N THA604931, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 ООО рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1697 от 14.09.2017г., N 1826 от 29.09.2017г., N 1830 от 02.10.2017г. и ТПО N 10009193/250917/ТС-6046578;

18.3 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N THA604932, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 1697 от 14.09.2017г., N 1826 от 29.09.2017г., N 1830 от 02.10.2017г. и ТПО N 10009193/091017/ТС-6046891;

19. По декларации на товары N 10009193/2211177/0008878:

19.1 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N THA806035, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 2175 от 16.11.2017г. и ТПО N 10009193/261117/ТС-6055013;

19.2 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N CHA806034, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 2175 от 16.11.2017г. и ТПО N 10009193/261117/ТС-6055014;

20.По декларации на товары N 10009193/060418/0002670:

20.1 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17111337, масса 4,45 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 380 от 04.04.2018г., N 616 от 05.06.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 753 от 13.07.2018г., N 641 от 09.06.2018г. и ТПО N 10009193/130618/ТС-5487750;

20.2 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17111477, масса 4,522 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 380 от 04.04.2018г., N 616 от 05.06.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 753 от 13.07.2018г., N 641 от 09.06.2018г. и ТПО N 10009193/140618/ТС-5487769;

20.3 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17111489, масса 5,49 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 380 от 04.04.2018г., N 616 от 05.06.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 753 от 13.07.2018г., N 641 от 09.06.2018г. и ТПО N 10009193/110418/ТС-5532542;

20.4 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17110290, масса 6,08 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 380 от 04.04.2018г., N 616 от 05.06.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 753 от 13.07.2018г., N 641 от 09.06.2018г. и ТПО N 10009193/220618/ТС-5487846;

20.5 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17111045, масса 6,322 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 380 от 04.04.2018г., N 616 от 05.06.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 753 от 13.07.2018г., N 641 от 09.06.2018г. и ТПО N 10009193/200718/ТС-5491026;

21. По декларации на товары N 10009240/240118/0000103:

21.1 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17110289, масса 6,08 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 276 от 14.03.2018г. и ТПО N 10009240/190318/ТС-3874888;

22. По декларации на товары N 10009193/160218/0001980:

22.1 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17110887, масса 4,522 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 277 от 14.03.2018г., N 637 от 08.06.2018г., N 785 от 24.07.2018г. и ТПО N 10009193/140618/ТС-5487766;

22.2 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17111336, масса 5,25 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 277 от 14.03.2018г., N 637 от 08.06.2018г., N 785 от 24.07.2018г. и ТПО N 10009193/180318/ТС-5504864;

22.3 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 1711186, масса 5,321 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 ООО рублей, что подтверждается платежными поручениями N 277 от 14.03.2018г., N 637 от 08.06.2018г., N 785 от 24.07.2018г. и ТПО N 10009193/020818/ТС-5491176;

23. По декларации на товары N 10009193/160218/0001065:

23.1 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N PHAB9090, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 246 от 02.03.2018г. и ТПО N 10009193/070318/ТС-5504816;

23.2 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N LHAB9017, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 246 от 02.03.2018г. и ТПО N 10009193/070318/ТС-5504817;

24. По декларации на товары N 10009193/160318/0001916:

24.1 Модель CDM 835, серийный (идентификационный) номер LSH835N PHAB9025, масса 14,62 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 675 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 273 от 13.03.2018г. и ТПО N 10009193/190318/ТС-5504890;

25. По декларации на товары N 10009193/130218/0000948:

25.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N EHAB08936, масса 21 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 223 от 27.02.2018г. и ТПО N 10009193/070318/ТС-5504820;

25.2 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N CHAB09022, масса 21 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 223 от 27.02.2018г. и ТПО N 10009193/070318/ТС-5504821;

26. По декларации на товары N 10009193/040518/0003463:

26.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N CJA100977, масса 21 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 616 от 05.06.2018г. и ТПО N 10009193/13 0618/ТС-5487690;

27. По декларации на товары N 10009240/250418/0000659:

27.1 Модель CDM 853, серийный (идентификационный) номер LSH0853N JJA201918, масса 21 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 750 000 рублей, что подтверждается платежным поручением N 449 от 24.04.2018г. и ТПО N 10009240/030518/ТС-3791967;

28. По декларации на товары N 10009193/020218/0000655:

28.1 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17102134, масса 6,08 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 273 от 13.03.2018г., N 451 от 24.04.2018г., N 509 от 11.05.2018г., N 397 от 09.04.2018г., N 277 от 14.03.2018г., N 817 от 01.08.2018г. и ТПО N 10009193/280418/ТС-5532615;

28.2 Модель LG20DT, серийный (идентификационный) номер 17092938, масса 5,321 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 273 от 13.03.2018г., N 451 от 24.04.2018г., N 509 от 11.05.2018г., N 397 от 09.04.2018г., N 277 от 14.03.2018г., N 817 от 01.08.2018г. и ТПО N 10009193/030818/ТС-5491225;

28.3 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17102287, масса 6,151 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 273 от 13.03.2018г., N 451 от 24.04.2018г., N 509 от 11.05.2018г., N 397 от 09.04.2018г., N 277 от 14.03.2018г., N 817 от 01.08.2018г. и ТПО N 10009193/180518/ТС-5487528;

28.4 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17103922, масса 4,472 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 ООО рублей, что подтверждается платежными поручениями N 273 от 13.03.2018г., N 451 от 24.04.2018г., N 509 от 11.05.2018г., N 397 от 09.04.2018г., N 277 от 14.03.2018г., N 817 от 01.08.2018г. и ТПО N 10009193/210119/ТС-6292169;

28.5 Модель LG30DT, серийный (идентификационный) номер 17090165, масса 6,492 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 273 от 13.03.2018г., N 451 от 24.04.2018г., N 509 от 11.05.2018г., N 397 от 09.04.2018г., N 277 от 14.03.2018г., N 817 от 01.08.2018г. и ТПО N 10009193/220318/ТС-5504981;

28.6 Модель LG35DT, серийный (идентификационный) номер 17092937, масса 6,99 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 273 от 13.03.2018г., N 451 от 24.04.2018г., N 509 от 11.05.2018г., N 397 от 09.04.2018г., N 277 от 14.03.2018г., N 817 от 01.08.2018г. и ТПО N 10009193/130418/ТС-5532698;

29. По декларации на товары N 10009193/020318/0001471:

29.1 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17110886, масса 4,45 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 809 от 27.07.2018г., N 392 от 06.04.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 583 от 30.05.2018г., и ТПО N 10009193/040618/ТС-5487590;

29.2 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17111348, масса 4,695 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 809 от 27.07.2018г., N 392 от 06.04.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 583 от 30.05.2018г., и ТПО N 10009193/210618/ТС-5487806;

29.3 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 17103923, масса 4,695 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 809 от 27.07.2018г., N 392 от 06.04.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 583 от 30.05.2018г., и ТПО N 10009193/210119/ТС-6292168;

29.4 Модель LG15DT, серийный (идентификационный) номер 1711338, масса 4,695 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 809 от 27.07.2018г., N 392 от 06.04.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 583 от 30.05.2018г., и ТПО N 10009193/211118/ТС-6224255;

29.5 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17111187, масса 6,322 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 809 от 27.07.2018г., N 392 от 06.04.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 583 от 30.05.2018г., и ТПО N 10009193/130418/ТС-5532700;

29.6 Модель LG25DT, серийный (идентификационный) номер 17111490, масса 6,322 тонн, в отношении которого был уплачен утилизационный сбор в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями N 809 от 27.07.2018г., N 392 от 06.04.2018г., N 667 от 20.06.2018г., N 583 от 30.05.2018г., и ТПО N 10009193/300718ТС-5491084.

ООО "Складские технологии" рассчитало утилизационный сбор исходя из максимально технически допустимой массы" погрузчика, определенной как сумма массы погрузчика и его грузоподъемности, в результате чего Обществом было установлено, что утилизационный сбор превышен на 10 650 000 рублей и обратилось в таможенный орган за предоставлением информации о порядке возврата излишне уплаченного утилизационного сбора.

Центральной акцизной таможней письмом от 28.06.2019 N 13-12/11029 Заявителю была предоставлена информация о порядке обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.

Обществом 16.08.2019 в адрес таможенного органа было направлено заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора за товары, ввезенные обществом по указанным выше декларациям.

Центральная акцизная таможня письмом от 13.09.2019 возвратила заявление ООО "Складские Технологии" от 16.08.2019 (Nвх. 37275).

Указанным письмом ЦАТ Обществу разъяснён порядок возврата излишне уплаченных сумм утилизационного сбора и пояснено, что корректировка сведений об уплате утилизационного сбора осуществляется путем аннулирования ранее заполненного таможенного приходного ордера.

Общество, посчитав, что Центральной акцизной таможней допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении по существу в установленный срок заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (входящий ЦАТ N 37275 от 16.08.2019г.) и не принятия решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и перечислению денежных средств, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.

Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.

В соответствии с п. 4 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. В силу п. 2 ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление Правительства РФ N 81) утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора; перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Правила).

Согласно Постановлению Правительства РФ N 81 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате сбора) размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.

В п. VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (утв. Постановлением Правительства РФ N 81) (далее - Перечень) содержится указание на обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении самоходных машин категории "Погрузчики", классифицируемые по кодам 8429 51, 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС.

Пунктом 3 Правил установлено, что взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики (лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию), указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Утилизационный сбор согласно п. 5 Правил исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением Правительства N 81.

В соответствии с п. 7 Правил на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абз. 4 п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.

Разделом VI Перечня предусмотрено, что размер утилизационного сбора в отношении погрузчиков определяется путем умножения базовой ставки, составляющей 150 000 рублей, на коэффициент, определяемый в зависимости от максимальной технически допустимой массы погрузчика. Установлены коэффициенты расчета размера утилизационного сбора в отношении новых погрузчиков массой: не более 4 тонн -1; свыше 4, но не более 8 тонн - 2; свыше 8 т, но не более 13,5 тонн - 4; свыше 13,5 т, но не более 16,5 тонн - 4,5; свыше 16,5 т, но не более 22 тонн - 5; свыше 22 т., но не более 34 тонн - 7.

Между тем, ООО "Складские технологии" рассчитывало утилизационный сбор исходя из "максимально технически допустимой массы" погрузчика, определенной как сумма массы погрузчика и его грузоподъемности, в результате чего утилизационный сбор превышен на 10 650 000 рублей по ввезенным погрузчикам.

Факт оплаты заявителем утилизационного сбора за спорные машины таможенным органом не оспаривается.

Однако Таможенным органом заявление ООО "Складские технологии" о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора (входящий ЦАТ N 37275 от 16.08.2019) по существу не рассмотрено, меры по вынесению решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и перечислению денежных средств на расчетный счет Общества в установленном законом порядке не приняты.

Согласно примечанию 3 к Перечню коэффициент определяется с учетом максимальной технически допустимой массы погрузчика.

Определение понятия "максимальная технически допустимая масса" в отношении самоходных машин отсутствует как Перечне, так и в Техническом регламенте Таможенного союза 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 823.

Положения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - TP ТС 018/2011), содержит определение технически допустимой максимальной массы колесного транспортного средства - т.е. установленной изготовителем максимальной массы транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом.

Однако правовых оснований для расширительного толкования понятия "максимально допустимая техническая масса", использованного в отношении колесных транспортных средств в Техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 в отношении самоходных машин - погрузчиков в контексте исчисления утилизационного сбора не имеется.

Из системного толкования положений преамбулы, ст. ст. 21, 24.1 Закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в регулировании обязательных публичных индивидуально возмездных платежей компенсационного фискального характера (фискальных сборов) праве участвовать Правительство Российской Федерации - в той мере, в какой эти платежи допускаются по смыслу Федерального закона, возлагающего на Правительство Российской Федерации определение в своих нормативных правовых актах порядка их исчисления.

Судебная практика исходит из допустимости устранения неясностей в порядке исчисления обязательных публично-правовых платежей в тех случаях, когда это не выходит за пределы толкования соответствующих норм и необходимо для обеспечения реализации принципов равенства плательщиков, экономической обоснованности платежей и т.п. (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2013 N 3589/13, от 21.06.2012 N 2676/12, от 25.02.2010 N 13640/09, от 08.12.2009 N 11715/09).

В силу пунктов 4-5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Грузоподъемность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.

Утвержденный Правительством Российской Федерации порядок исчисления утилизационного сбора не содержит нормы, предписывающей определять размер сбора в отношении погрузчиков с учетом такой их технической характеристики как грузоподъемность в дополнение к указанной изготовителем массе самого погрузчика.

Следовательно, именно масса погрузчика, необходима для расчета суммы утилизационного сбора, имея в виду, что влияние этого параметра на процесс утилизации самоходных погрузчиков носит объяснимый характер и получило свое закрепление в Перечне в соответствии с пунктами 4 - 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.

Изложенное согласуется с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", принятым в рамках ее полномочий по обеспечению свободного обращения самоходных машин на таможенной территории Евразийского экономического союза, согласно которому при заполнении графы "максимальная технически допустимая масса" в паспорте самоходной машины указывается соответствующая масса машины, а не результат сложения массы самоходной машины и грузоподъемности.

Нормативных оснований для вывода о том, что такая характеристика погрузчиков как их грузоподъемность также влияет на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты самоходными машинами своих потребительских свойств, и это влияние должно учитываться при исчислении утилизационного сбора, не имеется.

Таким образом, при расчете размера утилизационного сбора грузоподъемность машины учитываться не должна.

Аналогичная правовая позиция о необоснованности включения в вес самоходной машины величины грузоподъемности данной машины для целей расчета размера утилизационного сбора изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 года N 305-КГ17-12383, из которого следует, что физическая характеристика товаров как грузоподъемность, не будет влиять на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, именно масса погрузчика, прочность и масса материалов, из которых он изготовлен, необходимы для расчета суммы утилизационного сбора, т.к. только эти параметры будут влиять на процесс утилизации

Также указанная правовая позиция отражена в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018 года.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 190 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в период декларирования части спорных товаров), п. 8 ст. Ill ТК ЕАЭС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В графах N N 35 (вес брутто в кг.), 38 (вес нетто в кг.) в спорных декларациях содержатся сведения о массе ввезенных ООО "Складские технологии" самоходных машин. Указанные сведения корреспондируются с коммерческими и товаросопроводительным документами на спорные машины. Фактическая масса погрузчиков таможенным органом не опровергается.

В связи с изложенным, сведения, содержащиеся в спорных ТД относительно массы погрузчиков, имеют непосредственное юридическое значение в настоящем споре для исчисления размера утилизационного сбора, а использование ООО "Складские технологии" неверного значения коэффициента привело как считает заявитель к излишней уплате утилизационного сбора в общем размере 10 650 000 рублей.

Центральная акцизная таможня в письме от 13.09.2019 года N 13-12/16220 указывает, что Обществом не соблюдена процедура обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора. Таможня полагает, что процедуре направления заявления должна предшествовать процедура аннулирования таможенных приходных ордеров, по которым уплачен утилизационный сбор, а также выдача новых таможенных приходных ордеров.

Вместе с тем, порядок возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора регламентирован разделом V Правил.

Согласно п. 26, 27 Правил в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов.

В соответствии с п. 29 Правил заявление о возврате подается плательщиком или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:

а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;

б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;

в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае, если заявление, приведенное в приложении N 3 или N 4 к настоящим правилам, подается уполномоченным представителем плательщика.

Как видно из перечня прилагаемых документов, приведенных в заявлении ООО "Складские технологии", все требования Правил Обществом выполнены.

Так заявление составлено в соответствии с формой, приведенной в приложении N 4 к Правилам взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, содержит все предусмотренные формой сведения.

К заявлению приобщены документы, подтверждающие исчисление и уплату утилизационного сбора: соответствующие расчеты сумм утилизационного сбора, направлявшиеся на таможенный пост при уплате сбора; платежные поручения; оригиналы таможенных приходных ордеров; документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, новые расчеты сумм утилизационного сбора, с использованием верного значения коэффициента; декларации на товары, содержащие сведения о массе погрузчика.

Помимо этого, к заявлению приложены сведения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин, на учете в котором находится самоходная машина.

Таким образом, указание таможенного органа на то, что процедуре направления заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним должна предшествовать процедура корректировки ТПО противоречит порядку, так как в нем подобная процедура отсутствует.

Кроме того, согласно п. 26 Правил основаниями для возврата плательщику утилизационного сбора являются не корректировка ТПО, а уплата (взыскание) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащего уплате.

Помимо этого, указания таможенного органа не соответствуют Порядку заполнения и применения таможенного приходного ордера, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 "О форме таможенного приходного ордера и порядке заполнения и применения таможенного приходного ордера".

Так, вопреки мнению таможни, Порядком заполнения и применения таможенного приходного ордера не предусмотрено возможности обращения плательщика в таможенный орган для корректировки ТПО.

Более того, исходя из содержания п. 8 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера, корректировка ТПО производится должностным лицом таможенного органа, оформившим ТПО при выявлении необходимости изменения и (или) дополнения сведений.

Указанное согласуется с п. 5 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера, согласно которому первый и второй экземпляры ТПО хранятся в делах таможенного органа, должностное лицо которого заполнило бланк ТПО, третий экземпляр, заверенный печатью таможенного органа, выдается плательщику.

При этом, если корректировка связана со сведениями об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО, путем проставления соответствующей отметки и ее заверения оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного (абз. 4 п. 8 порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера).

Таким образом, корректировка ТПО осуществляется самим таможенным органом при выявлении им излишней уплаты и не может предшествовать обращению плательщика в таможенный орган, так как основанием для такой корректировки служит само решение таможни о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора.

Следовательно, указания таможни о несоблюдении Обществом процедуры возврата утилизационного сбора являются несостоятельными.

Кроме того, в письме от 13.09.2019 года N 13-12/16220 ЦАТ указывает ООО "Складские технологии" на обращение с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в Центральное таможенное управление.

Вместе с тем, в соответствии с п. 29 Правил заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора подается в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора.

Таким образом, поскольку паспорта самоходных машин оформлялись Центральной акцизной таможней, и Центральная акцизная таможня проставила на паспортах самоходных машин отметку об уплате утилизационного сбора, следовательно, заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора должно быть подано в Центральную акцизную таможню.

В связи с изложенным, суд соглашается с позицией заявителя и считает, что у Общества имелись основания обратиться в Таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в общем размере 10 650 000 рублей, а бездействия Центральной акцизной таможни, выразившиеся в не рассмотрении по существу в установленный срок заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (входящий ЦАТ N 37275 от 16.08.2019г.) и о принятии решения о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и перечислению денежных средств нарушают законные права и интересы Заявителя.

Исходя из вышесказанного, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае судом полностью установлена.

Доводы таможни об отсутствии в ее действиях факта оспариваемого бездействия, отклоняются судом как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства по следующим основаниям.

Согласно п. 34 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора при отсутствии в заявлении о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним необходимых сведений и предоставлении необходимых документов таможенный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления

а) возвращает заявление плательщику или его уполномоченному представителю,

б) направляет плательщику или его уполномоченному представителю решение об отказе в возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним по форма приведенной в приложении N 5 к Правилам.

Таким образом, из п. 34 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора следует, что в случае, если таможенный орган считает, что плательщиком в заявлении не указаны необходимые сведения и/или не представлены необходимые документы, то он обязан в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления не просто возвратить заявление плательщику, но принять и направить в адрес плательщика решение об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, чего ЦАТ сделано не было.

Заявление ООО "Складские технологии" о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним получено таможенным органом 16.08.2019 года (входящий ЦАТ N 37275).

Письмо с документами направлено в адрес Заявителя 13.09.2019 года (исходящий ЦАТ N 13-12/16220).

Однако таможенный орган не принял решение об отказе в возврате или о возврате утилизационного сбора и не направил его в адрес Общества, более того, возвратил заявление Общества с нарушением установленного 5-тн дневного срока.

Вместе с тем, как обоснованно указывает заявитель, в настоящем случае у ЦАТ отсутствовали основания для возврата заявления без его рассмотрения, поскольку совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для возврата излишне уплаченного утилизационного сбора Заявителем была соблюдена.

Доводы таможни о том, что Обществом не соблюдена процедура обращения с заявлением в таможенный орган о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, не были представлены документы, позволяющие однозначно определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора, в том числе некорректный расчет суммы утилизационного сбора, также отклоняются судом по следующим основаниям

К заявлению ООО "Складские технологии" приобщены следующие документы:

а) документы, подтверждающие исчисление и ушату утилизационного сбора: соответствующие расчеты сумм утилизационного сбора, направлявшиеся на таможенный пост при уплате сбора ("старые расчеты"); платежные поручения; оригиналы таможенных приходных ордеров;

б) документы, позволяющие определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате: новые расчеты сумм утилизационного сбора, с использованием верного значения коэффициента; декларации на товары, содержащие сведения о массе погрузчика.

Помимо этого, к заявлению приобщены документы, подтверждающие полномочия подписанта, уставные документы Заявителя, позволяющие установить правоспособность юридического лица и сведения об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин, на учете в котором находится самоходная машина.

Таким образом, заявление Общества составлено в соответствии с формой, приведенной в приложении N 4 к Правилам, содержит все предусмотренные формой сведения, к нему приложены все необходимые документы.

Доводы таможни об отсутствии в представленном Заявителем пакете документов аннулированных таможенный приходных ордеров в соответствии с пунктом 8 утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288 Порядка заполнения и применения таможенного приходного ордера (далее - Порядок N 288) ТПО N ТС-3752620 и N ТС-3752621, выданных в подтверждение уплаты утилизационного сбора при декларировании спорных транспортных средств, а также о нарушении декларантом требований подпункта "б" пункта 29 Правил N 81, со ссылками на то, что в качестве документов, позволяющих определить уплату утилизационного сбора в спорном размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату утилизационного сбора, следует рассматривать аннулированные перечисленные ТПО и ТПО, оформленные с учетом скорректированных сведений, отклоняются судом по следующим основаниям.

Согласно пункту 8 Порядка N 288 при необходимости изменения и (или) дополнения сведений об исчисленных и уплаченных платежах, указанных в ТПО, ДТПО, корректировка таких сведений осуществляется путем заполнения нового ТПО, ДТПО с аннулированием ранее заполненного ТПО, ДТПО путем проставления соответствующей отметки и ее завершит оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. В новом ТПО необходимо сделать отметку об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного.

Этим же пунктом Порядка предусмотрено, что в случае возврата плательщику или зачета платежей, уплата которых отражена в ТПО, ДТПО, во втором экземпляре ТПО, ДТПО делается запись "Произведен возврат (зачет)..." с указанием суммы возвращенных либо зачтенных платежей и основания для возврата (зачета). Запись заверяется оттиском личной номерной печати и подписью должностного лица. Одна заверенная копия второго экземпляра ТПО. ДТПО. содержащего запись о возврате (зачете), хранится в таможенном органе. По требованию плательщика вторая заверенная копия второго экземпляра ТПО. ДТПО. содержащего запись о возврате (зачете), направляется плательщику.

Форма таможенного приходного ордера также утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 288.

Согласно пунктам 2, 6 Порядка N 288 бланки ТПО и ДТПО, состоящие из сброшюрованных листов (экземпляров), а также в случае их оформления в виде электронного документа, заполняются должностным лицом таможенного органа в трех экземплярах. При этом заполнение ТПО и ДТПО на бланках сопровождается формированием таких документов в электронном виде.

Пунктом 3 Порядка N 288 определено, что ТПО применяется для отражения исчисления и (или) уплаты, а также для автоматизации учета, помимо таможенных платежей, в том числе иных платежей, администрирование которых осуществляется таможенными органами (подпункт 2).

Аналогичное целевое назначение и порядок его формирования определены в утвержденной Приказом ФТС России от 25.02.2013 N 350 Инструкции о применении таможенного приходного ордера (далее - Инструкция N 350).

При этом согласно данной Инструкции сброшюрованные комплекты бланков ТПО, ДТПО являются защищенной полиграфической продукцией и изготавливаются в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции уровня "В", установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 названной Инструкции Бюджетный учет бланков ТПО, ДТПО осуществляется подразделениями бухгалтерского учета таможенных органов в соответствии с приказами Министерства 17 А51-17817/2019 финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета бля органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2010, рег. N 19452) и от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (зарегистрирован Минюстом России 27.01.2011, рег. N 19593). Аналитический учет бланков ТПО ДТПО ведется в книгах учета бланков строгой отчетности (форма по ОКУД 0504045).

Кроме того, согласно пункту 5 Порядка М 288 и пункту 10 Инструкции N 350 плательщику выдается только третий, заверенный таможенным органом, экземпляр ТПО, т.к. первый и второй экземпляры хранятся в делах таможенного органа, должностное лицо которого заполнит бланк ТПО, ДТПО.

Порядок N 288 не предусматривает заявительный порядок корректировки сведений, отраженных в ТПО, ДТПО, а равно и такой же порядок в рамках отдельных процедур для аннулирования ТПО, ДТПО, выданных плательщику.

Требование о предоставлении плательщиком аннулированных ТПО, ДТПО, на основании которых излишне уплачен (взыскан) утилизационный сбор, и/или скорректированных ТПО Порядок N 1291 также не содержит.

Порядок N 288 не предусматривает и возможность самостоятельного формирования плательщиком формы ТПО, ДТПО со сведениями, подлежащими изменению, учитывая, что статус таких документов в силу перечисленных норм права определен в качестве документов строгой отчетности таможенного органа.

Согласно пункту 40 Инструкции N 350 до оформления нового ТПО, ДТПО уполномоченное должностное лицо перечеркивает все экземпляры ТПО, ДТПО и проставляет на них надпись "Аннулировано", после чего аннулирует электронную копию ТПО, ДТПО в базе данных ТПО. Аннулирование третьего экземпляра ТПО, ДТПО производится в случае, если указанный экземпляр ТПО, ДТПО имеется в наличии в таможенном органе. В новом экземпляре делается соответствующая отметка об оформлении данного ТПО взамен аннулированного с указанием справочного номера аннулированного ТПО в графе 6 "Представляемые документы/Дополнительная информация". Третий экземпляр нового ТПО выдается на руки плательщику при наличии такой возможности. При невозможности выдачи третьего экземпляра нового ТПО на руки плательщику данный экземпляр хранится вместе со вторым экземпляром ТПО.

Таким образом, поскольку заполнение бланков ТОО. ДТПО. их формирование в электронных носителях, а равно их аннулирование и выдача новых ТПО. ДТПО отнесено к исключительной компетенции таможенных органов, на плательщика не может быть возложена не предусмотренная Порядком N 288 обязанность по инициированию отдельной процедуры корректировки и аннулирования ТПО, ДТПО, до его обращения в таможенный орган за возвратом излишне уплаченных платежей, администрирование которых осуществляется последним, так как такие действия может осуществить только таможенный орган, в том числе в случае получения сведений об ошибочной уплате плательщиком сумм таких платежей, вне зависимости от формы их предоставления.

Доводы таможенного органа о том, что Заявителем представлен некорректный расчет суммы утилизационного сбора, отклоняются судом как необоснованные, поскольку таможенный орган не указывает, в чем именно заключается ошибочность представленного расчета. В то же время заявителем в материалы дела представлен подробный арифметический расчет суммы утилизационного сбора, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащего уплате.

Каких-либо доказательств неверности указанного расчета таможенным органом не представлено.

Доводы заинтересованного лица о том, что грузоподъемность погрузчика влияет на процесс утилизации, и соответственно, должна включаться в понятие "максимально технически допустимая масса", отклоняется судом, так как таможенным органом не представлены какие либо доказательства того, что приведенные в Перечне коэффициенты увеличения базовой ставки утилизационного сбора фактически призваны учесть различия в затратах, о которых идет речь в п.5 ст. 24.1 ФЗ N 89, в зависимости от грузоподъемности погрузчиков, и что именно из такого экономического смысла названных коэффициентов исходило Правительство РФ при утверждении Перечня.

Кроме того, в Определении Верховного суда РФ от 26.12.2017 г. N 305-КГ17-12383 подробнейшим образом исследован вопрос влияния грузоподъемности на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами. Указанная позиция вошла в пункт 26 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2018) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 28.03.2018г.).

При таких обстоятельствах заявленные Обществом требования признаются судом подлежащими удовлетворению.

Судом проверены и оценены все доводы ответчика, но отклонены как противоречащие материалам дела и основанные на неверном толковании норм права. Ссылка ответчика на внутренний приказ не может свидетельствовать о законности действий по возврату заявления без рассмотрения, так как приказ не зарегистрирован в надлежащем порядке и не является нормативным правовым актом, а следовательно применению подлежит действующее законодательство РФ.

При этом суд отмечает, что доказательств того, что заявитель подал заявление с нарушением норм таможенного законодательства и в не надлежащий таможенный орган ответчиком не представлено, а соответственно заявление подлежало рассмотрению. Также в связи с подачей заявления в соответствии с нормами закона в орган проставлявший отметку, ответчиком не представлено доказательств невозможности направления заявления для рассмотрения в иной орган в случае изменения, как указывает ответчик, порядка возврата сбора.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обязывает Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СКЛАДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу, в установленном законом порядке.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в порядке статьи 110 АПК РФ и подлежат взысканию с Центральной акцизной таможни в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Центральной акцизной таможни, выразившееся в не рассмотрении по существу в установленный срок заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним или о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора (входящий ЦАТ N 37275 от 16.08.2019г.) и не принятии решения по заявлению о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора и перечислению денежных средств.

Обязать Центральную акцизную таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СКЛАДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу, в установленном законом порядке.

Взыскать с Центральной акцизной таможни в пользу ООО "СКЛАДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Проверено на соответствие таможенному законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

 
Судья
А.В. Полукаров
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha