Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Минфина России от 06.04.2021 № 03-01-11/25343

О вычете по НДС при экспорте сырьевых товаров, платежах при добыче полезных ископаемых и реализации прав граждан на получение дохода от пользования ими, национализации крупных российских компаний
'
Письмо Министерства финансов Российской Федерации
от 6 апреля 2021 г. N 03-01-11/25343
 

Вопрос:

О вычете по НДС при экспорте сырьевых товаров, платежах при добыче полезных ископаемых и реализации прав граждан на получение дохода от пользования ими, национализации крупных российских компаний.

 

Ответ:

Департаментом анализа эффективности преференциальных налоговых режимов совместно с Департаментом налоговой политики рассмотрено обращение, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 11.03.2021, и сообщается следующее.

В части налога на добавленную стоимость (далее - НДС)

В случае отмены права на возмещение НДС при экспорте нефти и газа суммы НДС, не принимаемые к вычету, будут включаться налогоплательщиками-экспортерами в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), что увеличит расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, что в конечном итоге может привести к потерям доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в связи с этим конечная стоимость экспортируемых товаров для иностранных покупателей может возрасти и сделать российские товары неконкурентоспособными на мировых рынках.

Соответственно, возможны вытеснение российских товаров с "традиционных" рынков сбыта и их замещение товарами других стран и, как следствие, сокращение доходов федерального бюджета, что может негативно отразиться на выполнении принятых обязательств по финансированию расходов на социально значимые программы.

Уменьшение объемов российского экспорта товаров приведет к сокращению их производства, снижению числа рабочих мест и закрытию производств, ориентированных на экспорт товаров.

Также отмечается, что отмена права на налоговые вычеты по НДС при экспорте сырьевых товаров противоречит статье 8 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Учитывая изложенное, данное предложение не поддерживается.

В части налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ)

Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Государство как собственник природных ресурсов предоставляет их в пользование.

 

В тексте документа, видимо, допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 39 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1, а не часть 5.

 

В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о недрах пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, вне зависимости от структуры их капитала.

При добыче полезных ископаемых пользователи недр уплачивают НДПИ, который является фискальным инструментом изъятия природной и экономической ренты в пользу государства, в порядке и на условиях, установленных главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Кроме того, добывающие компании уплачивают иные налоги и сборы, установленные Кодексом (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и т.д.), а также неналоговые платежи (плата за негативное воздействие на окружающую среду, регулярные платежи при пользовании недрами и т.д.) и таможенные пошлины.

При этом размеры налоговых ставок и ставок неналоговых платежей имеют экономическое основание и не могут быть произвольными.

Экономически необоснованное увеличение фискальной нагрузки организаций добывающего комплекса может оказать негативное влияние на фактическую способность налогоплательщика к уплате налогов и иных обязательных платежей, что приведет к недопоступлению значительных сумм в доходную часть федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, что не позволит государству в полной мере выполнять принятые на себя обязательства.

Также отмечается, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, в том числе от пользования природными ресурсами, а также безвозмездных поступлений, за счет которых осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), в том числе направленных на обеспечение национальной обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, судебной системы, жилищно-коммунального хозяйства, а также расходных обязательств, имеющих социальный характер, - финансирование социально значимых программ образования, культуры, здравоохранения, пенсионного обеспечения, охраны окружающей среды, обеспечения здоровой среды обитания.

Таким образом, право каждого гражданина на получение доходов от пользования природными ресурсами реализуется в рамках осуществления государством соответствующих расходов при предоставлении гражданам определенных прав, льгот и выплат.

Касаемо вопроса о национализации крупных российских компаний сообщается.

В настоящее время упомянутые в обращении компании относятся к наукоемким и высокотехнологичным отраслям производства и входят в топ-100 крупнейших по капитализации компаний России. По итогам 2020 года капитализация крупнейшей мировой газодобывающей компании ПАО "Газпром" равнялась 68 миллиардам долларов, капитализация лидера российской нефтедобычи НК "Роснефть" составляла 62,5 миллиарда долларов. В первой десятке оказались также: НОВАТЭК, "Норильский никель", ЛУКОЙЛ, "Полюс", "Яндекс", "Газпром нефть" и "Сургутнефтегаз".

Вместе с тем стимулирование научно-технического прогресса и коммерческого освоения новых высокотехнологичных и наукоемких технологий неразрывно связано с механизмом налогообложения. Следует учитывать, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются в том числе за счет налогообложения производителей высокотехнологичной и наукоемкой продукции в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах, которые затем используются на выполнение государственных функций и обязательств перед населением.

Согласно части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), может производиться на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков.

Статьей 306 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Учитывая изложенное, основания для разработки нормативного правового акта о национализации крупных российских компаний отсутствуют.

 

Заместитель директора Департамента
анализа эффективности преференциальных
налоговых режимов
А.Т.Заитов
  • Документ полезен? 0 m n 0
'
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.