Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2021 № 551-р

Концепция системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в РФ
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 5 марта 2021 г. N 551-р

 

(в ред. распоряжения Правительства РФ
от 23.01.2024 N 124-р)

 

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - Концепция);

план мероприятий по реализации Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - план).

2. Минпромторгу России:

 

 

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Концепции;

осуществлять контроль за реализацией Концепции и плана.

3. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, принять меры по организации выполнения плана в установленные сроки.

4. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Концепции и плана, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти, определенным ответственными исполнителями мероприятий плана, в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

5. Рекомендовать исполнительным органам субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Концепции и плана.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Концепции и плана.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

 

 

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2021 г. N 551-р

 

КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
(в ред. распоряжения Правительства РФ
от 23.01.2024 N 124-р)

 

I. Общие положения

 

Концепция системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их компетенций в указанной сфере деятельности.

Концепция системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - Концепция) представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их компетенций в указанной сфере деятельности.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 марта 2018 г. N 533-р, от 28 декабря 2018 г. N 2963-р и от 6 февраля 2021 г. N 256-р, международные договоры Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.

Концепция определяет главную цель, задачи, ожидаемые результаты, принципы реализации, этапы, приоритеты, основные направления, необходимые условия, риски и механизм контроля создания и развития системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - система мониторинга).

Система мониторинга рассматривается как составная часть государственной системы управления противодействием незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.

Положения Концепции уточняются и дополняются путем внесения в нее корректив с учетом осуществления мероприятий по развитию системы мониторинга и в зависимости от изменений социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

Для целей Концепции используются следующие понятия и определения:

"заинтересованная сторона" - лицо или организация, которые могут воздействовать, или на которых могут воздействовать, или которые считают, что на них влияет какое-либо решение или деятельность (потребители, собственники, работники организации, поставщики, ассоциации, партнеры, общество и др.);

"идентификация проблемы" - процесс обнаружения, распознавания и описания проблемы;

"карта проблем" - инструмент отображения совокупности выявленных проблем и уровня их влияния на деятельность организации;

"качество" - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям;

"компетентность" - продемонстрированная способность применять знания и навыки на практике;

"контрафактная промышленная продукция" - товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение;

"корректирующее действие" - действие, предпринятое для устранения причины проблемы;

"критерии проблемы" - признаки, основанные на целях организации и контексте (внешней и внутренней ситуации), в соответствии с которыми оценивают значимость проблемы;

"лучшая (передовая) практика" - испытанная и оформленная документально практика безошибочной работы, которая превышает параметры общепризнанной деятельности в определенной сфере деятельности;

"маркировка" - комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;

"мониторинг" - постоянное наблюдение ситуации, определение проблем, анализ проблем и прогнозирование их развития, установление основных сторон, заинтересованных в решении проблем, подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий;

"незаконный оборот промышленной продукции" - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решениями суда или уполномоченного органа государственной власти;

"неопределенность" - состояние, заключающееся в недостаточности, даже частичной, информации, понимания или знания относительно события, его последствий или его возможности;

"оценка проблемы" - общий процесс идентификации проблемы, анализа проблемы и оценивания проблемы;

"последствие" - результат события, влияющий на главную цель системы мониторинга. Последствие может иметь положительное или отрицательное влияние на главную цель системы мониторинга;

"постоянное улучшение" - повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнить требования;

"причина проблемы" - элемент, который отдельно или в комбинации имеет собственный потенциал, чтобы вызвать проблему;

"промышленная продукция" - товары, произведенные в результате осуществления деятельности, относящейся к обрабатывающему производству на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности;

"прослеживаемость движения товаров" - комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в государственной информационной системе;

"система управления мониторингом" - совокупность процессов, методик, информационных систем, направленных на достижение целей и задач управления мониторингом;

"соответствие" - выполнение требования;

"средство идентификации" - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода либо с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации или записанная на радиочастотную метку;

"субъекты обращения промышленной продукции" - физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении промышленной продукции;

"требование" - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (установленным является такое требование, которое определено, например, в документе);

"фальсифицированная промышленная продукция" - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза;

"эффективность" - связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

 

II. Необходимость создания и развития системы мониторинга

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" осуществление мониторинга в рассматриваемой сфере деятельности возложено на специально образованные:

Государственную комиссию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия);

комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации (далее - региональные комиссии).

Государственная комиссия проводит мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации (далее - мониторинг ситуации) и координирует деятельность следующих федеральных органов исполнительной власти:

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации;

Министерство энергетики Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерство здравоохранения Российской Федерации;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Министерство транспорта Российской Федерации;

Министерство спорта Российской Федерации;

Министерство иностранных дел Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

Федеральное агентство по рыболовству;

Федеральная служба государственной статистики;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками;

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка;

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Федеральная антимонопольная служба;

Федеральная служба по аккредитации.

Организационное и материально-техническое обеспечение Государственной комиссии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации на региональном уровне и координируют деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организационное обеспечение деятельности региональных комиссий осуществляется высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации на региональном уровне и координируют деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Организационное обеспечение деятельности региональных комиссий осуществляется высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На местном уровне в пределах своей компетенции мониторинг ситуации осуществляют органы местного самоуправления.

Государственная комиссия и региональные комиссии осуществляют мониторинг ситуации во взаимодействии с общественными объединениями и предпринимательским сообществом.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р мониторинг достижения целей и задач государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции осуществляется посредством следующих основных инструментов:

федеральная государственная информационная система "Единая межведомственная информационно-статистическая система", администрируемая Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики;

государственная автоматизированная информационная система "Управление", администрируемая Министерством экономического развития Российской Федерации;

федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок", администрируемая Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и федеральная государственная информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя с использованием в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения средств идентификации, администрируемая Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в отношении объектов, предназначенных для обеспечения маркировки отдельных видов товаров и мониторинга их оборота, от 7 июня 2019 г.

В соответствии с Концепцией создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 2963-р, ключевыми целями создания и функционирования системы маркировки и прослеживаемости товаров являются:

обеспечение получения достоверной и оперативной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций, что создаст необходимые условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, безопасности и защиты жизни и здоровья граждан, повышения собираемости налогов и таможенных пошлин и улучшения налоговой дисциплины, а также для мониторинга ситуации и контроля конкурентной среды на товарных рынках;

обеспечение развития высокотехнологичных решений по обработке обязательных данных для создания новых сервисов и бизнес-моделей, основанных на использовании данных.

В настоящее время маркируются средствами идентификации лекарственные препараты для медицинского применения, табачная продукция, обувные товары, духи и туалетная вода, фототовары, шины, данные о которых от производства (импорта) до выбытия на кассе поступают в соответствующие информационные системы и используются как контрольно-надзорными органами Российской Федерации, так и непосредственно гражданами.

Проводятся соответствующие добровольные эксперименты по маркировке средствами идентификации готовой и упакованной молочной продукции, упакованной воды, технических средств реабилитации - кресел-колясок.

Запланировано введение обязательной маркировки средствами идентификации некоторых категорий товаров легкой промышленности, отдельных видов молочной продукции.

Задачи системы мониторинга также решаются в рамках международного сотрудничества, особенно с государствами - членами Евразийского экономического союза. Подписаны совместные заявления о взаимодействии в рассматриваемой сфере с Республикой Белоруссия, Республикой Армения, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой. Активизируется информационный обмен, ведется работа по гармонизации нормативно-правовой базы и взаимоувязке информационных систем контроля за незаконным оборотом промышленной продукции.

В рамках заседания Совета Глав Правительств стран Содружества Независимых Государств заключено соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции от 26 мая 2017 г.

В целях привлечения общественного внимания к проблеме незаконного оборота промышленной продукции, организации конструктивного диалога представителей органов государственной власти, бизнес-сообщества, науки и общественности стран Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза для выработки совместных решений и обмена опытом организуются международные мероприятия различного формата и уровня. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации регулярно проводится Международный Форум "Антиконтрафакт".

Государственная комиссия готовит и ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклады о ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.

Существующее состояние системы мониторинга рассматривается как начальная фаза ее развития, которая обладает значительным потенциалом для улучшения и характеризуется рядом следующих нерешенных проблем:

не разработаны единая методология, методическое и нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга;

отсутствует единая система сбора и обмена информацией, имеющаяся государственная статистика, данные ведомственной отчетности и экспертные оценки не позволяют вести полноценный и оперативный мониторинг;

отсутствует общий подход к измерению и оценке деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, обеспечивающий сопоставимость и измеримость результатов, в том числе по различным отраслям экономики;

не сформировано единое информационно-функциональное пространство, мониторинг ситуации осуществляется в ручном режиме, его процедуры не автоматизированы;

отмечается недостаточность научного, кадрового, информационного и программно-технического обеспечения для решения задач системы мониторинга;

проявляются существенные недостатки межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия;

наблюдается недостаточная развитость механизмов корпоративного и общественного контроля.

Необходимость развития системы мониторинга также обосновывается:

национальными интересами и высокой степенью негативного влияния незаконного оборота промышленной продукции на качество жизни населения, экономику, социальную сферу, формирование доходов бюджетной системы, экономическую безопасность Российской Федерации и др.;

стратегическими целями, задачами и приоритетами государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

ожиданиями основных заинтересованных сторон (прежде всего российских потребителей и производителей промышленной продукции);

быстрым ростом источников данных и объемов сложной для обработки информации об обороте промышленной продукции, находящихся в государственных информационных системах, а также ускоренным развитием цифровых технологий;

сокращением времени, требуемого для эффективного реагирования на возникающие вызовы и угрозы.

Ответом на стоящие проблемы, вызовы и угрозы служит Концепция.

 

III. Главная цель и задачи системы мониторинга

 

Главной целью создания и развития системы мониторинга является повышение качества и эффективности принятия решений по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий и профилактике незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации. Указанные решения должны быть адекватны текущим и перспективным проблемам, вызовам и угрозам в указанной сфере и приниматься в интересах повышения качества жизни граждан, роста конкурентоспособности российского бизнеса, развития экономики и социальной сферы, улучшения экологии и укрепления экономической безопасности.

Для достижения главной цели системы мониторинга предусматривается решение следующих задач:

создание нормативно-правовой базы, организационных, методических, информационных и иных условий, необходимых для развития системы мониторинга;

опережающее развитие ключевых звеньев и подсистем системы мониторинга (введение маркировки средствами идентификации и прослеживаемости товаров, введение входного документарного контроля безопасности используемой промышленной продукции, разработка и внедрение системы мониторинга противодействия незаконному обороту промышленной продукции в отдельных приоритетных отраслях промышленности и регионах Российской Федерации);

обеспечение решения приоритетных задач развития страны, связанных с противодействием незаконному обороту промышленной продукции (легализация оборота, повышение качества и конкурентоспособности российской промышленной продукции, экономическое развитие приграничных территорий, устойчивый рост внешнеторгового товарооборота Российской Федерации и развитие международного экономического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза и Союзного государства Российской Федерации и Республики Белоруссия, развитие цифровой экономики и развитие общественного контроля в Российской Федерации).

В системе мониторинга предусматриваются следующие взаимосвязанные виды (компоненты) мониторинга:

отраслевой мониторинг производства и оборота промышленной продукции на всех этапах ее жизненного цикла, включающий внешнеторговый оборот промышленной продукции;

региональный мониторинг производства и оборота промышленной продукции;

мониторинг правоприменительной практики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

мониторинг института общественного контроля в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

мониторинг реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 256-р (далее - Стратегия), соответствующих соглашений о взаимодействии, концепций, программ, проектов и планов мероприятий на федеральном и региональном уровнях;

мониторинг достаточности и целесообразности обязательных требований, запретов, ограничений, оказывающих существенное влияние на объемы легального производства и оборота промышленной продукции, а также необходимости изменения ответственности за правонарушения (в том числе преступления), связанные с незаконным производством и оборотом промышленной продукции;

мониторинг лучших практик и методов противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

мониторинг условий, существенно влияющих на незаконный оборот промышленной продукции (внутренних и внешних факторов, возможностей и угроз, причин и условий возникновения незаконного оборота промышленной продукции).

 

IV. Ожидаемые результаты

 

Реализация Концепции позволит достичь следующих основных результатов:

оперативное выявление на систематической основе актуальных проблем, вызовов и угроз в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также резервов для повышения эффективности использования ограниченных временных, финансовых, материальных и человеческих ресурсов;

обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, объективной и полной информацией о проблемах, вызовах и угрозах в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

улучшение качества и повышение эффективности осуществления мониторинга и управления противодействием незаконному обороту промышленной продукции;

повышение эффективности межведомственного, межуровневого и международного взаимодействия в рассматриваемой сфере;

повышение потребительской грамотности населения и укрепление общественного контроля;

создание необходимых условий для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его негативного влияния на развитие экономики и социальной сферы, экономической безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, повышение собираемости налогов и таможенных пошлин, а также для противодействия недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и снижения бюджетных расходов на организацию контроля товарных рынков;

обеспечение успешной реализации целей и выполнения задач Стратегии в условиях, требующих получения объективной, транспарентной, целостной картины текущей и прогнозной ситуации для принятия обоснованных управленческих решений.

Ключевым результатом реализации Концепции должна стать система мониторинга:

позволяющая осуществлять прогнозирование и проработку вариантов возможных управленческих решений по преодолению негативных тенденций и кризисных ситуаций в области незаконного оборота промышленной продукции;

учитывающая отраслевую и региональную специфику, лучший международный опыт, стратегические цели и задачи по развитию промышленности Российской Федерации, требования государственной политики и законодательства в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

способная своевременно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям политической, экономической, социальной, технологической и экологической среды.

 

V. Принципы реализации системы мониторинга

 

Создание и развитие системы мониторинга основывается на следующих принципах:

мониторинг ситуации помогает защищать экономические интересы Российской Федерации, здоровье, благосостояние и права граждан, способствует достижению целей и повышению эффективности деятельности по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, предотвращает и снижает негативные социальные и экономические последствия незаконного оборота промышленной продукции;

мониторинг ситуации является неотъемлемой частью государственной системы управления в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

мониторинг ситуации создает основу для принятия решений, предоставляя лицам, принимающим управленческие решения в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, возможность делать обоснованный выбор, проводить различия между альтернативными направлениями действий и определять их приоритетность;

мониторинг ситуации проводится в виде систематического, структурированного и своевременного процесса сбора, обработки и анализа информации;

мониторинг ситуации обеспечивает объективность получаемой информации, которая отражает реальное состояние дел в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

методы и средства сбора, обработки и анализа информации выбираются в соответствии с целями и задачами системы мониторинга;

получаемые в рамках мониторинга ситуации данные позволяют прогнозировать и оценивать будущее состояние сферы противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

система мониторинга является прозрачной;

система мониторинга является динамичной, многократной, отслеживающей изменения внутренней и внешней ситуации и оперативно реагирующей на них;

система мониторинга ориентирована на стремление к совершенству в управлении в рассматриваемой сфере.

 

VI. Этапы и приоритетные направления Концепции

 

Концепцию планируется осуществить в 2 этапа. Приоритетными направлениями реализации каждого этапа Концепции являются:

I этап - 2021 - 2022 годы. На I этапе создается система мониторинга. В целях ее создания:

разрабатывается необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение (порядок проведения мониторинга, сводный справочник нормативных правовых актов, наделяющих федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации соответствующими полномочиями в сфере регулирования и организации контрольно-надзорной деятельности, а также их полномочиями в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по отраслям промышленности, сводный справочник наборов данных и источников информации для целей организации мониторинга);

осуществляется разработка методик оценки рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности в соответствии с краткосрочной перспективой Стратегии;

проводятся регулярные анализы региональных рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров) в соответствии с краткосрочной перспективой Стратегии;

расширяется охват приоритетных для наблюдения и принятия мер анализируемых отраслей промышленной продукции в соответствии с краткосрочной перспективой Стратегии;

организуется работа автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции";

совершенствуется статистический инструментарий мониторинга ситуации;

развивается государственная информационная система промышленности, в рамках которой автоматизируются процессы сбора и обработки информации в ходе проведения отраслевых и региональных анализов рынков промышленной продукции, оценки правоприменительной практики органов власти, оценки развития института общественного контроля;

организуется система изучения и распространения лучших российских и международных методологий, стандартов и практик борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

создается партнерская сеть заинтересованных образовательных, научных, экспертных, общественных и иных организаций;

проводится мониторинг реализации института общественного контроля в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, разрабатывается система мотивации граждан к информированию уполномоченных государственных органов о ставших им известными фактах подготовки или осуществления деятельности по незаконному обороту промышленной продукции;

развивается международное сотрудничество (Евразийский экономический союз, Союзное государство Российской Федерации и Республики Белоруссия, Содружество Независимых Государств);

осуществляется консультативная и методическая помощь исполнительным органам субъектов Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга ситуации;

осуществляется консультативная и методическая помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга ситуации;

II этап - 2023 - 2025 годы. На втором этапе обеспечивается развитие системы мониторинга. В целях ее развития:

внедряются и применяются наилучшие методологии, стандарты и практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, развивается нормативно-правовое и методическое обеспечение;

осуществляется разработка методик оценки рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров) в соответствии со среднесрочной перспективой Стратегии;

проводятся регулярные анализы региональных рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров) в соответствии со среднесрочной перспективой Стратегии;

расширяется охват приоритетных для наблюдения и принятия мер анализируемых отраслей промышленной продукции в соответствии со среднесрочной перспективой Стратегии;

осуществляется консультативная и методическая помощь исполнительным органам субъектов Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга ситуации;

осуществляется консультативная и методическая помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения мониторинга ситуации;

осуществляется активное содействие развитию корпоративного и общественного контроля в рассматриваемой сфере;

расширяется партнерская сеть заинтересованных образовательных, научных, экспертных, общественных и иных организаций;

развивается международное сотрудничество (Евразийский экономический союз, Союзное государство Российской Федерации и Республики Белоруссия, Содружество Независимых Государств);

проводится активная пропаганда противодействия незаконному обороту промышленной продукции в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

VII. Основные направления системы мониторинга

 

Достижение главной цели и решение задач системы мониторинга предусматривается обеспечить посредством комплекса мероприятий по созданию, совершенствованию и развитию механизмов, средств, форм и методов противодействия незаконному обороту промышленной продукции, реализуемых в рамках следующих основных направлений:

наблюдение ситуации - в рамках направления осуществляются сбор, систематизация и обобщение информации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, устанавливаются и описываются результаты деятельности системы мониторинга;

определение проблем - в рамках направления выявляются, регистрируются, стандартизируются и накапливаются в базе данных проблемные эпизоды в рассматриваемой сфере, симптомы проблем (как серии проблемных эпизодов) локализуются на картографированной сети процессов рассматриваемой предметной области, распознаются и квалифицируются проблемы, формируется перечень новых проблем в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

анализ проблем и прогнозирование их развития - в рамках направления определяются причины новых проблем, выявляются их связи с уже известными проблемами, осуществляется прогнозирование динамики нарастания новых проблем на ближайшую и среднесрочную перспективу, определяется масштаб и глубина новых проблем;

установление основных сторон, заинтересованных в решении проблем, - в рамках направления осуществляются определение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и организаций, причастных к решению новых проблем по существу дела, сфере полномочий и ответственности, установление их целей и интересов (выявление конфликтов интересов), оценка их возможностей и степени участия в решении каждой новой проблемы, определение и ранжирование по эффективности методов и направлений воздействия на новые проблемы;

установление основных сторон, заинтересованных в решении проблем, - в рамках направления осуществляются определение заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, причастных к решению новых проблем по существу дела, сфере полномочий и ответственности, установление их целей и интересов (выявление конфликтов интересов), оценка их возможностей и степени участия в решении каждой новой проблемы, определение и ранжирование по эффективности методов и направлений воздействия на новые проблемы;

подготовка предложений по решению проблем, предупреждению и устранению их негативных последствий - в рамках направления осуществляются разработка сценария обстановки на период решения каждой новой проблемы, определение критерия измерения успешности хода ее решения, систематизация методов решения подобных проблем, а также нормы, правила и ограничения на предстоящий процесс решения новой проблемы, оценивание ресурсов, необходимых для решения каждой новой проблемы, определение этапов и сроков решения основных задач, составление плана более детального исследования проблемы, разработка структуры ("дерева") целей и задач деятельности по решению проблемы, определение дефектных элементов, ограничивающих получение необходимого результата (заданного выхода), оценка степени их влияния на определяемые критерием выходы соответствующей системы, формирование предвидимых сбоев и отказов в ходе решения проблемы и накапливание наборов запасных (резервных) альтернативных сценариев для оперативного уклонения от сбоев и обхода отказов, формирование структуры наборов альтернативных сценариев и построение конкретного набора альтернативных сценариев, оценка альтернативных сценариев, разработка предложений по принятию решений проблем (выбору альтернативных сценариев), предупреждению и устранению их негативных последствий;

нормативно-правовое и организационное обеспечение - в рамках направления осуществляются формирование стратегии осуществления мониторинга, разработка нормативных правовых документов по проведению мониторинга, организация проведения мониторинга;

научно-исследовательская и инновационная деятельность - в рамках направления осуществляются научно-исследовательская и инновационная деятельность в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, ведение базы знаний в рассматриваемой сфере и разработка методического инструментария;

коммуникации - в рамках направления осуществляются обмен информацией о противодействии незаконному обороту промышленной продукции с внутренними заинтересованными сторонами, обмен информацией о противодействии незаконному обороту промышленной продукции с внешними заинтересованными сторонами;

кадровое обеспечение - в рамках направления осуществляются информирование и консультирование по вопросам проведения мониторинга, развитие проблемно-ориентированного мышления и общей культуры системного решения проблем в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;

ресурсное обеспечение - в рамках направления осуществляются материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение и отчетность, автоматизация процесса управления мониторингом, финансовое обеспечение;

интеграция - в рамках направления осуществляются создание, поддержание функционирования и развитие специализированных систем мониторинга в отдельных сферах деятельности, обеспечиваются объединение специализированных систем мониторинга и иной деятельности в интегрированную систему управления мониторингом, согласованность системы управления мониторингом с другими системами государственного управления;

модернизация - в рамках направления осуществляются мониторинг функционирования системы мониторинга, оценка качества и эффективности системы мониторинга, совершенствование и развитие системы мониторинга.

 

VIII. Необходимые условия

 

Для достижения главной цели и решения задач системы мониторинга требуется обеспечение следующих условий:

применение системного и проблемно-ориентированного подхода к управлению развитием системы мониторинга;

ориентация участвующих в мониторинге федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на постоянное улучшение системы мониторинга;

ориентация участвующих в мониторинге федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на постоянное улучшение системы мониторинга;

поддержание высокой мотивации должностных лиц, задействованных в проведении мониторинга, на достижение его главной цели и решение задач;

проведение научных исследований и внедрение инновационных технологий, обеспечивающих реализацию наиболее эффективных решений;

обеспечение согласованности и взаимоувязки развития системы мониторинга с развитием других систем государственного управления;

эффективное применение современных информационных технологий;

обеспечение информационного сопровождения мероприятий по реализации Концепции;

обеспечение стабильного и достаточного финансирования реализации мероприятий Концепции;

комплексное управление развитием системы мониторинга.

 

IX. Риски

 

Предполагается, что существенные риски достижения главной цели и решения задач системы мониторинга обусловлены возможным негативным влиянием социальных, экономических, технологических и иных факторов.

При разработке Концепции особое внимание уделено следующим рискам:

риск невыполнения или нарушения сроков реализации мероприятий Концепции;

риск непонимания и неприятия проводимых мероприятий Концепции;

риск несогласованности реализации мероприятий Концепции между ее участниками;

риск заформализованной реализации мероприятий Концепции;

риск возникновения конфликта интересов при реализации мероприятий Концепции;

риск неэффективного использования ресурсов на реализацию Концепции;

риск негибкости и замедленного реагирования на появление новых возможностей и угроз в реализации Концепции;

риск неэффективности коммуникаций;

риск недостаточного уровня автоматизации деятельности по реализации Концепции.

В случае воздействия рисков предусматривается оперативная оценка масштабов их влияния на реализацию Концепции и принятие на этой основе эффективных решений по их снижению и преодолению негативных последствий.

 

X. Механизм контроля

 

Для обеспечения реализации Концепции, достижения главной цели системы мониторинга и решения задач формируется соответствующий механизм контроля, включающий следующие элементы:

закрепление ответственности за каждым участником (ответственным исполнителем) мероприятий по реализации Концепции;

создание и обеспечение функционирования системы планирования и контроля реализации Концепции, предусматривающего в том числе оценку ее эффективности;

ежегодное рассмотрение результатов реализации Концепции на заседаниях Государственной комиссии.

Государственная комиссия осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, региональных комиссий и иных органов и организаций, являющихся ответственными исполнителями мероприятий по реализации Концепции, рассматривает отчетность о результатах реализации мероприятий Концепции, принимает решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности по реализации Концепции.

Региональные комиссии координируют деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, задействованных в реализации Концепции.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации организует проведение мониторинга реализации мероприятий Концепции, формирует отчетность о реализации мероприятий Концепции, готовит проекты решений, касающихся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности по реализации Концепции.

Федеральные органы исполнительной власти участвуют в реализации мероприятий Концепции, готовят предложения по повышению эффективности реализации Концепции.

Результаты мониторинга реализации мероприятий Концепции отражаются в ежегодных докладах о ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции в Российской Федерации, представляемых в Правительство Российской Федерации.

 

 

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2021 г. N 551-р

 

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
И ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ
ОБОРОТУ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(I ЭТАП 2021 - 2022 ГОДЫ)
 
(в ред. распоряжения Правительства РФ
от 23.01.2024 N 124-р)

 

Наименование мероприятия
Вид документа
Срок реализации
Ответственный исполнитель
1.
Подготовка правил проведения мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации с предварительным одобрением Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия) ведомственный акт,
протокол Государственной комиссии
I квартал 2021 г.
Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
комиссии субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - региональные комиссии)
2.

Проведение анализа нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации по организации контрольно-надзорной деятельности, а также полномочия в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в целях определения наборов данных и источников информации для организации мониторинга по отраслям промышленности (группам товаров). Разработка методик оценки рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров) в соответствии с краткосрочной перспективой

 

 

Стратегии

по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года

Проведение анализа нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации контрольно-надзорной деятельности, а также полномочия в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в целях определения наборов данных и источников информации для организации мониторинга по отраслям промышленности (группам товаров). Разработка методик оценки рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров) в соответствии с краткосрочной перспективой Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года

ведомственные акты,
протокол Государственной комиссии
по отдельному графику введения в систему мониторинга и оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции отраслей промышленности (групп товаров) ежеквартально (начиная с I квартала 2021 г.) Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"
3.
Проведение анализа рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров) в соответствии с краткосрочной перспективой Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции на период до 2025 года доклад в Правительство Российской Федерации,
информирование в форме аналитических записок заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, глав субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах
по отдельному графику введения в систему мониторинга и оценки ситуации в сфере незаконного оборота промышленной продукции отраслей промышленности (групп товаров) ежеквартально (начиная с I квартала 2021 г.) Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
региональные комиссии с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"
4.
Создание на базе Государственной информационной системы промышленности интернет-портала по противодействию незаконному обороту промышленной продукции ведомственный акт,
доклад в Правительство Российской Федерации
II квартал 2021 г.
Минпромторг России,
с участием федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития"
5.
Разработка проектных решений автоматизации процессов сбора и обработки информации в ходе проведения отраслевых и региональных анализов рынков промышленной продукции, оценки правоприменительной практики органов власти, оценки развития института общественного контроля на базе Государственной информационной системы промышленности доклад в Правительство Российской Федерации
IV квартал 2021 г.
Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,
региональные комиссии с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции", федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития"
6.
Организация мониторинга оценки достаточности и целесообразности обязательных требований, запретов, ограничений, оказывающих существенное влияние на объемы легального производства и оборота промышленной продукции, подготовка предложений по изменению ответственности за правонарушения (в том числе преступления), связанные с незаконным производством и оборотом промышленной продукции по отраслям (группам товаров), определенным в позиции 2 настоящего плана доклад в Правительство Российской Федерации
II квартал 2021 г.,
далее - ежегодно

Минпромторг России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"

Минпромторг России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"

7.
Организация проведения мониторинга реализации института общественного контроля в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции доклад в Правительство Российской Федерации
I квартал 2021 г.,
далее - ежегодно

Минпромторг России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

исполнительные органы субъектов Российской Федерации с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"

Минпромторг России,

заинтересованные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"

8.
Организация системы изучения и распространения лучших российских и международных практик в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции доклад в Правительство Российской Федерации
II квартал 2021 г.,
далее - ежегодно
Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти с участием автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции"
9.
Подготовка отчета о результатах реализации Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 551-р
(I этап 2021 - 2022 годы)
доклад в Правительство Российской Федерации
IV квартал 2022 г.
Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
10.
Подготовка плана мероприятий по реализации Концепции системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2021 г. N 551-р
(II этап - 2023 - 2025 годы)
акт Правительства Российской Федерации
IV квартал 2022 г.
Минпромторг России,
заинтересованные федеральные органы исполнительной власти

 

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha