25 лет успешной работы!
Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Альта-Софт
 
Новости ЕАЭС

Интервью члена Коллегии по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ ЕЭК Карине Минасян

Интервью члена Коллегии по внутренним рынкам, информатизации, ИКТ ЕЭК Карине Минасян
Форматы сотрудничества могут быть разными, но главное для нас – следовать принципам зеркальности, взаимной за­интересованности и равноправия, взаимодополнения уси­лий и компетенций.​
27 апреля 2018 г.

11 октября 2017 года главы государств ‑ членов Евразийского экономического союза утвердили «Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года». Министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине Минасян рассказала редактору «Стандарта» Ксении Прудниковой о том, какие направления и проекты являются приоритетными в процессе реализации цифровой повестки союза и какие задачи предстоит решать.

- Кто со стороны государств - членов ЕАЭС участвовал в фор­мировании направлений цифровой повестки? Взаимодей­ствовали ли инициаторы проекта с экспертами международ­ных организаций?

- Цифровая повестка ЕАЭС – это результат масштабной со­вместной работы ЕЭК с экспертами стран союза, включая представителей центров компетенций, а также с бизнес-сооб­ществом. Для доработки проекта и выявления основных на­правлений реализации цифровой повестки была создана ра­бочая группа, в которую вошли руководители и заместители глав министерств и ведомств государств-членов союза.

В процессе работы для консультаций подключались между­народные эксперты: в частности, Всемирный банк привлекал специалистов со всего мира. В результате мы сформировали подходы, которые позволят нам реализовывать проекты, на­правленные на цифровую трансформацию ЕАЭС. Мы понима­ли, что за нас цифровую повестку никто не напишет, а ее на­личие – гарант глобальной конкурентоспособности.

- На какой стадии находится работа?

 - Сейчас мы вышли на новый этап реализации цифровой повестки – приступили к подготовке и воплощению кон­кретных проектов. Президенты стран союза определили ряд приоритетов, среди которых: формирование механиз­мов прослеживаемости товаров, услуг и цифровых акти­вов; развитие цифровой торговли и цифровых транспорт­ных коридоров; цифровая промышленная кооперация; за­ключение соглашения об обороте данных; создание систе­мы регулятивных «песочниц».

Ведутся экспертные обсуждения по двум направлениям – формирование цифровых механизмов прослеживаемости товаров, создание модели обмена данными и работы сни­ми. Сформированный под руководством председателя кол­легии ЕЭК проектный офис управления инициативами ко­ординирует проработку и реализацию цифровых проектов, а также инициирует экспертные обсуждения по поступаю­щим предложениям.

- Согласно результатам совместного исследования Всемирно­го банка и ЕЭК, успешное внедрение цифровых технологий возможно только в том случае, если, среди прочего, будет обеспечена технологическая совместимость, интероперабель­ность и масштабируемость цифровых инфраструктур, плат­форм и решений. Как и за счет чего планируется решать дан­ную задачу на уровне государств - членов союза?

 - Обеспечение интероперабельности – один из принципов осуществления согласованной политики и интеграционных инициатив стран союза.

Ряд проектов в данной области уже реализуется. Так, с 2014 года разрабатывается интегрированная информационная си­стема (ИИС) ЕАЭС и создается трансграничное пространство доверия. ИИС – универсальная инфраструктура для информа­ционного взаимодействия по различным прикладным направ­лениям, обеспечивающим межгосударственный электронный обмен данными. Логика развития данной системы подчинена задачам усиления интеграции в условиях реализации цифро­вой повестки ЕАЭС.

Также инициирован проект по развитию трансграничного пространства доверия, который позволяет признавать ци­фровые подписи и организовывать электронный документо­оборот на территории союза.

Количество проектов постоянно растет. Перечисленные инициативы, также как создание модели обмена данными и их обработки, формирование нормативно-справочной ин­формации, являются базовыми для реализации дальнейших шагов. Их цель – обеспечить надежность и связность цифро­вой инфраструктуры союза, устранить барьеры и ускорить обмен данными, стандартизировать взаимодействие участ­ников рынка и регуляторов, повысить эффективность инте­грационных процессов. 

- Одним из ключевых направлений развития цифровой эко­номики является создание информационной инфраструк­туры и обеспечение информационной безопасности. Какие действия в этих направлениях предпринимаются на уровне государств-участников союза? Как при этом сохранить ин­формационный суверенитет государств?

 - Очевидно, что во всех странах союза созданы свои ин­формационные инфраструктуры. Их развитие мы рассма­триваем под двумя принципиальными углами. Во-первых, экономиче­ских изменений или трансформации экономики. Во-вторых, необходимо обеспечить интероперабельность, причем не только между странами-участниками союза, но и с вне­шними партнерами ЕАЭС. Отчасти эти задачи решаются по­средством ИИС союза, но далеко не все.

Пространство доверия, о котором я говорила, – один из важных принципов, лежащих в основе интегрирован­ной системы ЕАЭС, которая сделает трансграничный обмен данными и документами безопасным и достоверным.

Конечно, возникает много задач по обеспечению без­опасности информационных систем, процессов и ресурсов. Вопрос цифрового суверенитета очень непростой и в нем несколько составляющих: какова степень независимости и устойчивости экономических процессов в цифровом про­странстве; кто владеет данными, и на каких правах они ис­пользуются; какая инфраструктура и цифровые активы на­ходятся в собственности государства.

Не менее актуален и сложен вопрос обеспечения без­опасности критической инфраструктуры. В целом, цифро­вая инфраструктура и безопасность – отдельные направле­ние цифровой повестки ЕАЭС, предусматривающие реализа­цию целого комплекса мер.

- Предполагается, что цифровая повестка союза будет реа­лизовываться как согласованная политика государств-участников ЕАЭС, а нацио­нальные программы цифро­вой трансформации должны быть максимально синхро­низированы. Как можно до­биться унификации дей­ствий на уровне всех госу­дарств-участников союза? Принимают ли эксперты ЕЭК участие в создании нацио­нальных программ?

 - Синхронизацию можно по­лучить только в рамках об­щих проектов. Создание национальной программы – это прерогатива отдельной страны, но многие задачи мы ре­шаем сообща, поэтому во всех программах присутствуют евразийские интеграционные цифровые проекты. Кроме того, в информационном пространстве союза формируются механизмы осуществления согласованной политики в про­цессе реализации цифровой повестки. Предполагается, что в этой связи основными инструментами станут: во-первых, взаимодействие в сфере стандартизации и защиты прав интеллектуальной собственности; во-вторых, сотрудниче­ство в разработке норм для новых отраслей, в том числе с использованием системы регулятивных «песочниц» – для совместного формирования норм на ранней стадии приме­нения технологий.

- Возможен ли сценарий, при котором цифровая повест­ка ЕАЭС со временем будет синхронизирована с подходами к развитию цифровой экономики стран Евросоюза, а впо­следствии станет частью глобальной экосистемы? Какие условия для этого необходимы?
 
- Специфика ЕАЭС останется, в том числе из-за необходи­мости сохранять цифровой суверенитет. Но глобальная эко­номика сформировала ряд экосистем, которые со време­нем будут связаны друг с другом. Наша задача – создать та­кие условия для бизнеса и государств, чтобы при необходи­мости они могли формировать свои экосистемы, либо войти как партнеры в уже созданные.

ЕЭК на протяжении нескольких лет целенаправленно ведет диалог с европейскими странами о развитии сотрудничества. С Грецией, Сербией, Венгрией и рядом других стран достиг­нут существенный прогресс. Мы видим заинтересованность европейского бизнеса в развитии партнерских связей и по­стоянно слышим об этом на различных международных площадках.

Цифровые технологии повышают эффективность процессов в торговле и промышленной кооперации, позволяют предот­вращать и устранять всевозможные препятствия на рынках, поэтому важность цифровой повестки сложно переоценить. В результате ее реализации бизнес будет быстрее получать выгоды от выхода на новые рынки. Это достигается за счет совершенствования таможенных операций, взаимного призна­ния сопроводительных документов, развития механизмов ци­фровой прослеживаемости товаров.

Важно, что данные инициативы реализуются не только в рамках союза. По некоторым перспективным направлени­ям мы ведем диалог с партнерами в азиатском регионе – в частности, во Вьетнаме и Китае.

 - На ваш взгляд, основной вклад в развитие цифровой эко­номики внесут национальные ИТ-холдинги или инновацион­ные стартапы? Какую поддержку им должны оказывать го­сударственные и международные регуляторы? Что необ­ходимо для того, чтобы нормативная база не сдерживала развитие цифровой экономики?

 - Нормативная база действительно должна разрабаты­ваться и действовать не только на национальном уровне. Развитие цифровой экономики – явление трансграничное, поэтому в нем принима­ет участие огромное коли­чество игроков: и трансна­циональные корпорации, и стартапы, и регулято­ры, и даже граждане стран. Суть в том, кто вносит вклад и кто получает выго­ду от развития экономики. Наша задача – вводить регу­лирование и стимулирова­ние развития евразийских активов, соблюдая баланс между интересами владельцев данных и бизнес-субъектов, вовлекающих эти данные в оборот.

 - Как вы взаимодействуете с партнерами из других стран?

 - На всех международных площадках мы предлагаем на­шим потенциальным партнерам обсуждать совместные проекты. Так, на недавней встрече Организации по без­опасности и сотрудничеству в Европе мы предлагали зару­бежным партнерам рассмотреть совместные проекты в та­ких сферах как цифровые транспортные коридоры, ци­фровая промышленная кооперация, цифровая просле­живаемость товаров, повышение связности цифровых инфраструктур и развитие пространства доверия. Над по­добными проектами можно работать через создание ме­ждународных консорциумов.

Одним из приоритетов ЕАЭС в рамках реализации цифро­вой повестки является использование нашей ИИС для взаи­модействия с международными партнерами и их цифровыми платформами. Например, мы начали использовать платформу ЕАЭС для взаимодействия с Социалистической Республикой Вьетнам в зоне свободной торговли.

Кроме того, необходимо активно включать экспертов из стран союза в процесс разработки международных стан­дартов – для обеспечения интероперабельности и сквозных, безбарьерных экономических отношений, которые созда­дут основу для развития глобальной цифровой инфраструктуры.

Форматы сотрудничества могут быть разными, но главное для нас – следовать принципам зеркальности, взаимной за­интересованности и равноправия, взаимодополнения уси­лий и компетенций.​

Комментарии
Добавить комментарий
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Страница: Новости ЕАЭС

Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.