Как заявил председатель концерна Андрей Рыбаков в интервью агентству БелТА, Минск постоянно изучает «различные варианты диверсификации поставок нефти, проводит мониторинг возможных нефтяных рынков».
«Были поставки пробных партий различных сортов иностранной нефти в ОАО «Мозырский НПЗ» и ОАО «Нафтан». Мы отработали оптимальные логистические маршруты доставки, возможности достижения долгосрочных договоренностей с потенциальными поставщиками. И сейчас четко знаем, что мы можем решить этот вопрос», - подчеркнул глава «Белнефтехима».
Между тем, он констатировал, что в 2019 году белорусские НПЗ рассчитывают на ранее запланированный объем импорта нефти из РФ - 18 млн тонн.
Рыбаков также заявил, что в долгосрочной перспективе цены на автотопливо в Беларуси будут формироваться на рыночных принципах. Вместе с тем он подчеркнул, что «движение к этому моменту должно быть поэтапным с оценкой влияния на экономику в целом».
Руководство Беларуси периодически заявляет о необходимости диверсификации импорта нефти, в особенности на фоне реализации в РФ налогового маневра в нефтяной сфере. В результате завершения маневра Беларуси с 2025 года будет покупать нефть в РФ по мировым ценам. Профильные структуры в республике также неоднократно сообщают о переговорах с альтернативными России поставщиками.
В качестве возможных вариантов назывались поставки нефти из Казахстана, Азербайджана, Саудовской Аравии, Нигерии и других стран.
В настоящее время единственным поставщиком нефти в страну остается Россия, годовой объем поставок для переработки составляет 18 млн тонн.
В соответствии с межправительственными договоренностями от апреля 2017 года, Беларусь де-юре может импортировать из РФ 24 млн тонн нефти в год. При этом де-факто Минск может ввозить 18 млн тонн нефти (по 4,5 млн тонн ежеквартально) для переработки. Стороны договорились, что экспортные пошлины на остальные 6 млн тонн будут направляться в белорусский бюджет. В Минске называют эту схему «перетаможкой».