Ситуация следующая, что сегодня существует два инструмента защиты рынка от опасной продукции. Первое и основное - это, бесспорно, оценка соответствия. Оценка соответствия требованиям технических регламентов сегодня осуществляется, как правило, или через сертификацию или через декларирование самыми изготовителями или представителями изготовителя. И второй инструмент защиты нашего рынка - это бесспорно государственный надзор. Государственный надзор, который сегодня существует во всех странах и проводится по национальному законодательству. Когда создавался Евразийский союз, то документы о переходе на единые сертификации, на единые декларации в рамках Евразийского союза базировались на доверии стран друг другу, базировались на соблюдение тех положений по оценке соответствия, которые прописаны в наших документах нормативных, и мы все рассчитывали, что это доверие действительно будет реализовано в полной мере.
В жизни проделана очень огромная, очень большая работа по созданию единой системы технического регулирования, принято 48 регламентов. Практически больше чем 80 процентов охвачены этими документами. И параллельно на всю продукцию, которая попадает под регламенты, были выданы сертификаты или зарегистрированы декларации. Количество этих документов очень большое.
Я приведу только цифры, что сегодня только на иностранную продукцию было выдано больше чем триста двадцать тысяч серийных сертификатов, которые действуют на 1 июня этого года. И только на иностранную продукцию зарегистрировано более 2 миллионов серийных деклараций. Это цифры очень большие, и если эта работа проделана достаточно объективно, то это гарантия поступления на рынок безопасной продукции. Вместе с тем, то, что как мы сегодня оцениваем, как оценивают сегодня многие надзорные органы, которые ведут надзор за техническими регламентами, во многих случаях работа по оценке соответствия проведена некорректно, или документы выданы необоснованно. И здесь есть несколько причин. Первое, это то, что на рынке существуют органы по оценке соответствия испытательной лаборатории, практика деятельности которых можно назвать незаконной, или которые ведут себя и проводят процедуры очень некорректно. И поэтому, с нашей точки зрения, очень большую часть документов можно отнести к документам необоснованно выданным. И нас беспокоит особенно серийные сертификаты, те, которые выдаются на очень большой срок - на срок до 5 лет.
Бесспорно такая же картина и при регистрации деклараций. Что это тоже проявляется при тех случаях, когда регистрация декларации проходит недостаточно обосновано. В чем здесь проблема? Проблема в том, что такие органы по оценке соответствия, испытательные лаборатории, они все аккредитованы, и поэтому вопрос эффективности самого механизма аккредитации заслуживает особого внимания. И мы сегодня вместе с уполномоченными органами в сфере аккредитации проводим работы по формированию единых подходов по выстраиванию единых подходов в сфере оценки соответствия, в сфере аккредитации, по наведению порядка в этой сфере. Для этого принято соответствующее решение Совета. Тема обсуждалась на Межправсовете, и наша задача сделать так, чтобы на рынке остались только компетентные добросовестные органы по оценке соответствия.