|
;
Действует
История статусов
Подписан 20.08.2021 |
Вопрос:
Об акцизах в отношении используемых в качестве бункерного топлива объемов средних дистиллятов, в том числе изготовленных путем смешения средних дистиллятов.
Ответ:
Департамент налоговой политики (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу внесения изменений в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия, за исключением ряда продуктов, указанных в данном подпункте.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации (передаче) лицами произведенных ими подакцизных товаров.
При этом налогоплательщиками акцизов в отношении средних дистиллятов являются не только производители подакцизных товаров, на которых статьей 198 Кодекса возлагается обязанность предъявления к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья (материалов)) суммы акциза, но и отдельные категории российских организаций.
Так, согласно подпунктам 29 - 31 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признается:
получение средних дистиллятов российской организацией, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, предусмотренное статьей 179.5 Кодекса (далее - судовладельцы). Для целей главы 22 "Акцизы" Кодекса получением средних дистиллятов признается приобретение судовладельцами средних дистиллятов в собственность по договору с российской организацией;
реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива (далее - поставщики бункерного топлива), договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, принадлежащих указанным российским организациям на праве собственности и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) российской организацией, включенной в реестр поставщиков бункерного топлива, средних дистиллятов, приобретенных в собственность и помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации иностранным организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), связанные с региональным геологическим изучением, геологическим изучением, разведкой и (или) добычей углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации, на основании договора с российской организацией, владеющей лицензией на пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации, и (или) с исполнителем, привлеченным пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе Российской Федерации для создания, эксплуатации, использования установок, сооружений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 179.5 Кодекса, искусственных островов на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) с оператором нового морского месторождения углеводородного сырья.
В соответствии с пунктами 22 - 24 статьи 200 Кодекса при осуществлении вышеуказанных операций судовладельцы и поставщики бункерного топлива имеют право уменьшить сумму акциза по средним дистиллятам, использованным в качестве бункерного топлива, на налоговые вычеты в размере суммы акциза, исчисленного при совершении этих операций, с применением коэффициента, равного 2, при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктами 22 - 24 статьи 201 Кодекса.
Двойное увеличение вычета исчисленных сумм акциза приводит к возмещению из бюджета денежных средств, которые по экономическому смыслу компенсируют судовладельцам и поставщикам бункерного топлива их затраты на приобретение средних дистиллятов с акцизом в цене.
Таким образом, действующий механизм поддержки направлен на снижение стоимости бункеровки, на повышение привлекательности заправки морских судов в российских морских портах судовым топливом российских производителей и не ставится в зависимость от содержания в нем серы и (или) способа изготовления подакцизного товара.
С 1 января 2021 года перечень документов, подтверждающих обоснованность применения вышеуказанных вычетов, дополнен копиями или реестром договоров купли-продажи топлива (договоров об оказании услуг по переработке нефтяного сырья), заключенных налогоплательщиком или иным лицом с российской организацией - производителем средних дистиллятов. Также нормами пунктов 22 - 24 статьи 201 Кодекса предусмотрено представление реестра первичных учетных документов, реестра счетов-фактур, в которых исчисленная сумма акциза в отношении такого топлива его производителем выделена отдельной строкой, а также иных документов налогоплательщика-производителя, содержащих информацию о топливе, относящемся в целях настоящей главы к средним дистиллятам.
Подтверждение налогоплательщиками, что ранее в отношении использованного ими топлива был начислен акциз при совершении производителями операций реализации (передачи) средних дистиллятов, соответствует целям применения вышеуказанных налоговых вычетов в повышенном размере, возмещение которых из бюджета осуществляется за счет ранее уплаченного акциза по соответствующему судовому топливу.
Приведенный подход направлен на минимизацию рисков недостаточности средств на возмещение сумм акциза добросовестным судовладельцам и поставщикам бункерного топлива, которые могут возникать в результате применения налоговых вычетов по объемам судового топлива, при производстве которого акциз не уплачивался.
По мнению Департамента, аналогичный порядок подтверждения права на применение налоговых вычетов применяется, в случае если приобретенные средние дистилляты смешиваются для целей получения судового топлива требуемого качества.
Таким образом, в отношении используемых в качестве бункерного топлива объемов средних дистиллятов, в том числе изготовленных путем смешения средних дистиллятов, для целей заявления налоговых вычетов с коэффициентом 2 налогоплательщикам необходимо представить наряду с иными документами, предусмотренными пунктами 22 - 24 статьи 201 Кодекса, вышеуказанные документы, подтверждающие исчисление суммы акциза производителями соответствующих средних дистиллятов.