|
;
Действует
История статусов
Подписан 01.04.2009 |
В связи с поступлением письма ФТС России от 23.01.2009 N 05-16/2647 "Об инициировании процедуры банкротства должников" сообщаю следующее.
1. В соответствии с пп. а) п. 1 постановления Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (далее - Постановление) основанием для признания задолженности по таможенным платежам и пеням безнадежной к взысканию и ее списания является ликвидация юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такой юридически значимый факт, как ликвидация юридического лица, выбран ввиду того, что до 2005 года пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России) было определено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Однако, Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" редакция указанной статьи ГК России изменена и установлено, что правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Но, несмотря на это, соответствующие изменения в Постановление не вносились.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством необходимым и достаточным условием существования юридического лица как субъекта правоотношений является наличие соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Принимая во внимание тот факт, что отсутствие правоспособности юридического лица является юридической причиной для признания его задолженности безнадежной к взысканию, ФТС России направлены в Минфин России предложения о внесении в Постановление соответствующих изменений, предусматривающих замену одного из оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию, а именно - ликвидацию организации в соответствии с законодательством, на отсутствие либо исключение организации из ЕГРЮЛ как исчерпывающий факт отсутствия правоспособности лица со всеми вытекающими из этого последствиями. При этом решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, возможно, будет приниматься на основании выписки из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о прекращении государственной регистрации юридического лица (в случае если решение регистрирующего органа не было обжаловано в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" либо такая жалоба не была удовлетворена), или справки регистрирующего органа об отсутствии запрашиваемой информации, свидетельствующей об отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице. До настоящего времени указанные предложения ФТС России не поддержаны Минфином России.
2. С учетом положений статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства, выделяемых из соответствующего бюджета, в порядке и на условиях, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников". Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве (ФНС России). Факт наличия задолженности перед бюджетом не является препятствием для применения процедур исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в случаях, когда сумма расходов, которую необходимо затратить на осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств федерального бюджета, превышает размер требований уполномоченного органа к должнику, и при этом отсутствует возможность ее возмещения за счет имущества должника.
С учетом изложенного ФТС России внесено предложение в Минфин России о наделении уполномоченного органа по делам о банкротстве (ФНС России) функциями по определению экономической целесообразности проведения процедуры банкротства по отсутствующим должникам (с учетом вероятности обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве), а при отсутствии такой целесообразности - производить исключение организации из ЕГРЮЛ в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
До момента реализации данных предложений таможенным органам необходимо учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одновременно с решением о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ уполномоченным органом должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Публикация подобных сведений осуществляется в "Вестнике государственной регистрации".
В случае направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано только в установленном гражданским законодательством порядке, то есть в соответствии с процедурой банкротства. Согласно пункту 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 , если в случае поступления в регистрационный орган возражений кредиторов, и с учетом этих возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ , решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято, арбитражным судом принимается заявление налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица. Таким образом, только в случае своевременного заявления кредиторами о наличии у недействующего юридического лица задолженности по налогам, сборам, пеням такое юридическое лицо ликвидируется в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В связи с вышеизложенным таможенным органам необходимо организовать регулярный анализ официально публикуемой информации о принятых регистрирующим органом решениях о предстоящем исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ с целью своевременной подачи заявлений от таможни как кредитора, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, либо обжалования действий (бездействий) должностных лиц уполномоченного органа по неправомерному исключению из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей.
|
Врио заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления - начальника службы федеральных таможенных доходов, полковник таможенной службы |
Е.В.Родионова |