|
;
Действует
История статусов
Подписан 31.10.2019 |
См. также: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 февраля 2020 г. Дело N А40-171538/2019, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2020 г. Дело N А40-171538/2019
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЗАО "Научно производственное объединение "Экология Питания"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения
с участием:
от заявителя: Козмидорова Ю.А. (дов. от 15.05.2019), Юшин А.Н. (генеральный директор, протокол N 9 от 19.04.2019)
от ответчика: Кузьмичев П.А. (дов. от 08.11.2018 N03-30/271), Вишневский А.А. (дов. от 11.10.2019 N03-30/263)
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Научно производственное объединение "Экология Питания" (далее - Общество, декларант, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее - ответчик) от 11.04.2019 NРКТ-10013000-19/000273 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст. 71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд установил, что предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, в феврале 2019 года ЗАО НПО "Экология Питания" ввезло из Индии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товар: водоросли для приготовления биологически активной добавки, сухая биомасса зеленого цвета, микроводоросли спирулины, в виде сухого мелкодисперского порошка в вакууммной упаковке, изготовитель E.I.D. PARRY (INDIA) LTD - PARRY NUTRACEUTICALS DIVISION (далее - товар).
В целях декларирования данного товара Обществом в Московскую областную таможню подана декларация на товары (далее - ДТ) ДТ N 10013160/170219/0015449 (товар N1).
Данный товар был классифицирован декларантом в подсубпозиции 1212 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("212 2 ... морские и прочие водоросли 1212 29 000 0 прочие") (3% таможенной пошлины).
Таможенным органом проведен таможенный контроль товаров спорным ДТ, по результатам которого вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 11.04.2019 N РКТ-10013000-19/000273 (далее - решение по классификации товара). Согласно вынесенному решению по классификации товара рассматриваемый товар многоклеточную водоросль - микроводоросли спирулины, по мнению, таможенного органа, надлежит классифицировать в подсубпозиции 2102 20 900 0 как одноклеточную водоросль (12% таможенной пошлины).
В связи с изменением кода ТН ВЭД и увеличением размера таможенной пошлины декларанту доначислены таможенные платежи.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ЗАО "Научно производственное объединение "Экология Питания", суд исходит из следующего.
Согласно ст. 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее по тексту - ТК ЕАЭС) любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
В соответствии со ст. 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе сведения о товарах, в состав которых входит классификационный код товаров по ТН ВЭД.
Согласно ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (абз. 3 ч. 1 ст. 20 ТК ЕАЭС).
Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (ч. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС).
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со ст. 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются Пояснения к ТН ВЭД, являющиеся приложением к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 "О пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ЕАЭС) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС); установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее по тексту - ОПИ).
Положением о порядке применения Единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 (далее по тексту - Положение), определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.
В разделе III Положения содержатся принципы применения ОПИ, а именно: ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 26 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ За, затем ОПИ 36 - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ За, затем ОПИ Зв - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ За или ОПИ 36.
При классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения; Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ бис помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
- определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
- определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
- определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
- и так далее до достижения необходимого уровня классификации".
Согласно правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями ОПИ ТН ВЭД.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Как следует из материалов дела и заявления, суть спора по коду ТН ВЭД ЕАЭС между таможенным органом и Обществом сводится к тому, что Московская областная таможня отнесла многоклеточную водоросль Спирулину к одноклеточным микроорганизмам.
Так, таможенный орган в своем Отзыве указывает, что провел проверку сведений, указанных в ДТ с помощью "общедоступной информации, содержащейся в сети Интернет", после чего таможня приводит выкопировки из сайтов, содержащих информацию о том, что спирулина является одноклеточной водорослью.
Однако Заявителем в материалы дела представлено Заключение, выданное Биологическим факультетом Московского Государственного университета.
Согласно Письму-исследованию от 24.09.2019 Исх. N18/105-03 спирулина - это многоклеточный прокариотический организм. Свое исследование Биофак МГУ основывает на Международном кодексе номенклатуры бактерий (классификатор Бёрджи). Согласно классификатору Бёрджи, спирулина является многоклеточной нитевидной водорослью.
Кроме того, в материалы дела представлено Экспертное заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" N 23-138/Б-09 от 21.05.2009, согласно которому "Спирулина (Spirulina platensis) - сине-зеленая водоросль. Род многоклеточных нитевидных организмов из семейства гормогониевых -Horrmogoniophyceae, отдела цианобактерий - Cyanobacteria, полцарства оксифотобактерий - Oxyphotobacteriqa, царства дробянок".
Более того, ЗАО "Научно производственное объединение "Экология Питания" обратилось в ФГБУН "Федеральный Исследовательский Центр питания и биотехнологии" с запросом на заключение в отношении микроводросли спирулина, и получило ответ о том, что данная водоросль является многоклеточной (Письмо от 06.09.2019 исх. N 410/Э-488/6-19).
Аналогичные данные содержаться в многочисленных научных, справочных и учебных источниках.
Довод же Ответчика основывается на сведениях, содержащихся в сети Интернет, а также на Большой советской энциклопедией, в которой при описании водоросли Спирулина дана ссылка на источник, датированный 1898 годом (М. Gomont, "Monographie des Oscillariees" ("Annales sc. natur. Botanique" 15, 16, 1892-93); O. Kirchner, "Schizophyceae" в Engler Prantl's "Pflanzenfamilien" (Лейпциг, 1898), то есть таможня руководствовалась информацией 19 века.
Указанные обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о невозможности классификации спорного товара в подсубпозиции 2102 20 900 0 ТН ВЭД, что является основанием для признания решения о классификации неправомерным.
Как отмечено ранее, принятие таможней оспариваемого решения о классификации и отнесение спорного товара к подсубпозиции 2102 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС послужило основанием для увеличения подлежащих уплате таможенных платежей.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18 от 12.05.2016 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Приведенные заявителем обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о правомерности указанного в ДТ обществом кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и о незаконности принятого таможенным органом решения о классификации товаров.
Исходя из вышесказанного, совокупность предусмотренных законом условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае судом полностью установлена.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 167 - 170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Московской областной таможни от 11.04.2019 NРКТ-10013000-19/000273 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ЗАО "Научно производственное объединение "Экология Питания" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысяч рублей).
Проверено на соответствие требованиям таможенного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.