|
;
Действует
История статусов
Подписан 03.02.2020 |
См. также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2019 г. Дело N А56-10973/2019, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 мая 2020 г. Дело N А56-10973/2019, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2020 г. Дело N А56-10973/2019
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Белый А.А. по доверенности от 22.01.2020
от заинтересованного лица: Тарасенко И.Г. по доверенности от 27.05.2019; 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35972/2019) Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2019 по делу N А56-10973/2019 (судья М.С. Черняковская), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМГ Импорт"
к Центральной акцизной таможни; Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный) Центральной акцизной таможни
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СМГ Импорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к 1) Центральной акцизной таможне, 2) Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный) Центральной акцизной таможни о признании незаконными решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10009194-18/000040, РКТ-10009194-18/000041 от 06.11.2018.
Решением суда от 31.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Центральная акцизная таможня просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемые решения таможенного органа являются правомерными, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.10.2018 ООО "СМГ ИМПОРТ" подана декларация на товары (ДТ) N 10009194/291018/0011156 на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (адрес местонахождения поста: 194192, Санкт-Петербург, пр. Культуры, 40А) в целях помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" товаров, поступивших в адрес Общества по товарно-транспортной накладной CMR N FL-0211-01 в рамках контракта N 30-03-16 с компанией RESURFICE CORP., Канада.
В графе 31 ДТ товары NN 1, 2 указаны следующим образом:
Товар N 1: "Машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой: шасси с электрическим силовым агрегатом; марка OLIMPIA MILLENNIUM E; год вып. 2018; серийный номер RME1809269, производитель: RESURFICE CORP., товарный знак: Olympia, марка: Olympia, модель: Millenium E, артикул: отсутствует, 1 шт...".
Товар N 2: "Машина льдозаливочная бывшая в употреблении для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой: шасси с силовым агрегатом GMC; трансмиссия автоматическая, марка OLIMPIA MILLENNIUM; год вып. 2006; серийный номер RM060218606, производитель: RESURFICE CORP., товарный знак: Olympia, марка: Olympia, модель: Millenium, артикул: отсутствует, 1 шт...".
Указанные товары исходя из их конструкции и предназначения отнесены Обществом к подсубпозиции 8479 89 970 8 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; прочие; прочие; прочие).
В ходе таможенного контроля должностным лицом ОТО и ТК N 4 Северо-Западного акцизного таможенного поста Центральной акцизной таможни вынесены решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10009194-18/000040, РКТ-10009194-18/000041 от 06.11.2018, в соответствии с которыми ввезенные Обществом товары отнесены таможенным органом к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные; оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ).
В соответствии с данными решениями о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС ввезенные Обществом товары поименованы таможенным органом следующим образом:
Товар N 1: Машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой: шасси с электрическим силовым агрегатом; сфера использования - на катках и спортивных ледовых площадках (оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ). Производитель Olympia, марка Olympia, модель: Millenium E.
Товар N 2: Машина льдозаливочная бывшая в употреблении для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой: шасси с бензиновым силовым агрегатом GMC; трансмиссия автоматическая, марка OLIMPIA MILLENNIUM; год вып. 2006; сфера использования - на катках и спортивных ледовых площадках (оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ). Производитель Olympia, марка Olympia, модель: Millenium.
В связи с вынесением решений о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10009194-18/000040, РКТ-10009194-18/000041 от 06.11.2018 Обществу таможней начислен утилизационный сбор в размере 966 000 рублей, что подтверждается письмом Центральной акцизной таможни от 26.11.2018 N 45-15-09/7885.
Не согласившись с указанными решениями таможенного органа, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В силу пункта 1 части 1 статьи 105 ТК ЕАЭС одним из видов таможенной декларации, применяемой при таможенном декларировании товаров, является декларация на товары.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС).
В соответствии с положениями ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о коде товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров, в том числе, в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, в том числе Основные правила интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденной (далее ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Правилу 1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, с учетом положений Правил 2 - 6 ОПИ ТН ВЭД.
Согласно Правилу 6 ОПИ ТН ВЭД классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также в соответствии с положениями Основных правил интерпретации ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что ввезенные Обществом ледозаливочные машины не подлежат отнесению к категории "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ" в связи со следующими обстоятельствами.
Таможенным законодательством понятие "общественные работы" не предусмотрено.
Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" в соответствии со статьями 18 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года государствам - членам Евразийского экономического союза рекомендовано применять Пояснения к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (тома I - VI).
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразие интерпретации и применения ТН ВЭД ЕАЭС.
В пояснениях к товарной позиции 8479 перечислено оборудование, которое относится к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0.
(А) Оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, например:
(1) Машины для распределения строительного раствора или бетона (исключая бетономешалки или растворосмесители, товарная позиция 8474 или 8705).
(2) Дорожно-строительные машины, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, а также придают нужный боковой наклон поверхности, а иногда производят также и укладку бетона.
Однако в данную товарную позицию не включаются планировщики товарной позиции 8429.
(3) Машины, как самоходные, так и несамоходные, для разбрасывания гравия на дорогу или аналогичные поверхности, а также самоходные машины для распределения и уплотнения битумосодержащих материалов дорожных покрытий. Не включаются в данную товарную позицию разбрасыватели гравия, смонтированные на шасси моторного транспортного средства (товарная позиция 8705).
(4) Машины и механические устройства для разглаживания свежих бетонных, битумных или других аналогичных мягких поверхностей, для нанесения на них бороздок или клеток и т.д.
Нагревательные приборы для битума и т.д. в данную товарную позицию не включаются (товарная позиция 8419).
(5) Небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской).
Механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, приводимом в движение трактором товарной позиции 8701, также относятся к данной товарной позиции как взаимозаменяемое оборудование даже в том случае, если они представлены вместе с трактором.
(6) Разбрасыватели соли и песка для очистки от снега, предназначенные для установки на грузовом автомобиле, состоящие из резервуара для хранения песка и соли, оборудованного дробильно-перемешивающим органом, системы для дробления/размалывания кусков соли и гидравлической системы рассеивания с разбрасывающим диском. Управление различными функциями машины осуществляется из кабины автомобиля с помощью динстанционного управления.
В данных пояснениях к ТН ВЭД ледозаливочные машины не поименованы.
Из приведенных пояснений усматривается, что под оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ понимается дорожная, строительная и аналогичная техника, к которой ледозаливочные машины не относятся.
Согласно п. 1.1.2 руководства по эксплуатации льдозаливочных комбайнов моделей Millenium, п. 1.3 руководства пользователя льдозаливочных комбайнов моделей Millenium Е: машины для обработки льда OLYMPIA предназначены только для создания и обработки ледовых поверхностей. Запрещается использовать машины OLYMPIA для каких-либо иных целей. Все указания, изложенные в настоящих руководствах, без исключений обязательны для исполнения.
Из представленного Обществом в суд первой инстанции заключения технической идентификационной экспертизы НИ Центра Технической экспертизы ФГУП НАМИ от 24.10.2018 N 2231/006-10-0753 усматривается, что самоходные ледозаливочные машины марки Zamboni по своему целевому назначению и конструктивным особенностям не являются машинами для содержания дорог. Конструктивными особенностями самоходных машин марки Zamboni не предусмотрено переоборудование для выполнения каких-либо работ по содержанию дорог, приведенных в "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог", утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402.
Судом первой инстанции установлено и представленной технической документацией подтверждается, что ледовый комбайн используется для заливки и восстановления (повышения качества) льда на катках и спортивных ледовых площадках.
Между тем, сами по себе заливка и восстановление льда не являются строительными работами, а ледозаливочная машина не является оборудованием для строительства, также как и оборудованием для общественных работ.
Как следует из разъяснений, находящихся в открытом доступе, общественные работы - это временная работа граждан общедоступного уровня сложности и не требующая профессиональной подготовки. Они, как правило, организуются на добровольной основе. К общественным работам относится участие граждан в ликвидации последствий природных катаклизмов, аварий, стихийных и техногенных бедствий и катастроф, т.е. в чрезвычайных ситуациях. К общественным работам относятся также работы по благоустройству и озеленению общественного пространства в городе, поселке - улиц, площадей, дорог, парков. Делается это, как правило, весной и осенью. Для выполнения общественных работ обычно не требуется предварительная профессиональная подготовка, особый уровень квалификации, специальные умения или навыки.
Вместе с тем, согласно инструкции по эксплуатации ледозаливочных машин Zamboni управлять ледозаливочной машиной могут только специально обученные работники.
Кроме того, данное требование установлено п. 3 постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 "Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)" (далее постановление Правительства РФ от 12.07.1999 N 796), согласно которому право на управление самоходными машинами подтверждается одним из следующих документов: удостоверением тракториста-машиниста (тракториста), либо временным удостоверением на право управления самоходными машинами. Управление самоходной машиной лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего наличие у него права на управление самоходными машинами, запрещается.
В соответствии с требованиями п. 9, 10, 11 постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 796 удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) и временное удостоверение на право управления самоходными машинами выдается только после прохождения профессионального обучения, медицинского освидетельствования и сдачи в государственной инспекции гостехнадзора экзаменов на право управления самоходными машинами.
Таким образом, следует признать, что управление ледозаливочной машиной осуществляется профессиональным, специально обученным работником. Управление ледозаливочной машиной не должно осуществляться лицом, временно участвующим в общественных работах, не имеющим соответствующего уровня квалификации, не обладающим специальными умениями и навыками. Данное обстоятельство дополнительно свидетельствует о том, что ледозаливочные машины не относятся к оборудованию для общественных работ.
П. 4 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц.
Понятие других работ, аналогичных общественным и строительным работам, законодательно не установлено, в связи с чем в рассматриваемом случае данное понятие не может применяться в целях отнесения ввезенных Обществом ледозаливочных машин к оборудованию для "других аналогичных работ".
Кроме того, согласно решениям о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС NN РКТ-10009194-18/000040, РКТ-10009194-18/000041 от 06.11.2018 таможенным органом не указано, на основании какой информации, каких характеристик самоходных ледозаливочных машин им сделан вывод об отнесении их к подсубпозиции 8479 10 000 0 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Также таможенный орган не обосновал невозможность применения кода ТН ВЭД ЕАЭС, заявленного Обществом (8479 89 970 8).
Правомерность отнесения ледозаливочных комбайнов к подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8479 89 970 8 дополнительно подтверждается заключением эксперта ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России N 1268/31-20-3 от 08.04.2019 (судебной экспертизой аналогичных самоходных машин, назначенной в рамках производства по делу N А40-295060/2018).
Согласно выводам эксперта исходя из назначения, индивидуальных конструктивных особенностей и основополагающих функций, исследуемая машина (комбайн) ледозаливочная, самоходная, торговой марки "OLIMPIA", модель "MILLENIUM PLUS" может быть классифицирована в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС кодом подсубпозиции 8479 89 970 8 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные: - машины и механические приспособления прочие: - - прочие: - - - прочие: прочие).
Экспертным заключением ООО "ЦТИЭ Центрэкспертиза" N 468-18 от 16.11.2018, в соответствии с которым ледозаливочный комбайн не подлежит отнесению к подсубпозиции 8479 10 000 0, так как назначение и принцип действия комбайна не совпадает не с одним из описаний оборудования, указанного пояснениях к товарной позиции 8479, ввиду его конструктивных особенностей, а также требований к покрытию и уклону поверхностей.
Эксперт приходит к выводу, что данный ледозаливочный комбайн соответствует коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 89 970 8, так как по совокупности качественных характеристик он является машиной узкой специализации и предназначен для заливки льда на территории спортивных ледовых площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой.
Таким образом, учитывая, что в пояснениях к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 товар "самоходная ледозаливочная машина" не поименован, и принимая во внимание, что данный товар не является оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что данный товар не подлежит отнесению к указанной подсубпозиции.
В рассматриваемом случае Общество, руководствуясь Правилами ОПИ ТН ВЭД, обоснованно классифицировало ввезенный товар в товарной подсубпозиции 8479 89 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
Судом первой инстанции установлено, что Таможня не представила в материалы дела надлежащих доказательств того, что спорный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения таможенного органа являются незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку влекут за собой необоснованное начисление и уплату Обществом утилизационного сбора.
С учетом вышеизложенного заявленные Обществом требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 октября 2019 года по делу N А56-10973/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.