|
;
Действует
История статусов
Подписан 09.09.2020 |
См. также: Определение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июня 2020 г. Дело N А56-40877/2020, Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 ноября 2020 г. Дело N А56-40877/2020, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2021 г. Дело N А56-40877/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2021 г. Дело N А56-40877/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Захаров В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Здобниковой Ю.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: акционерное общество "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники"
заинтересованное лицо: Санкт-Петербургская таможня
о признании недействительными решения от 01.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267, 10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129 и решения от 01.06.2020 о внесении изменений(дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N10210240/070917/0003680, 10210240/190917/0003871,10210240/181017/0004378, 10210240/141217/0005456, 10210240/271217/0005670, 10210240/251217/0005636, 10210240/061217/0005339, 10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924, 10210240/230818/0002932, 10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182
при участии
от заявителя: Чурсина А.Ю. по доверенности N б/н от 03.08.2020, Пестеров И.В. по доверенности N б/н от 09.01.2020
от заинтересованного лица: Ильина К.С. по доверенности N 04-24/43378 от 27.12.2019, Купянская А.А. по доверенности N 04-27/26273 от 01.09.2020, Маслова С.В. по доверенности N 04-27/22760 от 30.07.2020
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Санкт-Петербургской таможне (далее - Таможня, заинтересованное лицо), уточнив требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными Решения Санкт-Петербургской таможни от 01.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267, 10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129 и Решения от 01.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N10210240/070917/0003680, 10210240/190917/0003871,10210240/181017/0004378, 10210240/141217/0005456, 10210240/271217/0005670, 10210240/251217/0005636, 10210240/061217/0005339, 10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924, 10210240/230818/0002932, 10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание
Суд, в порядке ст. 137 АПК РФ, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представители Общества поддержали заявленные требования в полном объеме, а представители таможенного органа возражали против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд установил следующее.
16.03.2017 между Обществом и UPM KYMMENE OY (Финляндия) заключен внешнеторговый контракт N 771254581 на экспорт лесоматериалов в Финляндию. Во исполнение указанного контракта обществом поданы декларации на товары NN 10210240/070917/0003680, 10210240/190917/0003871, 10210240/181017/0004378, 10210240/061217/0005339, 10210240/141217/0005456, 10210240/251217/0005636, 10210240/271217/0005670 с целью таможенного декларирования товара (фанкряж еловый - код ТН ВЭД 4403231100, баланс сосновый - код ТН ВЭД 4403 22 100 0, 4403 21 190 0).
Также 01.12.2017 между Обществом и UPM KYMMENE OY (Финляндия) заключен внешнеторговый контракт N 771294290 на экспорт лесоматериалов в Финляндию. Во исполнение указанного контракта обществом поданы декларации на товары NN 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267, 10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129 с целью таможенного декларирования товара (баланс еловый - код ТН ВЭД 4403 24 100 0, 4403 23 190 0).
01.03.2018 между Обществом и UPM KYMMENE OY (Финляндия) заключен внешнеторговый контракт N 871308708 на экспорт лесоматериалов в Финляндию. Во исполнение указанного контракта обществом поданы декларации на товары NN 10210240/230818/0002932, 10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182 с целью таможенного декларирования товара (фанкряж еловый - код ТН ВЭД 4403 23 110 0, баланс сосновый - код ТН ВЭД 4403 22 100 0, 4403 21 190 0).
15.03.2018 между Обществом и компанией Stora Enso Oyj (Финляндия) заключен внешнеторговый контракт N 15162 на экспорт лесоматериалов в Финляндию. Во исполнение указанного контракта обществом поданы декларации на товары NN 10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924 с целью таможенного декларирования товара (баланс сосновый - код ТН ВЭД 4403 22 100 0, 4403 21 190 0, баланс еловый (3 сорт) - код ТН ВЭД 4403 24 100 0, 4403 23 190 0).
Для поставки лесопродукции на экспорт в Финляндию по указанным контрактам Обществом поданы декларации NN 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267, 10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129, 10210240/070917/0003680, 10210240/190917/0003871, 10210240/181017/0004378, 10210240/141217/0005456, 10210240/271217/0005670, 10210240/251217/0005636, 10210240/061217/0005339, 10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924, 10210240/230818/0002932, 10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182 (далее - Декларации, ПВД).
Вместе с указанными декларациями на товар Обществом представлены лицензии Минпромторга России: NN 282RU18002003480 от 28.04.2018, 282RU18002003479 от 28.04.2018, 281RU18002003478 от 28.04.2018, 281RU18002003473 от 07.05.2018 (контракт N 15162 от 15.03.2018г.), NN 281RU17002003723 от 26.04.2017, 282RU17002003722 от 26.04.2017, 282RU17002003720 от 26.04.2017 (контракт N 771254581 от 16.03.2017), NN 281RU18002001115 от 21.02.2018, 281RU18002001119 от 13.02.2018 (контракт N 771294290 от 01.12.2017), NN 281RU18002003477 от 28.04.2018, 282RU18002003475 от 07.05.2018,282RU18002003476 от 07.05.2018 (контракт N 871308708 от 01.03.2018г.) (далее - Лицензии, Экспортные лицензии), предоставляющие право на применение льготной ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15% (для лесоматериалов из сосны) и 13% (для лесоматериалов из ели).
Санкт-Петербургской таможней проведена камеральная проверка (Акт проверки N 10210000/210/070520/А000065), по результатам которой приняты спорные Решения о внесении изменений(дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары, о применении к экспортированным товарам ставки таможенной пошлины в размере 80 процентов от таможенной стоимости товара.
Полагая, что Решения таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары противоречат требованиям нормативных актов и нарушают права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с настоящим заявлением о признании их незаконными и отмене.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" тарифная квота - мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации.
Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (Женева, 16.12.2011) Россия взяла на себя обязательства по установлению пониженной ставки экспортной пошлины в отношении лесоматериалов, вывозимых в объеме установленной Протоколом квоты (для ЕС установлен отдельный объем квоты на вывоз), для лесоматериалов из ели и пихты белой ставка в квоте установлена в размере 13% от стоимости, для сосны обыкновенной - 15% от стоимости. Администрирование тарифных квот, включая условия сотрудничества между органами власти Российской Федерации и Европейского Союза, устанавливается Протоколом между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16.12.2011)(далее - Протокол о модальностях).
Указанный Протокол применяется в отношении экспорта регулируемых товаров из России в ЕС (пункт 2 Статьи 1 Протокола о модальностях). Право экспортера лесоматериалов на доступ к тарифной квоте подтверждается экспортной лицензией, выдаваемой экспортеру компетентным органом России (п.п. f) пункта 3 Статьи 1 Протокола о модальностях).
Пунктом 3 Статьи 8 Протокола о модальностях установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для получения указанной лицензии, а именно: надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора, в соответствии с пунктом 2 Статьи 8 Протокола о модальностях вместе с вышеперечисленными документами для получения лицензии предоставляется разрешение на квоту.
Указанные выше Протокол о присоединении России к ВТО, Протокол о модальностях, а также принятые в их развитие на основании Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе в Российской Федерации" от 21.05.1993 N 5003-1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 N 779, утвердившее "Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз" (далее - Правила 779), представляют в своей совокупности нормы, регулирующие отношения, связанные с торговлей товарами в рамках ВТО.
Пунктом 1 Статьи 2 Договора "О функционировании Таможенного союза" от 19.05.2011 (действующего в период спорных правоотношений согласно Приложению N 31 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) установлено, что нормы ВТО имеют приоритет над правом ЕАЭС, включая решения, принятые его органами.
Экспортные лицензии были выданы Обществу на основании исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения такой лицензии в соответствии с требованиями Протокола о модальностях и содержат всю обязательную информацию.
Указанные сведения, а также наименование и объем вывозимых товаров полностью совпадают со сведениями, содержащимися в разрешениях на квоту NNRUFI 1800268 от 04.04.2018, RUFI 1800267 от 04.04.2018, RUFI 1800270 от 04.04.2018, RUFI 1800269 от 04.04.2018, RUFI 1700400 от 28.03.2017, RUFI 1700397 от 28.03.2017, RUFI 1700398 от 28.03.2017, RUFI 1800125 от 08.12.2017., RUFI 1800124 от 08.12.2017, RUFI 1800287 от 10.04.2018., RUFI 1800283 от 10.04.2018г., RUFI 1800284 от 10.04.2018.
Доказательств того, что Обществом вывезен объем лесоматериалов с применением льготной ставки пошлины сверх предусмотренного разрешениями на квоту, таможней в материалах дела не представлено.
Отсутствие в графе 17 спорных лицензий сведений о договоре комиссии, предусмотренных требованиями раздела III Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 N 199, (далее - Инструкция) не свидетельствуют об их недействительности, поскольку иное допустило бы приоритет права ЕАЭС и возможность устанавливать дополнительные по отношению к установленным Протоколом о модальностях требования к экспортной лицензии на вывоз лесоматериалов, а также введение Решениями ЕЭК ограничений прав экспортеров лесоматериалов на доступ к тарифной квоте и льготной ставке экспортной пошлины в рамках обязательств Российской Федерации перед ВТО, установленных международным договором в качестве отдельных мер таможенно-тарифного регулирования, применяемым Россией в одностороннем порядке, отличные от применяемых другими государствами.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.07.2017 N 302-КГ17-7631 по делу N А33-981/2016.
Кроме того, Постановление Правительства РФ от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (вместе с "Правилами распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз", "Правилами распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в третьи страны, за исключением Европейского союза") содержит ссылку в пункте 9 Правил на необходимость заполнения экспортерами лесоматериалов в соответствии с требованиями Инструкции только с 18.09.2019 (норма введена Постановлением Правительства РФ от 31.08.2019 N 1124), то есть в период спорных правоотношений порядок и форма заполнения заявления на получение лицензии на экспорт лесоматериалов не были определен, поскольку Соглашение Правительств государств-членов ЕЭС от 09.06.2009, на которое ранее давалась ссылка, утратило свою силу с 01.01.2015.
Довод таможни относительного того, что Обществом не передается право на товар по внешнеторговому контракту, следовательно, указание иностранного импортера, получившего разрешение на квоту, представляет собой недостоверные сведения, отклоняется судом, как не соответствующий существу Договора комиссии, определенного ст. 990 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ).
В силу ст. 990 ГК РФ, по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
Указанная форма взаимоотношений сторон предусматривает право комиссионера заключать сделки и распоряжаться товаром комитента при исполнении обязательств по договору в силу закона, поэтому отдельного описания прав комиссионера по распоряжению товаром в договоре комиссии не требуется.
Такая конструкция в том числе обусловлена тем, что согласно положениям пунктов 1, 2 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику, который вправе по своему усмотрению, оставаясь собственником, совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие законодательству, например, передать права на передачу товаров по контракту комиссионеру в целях реализации им товаров на экспорт.
Кроме того, как Протокол о модальностях, так и Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199 (далее по тексту - Инструкция), не содержат ограничений в праве получения разовой лицензии участником внешнеторговой деятельности, не имеющим статуса собственника товара, поскольку при оформлении разовой лицензии принципиальное значение имеет только наличие внешнеторговой сделки и наименование и количество лицензируемого товара.
По всем представленным в материалы дела внешнеторговым контрактам 16.03.2017 N 771254581, 01.12.2017 N 771294290, 01.03.2018 N 871308708, 15.03.2018 N 15162 спорные лицензии были выданы Обществу, как поставщику по контрактам, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них. Эти же контракты указаны в спорных декларациях на товары вместе с договорами комиссии, декларациями по сделкам с лесом Лес ЕГАИС и договорами с производителями, что позволяет однозначно идентифицировать вывезенные по спорным декларациям лесоматериалы с выданными лицензиями и опровергает довод таможни о необходимости прямых поставок лесопродукции от Заявителя иностранным контрагентам напрямую со ссылкой на письмо Минпромторга России от 06.07.2020 N 46830/03.
Информация о том, что Общество экспортирует не принадлежащую ему на праве собственности лесопродукцию указана в контрактах, представленных в лицензирующий орган для получения лицензии, а также отражена в ЕГАИС Учета древесины и сделок с ней и таможенных декларациях. Кроме того, ни одним нормативным актом, регулирующим нормы поведения участников внешнеэкономической деятельности, не установлено запрета на экспорт товара в пределах выделенных тарифных квот, не принадлежащего владельцу лицензии на праве собственности.
Ограничение, установленное в отношении экспорта лесопродукции, сводится к количеству товаров, которое может быть вывезено российским экспортером с применением пониженной ставки таможенной пошлины (13% или 15% вместо уплаты пошлины в размере 80%), и не связано с наличием у экспортера права собственности на него. Такой вывод следует из буквального толкования положений Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 N 779 и Протокола от 16.12.2011г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994".
Действующим законодательством не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии.
Суд не находит оснований для принятия во внимание представленного в материалы дела письма Департамента лесного хозяйства по СЗФО от 28.07.2020 N 103654/08, поскольку указанный факт не относится к рассматриваемому делу и подлежит оценке в рамках дела об административном правонарушении, постановление по которому на момент вынесения не принято, соответственно факт нарушения не установлен.
Суд учитывает, что постановлением СО УФСБ России по Вологодской области от 05 марта 2020 прекращено уголовное дело N 11907190001000009 на основании п.2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления, постановлением ОМВД России по Вытегорскому району Вологодской области от 29.04.2020 прекращено уголовное дело N 11904009705000622 на основании п.2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления. В ходе производства по уголовным делам исследовался вопрос применения тарифных льгот в отношении лесоматериалов, вывезенных по тем же декларациям на товары с применением тех же экспортных лицензий, что и в настоящем деле. По результатам исследования установлено, что отсутствие в заявлении о выдаче разовых лицензий и в самой лицензии указаний на заключенный организацией договор комиссии не является основанием для выводов о незаконности выданных Обществу лицензий, то есть тарифная льгота была применена законно.
В ходе уголовного производства по делу N 11904009705000622 и административного производства по делам NN 5-158/2020, 5-159/2020 рассматривался вопрос о законности перемещения Обществом лесоматериалов по лицензиям NN 282RU18002003479, 282RU18002003480 в связи с уклонением от уплаты таможенных платежей путем применения пониженной, льготной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении лесоматериалов, вывозимых по внешнеторговому контракту от 15.03.2018 N 15162 между Обществом и компанией Stora Enso Oyj (Финляндия).
Вступившими в силу Решениями Вытегорского районного суда установлено, что вышеуказанные лицензии на экспорт лесоматериалов являются действительными, относятся к товарам, вывезенным по ДТNN 10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924(вошли в Акт проверки) и являются законным применением тарифных льгот (пониженной ставки вывозной таможенной пошлины - 13% сосна, 15% ель) к вывезенным товарам и исключают основания для дополнительного начисления таможенных пошлин.
Вступившие в силу постановления по указанным уголовным делам в том числе содержат информацию о подтверждении должностными лицами Минпромторга законности выданных Обществу лицензий для применения льготной ставки таможенной пошлины. К аналогичным выводам пришел Вытегорский районный суд, решениями которого от 15.05.2020, от 06.07.2020 отменены постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку N 31 о привлечении АО "Группа компаний "ВЛП" к административной ответственности по ч.3 ст. 16.2 КоАП РФ от 12.02.2020, от 04.06.2020 соответственно (судебные дела NN 5-158/2020, 5-159/2020) ввиду отсутствия состава указанного правонарушения.
Согласно ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, в том числе связанные с уплатой государственной пошлины по делу, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Следовательно, расходы по уплате госпошлины за рассмотрение арбитражным судом настоящего заявления подлежат взысканию с Санкт-Петербургской таможни в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд РЕШИЛ:
Признать незаконными решения Санкт-Петербургской таможни от 01.06.2020г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10210210/250718/0008332, 10210210/170818/0008470, 10210210/130718/0008267, 10210210/061118/0008992, 10210210/271118/0009129 и решение от 01.06.2020г. о внесении изменений(дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN 10210240/070917/0003680, 10210240/190917/0003871, 10210240/181017/0004378, 10210240/141217/0005456, 10210240/271217/0005670, 10210240/251217/0005636, 10210240/061217/0005339, 10210240/220818/0002923, 10210240/220818/0002924, 10210240/230818/0002932, 10210240/230818/0002933, 10210310/311018/0018485, 10210310/121218/0021182.
Взыскать с Санкт-Петербургской таможни в пользу акционерного общества "Группа компаний "Вологодские лесопромышленники" расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.