|
;
Действует
История статусов
Подписан 04.09.2020 |
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления":
1. Утвердить прилагаемые нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 - 2023 годы.
2. Признать утратившим силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2971-р ("Собрание законодательства РФ", 8 января 2018 г., N 2, ст. 502.).
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2021 г.
|
Наименование групп товаров,
упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р |
Норматив утилизации отходов
от использования товаров, в процентах |
|||
|
2021 год
|
2022 год
|
2023 год
|
||
| Группа N 1 | "Изделия текстильные готовые (кроме одежды)" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N2 | "Ковры и ковровые изделия" |
15
|
20
|
25
|
| Г руппа N 3 | "Спецодежда" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 4 | "Одежда верхняя прочая" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 5 | "Белье нательное" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 6 | "Одежда прочая и аксессуары" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 7 | "Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 8 | "Изделия деревянные строительные и столярные прочие" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 9 | "Тара деревянная" |
25
|
30
|
35
|
| Группа N 10 | "Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона" |
50
|
55
|
60
|
| Группа N 11 | "Мешки и сумки бумажные" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 12 | "Тара, упаковка бумажная и картонная прочая" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 13 | "Изделия хозяйственные из бумаги или картона" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 14 | "Принадлежности канцелярские бумажные" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 15 | "Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 16 | "Издательская продукция печатная" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 17 | "Нефтепродукты" |
35
|
45
|
55
|
| Группа N 18 | "Шины, покрышки и камеры резиновые" |
35
|
40
|
45
|
| Группа N 19 | "Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 20 | "Изделия из резины прочие" |
35
|
40
|
45
|
| Группа N 21 | "Изделия пластмассовые упаковочные" |
30
|
40
|
50
|
| Группа N 22 | "Изделия пластмассовые строительные" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N23 | "Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые" |
15
|
20
|
25
|
| Груипа N 24 | "Изделия пластмассовые прочие" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 25 | "Стекло листовое гнутое и обработанное" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 26 | "Зеркала стеклянные" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N27 | "Изделия из стекла изолирующие многослойные" |
20
|
20
|
25
|
| Группа N 28 | "Стекло полое" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N29 | "Бочки и аналогичные емкости из черных металлов" |
35
|
40
|
45
|
| Группа N30 | "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов" |
35
|
40
|
45
|
| Группа N31 | "Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия" |
30
|
40
|
50
|
| Группа N 32 | "Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 33 | "Мониторы, приемники телевизионные" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 34 | "Оборудование коммуникационное" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 35 | "Техника бытовая электронная" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 36 | "Приборы оптические и фотографическое оборудование" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 37 | "Элементы первичные и батареи первичных элементов" |
25
|
30
|
35
|
| Группа N 38 | "Аккумуляторы свинцовые" |
30
|
40 •
|
50
|
| Группа N 39 | "Батареи аккумуляторные" |
25
|
30
|
35
|
| Группа N 40 | "Провода и кабели электронные и электрические прочие" |
15
|
20
|
25
|
| Группа N 41 | "Оборудование электрическое осветительное" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 42 | "Приборы бытовые электрические" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 43 | "Приборы бытовые неэлектрические" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 44 | "Инструменты ручные с механизированным приводом" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 45 | "Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное" |
20
|
25
|
30
|
| Группа N 46 | "Фильтры для двигателей внутреннего сгорания" |
25
|
35
|
45
|
| Группа N 47 | "Упаковка металлическая из стали" |
35
|
40
|
45
|
| Группа N 48 | "Упаковка металлическая из алюминия" |
30
|
40
|
50
|
| Группа N49 | "Упаковка полимерная" |
30
|
40
|
50
|
| Группа N50 | "Упаковка из гофрированного картона" |
50
|
55
|
60
|
| Группа N 51 | "Упаковка из бумаги и негофрированного картона" |
30
|
40
|
50
|
| Группа N 52 | "Упаковка стеклянная" |
30
|
35
|
40
|
| Группа N 53 | "Упаковка деревянная и пробковая" |
25
|
30
|
35
|
| Группа N 54 | "Упаковка из текстильных материалов" |
15
|
20
|
25
|
Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Абрамченко от 20 августа 2020 г. N ВА-П11-9704, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) Минприроды России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации "Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2021-2023 годы".
Согласно требованиям пункта 11 статьи 24.2 Закона N 89-ФЗ нормативы утилизации отходов от использования товаров (далее - нормативы утилизации, ОИТ) устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации и подлежат пересмотру раз в три года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2971-р утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы.
Таким образом, срок действия нормативов утилизации, утвержденных вышеуказанным распоряжением Правительства Российской Федерации, установлен на период до 31 декабря 2020 г.
В целях установления нормативов утилизации на период с 2021 - 2023 годы Минприроды России проведена комплексная работа по оценке экономических условий и имеющихся технологических возможностей по утилизации ОИТ, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 2970-р.
На основании данных статистической отчетности, представляемой в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по форме федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" Минприроды России проведен анализ динамики уровня утилизации ОИТ в период 2016 по 2019 годы.
|
Группы товаров, упаковки
|
Доля утилизированных отходов от использования товаров от количества образованных отходов по данным формы федерального статистического наблюдения
N 2-ТП (отходы) |
|||
|
2016 г
|
2017 г
|
2018 г.
|
2019 г.
|
|
| Деревянные изделия, в том числе деревянная тара и упаковка |
11,0
|
37,8
|
19,3
|
47,3
|
|
Изделия из бумаги и картона (товары и упаковка) |
55,4
|
34,6
|
31,1
|
102,4
|
| Нефтепродукты (масла минеральные) |
94,5
|
101,1
|
20,7
|
78,8
|
| Шины, покрышки, камеры резиновые |
89,3
|
174,9
|
197,0
|
404,0
|
| Прочие товары из резины |
11,6
|
16,5
|
35,7
|
30,8
|
| Изделия из пластмасс (товары и упаковка) |
20,7
|
234,5
|
643,6
|
66,2
|
| Изделия из стекла (товары и упаковка) |
58,3
|
229,2
|
328,9
|
236,6
|
| Аккумуляторы и батареи аккумуляторные |
412,3
|
511,0
|
105,8
|
310,9
|
| Компьютерное, электронное оборудование |
22,0
|
79,9
|
858,7
|
274,7
|
Таким образом, по большинству групп товаров в период 2016-2019 гт. наблюдается положительная динамика в утилизации ОИТ. Показатели утилизации ОИТ, значение которых превышает 100 %, указывают, что на рост активности сбора отходов от лиц, которые не участвуют в федеральном статистическом наблюдении, в том числе от населения.
Хорошая динамика роста утилизации наблюдается для отходов шин и покрышек, отходов изделий из бумаги и картона, отходов изделий из полимерных материалов, аккумуляторов и батарей, изделий из стекла, компьютерного и электронного оборудования, то есть в тех секторах, где организацию сбора и утилизации отходов обеспечивают ассоциации.
Общая мощность предприятий, входящих в Ассоциацию переработчиков шин "Шинэкология" - 320 тыс. тонн в год (примерно 80 % от всего объема утилизации шин в Российской Федерации), степень загрузки предприятий 60 - 70%. Причинами недозагрузки являются несовершенство системы сбора шин у физических лиц, недостаточно развитый рынок продуктов переработки шин. Осуществляемая модернизация действующих и введение в действие создаваемых производств позволит увеличить мощность до 500 тыс тонн в год. Как отмечают производители, импортеры шин в настоящее время наиболее "узкое место" - это сбор отходов у потребителей шинной продукции, в связи с чем в рамках договорных отношений с утилизаторами ОИТ большое внимание уделяется наращиванию объемов сбора отходов. Деятельность ассоциации производителей и импортеров "ЭкоШинСоюз" способствует "организации сбора отходов от использования шин во всех сегментах их образования", что является основой для повышения загрузки имеющихся и создания новых мощностей, как следствие, создается реальная инфраструктура для выполнения растущего норматива утилизации ОИТ.
По данным ассоциации Лига переработчиков макулатуры, мощности объектов по утилизации бумажных отходов в Российской Федерации в настоящее время составляют около 4,5 млн тонн, в 2018 году фактический уровень утилизации отходов бумаги составил 3,61 млн тонн. Причина недозагрузки имеющихся мощностей связана с дефицитом сырья. По состоянию на июль 2019 года цена макулатуры марки МС-5Б (отходы упаковки из гофрированного картона) в Российской Федерации в 2 раза выше, чем в странах Европейского союза (76,8 евро в ЕС и 160,6 евро в Российской Федерации). Расширение существующих и ввод в эксплуатацию новых мощностей в 2019 году оценивается в 0,56 млн тонн, в 2020-2023 гг. - 1,4 млн тонн.
Утилизаторами отходов электронного и электротехнического оборудования (далее - ОЭЭО) фактическая загрузка имеющихся мощностей фиксируется на уровне 30%. При этом основной причиной недозагрузки указывается нехватка сырья, а также сложности со сбором ОЭЭО.
Мощности предприятий, входящих в Ассоциацию Рециклинга Отходов, утилизирующих отработанные масла, загружены на 83%. В качестве основной причины указывается нехватка сырья (отходов масел, подлежащих утилизации).
Эксперты стекольной отрасли Российской Федерации указывают на потребность стекольных заводов в стеклобое на уровне 22% от мощности производства, что составляет 740 тыс тонн в год, в том числе:
- 335 тыс тонн в год - собственный (технологический) стеклобой;
- 405 тыс тонн в год - объемы утилизации привозного стеклобоя (величина, составляющая емкость рынка отходов стекла, потенциально направляемых на утилизацию). При этом существуют технологические ограничения на объемы использования стеклобоя при производстве листового стекла (до 25-30%). Возможно использование стеклобоя для производства другой продукции (тары, пеностекла и т.д.), где потребность во вторичном сырье и соответствующие нормативы более высоки.
Таким образом, на основании анализа данных о фактических объёмах утилизации ОИТ в период с 2018 по 2020 годы, Минприроды России на период с 2021 - 2023 годы предлагается установить нормативы утилизации ОИТ с учетом повышения на 5-10% по отношению к действующим по состоянию на 2020 год с их ежегодным повышением на 5-10%.
Проект распоряжения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация проекта распоряжения будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" Минфину России по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов.
|
N
п/п |
Наименование адресата
|
Эл.адрес
|
|
1.
|
Алюминиевая ассоциация | Nataliya.Kudenkova@rusal.com |
|
2.
|
Ассоциация "Национальный Объединенный Совет предприятий стекольной промышленности "СтеклоСоюз" | osipov@steklosouz.ru |
|
3.
|
Ассоциация "РусПРО" | info@ruspro.org |
|
4.
|
Ассоциация "СКО Электроника - утилизация" | epr@e-epr.ru |
|
5.
|
Ассоциация производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии и гигиены | info@apcohm. org |
|
6.
|
Ассоциация производителей стеклянной тары | ka.expert33@gmail.com |
|
7.
|
Ассоциация производителей шин | info@tma-rf.ru |
|
8.
|
Молочный союз | manitskaya@dairyunion.ru |
|
9.
|
Национальный союз производителей молока (Союзмолоко) | panov@souzmoloko.ru |
|
10.
|
Некоммерческая ассоциация "Промышленность за экологию" (РусПЭК) | Lubov.melanevskaya@cchellenic.com |
|
11.
|
НК "СИБУР Холдинг" | PopovtsevAV @sibur.ru |
|
12.
|
НП "Ассоциация "Электрокабель" | info@elektrokabel.ru |
|
13.
|
НП "Ассоциация предприятий по обращению с ртутьсодержащими и другими опасными отходами" | npasro@gmail.com |
|
14.
|
"Общероссийское отраслевой объединение работодателей целлюлозно-бумажной промышленности" | office@bumprom.ru |
|
15.
|
ООО "Тайгер-Сибирь" | kriterman@mail .ru |
|
16.
|
Российская ассоциация организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности | office@bumprom.ru |
|
17.
|
Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод | novikov.spbn@gmail.com |
|
18.
|
Союз Стекольных Предприятий | info@glas sunion.ru |
|
19.
|
СРО Ассоциация "Лига переработчиков макулатуры" | office@liga-pm.ru |
|
20.
|
ФГАУ "НИИ "ЦЭПП" | info@eipc.center |
|
21.
|
"ЭкоШинСоюз" | sergey.podoynikov@etu-rf.ru |