|
;
Действует
История статусов
Подписан 26.11.2021 |
Вопрос:
Об НДС при приобретении белорусской организацией давальческого сырья у российской организации для его последующей переработки другой российской организацией и ввозе готового продукта в Белоруссию.
Ответ:
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО (Республика Беларусь) (далее - Общество) от 03.09.2021 по вопросу, касающемуся порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) операций по реализации Обществу на территории Российской Федерации российским налогоплательщиком сырья для его последующей переработки на территории Российской Федерации другим российским налогоплательщиком, и сообщает следующее.
Как следует из рассматриваемого обращения, а также устной информации, полученной в рабочем порядке от представителя Общества, Общество приобретает у российского налогоплательщика ООО сырье (бумагу), которое в качестве давальческого сырья без ввоза на территорию Республики Беларусь перевозится по территории Российской Федерации на завод-переработчик, являющийся другим российским юридическим лицом, с которым Обществом заключен договор на производство переплетного материала на давальческой основе. Готовый продукт переработки давальческого сырья с завода ввозится на территорию Республики Беларусь в адрес Общества. По мнению Общества, поставщик сырья (ООО) обязан применить нулевую ставку НДС, а у Общества возникает обязанность исчисления и уплаты НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь сырья (бумаги) в продукте переработки, а также по уплате НДС заводу-переработчику со стоимости услуг по переработке сырья. В этой связи применение ООО ставки НДС 20 процентов к стоимости сырья (бумаги) приведет к двойному налогообложению.
При рассмотрении указанного вопроса, по мнению ФНС России, необходимо руководствоваться следующим.
Порядок применения НДС во взаимной торговле Российской Федерации и государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) регламентируется положениями Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 (далее - Договор) и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору (далее - Протокол).
Принципы взимания косвенных налогов в государствах - членах ЕАЭС определены статьей 72 Договора. Так, согласно пункту 1 указанной статьи Договора взимание НДС во взаимной торговле государств - членов ЕАЭС осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров и их налогообложение этим налогом при импорте товаров.
Согласно пункту 2 раздела I Протокола для целей Протокола понятие "импорт товаров" означает ввоз товаров налогоплательщиками на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, а понятие "экспорт товаров" означает вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС.
Согласно пункту 3 раздела II Протокола при экспорте товаров с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола. При этом место реализации товаров определяется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, если иное не установлено пунктом 3 раздела II Протокола.
Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС в Российской Федерации установлен нормами статьи 147 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
В рассматриваемом случае приобретенный Обществом на территории Российской Федерации у российского налогоплательщика товар (сырье, бумага) перевозится на завод, где подвергается переработке и производится качественно иной товар - переплетный материал. Далее продукт переработки ввозится на территорию Республики Беларусь. В этом случае сырье (бумага) территорию Российской Федерации не покидает, в связи с чем экспорта именно бумаги не происходит и, соответственно, налогообложение операций по реализации ООО на территории Российской Федерации сырья (бумаги) Обществу производится по налоговой ставке 20 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.
Что касается налогообложения работ по переработке на территории Российской Федерации давальческого сырья (бумаги), приобретенного Обществом у ООО без ввоза на территорию Республики Беларусь, то, по мнению ФНС России, согласно пункту 31 раздела IV Протокола применение нулевой ставки НДС предусмотрено только в отношении операций по реализации работ по переработке давальческого сырья, ввезенного на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС с последующим вывозом продуктов переработки на территорию другого государства - члена ЕАЭС и не предусмотрено для случая, когда сырье приобретается и перерабатывается на территории одного и того же государства - члена ЕАЭС.
Одновременно ФНС России отмечает, что поскольку рассматриваемая ситуация не урегулирована сторонами Договора и Протокола, то в целях избежания двойного налогообложения позиция ФНС России по указанному вопросу письмом от 01.11.2021 N СД-4-3/15399 направлена в Департамент финансовой политики Евразийской экономической комиссии для рассмотрения и принятия согласованного решения.