|
;
Действует
История статусов
Подписан 02.08.2021 |
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Марлухиным А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Общество с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал" (Россия 127015, Москва, ул. Новодмитровская д.2, корп.1, пом. LXXXIV, ОГРН: 1077759942809);
заинтересованное лицо: Северо-Западная электронная таможня (Россия 191167, Санкт-Петербург, ул. Кременчутская д.21, корп.2, ОГРН: 1207800051909);
об оспаривании,
при участии
- от заявителя: Чиркова Н.В. (по доверенности от 29.09.2020)
- от заинтересованное лицо: Шуманкова Н.И. (по доверенности от 09.03.2021)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным письмо (отказ) от 12.04.2021 N 08-16/05319 Северо-Западной электронной таможни о внесении изменений в ДТ N 10228010/191120/0077314; об обязании Северо-Западной электронной таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 545 657, 86 рублей и обязании осуществить начисление и выплату процентов со дня, следующего за днем их взыскания по день фактического возврата.
Определением от 31.05.2021 заявление принято к производству.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд установил следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор Медикал" во исполнение внешнеэкономического контракта от 03.06.2009 N 03/06-FM-09-1, заключенного с компанией "FLEXICARE MEDICAL LIMITED" (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и на Северо-Западном таможенном посту (центр электронного декларирования) Северо-Западной электронной таможни с использованием ДТ N 10228010/191120/0077314 задекларировало товар: "устройство ручное для искусственной вентиляции легких RESUSCITATOR BAGS с принадлежностями (изделия медицинской жизненно необходимой техники), код ОКП 94 4460, код ОКПД 2 32.50.21.121:
- устройство ручное для ИВЛ/ADULT RESUSCITATOR BAG WITH MASK +02 LINE + RESERVOIR BAG (no 5 шт. * 2 кор), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: FLEXICARE, артикул: 038-71-940, кол-во - 10.00 шт.;
- принадлежности: абсорбент (стартовый Ha6op)/VENTISORB СО2 ABSORBENT WHITE (2x4, 5 KG CONTAINERS) (no 2 шт. * 1560 кор.), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: VENTISORB, артикул: 038-05-604, кол-во - 3120 шт." (далее - товар).
В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 9019 20 000 0: "Устройства для механотерапии; аппараты массажные; аппаратура для психологических тестов для определения способностей; аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура: - аппаратура для озоновой, кислородной и аэрозольной терапии, искусственного дыхания или прочая терапевтическая дыхательная аппаратура", ставки ввозной таможенной пошлины - 0 %, налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - 20 %.
В графе 36 ДТ заявлены сведения об особенностях исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) - "ОООО-ХТ" (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимых в Российскую Федерацию медицинских изделий).
В графе 44 ДТ под кодом "07012" в качестве документа, подтверждающего соблюдение условий для применения льгот по уплате НДС, указано регистрационное удостоверение от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311.
20.11.2020 Северо-Западной электронной таможней принято решение об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении части товара N 1 "принадлежности: абсорбент (стартовый набор)/VENTISORB СО2 ABSORBENT WHITE (2x4.5 KG CONTAINERS) (по 2 шт. * 1560 кор.), производитель: FLEXICARE MEDICAL LIMITED, товарный знак: VENTISORB, артикул: 038-05-604" и выделении указанной части товара в отдельный товар (далее - товар N 2).
В связи с принятием решением об отказе в предоставлении льготы по уплате НДС в отношении части товара N 1 решением от 22.11.2020 в ДТ N 10228010/191120/0077314 внесены соответствующие изменения (дополнения), сформирована корректировка декларации на товары, сумма НДС в отношении товара N 2 в размере 542 187, 86 руб., списана с Единого лицевого счета декларанта.
23.11.2020 товары, задекларированные по ДТ N 10228010/191120/0077314, выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
18.01.2021 в Северо-Западную электронную таможню поступило заявление Общества о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств от 12.01.2021 б/н (вх. таможни от 18.01.2021 N 00376) (далее - заявление от 12.01.2021) в части возврата суммы НДС в отношении товара N 2 с приложением подтверждающих документов.
Письмом таможни от 22.01.2021 N 08-16/00728 заявление от 12.01.2021 возвращено Обществу без рассмотрения.
Письмом от 19.02.2021 N б/н Общество обратилось в Центральное таможенное управление (далее - ЦТУ). Указанное обращение перенаправлено в таможню письмом ЦТУ от 05.03.2021 N 7840/5922 (вх. от 15.03.2021 N 02990) для рассмотрения по принадлежности.
12.04.2021 по результатам рассмотрения обращения Общества от 19.02.2021 N б/н Северо-Западной электронной таможней принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N 10228010/191120/0077314, формализованное в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, в связи с отсутствием документов, подтверждающих вносимые изменения.
Не согласившись с указанным решением Северо-Западной электронной таможни, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 104 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.
В соответствии с подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, включая наименование, описание, код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, льготы по уплате таможенных платежей.
Согласно пункту 3 статьи 49 ТК ЕАЭС льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов ЕАЭС.
Систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) (пункт 2 статьи 1 НК РФ).
Случаи освобождения от уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, установлены статьей 150 НК РФ.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 статьи 150 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации,
Указанные положения применяются при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 года регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, (далее - Перечень медицинских товаров), который применяется с учетом примечаний.
Так, согласно Примечанию 1 к Перечню медицинских товаров для целей применения раздела I Перечня медицинских товаров следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, освобождение от НДС в отношении медицинских изделий, реализуемых в Российской Федерации, применяется при соблюдении следующих условий: наличия регистрационных удостоверений на данные изделия; включения медицинских изделий в Перечень медицинских товаров.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС (часть 4 статьи 38 Федерального закона от 21.1 1, 2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Правила государственной регистрации медицинских изделий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила).
В силу пунктов 3, 6 Правил государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Из представленного в таможенный орган регистрационного удостоверения от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311 на медицинское изделие "устройство ручное для искусственной вентиляции легких Resuscitator Bags с принадлежностями" следует, что "Абсорбент (стартовый набор)" является принадлежностью данного медицинского изделия (пункт 11 приложения к регистрационному удостоверению).
В соответствии с частью 1 статьи 64 и частью 1 статьи 66 АПК РФ, лицами, участвующими в деле, самостоятельно представляются доказательства по делу, к которым относятся полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио и видеозаписи, иные документы и материалы (части 2 статьи 64 АПК РФ).
В силу статьи 89 АПК РФ, в качестве доказательств допускаются и иные документы и материалы, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото и киносъемки, аудио и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом (часть 2 статьи 89 АПК РФ).
Довод заявителя о том, что ввозиться совместно с медицинским изделием может любое количество из указанных в приложении позиций принадлежностей. Право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения. При этом не имеет правового значения, ввозятся указанные компоненты (принадлежности) в совокупности или по отдельности, а также по количественным составляющим.
Данный довод не состоятелен ввиду следующего.
Разъяснения относительно ввоза принадлежностей к изделиям медицинской техники содержатся в письме ФТС России от 08.10.2008 N 05-17/41924, согласно которому "в случае, если наименование принадлежности указано в единственном числе, то с освобождением от уплаты НДС указанная принадлежность к медицинской технике может ввозиться только в единственном экземпляре. В случае если наименование принадлежности указано во множественном числе, но при этом количество не указано, таможенному органу следует руководствоваться тем, что количество каждой принадлежности определяется исходя из технического описания изделия медицинской техники, его эксплуатационных характеристик и комплектности изделия".
Согласно письму ФТС России от 07.03.2014 N 05-17/10390 "для целей применения освобождения от уплаты НДС, предусмотренного подпунктом 2 статьи 150 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, необходимо соблюдение следующих условий:
- ввоз принадлежностей совместно с изделием медицинской техники;
- возможность идентификации по количественным и качественным признакам принадлежностей каждого вида (наименования), ввозимых совместно с изделием медицинской техники, с принадлежностями, указанными в регистрационном удостоверении.
В случае если принадлежности поименованы в регистрационном удостоверении (приложении к нему) с указанием количества единиц по соответствующему наименованию, такие принадлежности могут быть ввезены с зарегистрированным изделием медицинской техники с предоставлением освобождения от уплаты НДС в любом количестве, не превышающем указанного в приложении к регистрационному удостоверению Росздравнадзора (Минздрава России).
При представлении регистрационного удостоверения, в котором поименованы принадлежности без указания количества единиц каждого наименования, но при этом наименование каждой принадлежности указано в единственном числе и позволяет идентифицировать их с фактически декларируемым товаром, считается возможным применение порядка льготного налогообложения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 149, подпунктом 2 статьи 150 НК РФ в отношении ввозимого с принадлежностями изделия медицинской техники, в случае ввоза поименованных в регистрационном удостоверении принадлежностей в единственном экземпляре к одному изделию медицинской техники".
В приложении к регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 10.02.2014 N РЗН 2013/1311, а также в технической документации, представленной Обществом при декларировании, сведения о количественных характеристиках принадлежности "абсорбент (стартовый набор)" не указаны. Мотивированное обоснование ввоза принадлежностей в количестве, значительно превышающем количество ввозимых медицинских изделий, Обществом не представлено.
Таким образом, при принятии оспариваемого решения таможенным органом приняты во внимание особенности идентификации по количественным признакам принадлежностей, ввозимых совместно с изделием медицинской техники, с принадлежностями, указанными в регистрационном удостоверении. Преобладание количества принадлежностей над количеством ввозимых медицинских изделий не позволило таможенному органу осуществить предоставление Обществу освобождения от уплаты НДС в отношении товара N 2.
По результатам оценки изложенных фактов, с учетом указанных правовых норм, документов, имеющихся в распоряжении таможни, в их совокупности и взаимосвязи, решение таможни об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10228010/191120/0077314, формализованное в письме от 12.04.2021 N 08-16/05319, является обоснованными и соответствующим требованиям актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст.ст. 197, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.