|
;
Действует
История статусов
Подписан 29.12.2021 |
См.также: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2022 г. по делу N А56-86498/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 августа 2022 г. по делу N А56-86498/2021
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Устинкина О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Титанит"
заинтересованное лицо Балтийская таможня
об оспаривании,
при участии
от заявителя: ФИО2 (по доверенности от 30.07.2021)
от заинтересованного лица: ФИО3 (по доверенности от 30.12.2021)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Титанит" (далее – заявитель, Общество, ООО "Титанит", декларант) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит:
- признать недействительным решение Балтийской таможни от 21.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N10216170/190321/0074710;
- обязать Балтийскую таможню устранить, допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Титанит", возвратив излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 28 450,12 руб.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представители таможни возражали против заявленных требований.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, согласно внешнеторговому контракту от 05.02.2013 N 001/2/2013, заключенному между компанией "Ceramiche Gardenia Orchidea S.P.A.", Италия и ООО "Титанит", Россия (покупатель) ввезены и задекларированы по ДТ N 10216170/190321/0074710 товары, в том числе:
Товар N 5: "плитка (образцы) керамическая облицовочная, для полов и стен, из керамогранита (каменная керамика) глазурованная,с коэффициентом поглощения воды не более 0,5 МАС.%, РАЗМЕР - 60X120, 90X90", производитель "Ceramica Sant'agostino S.P.A.", торговый знак - "Pamesa Ceramica", модель -различные, страна происхождения - Испания, код ТН ВЭД ЕАЭС - 6907 21 900 9, заявленная таможенная стоимость - 215 154.70 рублей, вес нетто товара - 5 631 кг.
В процессе таможенного декларирования таможенная стоимость товара определена в соответствии со статьей 39 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) по "стоимости сделки с ввозимыми товарами".
Сведения в ДТ заявлены на основании следующих документов: - внешнеторговый контракт от 05.02.2013 N 001/2/2013;
- дополнительное соглашение N б/н, от 14.03.2014,13.09.2016,12.10.2017, 04.02.2019, 31.05.2019, 10.02.2020,15.05.2020;
- инвойс от 12.02.2021 N AS01322;
- коносамент от 26.02.2021 N MEDUV4018671; счет-фактура от 05.03.2021 N 03/05/51;
- информационное письмо об отсутствии экспортной декларации от 18.03.2019 б/н;
- прайс-лист от 01.01.2021 б/н
- банковские документы.
При проведении контроля таможенной стоимости товаров Балтийской таможней обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товара N 5, задекларированного по ДТ N 10216170/190321/0074710., могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, а именно:
В целях выявления риска несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, проведен сравнительный анализ цены сделки с ценами сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателю, не являющемуся взаимосвязанным с продавцом, идентичных или однородных товаров. В результате указанной проверки выявлено значительное расхождение цены сделки товара тех же производителей и марок от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, что свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В соответствии с пунктами 4,5 статьи 325 ТК ЕАЭС Балтийской таможней 20.03.2021 направлен запрос документов и (или) сведений, в связи с необходимостью установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в ДТ, со сроком предоставления документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений до 15.05.2021.
В запросе документов и (или) сведений от 20.03.2021 таможенным органом указаны признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, в том числе и такой признак недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, как отклонение заявленной величины таможенной стоимости декларируемого в ДТ N 10216170/190321/0074710 товара, от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, который соответствует признаку, поименованному в пункте 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее -Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза). Указанный признак свидетельствуют о возможной недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости рассматриваемого товара.
Согласно запросу таможенный орган просит ООО "Титанит" представить следующие документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения:
- Экспортная декларация страны отправления в не формализованном (сканированном) виде с переводом, заверенным в установленном порядке;
- Контракт, инвойс, спецификации, счета, проформа инвойса, заказ акцептованные сторонами в установленном порядке в неформализованном виде;
- Прайс-лист производителя и продавца товаров, заверенные ТГШ с переводом на русский язык;
- Документы, подтверждающие отсутствие/наличие возможных скидок, влияющих на установление контрактной цены;
- Бухгалтерские документы по реализации товара внутреннем рынке;
- Ценовая информация внутреннего рынка по товарам тех же характеристик и марок, что и ввозимый товар;
- Информация об уровне рыночных (мировых) цен на товары того же класса и вида в зависимости от марки;
- Банковские платежные документы, подтверждающие факт оплаты поставки (предыдущих поставок) товара и цену сделки товара: платежные поручения с отметками банка, в том числе, swift, подтверждающий факт осуществления платежа в пользу иностранного контракте держателя. Ведомость банковского контроля;
- Договор ТЭО в неформализованном виде. Ставки и тарифы по договору транспортировки. Счета в не формализованном виде. И документы по их оплате;
- Пояснения по выявленным фактам
- Иные документы и сведения, которые декларант желает сообщить таможенному органу в качестве подтверждения заявленной таможенной стоимости.
В ответ на Запрос пояснено, что согласно разделу 1 Контракта N 001/2/2013 от 05.02.2013 (далее - Контракт), стороны согласовывают наименование, количество и цену товара в инвойсах, являющихся неотъемлемой частью Контракта.
А именно, Продавец обязуется продать и поставить, а Покупатель принять и оплатить товары для строительства, ремонта и обустройства дома на условиях в соответствии с торговыми правилами ИНКОТЕРМС- 2010. Согласно инвойсу N AS01322 от 12.02.2021 к Контракту стороны согласовали наименование, количество и цены поставляемого товара. Контрактом предусмотрено, цена товара устанавливается в евро, включает стоимость упаковки, маркировки, Таким образом, контрактом определены условия и сроки поставки, раскрывается порядок формирования цены на поставляемые товары, содержится порядок расчетов, требования о качестве, количестве и ассортименте. Контракт содержит все существенные условия для договора поставки и заключен с соблюдением норм гражданского законодательства Российской Федерации. Стороны договора свободны в определении его условий, вправе определять цену товара и оказываемых услуг по своему усмотрению в условиях конкуренции, в рассматриваемом же случае цена товара прямо указана в товарно-сопроводигельных документах.
Факторы, оказывающие влияние на стоимость сделки, отсутствуют. Цена на товар сформирована при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции.
В качестве приложения предоставлены Контракт и действующие дополнительные соглашения к нему, инвойс N AS01322 от 12.02.2021.
ООО "Титанит" высказало зарубежному контрагенту Active Share S.L. просьбу предоставить копию экспортной декларации в связи с выставленным запросом таможенного органа. Отвечая на данный запрос, представитель названной иностранной компании сообщил, что предоставление экспортной таможенной декларации, принятой таможенными органами страны отправления, не предусмотрено внешнеторговым Контрактом N 001/2/2013 от 05.02.2013 и дополнительными соглашениями к нему. В этой связи предоставить экспортную таможенную декларацию не представляется возможным.
В качестве приложения предоставлены:
- письмо ACTIVE SHARE S.L. о невозможности предоставления экспортной декларации б/н от 12.04.2021;
- пояснение ООО "Титанит".
Таким образом, непредставление экспортной декларации вызвано объективными причинами её отсутствия у ООО "Титанит" - положениями контракта N 001/2/2013 от 05.02.2013, дополнительными соглашениями к нему данный документ в перечень документов, предоставляемых продавцом, не включен.
В ответ на Ваш Запрос предоставлены
- прайс-листы производителей товаров, являющиеся публичной офертой;
- пояснение ООО "Титанит" об отсутствии скидок.
В соответствии с пунктом 3 Запроса сообщено в таможенный орган о невозможности предоставления информации об уровне стоимости декларируемых товаров на мировом рынке, в связи с отсутствием в компании аналитического отдела, который мог бы проанализировать ценовые предложения.
Предоставлены ценовые предложения внутреннего рынка, корреспондирующие с ценой по ДТ N 10216170/190321/0074710. ООО "Титанит" получает товар в России и в целях дальнейшей реализации формирует его себестоимость с учетом всех накладных расходов, в том числе не подлежащих включению в таможенную стоимость товаров таких как: транспортные расходы на территории РФ, расходы за хранение товаров, пошлины, НДС, услуги брокера, иные расходы. После чего к данной стоимости Общество прибавляет свою наценку. Общество не имеет возможность влиять на ценовую политику третьих лиц при реализации ими товаров. Увеличение звеньев в цепочке поставок также оказывает влияние на конечную цену товара. В связи с изложенным, указанная в инвойсе цена товаров, ввезенных Обществом, обоснованно может отличаться от розничной стоимости данных товаров на территории РФ, реализуемых другими организациями.
В качестве приложения предоставлены документы по реализации и оприходованию товаров по ДТ N 10216170/190321/0074710.
Согласно пункту 3 Контракта оплата товара осуществляется путем перечисления 100 % стоимости партии товара не позднее 120 календарных дней с даты завершения таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. По согласованию сторон возможна предоплата. Платежи осуществлялись в рамках исполнения обязательств по контракту. В качестве приложения предоставлены банковские платежные документы по оплате данной поставки:
- заявления на перевод N 21 от 12.02.2021 с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца;
- выписка о перечислении денежных средств;
- ведомость банковского контроля от 12.04.2021;
- пояснение по оплате ООО "Титанит".
Поставка товара по ДТ отражена в пункте 592 подраздела 111.1 "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля.
Таким образом, ведомость банковского контроля от 12.04.2021 также подтверждает, что платежи переводятся исходя из условий оплаты согласованных внешнеторговым Контрактом. Оплата одним или несколькими заявлениями на перевод нескольких поставок является обычаем делового оборота и не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о валютном регулировании. Предоставленные в таможенный орган документы свидетельствуют об исполнении перед продавцом по Контракту принятых покупателем обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны продавца товара по контракту.
В качестве приложения предоставлены:
- договор оказания транспортно-экспедиционных услуг N 10/04/2019-1 от 10.04.2019, Акты оказания услуг, счета-фактуры, счета на оплату транспортно-экспедиционных услуг, приложения к счетам на оплату, платежные поручения за оплату фрахта по предыдущей поставке, пояснение об отсутствии страхования товаров.
В соответствии с пунктом 1 подпункта 4 статьи 40 ТК ЕАЭС, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
Таким образом, в графе 17 ДТС-1, указаны расходы в размере 248 000 рублей.
Документы, необходимые для проведения документального контроля, были представлены Балтийской таможне.
Однако 21.06.2021 таможенным органом принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары. В качестве обоснования принятия Решения, Балтийской таможней указано следующее:
На основании подпункта А пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. N 289, в соответствии со статьей 325 Таможенного кодекса ЕАЭС в ходе проверки декларации на товары N 10216170/190321/0074710 обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В целях выявления риска несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, проведен сравнительный анализ цены сделки с ценами сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателю, не являющемуся взаимосвязанным с продавцом, идентичных или однородных товаров.
В результате указанной проверки выявлено значительное расхождение цены сделки товара того же производителя PAMESA CERAMICA СОМРАСТТО S.L.U. от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, что свидетельствует о наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
В соответствии со статьей 313 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей настоящего Кодекса. Декларант воспользовался предоставленным ему правом доказать правомерность использования им метода определения таможенной стоимости товаров в значении, установленном в статье 39 ТК ЕАЭС.
В ответ на запрос участник предоставил комплект документов письмом от 15.05.2021 б\н (Вх. БТ РЕЕСТР от 28.05.2021) В результате анализа представленных документов и сведений установлены несоответствия сведений в документах и ДТ N 10216170/190321/0074710, имеющие значения для определения таможенной стоимости, а именно:
Внешнеторговый контракт от 05.02.2013 N 001/2/2013 заключен не с производителем товара, с компанией ACTIVE SHARE, S.L. В соответствии с п. 3.2 Оплата Товара осуществляется путем перечисления 100 % стоимости партии Товара не позднее 120 календарных дней с даты завершения таможенного оформления Товара на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 3.3 по договоренности сторон возможна 100% предоплата за Товар. В случае не поставки Товара в течение 3 (трех) месяцев с момента получения предоплаты, предоплата подлежит возврату на счет Покупателя. Ни один из представленных документов не подтверждает факт отсутствия влияния на стоимость сделки предоставления отсрочки платежа. Обществом не представлены платежные поручения по предыдущим поставкам. Кроме того, в предоставленном заявлении на перевод от 12.02.2021 N 21 указана сумма 60 548,43 евро, тогда как в ДТ заявлена 33 398,25 евро. Также обществом предоставлено пояснение, что в заявление на перевод от 12.02.2021 N 21 в сумму 60 548,43 евро также входит расчет в размере 33 398,25 евро по данной поставке, однако, какие еще поставки оплачены данным заявлением на перевод, участником не сказано. Таким образом, у таможенного органа отсутствует возможность идентифицировать платеж по текущей поставке. Не представление банковских документов, отражающих исполнение обязательств по оплате предыдущих партий товаров в соответствии Контрактом (SWIFT, платежное поручение с отметками банка,и т.п.). Непредставление банковских документов о фактической оплате товара иностранному продавцу, в соответствии с пунктом 1, 2 статьи 39 ТК ЕАЭС не позволяет подтвердить достоверность стоимости сделки, то есть таможенный орган не имеет возможности проверить окончательный расчёт за товар (по какой цене и на какую сумму), то есть фактически уплаченную за товар.
Таким образом, невозможно проконтролировать соблюдение покупателем установленных контрактом от 05.02.2013 N 001/2/2013 условий оплаты товара. Обществом не представлена экспортная таможенная декларация страны отправления с отметками таможенного органа страны вывоза с переводом на русский язык. Документальное подтверждение запроса экспортной декларации у продавца не представлено. Не представление экспортной декларации не позволяет таможенному органу установить достоверные сведения о стоимости оцениваемых товаров в стане вывоза. А также не позволяет убедиться в том, что товар в стране вывоза был задекларирован на основании тех же коммерческих и товаросопроводительных документах, что представлены при ввозе товаре, и представленные документы не являются поддельными (недостоверными) с целью занижения уплаты ввозных таможенных платежей.
Таким образом, документально не подтверждена структура таможенной стоимости. В соответствии со сведениями, заявленными в гр. 20 ДТ, товары поставляются на условиях - EXW EMILIA ROMAGNA. В представленном счете-факгуры на оплату транспортных расходов N 03/05/50 от 05.03.2021 выставлен счет на сумму 300 000 руб., Акт оказания услуг N 03/05/51 от 29.03.2021 выставлен на сумму 300 000 руб. Тогда как, согласно сведениям, заявленным в 17 гр. ДТС- 1, сумма транспортных расходов по ДТ N 10216170/190321/0074710 составляет 248 000 руб. Оплата транспортных расходов в таможенный орган не предоставлена. Таким образом, сведения указанные в счете-фактуре, Акте оказания услуг и гр. 17 ДТС-1 не корреспондируются между собой.
На основании изложенного, структура таможенной стоимости не подтверждена документально. Обществом не представлен прайс-лист Производителя/Продавца (публичная оферта) с переводом на русский язык. Непредставление по запросу прайс-листа продавца (производителя товара), на основании которого можно было бы проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от первоначальной цены предложения, не позволило таможенному органу устранить сомнения в достоверности сведений, представленных обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Также Прайс-лист Производителя/Продавца является признаком предоставления скидок и аналогичных факторов, количественное влияние которых не определено. Факт отсутствия влияния на стоимость сделки скидок и аналогичных факторов не подтвержден документально. Обществом не представлены документы и сведения, обосновывающие различие заявленной таможенной стоимости от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, а также свидетельствующие об отсутствии каких- либо условий или обязательств, влияние которых на цены товара не может быть количественно определено. Вместе с тем, заявленная стоимость товаров значительно отличается от аналогичных поставок в меньшую сторону. Факт отсутствия влияния на стоимость сделки и аналогичных фактов не подтверждён документально. Например, по ДТ N 10216170/020221/0025872 ввезен на условиях поставки EXW и задекларирован товар "плитка керамическая облицовочная", код – 6907 21 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС, того же производителя PAMESA CERAMICA СОМРАСТТО S.L.U., страна происхождения - Испания, кол- во - 1059.84 м2, ИТС -18,53 долл. США за м2. Факт отсутствия влияния на стоимость сделки скидок и аналогичных фактов не подтверждён документально. При этом необходимо отметить, что объективные причины (в том числе влекущие какие-либо финансовые, временные, иные затраты) для непредставления документов у декларанта отсутствовали. Непредставление декларантом объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению можно рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара.
С учетом изложенного учитывая, что цена сделки на поставку рассматриваемых товаров значительно отличается от цены сделки на идентичные товары при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, имеется основание полагать, что продажи товаров или их цена зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что свою очередь, исключает возможность определения заявленной таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.
Непредставление по запросу таможенного органа документов, на основании которых можно было бы проанализировать сведения о стоимости ввозимого товара в стране отправления и объяснить причины отличия цены сделки от первоначальной цены предложения, не позволило таможенному органу устранить послужившие основанием для проведения дополнительной' проверки сомнения в достоверности сведений, представленных обществом для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 17 статьи 325 Таможенного кодекса ЕЭС декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
В нарушение пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса ЕЭС декларантом перечень документов, указанный в запросе документов и сведений, а также объяснения причин невозможности предоставления этих документов не предоставлен. При этом необходимо отметить, что объективные причины (в том числе влекущие какие-либо финансовые, временные, иные затраты) для непредставления документов у декларанта отсутствовали. Непредставление декларантом объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению можно рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара.
В соответствии с п.b ч. 2 ст. 7 генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) "под "действительной стоимостью" должна пониматься цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. В той степени, в которой количество такого или аналогичного товара по отдельной сделке влияет на цену, цена, подлежащая рассмотрению, должна единообразно сопоставляться либо со сравнимыми количествами, либо с количествами, не менее благоприятными для импортера, чем те, в которых больший объем товара продается при торговле между странами ввоза и вывоза".
Руководствуясь принципами ГАТТ (к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 году) следует вывод, что цена приобретаемого ООО товара зависит от условий или обстоятельств, влияние которых на стоимость товара существует, но не может быть количественно определено, что в свою очередь является основанием для неприменения метода по цене сделки с ввозимыми товарами согласно с. 39 ТК ЕАЭС. В данном случае существуют ограничения для применения первого метода при определении таможенной стоимости, так как цена сделки задекларированных товаров по вышеуказанным ДТ значительно отличается от цены сделки на идентичные товары при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. Данный факт противоречит нормам ГАТТ (п.b ч. 2 ст. 7).
Таким образом, имеются основания полагать, что продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; данный факт является основанием невозможности принятия заявленной таможенной стоимости по цене сделки в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 39 ТК ЕАЭС. Методы 2-5 не применимы в связи с отсутствием достоверной ценовой информации, отвечающей требованиям ст. 41-44 ТК ЕАЭС. В распоряжении таможенного органа имеется информация для определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС (при гибком применении метода предусмотренного ст. 42 ТК ЕЭС): Вам надлежит внести соответствующие изменения (дополнения) в ДТ согласно прилагаемой КДТ (ДТС).
Выводы, содержащиеся в Решении таможенного органа, отклоняются по следующим основаниям.
В силу пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС определено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; - существенно не влияют на стоимость товаров; - установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (п. 2 ст. 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в ст. 322 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу п., п. 3, 6 ст. 324 ТК ЕАЭС может проводиться как до, так и после выпуска товаров путем анализа документов и сведений, указанных в п.1 ст. 322 ТК ЕАЭС, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49), отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 313, п. 4 ст. 325 ТК ЕАЭС.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в п. 15 ст. 325 ТК ЕАЭС права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
В пункте 13 Постановления N 49 также указано, что основываясь на положениях п. 13 ст. 38, п. 17 ст. 325 ТК ЕАЭС, таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, необходимо учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В своем Решении о непринятии таможенным органом стоимости, заявленной в спорной ДТ, таможенный орган указал на:
- Отсутствие у таможенного органа идентифицировать платеж по данной поставке (по спорной ДТ).
Продавец обязуется продать и поставить, а Покупатель принять и оплатить товары для строительства, ремонта и обустройства дома на условиях в соответствии с торговыми правилами ИНКОТЕРМС- 2010. Согласно инвойсу N AS01322 от 12.02.2021 к Контракту стороны согласовали наименование, количество и цены поставляемого товара. Контрактом предусмотрено, цена товара устанавливается в евро, включает стоимость упаковки, маркировки, Таким образом, контрактом определены условия и сроки поставки, раскрывается порядок формирования цены на поставляемые товары, содержится порядок расчетов, требования о качестве, количестве и ассортименте. Контракт содержит все существенные условия для договора поставки и заключен с соблюдением норм гражданского законодательства Российской Федерации. Стороны договора свободны в определении его условий, вправе определять цену товара и оказываемых услуг по своему усмотрению в условиях конкуренции, в рассматриваемом же случае цена товара прямо указана в товарно-сопроводительных документах.
Факторы, оказывающие влияние на стоимость сделки, отсутствуют. Цена на товар сформирована при нормальном течении торговли в условиях полной конкуренции.
Согласно пункту 3 Контракта оплата товара осуществляется путем перечисления 100 % стоимости партии товара не позднее 120 календарных дней с даты завершения таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. По согласованию сторон возможна предоплата. Платежи осуществлялись в рамках исполнения обязательств по контракту. В качестве приложения предоставлены банковские платежные документы по оплате данной поставки:
- заявления на перевод N 21 от 12.02.2021 с отметками банка, с указанием номера контракта, счёта покупателя и продавца;
- выписка о перечислении денежных средств;
- ведомость банковского контроля от 12.04.2021;
- пояснение по оплате ООО "Титанит".
Поставка товара по ДТ отражена в пункте 592 подраздела 111.1 "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля.
Таким образом, ведомость банковского контроля от 12.04.2021 также подтверждает, что платежи переводятся исходя из условий оплаты, согласованных внешнеторговым Контрактом. Оплата одним или несколькими заявлениями на перевод нескольких поставок является обычаем делового оборота и не противоречит нормам законодательства Российской Федерации о валютном регулировании. Предоставленные в таможенный орган документы свидетельствуют об исполнении перед продавцом по Контракту принятых покупателем обязательств и отсутствие каких-либо замечаний по их исполнению со стороны продавца товара по контракту. Согласно пояснениям Общества в письме от 08.04.2021 г., в счет оплаты поставки по спорной ДТ, списана сумма 33398,25 евро. Тогда как оставшаяся часть денежных средств в соответствии с условиями контракта может являться предоплатой по будущим поставкам.
Общество не представило экспортную декларацию.
Относительно предоставления экспортной декларации – данное обстоятельство находится вне возможностей Общества при наличии отказа отправителя, как не предусмотренного условиями контракта и сложившейся практикой, а также обычаями делового оборота. Само по себе наличие или отсутствие экспортной декларации не может быть основанием для корректировки таможенной стоимости. В соответствии с пунктом 10 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:
а) запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;
б) лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями. Таким образом, документы об отсутствии экспортной декларации были представлены в таможенный орган в соответствии с действующим законодательством.
ООО "Титанит" высказало зарубежному контрагенту ACTIVE SHARE S.L. просьбу предоставить копию экспортной декларации в связи с выставленным запросом таможенного органа. Отвечая на данный запрос, представитель названной иностранной компании сообщил, что предоставление экспортной таможенной декларации, принятой таможенными органами страны отправления, не предусмотрено внешнеторговым Контрактом N 001/2/2013 от 05.02.2013 и дополнительными соглашениями к нему. В этой связи предоставить экспортную таможенную декларацию не представляется возможным.
В качестве приложения предоставлено письмо об отсутствии экспортной декларации б/н от 26.04.2021.
Таким образом, непредставление экспортной декларации вызвано объективными причинами её отсутствия у ООО "Нева-Трейдинг" - положениями контракта, дополнительными соглашениями к нему данный документ в перечень документов, предоставляемых продавцом, не включен.
Обществом не представлены прайс-листы отправителя, а также не корреспондируются между собой документы по подтверждению суммы, уплаченной за ТЭУ.
Обществом в таможенный орган представлены все имеющиеся в его распоряжении ценовые документы, в том числе прайс-листы производителей на 3-х листах. Иными документами Общество не располагает.
Относительно расходов на ТЭУ - в соответствии с пунктом 1 подпункта 4 статьи 40 ТК ЕАЭС, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
- расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией.
Согласно представленным Обществом документам:
- договора оказания транспортно-экспедиционных услуг N 10/04/2019-1 от 10.04.2019, Актов оказания услуг, счетов-фактур, счетов на оплату транспортно-экспедиционных услуг, приложений к счетам на оплату, в графе 17 ДТС-1, указаны расходы в размере 248 000,00 рублей.
Согласно приложениям к счетам от 05.03.2021 г. NN 03/05/50, 03/05/51 – доставка до границы РФ составляет 124 000х2=248 000 руб.
В Решении указана ссылка Балтийской таможни на ценовую информацию, содержащуюся в базе данных по ДТ N 10216170/020221/0025872. Балтийской таможней на основании анализа данных ДТ установлена более высокая цена декларируемого товара по сравнению с ценой, заявленной Обществом, на однородные товары или товары то же класса и вида.
Однако Балтийской таможней в Решении не конкретизированы и не указаны в перечисленных для сравнения ДТ множество условий – как условия ценообразования, так и иные факторы, влияющие в том числе на ценообразование.
В частности, при анализе информации, содержащейся в ДТ N 10216170/020221/0025872, таможенный орган указывает только лишь таможенную стоимость и количество (квадратные метры), наименование производителя. Иные факторы, формирующие цену товара, таможенным органом не указаны.
Вместе с тем, таможенный орган не учитывает систему факторов, непосредственно влияющих на формирование цены сделки, а именно: конкретные характеристики товара (класс стойкости к образованию пятен, класс химической стойкости, класс износостойкости, геометрические параметры, состав, сорт, и т.п.), коммерческие условия конкретной сделки, коммерческие уровни продаж (оптовые, розничные, осуществляются ли такие поставки на регулярной или на разовой основе). Эти причины могут привести к объективным расхождениям в уровне цен на однородные либо идентичные товары.
Балтийской таможней использован метод N 6 определения таможенной стоимости товаров (резервный метод, ст. 45 ТК ЕАЭС) на основе стоимости сделки с однородными (или идентичными) товарами (ст. 42 ТК ЕАЭС).
В соответствии со статьей 37 ТК ЕАЭС "однородные товары" - товары, не являющиеся идентичными во всех отношениях, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, произведенные из таких же материалов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.
При определении являются ли товары однородными, должны учитываться такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака.
Однородные товары, произведенные иным лицом, чем производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случае, когда не выявлены однородные товары того же производителя либо имеющаяся информация не считается приемлемой для использования.
Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнить условия и характер ввоза товара. Также необходимо учитывать страну отправления, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
Балтийская таможня скорректировала таможенную стоимость исходя из таможенной стоимости, заявленной в ДТ N 10216170/020221/0025872 без учета сопоставимости условий поставки и определения являются ли товары однородными по отношению друг к другу.
В решении таможенного органа не указано, какие конкретно сведения взяты им в качестве сопоставимых при определении таможенной стоимости ввезенного обществом товара (условия поставки, сорт, класс, артикул и т.д.).
На стоимость керамической плитки влияет не только объем поставляемой партии, но артикул керамической плитки. У разных изготовителей разброс цен может составлять от 4 до 235 Евро за 1м2. При этом у производителя керамической плитки, заявленной в спорной ДТ, стоимость за 1м2 различных артикулов достигает от 4 до 235 Евро за 1м2. Без сопоставления конкретного артикула поставляемого товара невозможно установить стоимость однородных товаров.
Пунктом 5 статьи 45 ТК ЕАЭС предписано, что таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться, в том числе, на основе:
- системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
- произвольной или фиктивной стоимости.
В частности, при анализе информации, имеющейся в распоряжении Общества, содержащейся в ДТ N 10216170/020221/0025872, товар, оформленный по данной ДТ, хоть и произведен тем же производителем, что и товар N 5 в спорной ДТ (PAMESA CERAMICA), но не является однородным товаром, поскольку имеет иную модель, иные размеры.
Полагаю, что в данном случае таможенным органом осуществлено определение таможенной стоимости произвольным образом, что нарушает требования п. 9 ст. 38 ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 10 постановления пленума Верховного суда РФ N 49 от 26.11.2019 г. отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Полагаю, что отсутствуют признаки недостоверного определения таможенной стоимости в виде существенного отклонения заявленной таможенной стоимости от альтернативной ценовой информации.
Общество, в ходе такой проверки документов, предоставило таможенному органу необходимые дополнительные документы, которые в совокупности и в системной оценке с документами, ранее представленными непосредственно при таможенном оформлении, реально позволяли таможенному органу устранить возникшие сомнения относительно достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Общество определило таможенную стоимость ввезенных товаров на основании заключенной внешнеэкономической сделки купли-продажи.
Представленные Обществом документы, как при декларировании товаров, так и в ответе на запрос документов и (или сведений) от 20.03.2021 г. надлежащим образом подтверждают заявленную таможенную стоимость.
На основании вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое Решение таможни от 21.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в спорной ДТ, является незаконным.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, статьей 201 АПК РФ предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей (пункт 30 постановления Пленума ВС РФ N 18 от 12.05.2016).
С учетом вышеизложенного, заявленные Обществом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с таможенного органа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 197,200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение Балтийской таможни от 21.06.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N10216170/190321/0074710.
Обязать Балтийскую таможню устранить, допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Титанит", возвратив излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 28 450,12 руб.
Взыскать с Балтийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Титанит" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.