Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2021 № А40-105703/2021

Об отказе в удовлетворении требований ОАО "РЖД" о признании незаконным и отмене постановления Брянской таможни по делу об АПН
Решение Арбитражного суда города Москвы
от 2 августа 2021 г. Дело N А40-105703/2021

 

См. также: Решение Арбитражного суда города Москвы (резолютивная часть) от 9 июля 2021 г. Дело N А40-105703/2021, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2021 г. Дело N А40-105703/2021

 

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Нариманидзе Н.А.

рассмотрев в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ дело

по заявлению: ОАО "РЖД" (107174, МОСКВА ГОРОД, БАСМАННАЯ НОВ. УЛИЦА, ДОМ 2, ОГРН: 1037739877295, Дата присвоения ОГРН: 23.09.2003, ИНН: 7708503727, КПП: 770801001)

К Брянской таможне (241050, ОБЛАСТЬ БРЯНСКАЯ, ГОРОД БРЯНСК, УЛИЦА КРАХМАЛЕВА, 41, ОГРН: 1023202738558, Дата присвоения ОГРН: 24.09.2002, ИНН: 3232000180, КПП: 325701001)

О признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2021 года N 10102000-510/2021,

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Брянской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 16.04.2021 года N 10102000-510/2021.

Определением от 27.05.2021 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 АПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены о рассмотрении настоящего дела по правилам упрощенного производства, в порядке ст. 123 АПК РФ.

Все документы и доказательства размещены в сети Интернет в режиме ограниченного доступа. Дело на основании статьи 9, части 3? статьи 70 и статьи 228 АПК РФ рассматривается по имеющимся в деле доказательствам.

От ответчика в материалы дела поступили отзыв на заявление и материалы дела об административном правонарушении.

Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

08.07.2021 г. судом в порядке ст. 229 АПК РФ была изготовлена резолютивная часть, согласно которой требования в удовлетворении требований отказано.

12.07.2021 г. от заявителя поступило заявление о составлении мотивированного решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Как следует из материалов дела, Постановлением Брянской таможни от 16 апреля 2021 г. N 10102000-510/2021 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ с наложением штрафа в размере 80 000 рублей.

Данное постановление вручено адресату 27 апреля 2021 г. согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 24199258428251.

В ходе административного расследования установлено: в соответствии с железнодорожной накладной 30376510 товар перемещался из России (Кировская область, отправитель ООО "Абарис") назначением в Украину по декларации на товары N 10418010/200221/0050097. Согласно накладной 30376510, оформленной грузоотправителем ООО "Абарис", в вагон N 53599791 погружено 62180 кг.

Фокинским таможенным постом Брянской 25 февраля 2021 г. проведен таможенный осмотр вагона N 53599791, в котором перемещался груз -лесоматериалы из березы.

В результате таможенного осмотра был идентифицирован товар и подтверждены его количественные характеристики (объем груза соответствовал заявленному).

28 февраля 2021 г. в результате таможенного наблюдения за взвешиванием вагона, осуществляемого ОАО "РЖД" установлено, что вес товара брутто составил 65700 кг, т.е. вес груза оказался больше заявленного отправителем в перевозочном документе на 3520 кг. По данному факту 1 апреля 2021 г. составлен протокол об административном правонарушении и 16 апреля 2021 г. при рассмотрении материалов административного дела вынесено постановление N 10102000-510/2021 о признании ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с наложением наказания в виде штрафа в размере 80 000 руб.

ОАО "РЖД" считает, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям.

На основании вышеизложенного, заявитель обратился с соответствующим требованием в суд.

Суд, отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

Как следует из материалов административного дела, 24.02.2021 перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" на Фокинский таможенный пост Брянской таможни с целью получения разрешения на убытие с таможенной территории Евразийского Экономического союза железнодорожного вагона N 53599791 в железнодорожном пункте пропуска железнодорожной станции "Брянск-Льговский" были представлены передаточная поездная ведомость N 32241 от 24.02.2021, товаротранспортная накладная N 30376510 от 20.02.2021, декларация на товар N 10418010/200221/0050097 от 20.02.2021.

Согласно сведениям, заявленным в товаротранспортной накладной N 30376510 от 20.02.2021 в железнодорожном вагоне N 53599791 через таможенную границу ЕАЭС перемещался товар - "лесоматериалы из березы", навалом, без упаковки, весом брутто 62180 кг. Отправитель: ООО "Абарис" (160020, Кировская обл., г. Киров, ул. Карла Маркса, д. 21, офис 235), получатель: ООО "Одек" (35513, Украина, Ровенская обл. Ровенский р-он, ПГТ. Оржев, ул. Заводская, д. 9). Таможенное оформление товара было произведено по ДТ N 10418010/200221/0050097.

25.02.2021 должностным лицом Фокинского таможенного поста Брянской таможни был проведён таможенный осмотр вышеуказанного товара в рамках таможенного контроля, с целью идентификации товара и подтверждения количественных характеристик товара (акт таможенного осмотра N 10102150/250221/100001).

28.02.2021 должностным лицом Фокинского таможенного поста Брянской таможни было проведено таможенное наблюдение за взвешиванием вышеуказанного товара в рамках таможенного контроля, с целью подтверждения весовых характеристик товара (акт таможенного наблюдения N 10102150/280221/000029атн).

В результате проведенного таможенного осмотра было установлено, что находящийся в вагоне N 53599791 товар представляет собой лесоматериал круглый, неокоренный, по характерному строению структуры древесины и внешнему виду относится к лиственным породам деревьев - береза. При этом, по результатам взвешивания, масса брутто товара составила 65700 кг.

Таким образом, товар - "лесоматериалы из березы", код ТН ВЭД ЕАЭС 4403 95 000 1, перевозка которого осуществлялась в ж/д вагоне N 53599791, был представлен 24.02.2021 к таможенному контролю с целью получения разрешения на убытие перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" сверх количества, заявленного в товаротранспортной накладной N 30376510 от 20.02.2021 на 3520 кг (65700 кг. - 62180 кг. = 3520 кг.).

Согласно требованиям п. 1 ст. 89, п. 1, п. 2 ст. 92 Таможенного кодекса ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС, перевозчик обязан представить таможенному органу декларацию на товары или ее копию, а также сообщить достоверные сведения, в том числе, о весе (брутто) перемещаемых товаров путем представления в таможенный орган транспортных (перевозочных) и коммерческих документов на перевозимые товары.

Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании,, весе брутто и (или) об объеме товаров три убытии с таможенной территории Евразийского Экономического союза путем представления недействительных документов. Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, документы, содержащие недостоверные сведения, являются недействительными.

Исходя из вышеперечисленного, в действиях перевозчика ОАО "РЖД" были выявлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении установленной п.1 ст. 89, п.1, п. 2 ст. 92 Таможенного кодекса ЕАЭС обязанности о сообщении в таможенный орган при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС достоверных сведений о весе брутто товара "лесоматериалы из березы" путем представления недействительных документов: передаточной поездной ведомости N 32241 от 24.02.2021, товаротранспортной накладной N 30376510 от 20.02.2020.

По данному факту 02.03.2021 в отношении ОАО "РЖД" заместителем начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля Фокинского таможенного поста Брянской таможни Малышевым Г.Ю. было возбуждено дело об административном правонарушении (АЛ) N 10102000-510/2021 по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Согласно ч. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС. Согласно ст. 89 ТК ЕАЭС при перевозке железнодорожным транспортом таможенному органу представляются транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.

Согласно п. 2 ст. 92 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчиком представляются: декларация на товары или ее копия либо сведения о декларации на товары если такая декларация на товары не представляется в соответствии с п. 2 ст. 80 настоящего Кодекса, либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС.

В соответствии с п. 46 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке; товаров железнодорожным транспортом, утвержденной Приказом ФТС России N 1157 от 1 июня 2011 года, при прибытии товаров и транспортных средств в железнодорожный пункт пропуска уполномоченное должностное лицо принимает от перевозчика необходимые документы и сведения, в том числе транспортные (перевозочные) документы, передаточную ведомость на железнодорожный подвижной состав, таможенную декларацию либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории.

В соответствии со ст. 400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов.

Характеризуя состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ следует указать, что объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок перемещения товаров и транспортных средств; через таможенную границу ЕАЭС, а также порядок их таможенного контроля.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с § 3-5 ст. 14 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 года (далее - СМГС) заключение договора перевозки подтверждается накладной, неверные или неточные сведения, внесенные в накладную, а также утрата накладной перевозчиком не влияют ни на существование, ни на действительность договора перевозки.

Отправитель прикладывает к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других; административных формальностей на всем пути следования груза. Эти документы должны относиться только к тем грузам, которые значатся в данной накладной (ст. 22 СМГС).

Согласно ст. 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством (наличие у перевозчика указанного права не отрицается и самим заявителем в абз. 1 стр. 5 заявления).

В случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (ст. 29 СМГС)

Из положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции "Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ), § 1 ст. 11), участником которой является Российская Федерация, устанавливающих, в частности, что перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, не следует, что они исключают юридическую: возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством и призванных обеспечить должный контроль таможенных органов в ходе таможенного оформления товара.

Таким образом, несмотря на то, что п. 6 СМГС указывает, что "перевозчик не проверяет количеством мест, массу и состояние груза" - § 1. ст. 23 СМГС прямо предусматривает данное право перевозчика: "Перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.

Законодательством также установлено право железной дороги проверять достоверность массы грузов и других сведении, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (статья 27 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта). Кроме того, в соответствии со статьей 18 Устава железнодорожного транспорта, а также пунктом 18 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ 07.12.2016 N 374 (зарегистрирован в Минюсте России 21.03.2017, per. N 46054), перевозчик вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам.

При этом, согласно ст. 23 Устава железнодорожного транспорта и пункта 27 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ 07.12.2016 N 374, грузы должны загружаться в вагоны, контейнеры с учетом технических норм погрузки, но не должны превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам. П. 69 Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (утв. Приказом Минтруда России от 17.09.2014 N 642н) установлены допустимые пределы нагрузки на оси вагонов. Указанные правовые нормы свидетельствуют об обязанности ОАО "РЖД" при приеме ж/д вагона к перевозке контролировать весовые характеристики товара с целью недопущения превышения грузоподъемности вагонов и допустимой нагрузки на оси вагонов.

ТК ЕАЭС предоставляет перевозчику не право, а возлагает на него обязанность при международной перевозке сообщать таможенному органу сведения о перемещаемых товарах (в т.ч. весовых характеристиках товаров), независимо от стечения обстоятельств организации перевозки.

На пограничных станциях железных дорог и отделений железных дорог установлены автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов (АСКОПВ), оборудованные видеокамерами, тепловизорами и весовыми рельсами. При прохождении грузового поезда через систему АСКОПВ оператором системы отслеживается внешнее состояние каждого вагона и его вес.

Таким образом, перевозчик ОАО "РЖД", зная о правилах и порядке осуществления таможенного контроля и требованиях ТК ЕАЭС, имел как возможность, так и правовые основания для проверки перемещаемого им вагона, и правильности составленных товаросопроводительных документов.

ОАО "РЖД", являясь перевозчиком товаров, имело возможность соблюсти таможенное законодательство. Общество должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до Представления таможенному органу товаросопроводительных документов, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать свои гражданско-правовые отношения с грузоотправителем, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре, с целью их последующего представления в таможенный орган. Однако, данная работа не была организована надлежащим образом" все необходимые меры для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, приняты не были, т.е. объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ОАО "РЖД" таможенных обязанностей не установлено.

В ходе производства по делу об административном правонарушении доказательств, подтверждающих что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ОАО "РЖД" не установлено.

В ходе расследования дела об административном правонарушении N 10102000-510/2021 получены следующие доказательства и сведения, указывающие на совершение ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России: копия передаточной поездной ведомости N 32241 от 24.02.2021; копия товаротранспортной накладной N 30376510 от 20.02.2020; копия ДТ N 10418010/200221/0050097 от 20.02.2021; копия акта таможенного наблюдения N 10102150/280221/000029атн от 28.02.2021; копия акта общей формы ж/д станции Брянск-Льговский N 1/2168 от 28.02.2021; копия акта таможенного осмотра N 10102150/250221/100001 от 25.02.2021; докладная записка ведущего инспектора ОТОиТК Фокинского таможенного поста А.В. Лугодина N 52-15/50дз от 28.02.2021; копия письма начальника ж/д станции Брянск-Льговский П.В. Тарасевича N ИСХ-113/ДС БРК-ЛГВ от 25.02.2021; протокол опроса начальника ж/д станции Котельнич-1 (включая станцию Котельнич-2) Горьковской железной дороги Д.А. Потехина от 15.03.2021; протокол опроса мастера погрузочно-разгрузочных работ ООО "Абарис" С. В. Мельниченко от 12.03.2021; протокол опроса оператора станционного технологического центра ж/д станции Брянск-Льговский Л.В. Грицай от 19.03.2021; протокол опроса ведущего инспектора ОТОиТК Фокинского таможенного поста А.В. Лугодина от 24.03.2021.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что заявитель не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности в своих действиях, что свидетельствует о непринятии им мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а следовательно, о наличии вины ОАО "РЖД" в совершении вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Таким образом, Фокинским таможенным постом правомерно вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 16.04.2021 N 10102000-510/2021.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП России, не установлено.

В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Судом проверены все доводы Заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 1.5, 2.1, 4.5, ч. 3 ст. 16.1, 23.5, 24.1, 25.1, 25.4, 26.1 - 26.3, 29.7, 29.10 КоАП РФ, ст. ст. 29, 64, 65, 75, 167 - 170, 208, 210, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ОАО "РЖД" отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

 
Судья
Н.А. Нариманидзе
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies