|
;
Действует
История статусов
Подписан 02.08.2021 |
См. также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области (резолютивная часть) от 13 июня 2021 г. Дело N А56-26527/2021, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 октября 2021 г. Дело N А56-26527/2021
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Анисимовой О.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "ФОРУМ",
заинтересованное лицо: Санкт-Петербургская таможня,
о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-591/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФОРУМ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 12.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-591/2021.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке, установленном статьями 121, 123, 228 АПК РФ, о принятии заявления к производству и возбуждении производства по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства. Документы размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа в соответствии с частью 2 статьи 228 АПК РФ.
Решением в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ от 13.06.2021 по настоящему делу постановление таможни от 12.03.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-591/2021 признано незаконным и отменено.
В рамках настоящего дела 05.07.2021 от заинтересованного лица поступило заявление о составлении мотивированного решения.
Исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 26.01.2021 Обществом была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10210120/260121/0000031 на Василеостровский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни с целью помещения под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" ввезённых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) товаров "предметы коллекционирования по этнографии и истории, являются культурными ценностями, бывшие в употреблении" (код ТН ВЭД ЕАЭС - 9705 00 000 0).
27.01.2021 в соответствии со статьёй 325 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее - ТК ЕАЭС) по ДТ N 10210120/260121/0000031 таможенным органом был направлен запрос о представлении документов и (или) сведений, в соответствии с которым были запрошены в срок до 27.01.2021 следующие документы:
1) "Документы, подтверждающие аттестацию эксперта в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 N 1425";
2) "Документ, подтверждающий регистрацию заключения эксперта на сайте Министерства Культуры в соответствии с пунктами 26, 27 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2020 N 1425".
Как следует из объяснения заявителя, в связи с отсутствием по объективным причинам у Общества запрошенных документов и ограниченного времени предоставления (1 день) ответ на запрос не был направлен.
В связи с непредоставлением в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, 24.02.2021 уполномоченным должностным лицом таможни в отношении Общества, уведомленного о времени и месте составления протокола надлежащим образом телеграммой 18.02.2021, составлен протокол N 10210000-000591/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
12.03.2021 заместителем начальника Санкт-Петербургской таможни вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-591/2021, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
О времени и месте рассмотрения дела Общество уведомлено надлежащим образом телеграммой 09.03.2021, копия постановления получена 22.03.2021.
Общество, не согласившись с постановлением, считая его незаконным в связи с отсутствием события и состава правонарушения по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как установлено статьей 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события и состав административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Субъектом правонарушения является лицо, в обязанности которого входит предоставление таможенному органу документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля.
Объективную сторону правонарушения образует непредставление в установленный срок документов, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля.
Поскольку диспозиция части 3 статьи 16.12 КоАП РФ является бланкетной, то есть предполагает использование для установления признаков деяния нормативно-правовых актов других отраслей права, следовательно, для целей квалификации бездействия Общества в виде непредставления документов и сведений для таможенного контроля необходим анализ императивных (общеобязательных) норм материального (таможенного) права, прямо устанавливающих обязанность предоставления таможенному органному по запросу документов и сведений, нарушение (несоблюдение) которых непосредственно образовывает состав правонарушения по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
При этом порядок и случаи предоставления таможне документов и сведений должны быть прямо установлены таможенным законодательством.
Частью 1 статьи 340 ТК ЕАЭС регламентировано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений.
Частью 6 статьи 340 ТК ЕАЭС прямо установлено, что декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Однако частью 4 статьи 340 ТК ЕАЭС конкретизировано, что при проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган запрашивает документы и (или) сведения в соответствии со статьёй 325 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных статьёй 326 настоящего Кодекса случаев, когда документы и (или) сведения запрашиваются в соответствии с настоящей статьёй (то есть статьёй 340 ТК ЕАЭС).
Тем самым, исходя из буквального толкования диспозиции части 4 статьи 340 ТК ЕАЭС, следует, что положения статьи 340 ТК ЕАЭС не распространяется на случаи, когда таможенный орган запрашивает документы в соответствии со статьёй 325 ТК ЕАЭС, то есть при проведении таможенного контроля до выпуска товаров.
Положения статьи 340 ТК ЕАЭС "Запрос, требование и получение таможенными органами документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля" прямо корреспондируются с нормами статьи 326 ТК ЕАЭС "Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая после выпуска товаров, и в иных случаях".
Частью 1 статьи 326 ТК ЕАЭС определено, что при проведении проверки документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, начатой после выпуска товаров, таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьёй 340 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 326 ТК ЕАЭС детализировано, что результаты проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, а именно:
- Приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.11.2009 N 15262) (далее - Приказ).
Пунктом 2 Приказа определено, что данный Порядок применяется при проведении проверки документов и сведений после выпуска (в том числе условного выпуска) товаров и (или) транспортных средств.
Согласно пункту 16 Приказа должностное лицо структурного подразделения направляет запрос посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в адрес декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.
Пунктом 18 Приказа установлено, что в случае непредставления в установленный срок документов и отсутствия мотивированного обращения о продлении срока их представления должностное лицо структурного подразделения, проводящее проверку, рассматривает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Таким образом, исходя из системного толкования действующих нормативно-правовых актов в сфере таможенного регулирования, административная ответственность по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ наступает за нарушение статей 326, 340 ТК ЕАЭС, приказа ФТС России от 25.08.2009 N 1560 и исключительно за непредставление в установленный таможенным органом срок документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, на стадии таможенного контроля после выпуска товаров.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, запрос документов направлялся в рамках статьи 325 ТК ЕАЭС, а именно при проведении проверки документов и сведений до выпуска товаров.
Статьей 325 ТК ЕАЭС предусмотрено право таможенного органа запросить у декларанта дополнительные документы (сведения) и право декларанта подтвердить сведения, заявленные в декларации на товары.
В соответствии с частью 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
- документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
- таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Пунктом 7 статьи 325 ТК ЕАЭС также допускается, что декларантом могут быть представлены объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют.
Вместе с тем, пунктами 3, 8 статьи 325 ТК ЕАЭС прямо предусмотрено, что, в случае если запрошенные в соответствии с настоящей статьёй документы декларантом не представлены, таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьёй 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 11 статьи 325 ТК ЕАЭС также предусмотрено, что при завершении проверки документов до выпуска товаров в случае, если документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, то таможенным органом направляется требование об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, до выпуска товаров в соответствии со статьёй 112 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 12 статьи 325 ТК ЕАЭС допускается, что в случае если проверка не может быть завершена в сроки выпуска товаров, в том числе в связи с непредставлением документов и (или) сведений в установленные сроки, то таможенный орган информирует декларанта о возможности произвести выпуск товаров в соответствии со статьёй 121 ТК ЕАЭС.
Таким образом, положениями пунктов 3, 8, 11, 12 статьи 325 ТК ЕАЭС предусматривается возможность непредставления запрошенных таможенным органом документов, а их непредставление не может препятствовать таможенному контролю, поскольку в таком случае таможенный орган вправе:
- либо отказать в выпуске товаров, заявленных в ДТ;
- либо вынести решение (требование) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, если не представление документов не препятствует осуществлению выпуска товаров;
- либо произвести условный выпуск товаров под денежное обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьёй 121 ТК ЕАЭС.
Статья 325 ТК ЕАЭС не устанавливает безусловную обязанность декларанта представить дополнительные документы при проведении таможенного контроля до выпуска товаров, поскольку непредставление таких документов не лишает таможенного органа возможность осуществлять последовательные действия по таможенному контролю и принять соответствующие решения о выпуске (отказе в выпуске) товара.
Исходя из вышеизложенного, диспозиция части 3 статьи 16.12 КоАП РФ не распространяется на случаи непредставления документов, запрошенных на основании статьи 325 ТК ЕАЭС, на стадии таможенного контроля до выпуска товаров.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Обществом не были нарушены соответствующие императивные (общеобязательные) нормы материального (таможенного) права, несоблюдение (нарушение) которых охватывается диспозицией части 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Как следует из обстоятельств по делу, 29.01.2021 таможенным органом вынесено решение (требование) о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10210120/260121/0000031, согласно которому Обществу отказано в предоставлении льготы по уплате НДС и внесены изменения в графе 47 и графе "В" в части исчисления и уплаты НДС в сумме 327 102, 04 рублей.
Таким образом, в связи с отказом в предоставлении льготы по уплате НДС таможенной орган изменил ставку НДС с 0% на ставку 20% на товары, заявленные в ДТ N 10210120/260121/0000031, и доначислил сумму таможенных платежей в размере 327 102, 04 рублей.
29.01.2021 после внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10210120/260121/0000031, товары были выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
Данный факт свидетельствует о том, что таможню удовлетворил факт того, что запрошенные документы не были представлены, а их непредставление декларантом фактически не воспрепятствовало проведению таможенного контроля и выпуску товаров, заявленных в ДТ N 10210120/260121/0000031.
Следовательно, право декларанта документально подтвердить возможность предоставления ему льготы по уплате НДС не является его обязанностью, за невыполнение которой предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ, и её невыполнение влечет иные неблагоприятные последствия, предусмотренные ТК ЕАЭС.
При таких обстоятельствах в бездействии Общества, выразившемся в непредставлении документов в рамках таможенного контроля до выпуска товаров по ДТ N 10210120/260121/0000031, отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
Данный вывод подтверждается судебной практикой, а том числе, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2014 N ВАС-3609/14 по делу N А59-3125/2013, Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.03.2014 N ВАС-3608/14 по делу N А59-3122/2013.
При рассмотрении надзорных жалоб таможенного органа по делам N А59-3122/2013, N А59-3125/2013 Высший Арбитражный Суд РФ согласился с позицией нижестоящего арбитражного суда о том, что само по себе наличие у таможни формального права на запрос дополнительных документов не является основанием для признания таких документов необходимыми для таможенного контроля; непредставление заявителем дополнительно запрошенных документов не препятствует проведению таможенного контроля и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ, с учётом того, что это не повлияло на возможность осуществления таможенного контроля товаров, ввезенных по ДТ, и у таможенного органа имелась возможность вынесения решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о недоказанности события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.12 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Санкт-Петербургской таможни от 12.03.2021 о назначении административного наказания обществу с ограниченной ответственностью "ФОРУМ" по делу об административном правонарушении N 10210000-591/2021.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.