Выключить анимацию
Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.08.2022 № А63-408/2022

Об отказе в удовлетворении требования АО "Арнест" о признании незаконным постановления Северо-Кавказской электронной таможни по делу об АПН о непредставлении разрешительных документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям ТР ТС
Решение Арбитражного суда Ставропольского края
от 18 августа 2022 г. по делу N А63-408/2022

 

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа 2022 года
 
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 года

 

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Быкодоровой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курасовым Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

акционерного общества "Арнест", г. Невинномысск, ОГРН <***>, ИНН <***>

к Северо-Кавказской электронной таможне, г. Минеральные Воды,

о признании незаконным постановления N 10805000-594/2021 от 28.12.2021.

в отсутствие представителей сторон

 

УСТАНОВИЛ:

 

акционерное общество "Арнест", г. Невинномысск (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказской электронной таможне, г. Минеральные Воды (далее – заинтересованное лицо, таможня) о признании незаконным постановления от 28.12.2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10805000-594/2021.

Стороны, должным образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи, с чем на основании части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующему.

Как следует из материалов дела, электронной таможней в отношении общества 28.12.2021 вынесено постановление N 10805000-594/2021 о привлечении последнего к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Полагая, что данное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 16.3 КоАП РФ определена административная ответственность юридических лиц за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса

Судом установлено, что электронной таможней на основании статей 310, 340 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и статей 225, 239 Федерального закона от 03.08. 2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в отношении общества, после выпуска товаров проведена проверка документов и сведений, в отношении товаров, заявленных в декларации на товары (далее - ДТ) N 10805010/090120/0000378

По результатам проверки электронной таможней было установлено, что 21.11.2019 обществом в соответствии с требованиями статей 104, 105, 106, 134 ТК ЕАЭС на Северо-Кавказский таможенный пост (ЦЭД) Северо-Кавказской электронной таможни с применением электронной формы таможенного декларирования подана ДТ N 10805010/090120/0000378 в целях помещения товаров, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 005/2011 следует, что указанные в ДТ товары по коду ТН ВЭД ЕАЭС 7010 90 910 9, и наименованию соотносятся с товарами, при помещении которых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребление сопровождается представлением документа, об оценке (подтверждении) соответствия требованиям ТР ТС 005/2011.

При этом в графе 44 ДТ в отношении указанных товаров сведения о разрешительном документе, подтверждающем соответствие товаров требованиям ТР ТС 005/2011, декларантом не заявлялись.

Согласно части 1 статьи 1 ТР ТС 005/2011 указанный технический регламент распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной.

Пунктом 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору) (далее - Протокол) понятие "выпуск продукции в обращение" определено как поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Согласно пункту 2 статьи 53 Договора продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент Союза (технические регламенты Союза), выпускается в обращение на территории Союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническими регламентами Союза (техническими регламентами Союза).

Аналогичное требование установлено пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 005/2011для продукции, являющейся объектом его регулирования.

Согласно статьи 2 ТР ТС 005/2011 упаковка - изделие, которое используется для размещения, защиты, транспортирования, загрузки и разгрузки, доставки и хранения сырья и готовой продукции; укупорочное средство - изделие, предназначенное для укупоривания упаковки и сохранения ее содержимого.

Согласно части 6 статьи 1 ТР ТС 005/2011 настоящий технический регламент не распространяется на упаковку (укупорочные средства) для медицинских изделий, лекарственных средств, фармацевтической продукции, табачных изделий и опасных грузов, а также на грузовые контейнеры и поддоны для перевозки грузов автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом.

Товары, продекларированные в ДТ N 10805010/090120/0000378 не соотносятся с товарами, указанными в п. 6 ст. 1 ТР ТС 005/2011, на которые действие ТР ТС 005/2011 не распространяется.

Ввезенные товары помещены декларантом АО "Арнест" при условия таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, определение которой дано в статье 134 ТК ЕАЭС, согласно которой иностранные товары приобретают статус товаров Союза, находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами | и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 3 ТР ТС 005/2011 упаковка (укупорочные средства) выпускается в обращение на таможенной территории Таможенного! союза при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентов, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, действие которых распространяются на упаковку (укупорочные средства).

Согласно документам, приложенным к ДТ, ввозимые товары являются готовой продукцией, так как в отношении них изготовителем произведен полный производственный цикл, товар отчуждается изготовителем в готовом и законченном виде.

Таможней направлены запросы в Минпромторг России от | 27.09.2021 N 19-20/08475, от 06.10.2021 N 19-20/08875, который в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области технического регулирования.

Департаментом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации письмом от 15.10.2021 N 89372/10 в части отнесения указанной в обращении таможни продукции к объектам технического регулирования ТР ТС 005/2011 отмечено, что область применения ТР ТС 005/2011 установлена ст. 1 и распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения. Перечень упаковки и укупорочных средств, на которые распространяется действие указанного технического регламента, приведен в приложении 5 к ТР ТС 005/2011.

Процедурой отнесения упаковки (укупорочных средств) к области применения настоящего технического регламента и установления фактических характеристик упаковки (укупорочных средств) данным, содержащимся в технической документации (в том числе в сопроводительных документах) к ней, является идентификация.

Согласно положениям ст. 7 ТР ТС 005/2011 перед выпуском в обращение на таможенной территории Таможенного союза упаковка (укупорочные средства) должна быть подвергнута процедуре подтверждения соответствия требованиям настоящего технического регламента.

Подтверждение соответствия упаковки (укупорочных средств) требованиям настоящего технического регламента носит обязательный характер и осуществляется в форме декларирования соответствия.

Идентификация упаковки (укупорочных средств) при декларировании ее соответствия требованиям настоящего технического регламента проводит изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер.

Таким образом, согласно ответу Минпромторга, в случае удовлетворения вышеуказанным идентификационным требованиям упомянутая в обращении продукция будет являться объектом технического регулирования ТР ТС 005/2011.

Законодательно закрепленное понятие "комплектующих товаров" отсутствует. Однако Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 года N 294 (далее - Положение о порядке ввоза) установлено, что товары признаются комплектующими при условии, что они предназначены для производства продукции, выпускаемой в обращение на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в данном случае на территории Российской Федерации.

Вместе с тем согласно информации, указанной в обращении АО "Арнест" от 19.10.2021 N 3276 "О взаимоотношениях с таможенными органами" по вопросу таможенного оформления комплектующих, используемых при производстве конечной продукции, с 2017 года экспорт аэрозольной продукции увеличился в 3 раза, в 2021 году объем экспорта превысил 35% от общего объема продаж. Предприятие поставляет готовую продукцию в более чем 40 стран мира.

Согласно информации о таможенном декларировании АО "Арнест" роликовых дезодорантов-антиперспирантов (код ТН ВЭД ЕАЭС 33017 20 000 0), вывезенных с таможенной территории ЕАЭС с октября 2018 года по декабрь 2021 года следует, что декларантом к таможенному декларированию предъявлено 17 ДТ с целью помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. В отношении 15 товарных партий таможенным органом приняты решения о выпуске товаров. Вывоз товаров произведен в Бельгию, Объединенные Арабские Эмираты, Украину.

Следовательно, товары, ввозимые АО "Арнест", не являются комплектующими по следующим основаниям.

Ввозимые упаковка и укупорочные средства, используются декларантом при производстве роликовых дезодорантов-антиперспирантов, которые впоследствии в том числе вывозятся с таможенной территории ЕАЭС в рамках исполнения международных контрактов, что подтверждается данными Единой автоматизированной системы таможенных органов Российской Федерации, а также самим декларантом, что не соответствует требованиям, предъявляемым к "комплектующим товарам", установленном пунктом 4 Положения о порядке ввоза.

В соответствии с Перечнем продукции, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.03.2013 N 47, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", следует, что товары, являются объектами обязательного подтверждения соответствия, так как по наименованию и коду ТН ВЭД ЕАЭС попадают в позицию "4. Упаковка стеклянная (бутылки, банки, флаконы, ампулы, баллоны), для пищевой и парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов" из товарной позиции 7010 Перечня

Таким образом, товары, задекларированные по N 10805010/090120/0000378являются объектами технического регулирования ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки", с учетом присвоенных кодов ТН ВЭД ЕАЭС 7010 90 910 9 и наименования товаров, заявленных в гр. 31 ДТ, которое подтверждено технической документацией, и ответом АО "Арнест" от 14.10.2021N3216.

Указанные товары являются готовой продукцией, так как в отношении них изготовителем произведен полный производственный цикл, товар отчуждается и поставляется в готовом и законченном виде.

Также указанные товары не отвечают требованиям, предъявляемым пунктом 4 Положения о порядке ввоза к "комплектующим товарам", так как применяются при производстве роликовых дезодорантов-антиперспирантов, в том числе экспортируемых с таможенной территории ЕАЭС, что подтверждается данными Единой автоматизированной системы таможенных органов, а также самим декларантом.

Согласно поступившего в Северо-Кавказскую электронную таможню ответа Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (далее - УТОВЭК ФТС России) от 27.08.2021 N 14-88/51202 "Об отнесении товаров к объектам технического регулирования", по мнению УТОВЭК ФТС России, под комплектующими понимаются детали, составляющие полный комплект для создания (сборки, производства) какого-либо сложного объекта (изделия) без цели их распространения на таможенной территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности.

В рамках проводимой таможней аналитической работы в целях получения разъяснения по вопросу законодательно закрепленного определения "комплектующие товары", которым необходимо руководствоваться при применении норм Положения о порядке ввоза, таможней направлен запрос в Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 27.09.2021 N 19-20/08476.

Согласно полученному ответу Департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии от 25.10.2021 N 16-2419 при помещении ввозимой (ввезенной) продукции под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны, свободного склада Положением предусмотрен ряд исключительных случаев, в которых подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции не требуется. В частности, такое исключение действует в отношении продукции, ввозимой в качестве товаров либо сырья (материалов) к продукции, выпускаемой в обращение на территории государства - члена Союза, на которой осуществляется их помещение под одну из указанных таможенных процедур.

При этом следует отметить, что правом Союза в сфере технического регулирования не предусмотрено норм, указывающих на то, что в отношении продукции, для которой в соответствии с Положением при ввозе на таможенную территорию Союза не требуется подтверждение соблюдения мер технического регулирования, при ее дальнейшем распространении на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе, не применяются требования технических регламентов Союза, в том числе в части оценки соответствия.

В этой связи Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии обратил внимание, что в соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов Союза осуществляется до ее выпуска в обращение (то есть, до ее ввоза).

В связи с этим, в действиях общества усматриваются признаки, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена статьёй 16.3 КоАП РФ.

Из диспозиции статьи 16.3 КоАП РФ следует, что объективной стороной данного правонарушения является несоблюдение установленных запретов и ограничений, в том числе на ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию ЕАЭС или из Российской Федерации.

В силу статьи 16.3 КоАП РФ объектом правонарушения является порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу, в части соблюдения запретов и ограничений.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений. В рассматриваемом случае данным лицом является общество.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. При этом права лица, корреспондирующиеся его обязанностям, в свою очередь определяют ту степень заботливости и осмотрительности, которая должна быть проявлена лицом.

Обществом не были выполнены требования таможенного законодательства ЕАЭС, не исполнена обязанность по соблюдению запретов и ограничений, распространяющихся на ввозимый товар

В действиях общества выразившемся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российской Федерации, а именно в непредставлении 21.11.2019 разрешительных документов, подтверждающих соответствие товаров требованиям ТР ТС 005/2011.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП РФ, в действиях общества доказан.

Доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения требований вышеупомянутых правовых норм и невозможности осуществления этого в силу объективных, не зависящих от него причин, заявитель в суд не представил

Вина общества в совершении вмененного правонарушения подтверждается материалами дела.

При назначении административного наказания административным органом учтены характер совершенного заявителем административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства и назначено минимальное наказание, соразмерное допущенному нарушению.

Процессуальные требования к производству по делу об административном правонарушении таможенным органом соблюдены, возможность реализации гарантированного законом права на защиту обществу предоставлена.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, предусмотренные статьей 4.1.1 КоАП РФ, отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Иные доводы общества, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имеют существенного значения и не могли повлиять на правильность сделанных в нем выводов.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края

 

РЕШИЛ:

 

заявленные требования акционерного общества "Арнест", г. Невинномысск, ОГРН <***>, ИНН <***>, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме), в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

 
Судья
Л.В. Быкодорова
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies