Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.03.2022 № А73-2481/2022

Об удовлетворении требования ООО "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" и признании незаконным решение Хабаровской таможни о фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора
Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 24 марта 2022 г. по делу N А73-2481/2022

 

См.также:

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2022 г. по делу N А73-2481/2022

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 августа 2022 г. по делу N А73-2481/2022

 

 
Резолютивная часть объявлена 21 марта 2022 года.

 

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664007, <...>)

к Хабаровской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680013, <...>)

о признании незаконным решения, выраженного в письме от 07.10.2021 N 42-03-22/00824, о фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора, об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 6 817 500 руб.

В судебное заседание явились:

от заявителя – не явились, извещены;

от Хабаровской таможни – ФИО2 по доверенности от 17.06.2021 N 05-54/237, диплом.

Суд

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" (далее – заявитель, ООО "ГЛОБАЛ ИМПОРТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, в соответствии с требованием которого просит:

- признать незаконным и необоснованным решение Хабаровской таможни, выраженное в ответном письме N 42-03-22/00824 от 07.10.2021, о фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по результатам рассмотрения заявления общества (вх. N 01901 от 04.10.2021), в сумме 6 817 500 руб.;

- обязать Хабаровскую таможню возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 6 817 500 руб. путем перечисления денежных средств на расчетный счет заявителя, указанный в заявлении общества (вх. N 01901 от 04.10.2021), и установить конкретный срок для исполнения этой обязанности.

Хабаровская таможня представила в суд отзыв на заявление о несогласии с заявленным требованием.

ООО "ГЛОБАЛ ИМПОРТ", извещенное надлежащим образом о времени и месте предварительного судебного заседания, участие в нем своего представителя не обеспечило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительное судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя по имеющимся в деле материалам.

Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений относительно проведения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела по существу в судебном заседании суда первой инстанции, суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в первой инстанции в этом же судебном заседании (часть 4 статьи 137 АПК РФ, пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству").

Представитель Хабаровской таможни в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства по материалам дела и объяснениям представителя таможни судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Общество осуществило ввоз на территорию ЕАЭС и задекларировало путем подачи в Центральную акцизную таможню деклараций на товары грузовые автомобили, в том числе:

- по ДТ N 10704050/151019/0007691 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX3258DR384, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, весом брутто/нетто 15 200 кг с ЗИП, снаряженной массой 15 000 кг, разрешенной грузоподъемностью 16 000 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN <***>;

- по ДТ N 10704050/151019/0007697 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX3258DR384, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, весом брутто/нетто 15 200 кг с ЗИП, снаряженной массой 15 000 кг, разрешенной грузоподъемностью 16 000 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN <***>;

- по ДТ N 10704050/231219/0009856 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX3258DR384, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, весом брутто/нетто 15 680 кг с комплектом ЗИП, снаряженной массой 15 000 кг, разрешенной грузоподъемностью 16 000 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN <***>, а так же грузовой автомобиль - самосвал, марки SHACMAN, модели SX33186T366, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, весом брутто/нетто 20 360 кг с комплектом ЗИП, снаряженной массой 19 700 кг, разрешенной грузоподъемностью 21 500 кг, разрешенной полной массой 41 000 кг, VIN <***>;

- по ДТ N 10704050/271219/0010073 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX3258DR384, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, 3 шт., каждый весом брутто/нетто 15 600 кг с ЗИП, снаряженной массой 15 000 кг, разрешенной грузоподъемностью 16 000 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN номера LZGJRDR47KX180202, LZGJRDR49KX180203, LZGJRDR40KX180204, а также грузовой автомобиль-самосвал, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, марки SHACMAN модели SX3318DT366, 2 шт., каждый весом брутто/нетто 19 500 кг с комплектом ЗИП, снаряженной массой 19 500 кг, разрешенной грузоподъемностью 21 500 кг, разрешенной полной массой 41 000 кг, VIN номера LZGJXDT6XKX180193, LZGJXDT61КХ180194;

- по ДТ N 10704050/150420/0003234 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX3258DR384, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, 2 шт., каждый весом брутто/нетто 14 480 кг с ЗИП, снаряженной массой 15 000 кг, разрешенной грузоподъемностью 16 000 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN номера LZGJRDR49LX022882, LZGJRDR40LX022883;

- по ДТ N 10704050/170620/0003781 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX3258DR384, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, 2 шт., каждый весом брутто/нетто 15 500 кг с ЗИП, снаряженной массой 15 000 кг, разрешенной грузоподъемностью 16 000 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN номера LZGJRDR44LX022871, LZGJRDR42LX022870;

- по ДТ N 10704050/220620/0003856 грузовой автомобиль-самосвал, марки SHACMAN, модели SX33186T366, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, весом брутто/нетто 19 800 кг с комплектом ЗИП, снаряженной массой 19 500 кг, разрешенной грузоподъемностью 21 500 кг, разрешенной полной массой 41 000 кг, VIN <***>;

- по ДТ N 10704050/260620/0003953 грузовой автомобиль-самосвал, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, марки SHACMAN модели SX32586T384C, новый, предназначенный для перевозки грузов на дорогах общего пользования, весом брутто/нетто 15 300 кг с комплектом ЗИП, снаряженной массой 15 300 кг, разрешенной грузоподъемностью 15 700 кг, разрешенной полной массой 31 000 кг, VIN <***>.

Уплата утилизационного сбора в отношении данных 15 транспортных средства произведена ООО "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" в совокупном размере 13 095 000 руб., что подтверждается таможенными приходными ордерами (далее – ТПО) N N 10704050/171019/ТС-3476812, 10704050/161019/ТС-3476206, 10704050/261219/ТС-3444438, 10704050/261219/ТС-3444439, 10704050/301219/ТС-3444519, 10704050/301219/ТС-3444520, 10704050/301219/ТС-3444521, 10704050/301219/ТС-3444522, 10704050/301219/ТС-3444523, 10704050/200420/ТС-3445365, 10704050/200420/ТС-3445366, 10704050/180620/ТС-3454063, 10704050/180620/ТС-3454064, 10704050/230620/ТС-3454101, 10704050/290620/ТС-3445929. Факт уплаты утилизационного сбора Хабаровской таможней не отрицается

Впоследствии общество, полагая, что размер утилизационного сбора должен был быть определен исходя из фактической массы ввезенных транспортных средств, обратилось 04.10.2021 в Хабаровскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 6 817 500 руб. в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным ДТ.

Решением Хабаровской таможни, выраженным в ответном письме от 07.10.2021 N 42-03-22/00824, фактически отказано в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в отношении грузовых автомобилей - самосвалов, ввезенных по ДТ в связи с отсутствием факта излишней уплаты утилизационного сбора в заявленной сумме.

Не согласившись с указанным решением, врученным нарочно представителю общества 21.01.2022, последнее 19.02.2022 обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В обоснование заявленных требований общество указывает на ошибочную уплату им утилизационного сбора исходя из суммарного показателя фактической массы грузового автомобиля и его технической характеристики - "грузоподъемность", в совокупности образующих такой показатель, как разрешенная максимальная масса, что повлекло применение завышенного коэффициента.

Возражая против заявленных требований, таможня указывает, что полная масса транспортного средства - это дорожная масса, указанная производителем как максимальная проектная масса транспортного средства, которая равна сумме собственной массы автомобиля, максимальной массы груза, водителя и полного топливного бака. В связи с этим полагает, что указываемая в ПТС "Разрешенная максимальная масса" соответствует понятию "полная масса" и "максимально допустимая техническая масса", которым оперирует технический регламент ТС 018/2011, для определения размера коэффициента при расчёте суммы утилизационного сбора следует использовать эту характеристику.

Кроме того, по мнению таможенного органа, правильность его позиции подтверждается тем, что постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 N 1866 в постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 внесены изменения в части замены понятия "полная масса" на понятие "техники допустимая максимальная масса", которая применятся в значении, установленном техническим регламентом Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".

Выслушав представителя Хабаровской таможни, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси) с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 5 статьи 24.1 Закона об отходах при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 24.1 Закона об отходах виды и категории транспортных средств (шасси), в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила N 1291), Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее – Перечень N 1291).

Исходя из примечания N 3 к Перечню N 1291, размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.

Согласно пункту 25 Правил N 1291, излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним.

В соответствии с пунктом 27, 28 Правил N 1291 заявление о возврате утилизационного сбора, подается плательщиком в таможенный орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:

документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;

документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;

документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, или надлежащим образом заверенную копию указанного документа.

В данном случае, вышеуказанные требования Обществом были соблюдены и у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора.

Так, ввезенные обществом и задекларированные по рассматриваемым ДТ транспортные средства по наименованию и коду ТН ВЭД ЕАЭС (8704 23 910 8 ТН ВЭД ЕАЭС) на момент ввоза были включены в раздел I Перечня N 1291.

Для указанных самосвалов Перечнем N 1291 (в редакции, действовавшей на момент возникновения обязанности по уплате сбора по спорным ДТ) были установлены следующие коэффициенты для расчета размера утилизационного сбора:

- автосамосвалы полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,79;

- автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн – 5,5 (в редакции до 01.01.2020);

- автосамосвалы полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 6,3 (в редакции с 01.01.2020).

Согласно указанному Перечню размер утилизационного сбора равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним равна 150 000 рублей (сноска к Перечню).

При ввозе спорных автосамосвалов обществом исчислен и уплачен утилизационный сбор с применением коэффициента 5,5 по 9 транспортным средствам и коэффициента 6,3 по 6 транспортным средствам, что в совокупности составило 13 095 000 руб.

При этом, по мнению общества, при исчислении и уплате утилизационного сбора, оно ошибочно принимало во внимание сумму собственной массы транспортного средства и его грузоподъёмности.

В силу пунктов 4 - 5 статьи 24.1 Закона об отходах юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается и Хабаровской таможней не опровергается, что собственная масса ввезенных самосвалов составляет не более 20 тонн, в связи с чем, как обоснованно указывает общество, при учёте только собственной массы транспортных средств при расчете утилизационного сбора в отношении автосамосвалов, оформленных по вышеуказанной ДТ, подлежал применению коэффициент 2,79, а не 6,3 либо 5,5.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в постановлениях от 31.05.2016 N 14-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 14.05.2009 N 8-П, от 28.02.2006 N 2-П, на обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, либо сборами должен распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определённости, состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком и не зависела от усмотрения контролирующих органов.

Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора, в том числе, его базовая ставка и порядок исчисления, должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение таких элементов по аналогии является неправомерным.

Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24 Закона об отходах следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, её восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.

В силу пунктов 4-5 статьи 24.1 Закона об отходах юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики самоходной машины, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты ею потребительских свойств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Грузоподъёмность, в отличие от массы, не является физической характеристикой.

Единообразная практика толкования и применения арбитражными судами названных норм права, содержащаяся, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 303-ЭС20-8991, состоит в том, что из буквального прочтения положений Перечня усматривается, что в целях определения коэффициента, необходимого для расчёта суммы утилизационного сбора, имеет значение полная масса транспортного средства. В свою очередь ни Правила, ни Перечень не содержат указаний на необходимость определения полной массы транспортного средства как суммарного показателя его фактической массы и грузоподъёмности.

Доводы таможенного органа о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 в Перечень внесены изменения, и термин "полная масса" заменён на "технически допустимая максимальная масса", суд отклоняет. Указанные изменения внесены и вступили в силу после рассматриваемых правоотношений по уплате утилизационного сбора, в связи с чем новая редакция Перечня к рассматриваемым правоотношениям не применима.

Более того, внесение указанных изменений в Перечень свидетельствует о том, что редакцией данного документа, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, предполагалось использование для расчёта утилизационного сбора иной характеристики, чем технически допустимая максимальная масса.

С учетом изложенного судом отклоняются доводы таможенного органа, со ссылкой на дополнительные примечания к группе 87 ТН ВЭД в части термина "полная масса транспортного средства", означающего дорожную массу, указанную производителем как максимальную проектную массу ТС, равную сумме собственной массы ТС, максимальной массы водителя и массы полного топливного бака, а также на положения Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 в части понятия "техническая допустимая масса".

При этом следует отметить, что ни Правила N 1291, ни Перечень N 1291 не содержат определение понятия "полная масса транспортного средства", равно как не содержат отсылочной нормы к положениям Товарной номенклатуры и ТР ТС 018/2011 в целях определения значения "полная масса транспортного средства".

При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными доводы общества, что в отношении спорных самосвалов подлежал уплате утилизационный сбор в размере 418 500 руб. за одно транспортное средство (6 277 500 руб. за 15 транспортных средств).

Следовательно, ООО "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" излишне уплачен утилизационный сбор в размере 6 817 500 руб. (13 095 000 руб. – 6 277 500 руб.).

Факт уплаты обществом утилизационного сбора и приведённые им расчёты подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и таможенным органом не оспорены.

На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемое решение Хабаровской таможни, выраженное в ответном письме от 07.10.2021 N 42-03-22/00824, о фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по заявлению общества (вх. N 01901 от 04.10.2021) подлежит признанию незаконным.

В порядке восстановления нарушенного права на Хабаровскую таможню подлежит возложению обязанность по возврату ООО "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 6 817 500 руб.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, то судебные расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. подлежат возмещению за счет Хабаровской таможни на основании статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

Требование общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" удовлетворить.

Признать незаконным решение Хабаровской таможни, выраженное в ответном письме от 07.10.2021 N 42-03-22/00824, о фактическом отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора по заявлению общества (вх. N 01901 от 04.10.2021) в сумме 6 817 500 руб.

Обязать Хабаровскую таможню вернуть обществу с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" излишне уплаченный утилизационный сбор в сумме 6 817 500 руб.

Взыскать с Хабаровской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛ ИМПОРТ" 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

 

Судья
В.А. Татаринов
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies