|
;
Действует
История статусов
Подписан 19.01.2022 |
Вопрос:
О предложениях по изменению порядка налогообложения акцизами вискового дистиллята, ввозимого в РФ.
Ответ:
В связи с поручением Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложениями об изменении действующего порядка налогообложения акцизами вискового дистиллята, ввозимого на территорию Российской Федерации, и сообщает.
На основании положений пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) алкогольная продукция и этиловый спирт, к которому относятся дистилляты, предусмотренные законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, признаются подакцизными товарами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" дистилляты, в том числе висковый, относятся к этиловому спирту.
Согласно подпунктам 1, 7, 13 пункта 1 статьи 182 Кодекса объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции:
реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров;
передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 200 Кодекса и пунктам 1, 3 статьи 201 Кодекса при исчислении акциза по реализации (передаче) произведенной из подакцизного сырья алкогольной продукции вычетам подлежат, в частности, уплаченные налогоплательщиком или собственником давальческого сырья суммы акциза при ввозе такого подакцизного сырья на территорию Российской Федерации.
В 2019 году ставка акциза на этиловый спирт, ввозимый в Российскую Федерацию из стран, являющихся членами Евразийского экономического союза, составляла 107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, а ставка акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов - 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Таким образом, в 2019 году при ввозе вискового дистиллята из Шотландии на территорию Российской Федерации суммы акциза определялись из расчета 107 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. При реализации (передаче) произведенной из указанного вискового дистиллята алкогольной продукции сумма акциза рассчитывалась исходя из ставки 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, и уменьшалась на вышеуказанные суммы акциза, уплаченного при ввозе вискового дистиллята.
Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 326-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2020 года предусмотрено увеличение ставок акциза на реализуемый и ввозимый на территорию Российской Федерации этиловый спирт (дистилляты) до уровня ставок акциза на спиртосодержащую и крепкую алкогольную продукцию - с 107 до 544 рублей за 1 литр безводного этилового спирта в 2020 году, 566 рублей за 1 литр безводного этилового спирта в 2021 году и 589 рублей за 1 литр безводного этилового спирта в 2022 году.
Согласно статье 205 Кодекса сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются главой 22 "Акцизы" Кодекса с учетом положений права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Вопрос предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налогов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров в Российскую Федерацию, регулируется правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а именно Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) и Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.
Согласно пункту 9 статьи 136 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, в том числе акциза, подлежит исполнению до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если иной срок уплаты не установлен в соответствии с ТК ЕАЭС.
На основании пункта 1 статьи 58 ТК ЕАЭС изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в форме отсрочки или рассрочки.
Пунктом 2 статьи 58 ТК ЕАЭС установлено, что основания для изменения сроков уплаты налогов, а также условия и порядок их изменения устанавливаются законодательством государства-члена, в котором они уплачиваются.
Так, статьей 50 Федерального закона N 289-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований, при которых такая отсрочка (рассрочка) предоставляется плательщику:
1) причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) осуществление плательщику поставок по международному договору Российской Федерации;
4) товары, ввозимые в Российскую Федерацию, являются товарами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень отдельных типов ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, в отношении которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налогов.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона N 289-ФЗ финансовые затруднения участников внешнеэкономической деятельности, связанные в том числе с применением установленного в Российской Федерации порядка уплаты акциза в отношении ввозимого дистиллята, не являются основанием для предоставления отсрочки по уплате акциза.
Необходимо отметить, что в единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54, отсутствует отдельный код товара "висковый дистиллят".
Таким образом, выделение из этилового спирта вискового дистиллята в качестве особой категории подакцизного товара для предоставления отсрочки уплаты акциза при ввозе его на территорию Российской Федерации в части суммы, соответствующей увеличению действительных налоговых обязательств, приведет к следующему:
- возможным злоупотреблениям недобросовестных налогоплательщиков и росту нелегальной алкогольной продукции;
- нарушению принципа нейтральности и равенства налогообложения;
- сложности администрирования;
- поступлению в доход бюджетов бюджетной системы Российской Федерации акциза, уплачиваемого в отношении производимого из импортного дистиллята виски, в более поздние сроки;
- созданию прецедентов для постановки аналогичных вопросов другими налогоплательщиками акцизов в отношении аналогичных товаров.
Дополнительно отмечаем, что с учетом функций и полномочий Минфина России, закрепленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", направленных на обеспечение своевременной уплаты в полном объеме таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета, предложения участников внешнеэкономический деятельности, направленные на расширение перечня оснований, установленного федеральным законом, не поддерживаются, поскольку применение указанного института сопряжено с постоянными рисками возникновения кассовых разрывов поступления денежных средств в федеральный бюджет.
Учитывая изложенное, предложения об изменении действующего порядка налогообложения акцизами вискового дистиллята, ввозимого на территорию Российской Федерации, не поддерживаются.