|
;
Действует
История статусов
Подписан 22.06.2022 |
См.также: Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2022 г. по делу N А76-8326/2022, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 декабря 2022 г. по делу N А76-8326/2022
Судья Арбитражного суда Челябинской области А.А. Петров при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества с ограниченной ответственностью "MK Broker", Республика Казахстан, г. Алматы,
к Челябинской таможне
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от заявителя – ФИО2 (доверенность от 29.09.21, паспорт), ФИО3 (доверенность от 29.09.21, паспорт), от таможенного органа – ФИО4 (доверенность N 500 от 21.12.21, служебное удостоверение), ФИО5 (доверенность N 15 от 10.01.22, служебное удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
товарищество с ограниченной ответственностью "MK Broker" (далее – заявитель, ТОО "MK Broker", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской таможне (далее – административный орган, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении наказания по делу об административном правонарушении N 10504000-2978/2021 от 10.03.2022 (далее – оспариваемое постановление), которым заявителю назначено наказание за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде предупреждения.
Определением от 28.03.2022 заявление принято к производству арбитражного суда.
Определением от 16.05.2022 суд, в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил подготовку по делу, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании.
В судебных заседаниях представители заявителя требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, дополнениях к заявлению, письменных пояснениях по делу.
В судебных заседаниях представители административного органа против удовлетворения заявленного требования возражали, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
ТОО "MK Broker" является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством Республики Казахстан, выполняет функции таможенного представителя перевозчика, обязанности которого при осуществлении международной перевозки грузов определены в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года (далее - Конвенция 1956 года).
29.12.2021 старшим государственным таможенным инспектором Челябинского таможенного поста Челябинской таможни О.А. Кремаренко в отношении ТОО МК "Broker" по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении N 10504000-2978/2021 и проведении административного расследования, по результатам которого таможенный орган пришел к следующим выводам:
07.06.2021 на территорию зоны таможенного контроля (далее по тексту - ЗТК), расположенную в зоне деятельности Челябинского таможенного поста Челябинской таможни, для завершения процедуры таможенного транзита по книжке МДП DX84919974 прибыло транспортное средство - "спецтехника марки HOWO модель ZZ5407GJBS3267E VIN N <***>", являющееся товаром. Перевозчиком являлся ИП "SR TRANS" (Республика Казахстан).
07.06.2021 в 12 часов 08 минут для завершения таможенной процедуры таможенного транзита на Челябинский таможенный пост были представлены следующие документы: Книжка МДП XW84919584, CMR 000112 (далее – CMR), инвойс N КМ-21138/2 от 14.05.2021 (далее - инвойс).
Согласно представленным документам и электронной копии книжки МДП следует, что 03.06.2021 таможенным органом отправления - таможенным постом "НурЖолы" (Республика Казахстан) товар "Миксер (HOWO), модель ZZ5407GLBS3267E, 8x4, ЕВРО 5, 12 куб., VIN N <***>, код товара 8705400000, был помещен под таможенную процедуру таможенного транзита по книжке МДП ХТ84919974. При этом было установлено место доставки - Челябинский таможенный пост Челябинской таможни.
Указанный товар помещен под таможенную процедуру таможенного транзита таможенным органом отправления - таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан), декларантом товаров при открытии таможенной процедуры выступал принципал ТОО "МК Broker".
07.06.2021 Челябинским таможенным постом Челябинской таможни была завершена процедура таможенного транзита.
09.06.2021 таможенным представителем ООО "ЮТЭК-ТРАНС" в лице специалиста по таможенным операциям ФИО6., от имени и по поручению декларанта ООО "Силк Вей", на основании договора с декларантом N 058/20 от 03.06.2020, подана декларация на товары (ДТ) N 10009100/090621/0084791, в соответствии с которой декларируется товар - "автобетономешалка марки HOWO, модель ZZ5407GJBS3267E, год вып. 2021, VIN <***>, многоцветный: белый, серый, шасси LZZ5BYSB6MN749391, двиг. 210307032117, ОБЪЕМ 9726СМЗ, груз.мощн.274КВТ/372.54Л.С, с комплектом зип, дизельный". В качестве дополнительной информации представлен документ: свидетельство об одобрении типа транспортного средства NТС RU E-CN.MT02.00432.P, согласно которому модель транспортного средства ZZ5407... имеет кабину, бетоносмесительную установку, имеющую назначение-приготовление и перевозка бетона, и др.
22.12.2021 Челябинской таможней в адрес официального представителя "HOWO" в России направлено письмо N 02-27/01232 о запросе документов и сведений.
23.12.2021 поступил ответ от ООО "АРМ Техно" с информацией о наименовании технических характеристиках спецтехники марки HOWO модель ZZ5407GJBS3267E, из которой следует, что прибывшее транспортное средство имеет наименование "Автобетоносмеситель HOWO ZZ5407GJBS3267E", тип машины "Автобетоносмеситель".
Из CMR, инвойса, имеющихся в распоряжении ТОО "МК Broker", следует, что заявленный под таможенную процедуру таможенного транзита по книжке МДП товар, поименованный в соответствующих документах "миксер", отнесен заявителем к коду ТН ВЭД 8705 40.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29.08.2017 N 105 установлено, что бетоносмесительная машина с функцией самозагрузки, предназначенная для смешивания и перемешивания компонентов при изготовлении бетона и растворов, состоящая из емкости барабанного типа, оборудованной перемешивающими устройствами, и загрузочного ковша, установленных на полноприводном колесном шасси шарнирносочлененного типа, конструктивно не объединенная с указанным шасси и не образующая с ним единый механический агрегат, оснащенная двигателем, коробкой передач, рулевым управлением, системой тормозов, гидравлической системой, кабиной с оборудованием, обеспечивающим управление, в соответствии с Основными правилами интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 и 6 классифицируется в субпозиции 8705 40 000 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
В соответствии с примечаниями к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8509 включаются только следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе: (а) полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу.
25.01.2022 в адрес перевозчика ИП "SR TRANS" направлено письмо N 14-16/00880 с целью получения договора, заключенного ИП "SR TRANS" и ТОО "МК Broker" на оказание посреднических (брокерских) услуг.
Согласно ответу ИП "SR TRANS" следует, между данной организацией и ТОО "МК Broker" заключен договор на подачу таможенному посту "Hyp Жолы" документов, необходимых для открытия таможенного транзита товара "Автобетономешалки Миксер HOEWO". Все документы в таможню подавались брокером.
25.01.2022 в адрес перевозчика ТОО "SILK ROAD KAZTRANS LOGISTICS" с целью получения договора заключенного ТОО "SILK ROAD KAZTRANS LOGISTICS" и TOO "МК Broker" на оказание посреднических (брокерских) услуг.
Согласно ответу ТОО "SILK ROAD KAZTRANS LOGISTICS" следует, между данной организацией и ТОО "МК Broker" заключен договор на подачу таможенному посту "Hyp Жолы" документов, необходимых для открытия таможенного транзита товара "Автобетономешалки Миксер HOEWO". Все документы в таможню подавались брокером.
08.02.2022 в адрес получателя товара ООО "СилкВэй" направлен запрос N14-16/01620 с целью получения контракта, заключенного ООО "СилкВэй" (Покупатель) с компанией XINJANG KAIMEI INTERNATIONAL TRADE CO., LTD (Поставщик).
Из ответа, следует, что ООО "СилкВэй" (Покупатель) и компания XINJANG KAIMEI INTERNATIONAL TRADECO., LTD (Поставщик), заключили договор N КМ-21138 от 29.04.2021 о поставке спецтехники — автобетономешалки (миксера) ZZ5407GJBS3267E марки "HOWO", на которое на территории таможенного союза выдано одобрение типа транспортного средства N ТС RUE-CN.MT02.00432.P3.
При указанных обстоятельствах таможенный орган установил в действиях ТОО "МК Broker" объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ а именно: сообщение таможенному органу (таможенный пост "НурЖолы" (Республика Казахстан) недостоверных сведений о наименовании товара ("миксер") при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов (МДП ХТ84919974, CMR, инвойс), поскольку указанный товар по своему наименованию не соответствует сведениям о наименовании товара, отраженным в товаросопроводительных документах.
28.02.2022 должностным лицом Челябинской таможни по указанному факту составлен протокол об административном правонарушении по делу N 10504000-2978/2021.
Постановлением Челябинской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10504000-2978/2021 от 10.03.2022 ТОО МК "Broker" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Посчитав указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, ТОО "MK Broker" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Настоящее дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 АПК РФ (статьи 207-211).
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 2 статьи 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что заявитель не пропустил установленный действующим законодательством срок обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 28.3, статьей 23.8 КоАП РФ полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также рассмотрению соответствующих дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, возложены на должностных лиц таможенных органов.
Протокол об административном правонарушении по делу составлен уполномоченным должностным лицом административного органа, постановление о назначении административного наказания вынесено должностным лицом таможенного органа в пределах предоставленных указанным должностным лицам полномочий.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ, по общему правилу, о совершении административного правонарушения составляется протокол (часть 1); в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Требования статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, в частности, в нем отражено событие вменяемого правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя заявителя, заблаговременно извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В силу части 3 статьи 25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены таможенным органом 12.01.2021 в присутствии представителя общества ФИО7, которой разъяснены права и обязанности, при заблаговременном извещении общества надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, право заявителя на защиту административным органом не нарушено.
Доводов о наличии процедурных нарушений в рамках производства по делу об административном правонарушении обществом не заявлено.
Приведенные обстоятельства в их совокупности подтверждают факты наличия у административного органа компетенции по возбуждению, осуществлению производства по делу об административном правонарушении и рассмотрению дела об административном правонарушении, соблюдения таможенным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Субъектом данного правонарушения, является лицо, сообщившее таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров.
В соответствии с пунктом 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перемещение товаров через таможенную границу Союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, когда перемещение товаров через таможенную границу Союза может осуществляться в иных местах в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ТК ЕАЭС, и во время работы таможенных органов, находящихся в этих местах.
В силу пункта 2 статьи 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ТК ЕАЭС таможенные операции и порядок их совершения определяются ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а в части, не определенной ТК ЕАЭС, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо в случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, - в соответствии с законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 78 ТК ЕАЭС порядок и технологии совершения таможенных операций определяются в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, лиц, перемещающих товары через таможенную границу Союза, особенностей таможенного декларирования и выпуска товаров, а также таможенных процедур, под которые помещаются товары.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 ТК ЕАЭС таможенные операции совершаются таможенными органами, декларантами, перевозчиками, лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, иными заинтересованными лицами.
Пунктом 4 статьи 82 ТК ЕАЭС установлено, что декларанты, перевозчики, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, иные заинтересованные лица совершают таможенные операции непосредственно или через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами.
По правилам пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 45 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под "ввозом товаров на таможенную территорию Союза" понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
В соответствии со статьей 310 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров. От имени перевозчика документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами, действующими по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств - членов Евразийского экономического союза.
Статьей 89 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу, в частности, сведения о наименовании, весе брутто товаров (в килограммах) и количестве грузовых мест.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС указанные сведения сообщаются путем представления таможенному органу международной товаротранспортной накладной и имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.
Положениями пункта 15 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено, что под коммерческими документами понимаются документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Союза (счета-фактуры (инвойсы), спецификации, отгрузочные (упаковочные) листы и иные документы).
Таким образом, согласно приведенных правовым нормам, обязанность по представлению таможенному органу сведений о количестве грузовых мест при прибытии на территорию ЕАЭС при международной перевозке товара автомобильным транспортом возложена, в том числе, на перевозчика и лиц, действующих по его поручению.
Согласно пункту 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Для целей таможенного декларирования, в зависимости от избранной формы, используется таможенная декларация в виде электронного документа или таможенная декларация в виде документа на бумажном носителе (часть 6 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 128 ТК ЕАЭС).
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию, в том числе, сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков.
В соответствии с пунктом 14 Инструкции о порядке заполнения транзитной декларации, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 289, в графе 31 транзитной декларации "Грузовые места и наименование товаров" под номером 1 указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.).
В первом подразделе графы 33 "Код товаров" указывается без пробелов и иных разделительных знаков код товара в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков.
В графе 50 транзитной декларации указываются наименование и адрес декларанта, место и дата представления ТД, оригинальная подпись представителя декларанта.
ТОО "MK Broker" являлось таможенным представителем перевозчика, обязанности которого при осуществлении международной перевозки грузов определены в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года (далее - Конвенция).
При принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; б) внешнее состояние груза и его упаковки (пункт 1 статьи 8 Конвенции 1956 года).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конвенции отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
При этом на основании пункта 2 статьи 11 Конвенции проверка правильности и полноты этих документов не относится к числу обязанностей перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика.
Из материалов дела следует, что 07.06.2021 на территорию зоны таможенного контроля (далее по тексту - ЗТК), расположенную в зоне деятельности Челябинского таможенного поста Челябинской таможни, для завершения процедуры таможенного транзита по книжке МДП DX84919974 прибыло транспортное средство - "спецтехника марки HOWO модель ZZ5407GJBS3267E VIN N <***>", являющееся товаром. Перевозчиком являлся ИП "SR TRANS" (Республика Казахстан).
В ходе проведения таможенного контроля таможенным органом установлено, что транспортное средство состоит из кабины и автомобильного шасси, на котором смонтирована установка, предназначенная предположительно для изготовления и/или перевозки бетона.
По мнению Челябинской таможни, недостоверность сведений представленных при проведении таможенного транзита, заключается в том, что в предоставленных документах (CMR, инвойс) содержатся сведения о наименовании товара - "миксер", который относится к товарной группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС. Так, в соответствии с примечаниями к группе 85 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию "8509" включаются только следующие виды электромеханических машин, обычно используемых в домашнем обиходе: (а) полотеры, измельчители пищевых продуктов, миксеры и соковыжималки для фруктов или овощей, имеющие любую массу.
В то же время, из CMR и инвойса, имеющихся в распоряжении ТОО "МК Broker", следует, что заявленный под таможенную процедуру таможенного транзита товар отнесен к коду ТН ВЭД ЕАЭС 8705 40.
К товарной позиции 8705 ТН ВЭД ЕАЭС относятся автобетономешалки, состоящие из кабины и автомобильного шасси, на котором постоянно смонтирована бетономешалка, приспособленная как для изготовления, так и для перевозки бетона.
Действительно, в CMR, инвойсе содержатся сведения о наименовании товара - "миксер (HOWO), модель ZZ5407GJBS3267E, 8х4 ЕВРО 5, 12 куб.".
Правила заполнения Товарно-транспортной накладной международного образца CMR регламентируются Конвенцией 1956 года.
На основании подпункта "f" пункта 1 статьи 6 Конвенции накладная должна содержать принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение.
Определенной нормами международного права формы инвойса (как и порядка его заполнения соответственно) не имеется.
Более конкретизированные требования к указанию наименования товаров предъявляются таможенным законодательством ЕАЭС при оформлении транзитной декларации и декларации на товары.
Так, с учётом содержания пункта 1 статьи 142 ТК ЕАЭС, определяющего понятие таможенной процедуры таможенного транзита (таможенная процедура без уплаты таможенных пошлин), к товаросопроводительным документам (CMR и инвойсу), равно как и к транзитной декларации, требования об изложении наименования товара в степени, необходимой для безусловной и однозначной идентификации и отнесению к одному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, не применимы.
Пунктом 2 Раздела II Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 N 438 "О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита" установлено, что таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы: заполненные листы транзитной декларации; 7 книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП) с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами, а также иные. В силу приведенных норм права в целях помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита, декларантом таможенному органу отправления надлежало представить транзитную декларацию (ее электронный вид) либо, при отсутствии данной декларации, книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Конвенции МДП.
Административным расследованием установлено, что товар: "Автобетономешалка Миксер HOWO модель ZZ5407GJBS3267E", помещен таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан) под таможенную процедуру таможенного транзита по книжке МДП UX84919957.
Так, в графе 44 транзитной декларации указаны сведения о документах (CMR, инвойс), явившиеся источником данных для внесения в графу N 31 данной транзитной декларации сведений о наименовании товара. Данная транзитная декларация, будучи зарегистрированной таможенным органом отправления - таможенным постом "Hyp Жолы" (Республика Казахстан), Челябинской таможней с соблюдением требуемой процедуры не опровергнута, незаконной либо не подлежащей применению не признана, соответственно, с даты регистрации такая транзитная декларация свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение.
Более того, наименование товара "Миксер ZZ5407GJBS3267E" отражено и во внешнеторговом контракте между ООО "Силк Вэй" и XINJIANG KAIMEI INTERNATIONAL TRADE CO., LTD (договор поставки N KM-21170 от 09.08.2021), грузовой накладной на движение международных автодорожных перевозок и в сертификате о происхождении товаров.
По смыслу диспозиции части 3 статьи 16.1, пункта 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ соответствие (тождественность) описания товара в графе N 31 транзитной декларации, - описанию того же товара в представленных таможенному посту "Hyp Жолы" (Республики Казахстан), коммерческим и перевозочным документам (инвойсе и CMR) исключает последующее привлечение ТОО MK "Broker" к ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, так как на перевозчика фактически возлагается обязанность указать сведения, соответствующие коммерческим и транспортным (перевозочным) документам.
Суд отмечает, что указание в товаросопроводительных документах в качестве наименования товара "миксер" не свидетельствует о том, что он не относится к товару "автобетоносмеситель" и представляет собой недостоверные сведения.
Так, из содержания нормативных правовых актов Минстроя России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства, следует, что использование термина "миксер" применительно к автобетоносмесителям корректно.
Согласно пункту 3.7 Методических рекомендаций по применению сметных норм, утвержденных приказом Минстроя России от 04.09.2019 N 507/пр, при доставке бетонной смеси автобетоносмесителями-миксерами следует дополнительно учитывать дополнительное время пребывания автобетоносмесителей-миксеров на объекте строительства с целью перемешивания бетонной смеси между порционной выдачей бетона.
Аналогичное употребление терминов имеется в приказе Минстроя России от 04.09.2019 N 519/пр, а также содержалось в ранее действовавших приказах Минстроя России от 09.02.2017 N 81/пр, от 29.12.2016 N 1028/пр, постановлениях Госстроя России о 09.03.2004 N 37, от 09.10.2003 N 180.
Суд отмечает, что наименование "Миксер" в графе N 1 инвойса, в графах с 6 по 9 CMR является транслитерацией термина "Mixer", что в переводе с английского языка обозначает "смеситель", что является общеизвестным фактом, дополнительно подтверждается выводами экспертного заключения Союза "Южно-Уральской Торгово-промышленной палатой" (акт экспертизы от 21.02.2022 N026-02-00062).
Следует отметить, в частности, что на территории Российской Федерации действует межгосударственный стандарт ГОСТ 27339-2016 "Автобетоносмесители. Общие технические условия", на титульном листе которого, под наименованием "Автобетоносмесители" указан перевод наименования на английском языке: "Truck mixers".
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 357 ТК ЕАЭС решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций, и результаты проведения таможенного контроля, оформленные в установленном порядке, взаимно признаются в государствах-членах и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Союза, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В материалах дел об административных правонарушениях, возбужденных Челябинской таможней в декабре 2021 года в отношении ТОО MK "Broker" при аналогичных обстоятельствах и идентичных товарах по действиям, совершенным организацией 03.06.2021, имеется письмо Департамента государственных доходов по Алматинской области от 21.02.2022 N МКД-05-15.2-21/2858, которым представлен акт таможенного осмотра транспортных средств, оформленных на таможенном посту "Hyp Жолы" по процедуре таможенного транзита до таможенного поста "Челябинский". Согласно акту таможенного осмотра от 02.06.2021 N 002534 проведен визуальный осмотр транспортного средства, нарушений не выявлено. В соответствии с письмом Департамента государственных доходов по Алматинской области от 25.01.2022 N МКД-05-15.2-17/966 какие-либо недостоверные сведения и недействительные документы при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита установлены не были, по этой причине ТОО "МК Broker" к ответственности за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара не привлекалось.
Согласно пункту 39 Статута Суда Евразийского экономического союза (Приложение N 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе) Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства-члена, в том числе о соблюдении другим государством членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений.
Следовательно, оценка принятых таможенным органом Республики Казахстан решений по вопросу предоставления ТОО "МК Broker" на таможенный пост "Hyp Жолы" недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения) на предмет их законности, соответствия требованиям Договора о Евразийском экономическом союзе, ТК ЕАЭС является предметной компетенцией Суда Евразийского экономического союза.
Доказательства разрешения такого спора Судом Евразийского экономического союза отсутствуют.
Таким образом, решение таможенного органа Республики Казахстан об отсутствии нарушений, зафиксированное в акте таможенного осмотра от 02.06.2021, позиция относительно отсутствия факта предоставления недостоверных сведений и недействительных документов при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита, отраженная в письме Департамента государственных доходов по Алматинской области от 25.01.2022 N МКД-05-15.2-17/966, являются легитимными и должны признаваться таможенным органом Российской Федерации.
Таможенный орган Республики Казахстан указывает на то, что какие-либо недостоверные сведения и недействительные документы при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита установлены не были.
При таких обстоятельствах самостоятельные действия таможенного представителя перевозчика по дополнительной проверке наименования товара выходили за рамки необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений, значимых для таможенных целей, поскольку все имеющиеся документы в части наименования согласуются между собой, не содержат каких-либо неточностей и внутренних противоречий; по результатам проведения таможенного контроля таможенными органами Республики Казахстан в отношении идентичных товаров, перемещаемых на основании документов, содержащих аналогичные сведения о наименовании товара "миксер ZZ5407GJBS3267E", нарушения не выявлялись.
Соответственно, у таможенного представителя перевозчика не было оснований сомневаться в правильности указанного в товаросопроводительных документах наименования груза.
С учетом изложенного, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу, что в рассматриваемых в рамках настоящего дела действиях ТОО "МК Broker", отсутствуют как событие, так и вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление административного органа является незаконным, нарушает права и законные интересы ТОО "MK Broker" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит отмене.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статья 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения, отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным полностью и отменить постановление Челябинской таможни о назначении наказания товариществу с ограниченной ответственностью "MK Broker", Республика Казахстан, г. Алматы, по делу об административном правонарушении N 10504000-2978/2021 от 10.03.2022.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).