Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.08.2022 № А62-9110/2021

Об удовлетворении требования ООО "ВИТРЕЙД" о признании незаконным и отмене постановления Центральной энергетической таможни о назначении административного наказания по делу о несоблюдении запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством при ввозе и вывозе товаров
Решение Арбитражного суда Смоленской области
от 19 августа 2022 г. по делу N А62-9110/2021

 

См.также: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30 марта 2023 г. по делу N А62-9110/2021

 

Резолютивная часть решения объявлена 12 августа 2022 года
 
Решение в полном объеме изготовлено 19 августа 2022 года

 

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "ВИТРЕЙД" (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Центральной энергетической таможне (ОГРН <***>; ИНН <***>)

об оспаривании постановления N 10006000-573/2021 от 7 октября 2021 г. о назначении административного наказания по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

с участием:

от заявителя – представитель ФИО2 (доверенность, паспорт, диплом),

от ответчика – известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя (письменные пояснения от 08.08.2022 б/н),

 

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью "ВИТРЕЙД" (далее по тексту также – заявитель, общество, ООО "ВИТРЕЙД") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее по тексту также – ответчик, административный орган, таможня, ЦЭТ) о признании незаконным и отмене постановления N 10113000-573/2021 от 7 октября 2021 г. о назначении административного наказания по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением судьи от 29.10.2021 заявление принято, возбуждено дело, которое назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.

На основании определения от 24.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства.

Как следует из материалов дела, 20.12.2019 между ООО "ВИТРЕЙД" (Россия, г. Смоленск) и ОАО "Мозырский НПЗ" (адрес местонахождения: 247760, Республика Беларусь, Гомельская область, г. Мозырь - 11) был заключен внешнеторговый контракт N 03/1-19/29-1Z на поставку лабораторного оборудования и приборов, комплектующих к ним и запасных частей на общую сумму 5 900 000,00 рублей, в рамках которого ООО "ВИТРЕЙД" на основании спецификации к контракту N 03/1-19/29-1Z от 20.12.2019 N 4SK от 25.02.2020, счета-фактуры N 102 от 03.06.2020, товарной накладной N 102 от 03.06.2020 и международной товарно-транспортной накладной (CMR) от 03.06.2020 осуществило перемещение в адрес ОАО "Мозырский НПЗ" товара:

- "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73-75 ед. Т-32 (Diesel Cetane Secondary Reference T Fuel) (фас. 200 л. бочка)", в количестве 2 бочки (320 кг), стоимостью 1 120 000,00 рублей (товар N 1);

- "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20-22 ед. U-32 (Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel) (фас. 200 л. бочка)", в количестве 2 бочки (320 кг), стоимостью 1 120 000,00 рублей (товар N 2).

Вывоз товара осуществлялся автомобильным транспортом согласно договору от 02.02.2018 б/н об оказании транспортных услуг, заключенному между ООО "ВИТРЕЙД" и ИП ФИО3 Дата фактического вывоза товара с территории Российской Федерации - 03.06.2020; место пересечения государственной границы Российской Федерации - КПП Кругловка, Смоленская область, Руднянский район.

В отношении указанной поставки обществом подана статистическая форма учета (регистрационный номер 10113000/010720/С694507, системный номер ED20200701111332147), заявлен код Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - 3822 00 000 0.

В ходе проверочных мероприятий таможней установлено, что ООО "ВИТРЕЙД" приобрело товар "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73-75 ед. Т-32 (Diesel Cetane Secondary Reference T Fuel) и "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20-22 ед. U-32 (Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel) у ООО "ДОНХИМ" (адрес местонахождения: 344064, <...>) по договору поставки товаров N 57 от 06.05.2019 (спецификация N 4 от 25.05.2020).

Согласно декларации на товары (ДТ) N 10313140/161219/0085010, вышеуказанный товар был ввезен ООО "ДОНХИМ" на территорию Российской Федерации с территории Нидерландов и помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления"; код товара по Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза согласно 33 графы ДТ N 10313140/161219/0085010 - 2710 19 350 0 (тяжелые дистилляты, газойли, для химических превращений в процессах, кроме указанных в подсубпозиции 2710 19 310 0).

В соответствии с заключением отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений ЦЭТ (служебная записка ОТНПТ и ТО ЦЭТ от 25.05.2021 N 10-08/429) перемещенный ООО "ВИТРЕЙД" с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь товар классифицируется в товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.

На 2020 год в отношении нефтепродуктов товарной подсубпозиции 2710 19 350 0 ТН ВЭД ЕАЭС в индикативном балансе был предусмотрен вывоз в объеме 0,26 тысяч тонн в адрес организаций, в число которых ОАО "Мозырский НПЗ" не входит.

Уполномоченным по ОВД отдела административных расследований ЦЭТ в отношении ООО "ВИТРЕЙД" был составлен протокол N 10006000-573/2021 от 23 сентября 2021 г. об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника таможни N 10006000-573/2021 от 7 октября 2021 г. обществу назначено административное наказание – штраф в размере 50 000 рублей.

В рассматриваемом заявлении ООО "ВИТРЕЙД" считает, что ответчиком не доказаны обстоятельства, на основании которых вынесено оспариваемое постановление. Отмечает, что выводы таможни об отнесении спорного товара к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС основаны лишь на представленном обществом паспорте качества на товар, выданном производителем. Однако при этом не дано оценки иным документам и пояснениям, представленным обществом в ходе производства по делу.

Таможня в представленном отзыве и дополнениях к нему указывает на то, что согласно представленным ООО "ВИТРЕЙД" сертификатам анализа товары N 1 и N 2 представляют собой смеси алифатических насыщенных/ненасыщенных, ароматических углеводородов, применяемые в качестве эталонного топлива, следующего фракционного состава:

Наименование товара

Температура начала кипения

Температура, при которой перегоняется 10 об.%

Температура, при которой перегоняется 50 об.%

Температура, при которой перегоняется 90 об.%

Температура конца кипения

Содержание серы, ppm.

 

Товар N 1

415 °F

467,4 °F '

511,0 °F

676,6 °F

695,7 °F

10,63

 

212,8 °С

242,2 °С

266,1 °С

358,1 °С

368,7 °С

 

348,8 °F

400,3 °F

452,3 °F

546,6 °F

601,7 °F

 

Товар N 2

176 °С

204,6 °С

233,5 °С

285,9 °С

316,5 °С

70,2

 

178,9 °С

207,7 °С

253,9 °С

313,4 °С

344,5 °С

 

Обращает внимание на то, что основным отличительным признаком средних/тяжелых дистиллятов является процент перегонки при температуре 250° С (более или менее 65 об.%), а тяжелых дистиллятов топлив жидких/мазутов - процент перегонки фракций при температуре 350° С (более или менее 85 об.%).

Таким образом, товар N 1 возможно отнести к "тяжелым дистиллятам, топливам жидким (мазутам) или "тяжелым дистиллятам, топливам жидким газойлям", а товар N 2 - как к "средним дистиллятам", так и "тяжелым дистиллятам, топливам жидким (мазутам), тяжелым дистиллятам, топливам жидким газойлям. Те и другие классифицируются в товарной позиции 2710 ТН ВЭД.

Отмечает, что для применения любого химического вещества в качестве аналитического стандарта, в том числе в качестве эталонного топлива, классифицируемого в товарной позиции 3822 ТН ВЭД ЕАЭС, необходима его сертификация в органе метрологии, которая в данном случае отсутствует (соответствующие документы не представлены).

Полагает, что при этих обстоятельствах постановление N 10006000-573/2021 от 7 октября 2021 г. является законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – АПК РФ) при рассмотрении дела по заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 указанной статьи).

Статьей 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 данного Кодекса.

Объектом указанного правонарушения являются порядок и условия перемещения товаров через государственную границу Российской Федерации в части, касающейся соблюдения запретов и ограничений.

Объективную сторону составляет несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению запретов (ограничений) путем представления в таможенный орган соответствующих разрешительных документов.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной, в том числе в форме умысла или неосторожности (для физических лиц).

Правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, входящими согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации в ее правовую систему, и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

К числу указанных международных договоров, в частности, относятся Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее также - Договор и Союз соответственно) и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее также – ТК ЕАЭС), а также иные международные договоры, составляющие право Союза.

При этом положения ТК ЕАЭС имеют приоритет перед иными регулирующими таможенные отношения международными договорами, входящими в право Союза, за исключением Договора (абзац первый пункта 3 статьи 6 Договора и пункт 4 статьи 1 ТК ЕАЭС).

Подпункт 5 пункта 1 статьи 25 Договора устанавливает, что в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных данным Договором.

В соответствии со статьей 80 Договора в целях эффективного использования совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергетических ресурсов уполномоченные органы государств-членов разрабатывают и согласовывают:

индикативный (прогнозный) баланс газа Союза;

индикативный (прогнозный) баланс нефти Союза;

индикативные (прогнозные) балансы нефтепродуктов Союза.

12.01.2007 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь было заключено Соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов (далее по тексту также - Соглашение от 12.01.2007), которым установлены правила осуществления поставок нефтепродуктов с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь.

Протоколом от 10.10.2018 статья 1 Соглашения от 12.01.2007 дополнена пунктом 3, предусматривающим составление индикативных балансов нефтепродуктов по следующей номенклатуре отдельных позиций товарной группы 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза:

- бензины автомобильные (коды 2710 12 411 02710 12 590 0 ТН ВЭД ЕАЭС),

- топливо дизельное (коды 2710 19 421 02710 19 480 0 ТН ВЭД ЕАЭС, за исключением кодов 2710 19 426 0 и 2710 19 429 0 ТН ВЭД ЕАЭС),

- мазут топочный (коды 2710 19 510 1, 2710 19 550 1, 2710 19 620 1, 2710 19 640 1, 2710 19 660 1, 2710 19 680 1 ТН ВЭД ЕАЭС).

По иным товарам, классифицируемым в отдельных позициях товарных группы 27 (коды 2709 00 - 2715, за исключением кода 2711 21 000 0 и кодов, указанных в абзаце первом данного пункта), а также группы 29 (коды 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 02902 44 000 0) ТН ВЭД ЕАЭС, компетентные органы государств Сторон до 1 октября каждого текущего года согласовывают на следующий календарный год протоколы с указанием вида и количества товаров, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей Республики Беларусь.

Соглашение от 12.01.2007 дополнено также статьей 1.1, устанавливающей с 01.11.2018 запрет на вывоз из Российской Федерации в Республику Беларусь российских нефти и иных товаров согласно Перечню кодов товаров ТН ВЭД ЕАЭС – приложение к Соглашению (коды 2709 002715 (за исключением 2711 21 000 0), 2902 20 000 0, 2902 30 000 0, 2902 41 000 02902 44 000 0), за исключением:

нефти сырой и нефтепродуктов в объемах, предусмотренных индикативными балансами;

товаров в объемах, предусмотренных протоколами, согласно пунктам 3 и 6 статьи 1 данного Соглашения.

В силу части 2 статьи 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании" российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

В изъятие из указанного общего правила в целях обеспечения единообразного подхода при совершении таможенных операций в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, до внесения изменений в пункт 3 статьи 1.1 Соглашения от 12.01.2007 товары, классифицируемые в товарных позициях 2706 00 000 0, 2707, 2709 002715 00 000 0, 2901, 2902 ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию путем подачи декларации на товары (пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 года N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан"" (в ред. от 28.09.2017); письмо ФТС России от 07.05.2020 N 01-10/24518 "О направлении информации").

Согласно части 2 статьи 110 ТК ЕАЭС таможенная декларация в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, подается до их убытия с таможенной территории Союза, если иное не предусмотрено ТК ЕАЭС.

Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Союза.

В соответствии с частью 1 статьи 207 АПК РФ дела по заявлениям об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. К таким особенностям, согласно части 4 статьи 210 АПК РФ, относится, в частности, обязанность административного органа доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.

Указанное правовое регулирование не исключает для лица, оспаривающего решение, возможность в соответствии с общими правилами доказывания (статья 65 АПК РФ) представить суду доказательства, подтверждающие его доводы, в том числе об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 была утверждена (действовала до 01.01.2022) единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее также – ТН ВЭД, ТН ВЭД ЕАЭС).

Классификация товаров согласно ТН ВЭД осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее также - ОПИ).

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, определено, что ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно исходя из наименования товаров, способа изготовления, материалов, из которых они изготовлены, конструкции, выполняемой функции, принципа действия, области применения, упаковки, расфасовки. ОПИ с 1 по 5 предназначены для определения товарной позиции, ОПИ 1 применяется в первую очередь, причем ОПИ 2 - 5 применяются в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, следовательно, если товарная позиция определена с помощью ОПИ 1, следует переходить к определению товарной субпозиции с помощью ОПИ 6 в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношения к субпозициям.

Согласно ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с ОПИ 2а), 2б), 3а), 3б), 3в), 4, 5.

Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД применяются пояснения к ТН ВЭД, которые базируются на международной основе - Пояснениях к Гармонизированной системе, представляющие собой официальное толкование Совета таможенного сотрудничества содержания всех товарных позиций и субпозиций Гармонизированной системы, причем, это толкование имеет международно-правовое значение.

Пояснения к ТН ВЭД содержат толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позиций номенклатуры, что не исключает возможности при возникновении сомнений и спорных ситуаций использовать пояснения к ТН ВЭД, содержащие толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции номенклатуры.

Как указывалось выше, предметом заключенного 20.12.2019 между ООО "ВИТРЕЙД" и ОАО "Мозырский НПЗ" внешнеторгового контракта N 03/1-19/29-1Z являлась поставка лабораторного оборудования и приборов, комплектующих к ним и запасных частей. В статистической форме учета (регистрационный номер 10113000/010720/С694507, системный номер ED20200701111332147), поданной обществом в связи с поставкой в адрес получателя 2 бочек товара "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73-75 ед. Т-32 (Diesel Cetane Secondary Reference T Fuel) и 2 бочек товара "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20-22 ед. U-32 (Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel), заявлен код ТН ВЭД - 3822 00 000 0.

Согласно тексту товарной позиции 3822 00 000 0 ТН ВЭД в нее включаются реагенты диагностические или лабораторные на подложке, готовые диагностические или лабораторные реагенты на подложке или без нее, кроме товаров товарной позиции 3002 или 3006; сертифицированные эталонные материалы.

В соответствии с примечаниями 2(А) и (Б) к группе 38 "Прочие химические продукты" в товарной позиции 3822 термин "сертифицированные эталонные материалы" означает эталонные материалы, снабженные сертификатом, в котором приведены показатели сертифицированных свойств, методы, используемые для определения этих показателей, погрешность измерения каждого показателя, и пригодные для аналитических, калибровочных или эталонных целей. За исключением товаров группы 28 или 29 при классификации сертифицированных эталонных материалов товарная позиция 3822 имеет преимущество перед любой другой товарной позицией Номенклатуры.

Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, рекомендованным к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. N 2, в данную товарную позицию также включаются сертифицированные эталонные материалы.

Реагенты данной товарной позиции на подложке или в виде препаратов включают более одного компонента.

Реагенты данной товарной позиции должны быть однозначно используемыми только в качестве диагностических или лабораторных реагентов. Должен быть указан их состав, маркировка, инструкции по применению in vitro или лабораторному применению, шкала сравнения для теста или образцы (например, представленные на подложке или на носителе). За исключением товаров группы 28 или 29 при классификации сертифицированных эталонных материалов товарная позиция 3822 имеет преимущество перед любой другой товарной позицией Номенклатуры. Сертифицированные эталонные материалы данной товарной позиции - это эталонные материалы, приготовленные для калибровки прибора, оценки метода измерения или определения неизвестных величин. Эти могут состоять из:

(а)материалов подложки, содержащих добавленные анализируемые вещества в точно определенной концентрации;

(б)несмешанных материалов, некоторые компоненты которых имеют точно определенную концентрацию (например, содержание белка и жира в молочном порошке);

(в)природных или синтетических материалов, некоторые свойства которых точно определены (например, предел прочности на растяжение, удельный вес).

Эти эталонные материалы должны быть снабжены сертификатом, заверенным властями, в котором приведены показатели свойств сертифицированных материалов, методы, используемые для определения этих показателей, и погрешности измерений каждой величины.

В подтверждение обоснованности отнесения товара к товарной позиции 3822 00 000 0 обществом в материалы дела было представлено письмо компании Хемпойнт с переводом на русский язык, согласно которому данная компания является дистрибьютором тонких и специализированных реагентов для концерна Chtvron Phillips Chemicals International NV. Товар производства указанного концерна "Diesel Cetane Ref Fuel RF" и "Diesel Cetane Ref Fuel RF U-32" - это лабораторные реагенты, сертифицированные эталонные материалы для оценки физических свойств дизельных топлив по методу D613-18 "Standart test method for cetane number of diesel fuel oil и ГОСТ Р 52709-2007 (2019) путем сравнения характеристик его сгорания в испытательном лабораторном двигателе с характеристиками сгорания смесей вышеуказанного эталонного топлива с известными значениями цетановых чисел при испытании в стандартных лабораторных условиях. Данные лабораторные реагенты используются исключительно в производственных лабораториях и только в качестве лабораторных реагентов.

Также обществом представлен акт экспертизы N 0489900156 от 08.04.2021, проведенной в отношении топлива контрольного с низким цетановым числом Diesel Cetane Check Fuel Low, идентификации товара для целей классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно указанному акту экспертизы, товары "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20-22 ед. U-32 (Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel)" и "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73-75 ед. Т-32 (Diesel Cetane Secondary Reference Т Fuel)" являются стандартами, сертифицированными эталонными материалами, лабораторными реагентами, применяемыми для калибровки прибора, оценки метода измерения и определения цетанового числа при исследовании состава дизельных топлив, используются исключительно только в производственных лабораториях, согласно ГОСТ Р 52709-2019, состоят из смеси более двух веществ, в сертификатах качества, прилагаемых к ним, указан их состав, маркировка и таблица смешения. Указанные товары не применяются для дальнейших химических превращений, не применяются в других сферах экономической деятельности и народного хозяйства, а применяются исключительно в качестве лабораторных реагентов при проведении лабораторных исследований по определению цетанового числа при контроле качества производимого дизельного топлива в заводских лабораториях, соответствуют описанию товаров субпозиции 3822 00 ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, экспертом отмечено, что товары не подлежат использованию как самостоятельные продукты при заправке дизельных и газотурбинных двигателей наземной техники ввиду того, что по таким важным физическим показателям как цетановое число, температура вспышки не соответствуют показателям ГОСТ 305-2013 и предназначены исключительно для смешивания друг с другом в лабораторных условиях для получения смеси с четко выверенным цетановым числом для проведения лабораторных исследований по определению цетанового числа при контроле качества производимого дизельного топлива в заводских лабораториях.

В оспариваемом постановлении поставленный обществом в адрес ОАО "Мозырский НПЗ" товар - 2 бочки вторичного эталонного топлива Т-32 и 2 бочки вторичного эталонного топлива U-32 классифицирован таможней на уровне 4-х знаков в товарной позиции 2710 - нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов.

Согласно Рекомендациям Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (вместе с "Пояснениями к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)" в товарную позицию 2710 включаются:

(А) "Отбензиненная нефть" (где путем перегонки были удалены некоторые более легкие фракции), а также легкие, средние и тяжелые масла с более или менее широким фракционным составом, полученные путем перегонки или переработки сырой нефти, или сырых нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород. Эти масла, которые являются более или менее жидкими или полутвердыми, состоят преимущественно из неароматических углеводородов, таких как парафиновые, циклопарафиновые (нафтеновые).

(Б) Аналогичные нефтепродукты, в которых масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.

(В) Продукты, описанные выше в пунктах (А) и (Б), к которым добавлены различные вещества для того, чтобы эти продукты стали пригодными для использования в определенных целях при условии, что они содержат 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, в качестве основных составляющих, и что они не включаются в более специфическую товарную позицию товарной номенклатуры.

Основные физико-химические и эксплуатационные показатели топлива приведены в ГОСТ 305-2013 "Топливо дизельное. Технические условия" (введен в действие для добровольного применения с 01.01.2015 для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1871-ст), который, в частности, предусматривает, что дизельное топливо должно иметь показатель цетанового числа не менее 45.

Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1871-ст на территории Российской Федерации с 01.07.2020 введен также ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия", предусматривающий для дизельного топлива марки ЕВРО показатель цетанового числа не менее 51.

В пункте 1.1 ГОСТа Р 52709-2019 "Топлива дизельные. Определение цетанового числа" указано, что данный стандарт устанавливает метод определения цетанового числа - характеристики воспламеняемости дизельного топлива в единицах условной шкалы цетановых чисел с использованием стандартного одноцилиндрового четырехтактного форкамерного дизельного двигателя с непрямым впрыском топлива и переменной степенью сжатия.

Согласно пункту 3.2 ГОСТа Р 52709-2019 цетановое число (cetane number) определяется как количественный показатель воспламеняемости дизельного топлива, полученный сравнением данного топлива с эталонными топливами при испытаниях с применением стандартизованного двигателя.

Полагая, что для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД товара необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара, ООО "ВИТРЕЙД" заявило ходатайство о назначении физико-химической экспертизы, которое судом было удовлетворено. Проведение экспертизы поручено ФИО4, эксперту автономной некоммерческой организации "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований".

Согласно заключению указанного эксперта N 276/22 от 20.05.2022, продукт "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 20-22 ед. U-32 (Diesel Cetane Secondary Reference U Fuel)" не может использоваться в качестве обычного моторного топлива (дизеля) по показателю "Цетановое число" (должно быть не менее 45).

В сертификате анализа вторичного эталонного топлива Т-32 указано, что 95 % смеси приготовляется при температуре 687,5о F (367,17о С), в то время как согласно ГОСТ 305-2013 температура перегонки не должна превышать 360о С. Таким образом, продукт "Вторичное эталонное топливо с цетановым числом 73-75 ед. Т-32 (Diesel Cetane Secondary Reference Т Fuel)" не может использоваться в качестве обычного моторного топлива (дизеля) по показателю "Фракционный состав".

Указанные физико-химические и эксплуатационные показатели топлива U-32 и Т-32 исключают возможность его двойного применения (для использования и в качестве эталонного топлива, и в качестве обычного моторного топлива).

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о том, что представленные обществом письмо компании Хемпойнт и акт экспертизы, которые согласуются с заключение судебной экспертизы, подтверждают использование вторичного эталонного топлива Т-32 и U-32 исключительно для оценки физических свойств дизельных топлив в испытательном лабораторном двигателе.

Об указанном назначении товара свидетельствуют также предмет заключенного между ООО "ВИТРЕЙД" и ОАО "Мозырский НПЗ" внешнеторгового контракта N 03/1-19/29-1Z от 20.12.2019 - поставка лабораторного оборудования и приборов, комплектующих к ним и запасных частей, объем поставки – 4 бочки по 200 л и отсутствие ОАО "Мозырский НПЗ" в перечне (списке) организаций-импортеров нефтепродуктов.

Суд отклоняет доводы таможни об отнесении спорного товара к "тяжелым/средним дистиллятам, топливам жидким (мазутам), топливам жидким газойлям", классифицируемым в товарной позиции 2710 ТН ВЭД, исходя из следующего.

В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

В соответствии с правилом 3 (а) ОПИ в случае, если в силу правила 2 (б) ОПИ или по каким-либо иным причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Описание, данное в товарной позиции 3822 00 000 0, является более конкретным, так как содержит указание не на любые нефтепродукты, а на сертифицированные эталонные материалы, используемыми только в качестве диагностических или лабораторных реагентов. В сертификатах качества, прилагаемых к ним, указаны их состав, маркировка и таблица смешения, что является более конкретным описанием товара.

Следовательно, код товара согласно его описанию в представленных обществом документах и его отличительным признакам - применение в качестве лабораторных реагентов при проведении лабораторных исследований по определению цетанового числа при контроле качества производимого дизельного топлива в заводских лабораториях, соответствуют критериям товаров, описанным в товарной позиции 3822, и не соответствуют тексту товарной позиции 2710 ТН ВЭД.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Сомнения признаются неустранимыми, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а предоставленные законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

В данном случае таможней не представлено убедительных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "ВИТРЕЙД" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административных правонарушениях (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

С учетом этого суд признает оспариваемое постановление незаконным и отменяет его.

В связи с проведением по делу судебной экспертизы обществом были понесены расходы в размере 76 000 рублей, которые на основании части 1 статьи 110 АПК РФ подлежат возмещению таможней.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

заявление общества с ограниченной ответственностью "ВИТРЕЙД" (ОГРН <***>; ИНН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным и отменить вынесенное заместителем начальника Центральной энергетической таможни (ОГРН <***>; ИНН <***>) постановление N 10006000-573/2021 от 7 октября 2021 г. о назначении обществу административного наказания по статье 16.3 КоАП РФ.

Взыскать с Центральной энергетической таможни (ОГРН <***>; ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ВИТРЕЙД" (ОГРН <***>; ИНН <***>) в возмещение судебных расходов 76 000 рублей.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

 
Судья:
Пудов А.В.
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies