|
;
Действует
История статусов
Подписан 15.08.2022 |
См. также: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2022 г. по делу N А51-15346/2021.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухарь Д.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 09.06.1997, адрес: 109028, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" (690003, <...>, офис 019Б, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 21.11.2013, ИНН: <***>, КПП: 254001001)
о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 66447000,00 рублей, о взыскании пени в размере 2 373 311,35 рублей
при участии:
от таможни (посредством использования системы веб-конференции)– ФИО1, доверенность от 22.09.2021г., паспорт, диплом;
от общества – ФИО2, паспорт, диплом, доверенность от 25.02.2022г. - 25.02.2023г.
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промтехсервис" о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 66447000,00 рублей, о взыскании пени в размере 2 373 311,35 рублей
В обоснование заявленных требований представитель таможни по тексту заявления, а также в судебном заседании указал, что обществом ввезены на таможенную территорию и помещено под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" транспортные средства – миниквадроциклы детские (не предназначен для использования на дорогах общего пользования), в отношении которых не уплачен утилизационный сбор. Поскольку общество не уплатило сумму утилизационного сбора в добровольном порядке согласно направленному в его адрес уведомлению от 28.04.2011, таможня обратилась в арбитражный суд для взыскания суммы утилизационного сбора, а также пени за неуплату таможенных платежей в судебном порядке.
Представитель общества в судебном заседании с заявленным требованиями не согласился, представил отзыв в котором указал, что в соответствии с разделом ХII Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.08.2016 N81, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств, классифицируемых по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000 ТН ВЭД, а именно, "Мотовездеходы, снегоболотоходы". Поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все транспортные средства, классифицируемые в рамках товарной позиции 8703 21 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления. Также указал на то, что законодатель исключил понятие квадроцикл из текста Постановления N81; таможенным органом не представлены доказательства того, что ввезенная самоходная машина - квадроцикл являются мотовездеходом.
Из материалов дела судом установлено, что в период с 2020, 2021 год обществом на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10009100/100820/0065939, 10009100/060920/0082932, 10009100/210920/0091138, 10009100/111220/0141636, 10009100/111220/0141640, 10009100/221220/0148313, 10009100/140321/0031559, 10009100/140321/0031650, 10009100/220321/0036444 ввезены товары, в том числе, "миниквадроциклы детские с двигателем внутреннего сгорания, тип двигателя – бензиновые, не предназначены для использования на дорогах общего пользования, из пластмассы с элементами из резины, со звуковыми и световыми эффектами в комплекте с пультом", которые классифицированы декларантом в подсубпозицию 8703 21 109 1 ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе контрольных мероприятий, установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.
Письмом от 28.04.2021 N13-12/11418, направленным в адрес общества, таможней последнему предложено уплатить утилизационный сбор, а также пени, рассчитанные по состоянию на дату направления уведомлений.
В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования таможенного органа не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены, в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (пункт 3 статьи 24.1 Закона N89-ФЗ).
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона N89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N89-ФЗ).
В соответствии с указанными положениями Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N81), которым утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила N81);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее – Перечень N81).
Согласно положениям пункта 3 Постановления N81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем N81 (пункт 5 Постановления N81).
Разделом II Постановления N81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В целях выбора коэффициента для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним в Перечне N81 указаны наименования (виды) самоходной техники и их коды по ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 11 указанного раздела II Постановления N81 для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), соответствующие документы.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства либо при наличии чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационого сбора на бланках паспортов (пункт 13 Правил N81).
Согласно пункту 17 Правил N81 в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Закона об отходах производства и потребления вытекает, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществлением государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 31.05.2016 N14-П, от 05.03.2013 N5-П, от 14.05.2009 N8-П, от 28.02.2006 N2-П, от 19.07.2019 N 30-П и др.), обязательные в силу закона публичные платежи в бюджет, не являющиеся налогами, а также не подпадающие под данное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) определение сборов и не указанные в нем в качестве таковых, но по своей сути представляющие собой фискальные сборы, не должны выводиться из сферы действия статьи 57 Конституции Российской Федерации и развивающих ее правовых позиций об условиях надлежащего установления налогов и сборов, конкретизированных законодателем применительно к сборам, в частности, в пункте 3 статьи 17 Налогового кодекса, которая приобретает тем самым универсальный характер.
В связи с изложенным на отношения по взиманию утилизационного сбора распространяется общий для всех обязательных платежей принцип формальной определенности, нашедший свое закрепление, в частности, в пункте 6 статьи 3 Налогового кодекса, и состоящий в том, что правила их взимания должны быть сформулированы ясным образом, чтобы обязанность по уплате могла быть исполнена правильно каждым плательщиком, не зависела от усмотрения контролирующих органов, а правовое регулирование – носило предсказуемый характер.
Это означает, что все существенные элементы юридического состава утилизационного сбора должны быть установлены законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Определение данных элементов и соответствующих им обязанностей плательщиков сбора в рамках правоприменительной деятельности таможенных органов не может быть признано правомерным (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2017 N305-КГ17-12383).
Приведенная выше правовая позиция закреплена в пункте 26 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.03.2018, и имеет практикообразующее значение.
В данном случае согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
В рамках реализации названных полномочий Правительство Российской Федерации приняло Постановление N81, утвердив Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Перечень N81 видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, содержал в редакции, действующей в рассматриваемый период, Раздел ХII "Мотовездеходы, снегоболотоходы" (классифицируемые по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000)".
Исходя из буквального толкования Перечня, утилизационный сбор подлежит уплате в отношении конкретного вида транспортных средств (самоходных машин), классифицируемых по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000 ТН ВЭД, а именно, мотовездеходов, снегоболотоходов.
Поэтому распространение обязанности по уплате утилизационного сбора на все транспортные средства, классифицируемые в рамках товарной позиции 8703 21 ТН ВЭД, означало бы недопустимое расширение видов (категорий) транспортных средств (самоходных машин), облагаемых утилизационным сбором вопреки принципу формальной определенности фискальных сборов и пункту 2 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Само по себе отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД не является основанием для взимания утилизационного сбора, поскольку данный сбор не является таможенным платежом. Основания его взимания не определяются таможенным законодательством, таможенные органы лишь администрируют уплату утилизационного сбора при ввозе транспортных средств (самоходных машин).
Данные выводы суда согласуются с позицией, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2020 N305-ЭС20-6768 по делу NА41-95371/2018
Как установлено судом, тип транспортного средства, ввезенный обществом, представляет собой миниквадроцикл детский (не предназначен для использования на дорогах общего пользования).
Таможенным органом не представлены доказательства того, что указанная самоходная машина является мотовездеходом или снегоболотоходом.
С учётом изложенного, правовые основания для взимания утилизационного сбора при ввозе рассматриваемой самоходной машины отсутствовали.
Доводы таможенного органа о том, что квадроциклы как товар классифицирован в подсубпозиции 8703 21 909, которая входит в Перечень Постановления Правительства N81, следовательно, общество обязано уплатить утилизационный сбор, судом отклоняются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Таможенным органом не учтено, что Разделом ХII Перечня N81, установлена обязанность по уплате утилизационного сбора в отношении только мотовездеходов, снегоболотоходов (классифицируемых по кодам 8703 21 109, 8703 21 909, 8703 10, 8703 31 109 0, 8704 90 000).
В соответствии с разделом ХII Перечня N81, в редакции от 26.05.2018 (действующей до 12.06.2018), утилизационный сбор подлежал уплате в отношении мотовездеходов, квадроциклов, снегоболотоходов (классифицируемых по кодам 8703 21 109, 8703 21 909) и коэффициент расчета размера утилизационного сбора был установлен разделом ХII Перечня N 81 в зависимости от объема двигателя. Однако из последующих редакций данный вид самоходной техники – квадроцикл законодателем был исключен.
При указанных обстоятельствах дела, суд приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для взыскания с общества спорной суммы неуплаченного утилизационного сбора, в связи с чем требования таможни являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Принимая во внимание, что таможня освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению суд на сторон не относит.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.