Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.08.2022 № А43-15432/2022

О признании незаконным требования Приволжской электронной таможни к ООО "ДСК ПЛАСТИК ОМНИУМ ИНЕРЖИ" о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, в части уплаты антидемпинговой пошлины ввиду несоблюдения требований непреференциальных правил определения происхождения товара
Решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 19 августа 2022 г. по делу N А43-15432/2022

 

Резолютивная часть решения объявлена 10.08.2022
 
Полный текст решения изготовлен 19.08.2022

 

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи (шифр 2-271) ФИО1 (протокол судебного заседания ведет секретарь судебного заседания Жаринова Е.М.)

при участии представителей

заявителя: ФИО2 по доверенности от 17.05.2022,

заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.01.2022, ФИО4 по доверенности от 24.06.2022,

рассмотрел в судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью "ДСК ПЛАСТИК ОМНИУМ ИНЕРЖИ" (ИНН: <***>) о признании незаконным и отмене требования Приволжской электронной таможни ФТС России о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до их выпуска от 02.03.2022 в отношении ДТ N10418010/260222/3053674 от 26.02.2022; от 03.03.2022 в отношении ДТ N10418010/010322/3056487 от 01.03.2022; от 09.03.2022 в отношении ДТ N10418010/070322/3061700 от 07.03.2022,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью "ДСК ПЛАСТИК ОМНИУМ ИНЕРЖИ" (далее - ООО "ДИПО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением к Приволжской электронной таможне (далее - Таможня) о признании незаконными и отмене требований о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары до их выпуска от 02.03.2022 в отношении ДТ N10418010/260222/3053674 от 26.02.2022; от 03.03.2022 в отношении ДТ N10418010/010322/3056487 от 01.03.2022; от 09.03.2022 в отношении ДТ N10418010/070322/3061700 от 07.03.2022.

В обоснование заявленных требований Общество указало, что представленные ООО "ДИПО" сертификаты выданы уполномоченным органом группы стран, представляющих собой политический и экономический союз (ЕС), в связи с чем Обществом надлежащим образом подтверждено, что ввозимый товар произведен в стране ЕС (Бельгия), вывозится из страны ЕС (Бельгия) и его происхождение подтверждено уполномоченным органом страны ЕС (ТПП г. Кёльн Германия). В связи с чем, Таможня неправомерно скорректировала сведения о стране происхождения, заявленные в ДТ N10418010/260222/3053674, N10418010/010322/3056487, ДТ N10418010/070322/3061700, как "страна происхождения неизвестна" код "00", что повлекло вынесение оспариваемых требований и доначисление, уплату антидемпинговой пошлины (код 2050) в размере 20,3% в сумме 2 041 044 руб.55 коп.

Подробно позиция Общества изложена в письменном заявлении, возражениях на отзыв Таможни и поддержана представителем в ходе судебного заседания.

Таможня возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям подробно изложенным в отзыве на заявление; считают оспариваемые требования законными и обоснованным.

По мнению таможенного органа, представленный Обществом сертификат не соответствует требованиям пункта 2 Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N49 (далее - Правила N49), пункту 4 статьи 31 и подпункту 3 пункта 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, суд удовлетворяет заявление, исходя из следующего.

Из документов видно, что во исполнение внешнеторгового контракта от 15.02.2016 N DIPO011/16, заключенного ООО "ДИПО" (Россия) с компанией "Ineos Sales Belgium N.V." (Бельгия) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления Обществом помещены товары "пластмассы в первичных формах: полиэтилен высокой плотности с удельным весом ...", код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 3901 20 900 9, сведения о котором заявлены в ДТ NN 10418010/260222/3053674, 10418010/010322/3056487, 10418010/070322/3061700.

Заявителем в графах 16, 34 вышеуказанных ДТ указаны сведения о стране происхождения ввезенного товара - Бельгия, код происхождения BE. В качестве подтверждения заявленной страны происхождения, декларантом представлены непреференциальные сертификаты о происхождении товаров от 18.02.2022 N А34053659, от 28.02.2022 N А34094107, от 25.02.2022 NА34088451, выданные ТПП г.Кёльн, Германия.

В графе 33 указанных ДТ декларантом заявлен классификационный код товара 3901 20 900 9 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

На этапе таможенного декларирования Общество в качестве подтверждающих документов представило напреференциальные сертификаты о происхождении товара общей формы, выданные уполномоченным органом Германии:

- А34053659 от 18.02.2022 по ДТ N 10418010/260222/3053674;

- А34094107 от 28.02.2022 по ДТ N 10418010/010322/3056487;

- А34088451 от 25.02.2022 по ДТ N 10418010/070322/3061700.

В ходе проверки заявленных Обществом в таможенных декларациях сведений и документов до выпуска товаров от Таможенного органа поступили требования от 03.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в указанных выше ДТ, до выпуска товаров, что привело к доначислению и уплате антидемпинговой пошлины в размере 2 041 044 руб. 55 коп.

Не согласившись с указанными решениями (требованиями), Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Товар, декларируемый заявителем по рассматриваемым ДТ, классифицируемый кодом 3901 20 900 9, подпадает под действие решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.01.2022 N 17 "О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении первичного полиэтилена высокой плотности, происходящего из Республики Узбекистан и ввозимого на таможенную территорию Евразийского экономического союза", тем самым в отношении товара применяются антидемпинговые меры посредством введения антидемпинговой пошлины в размере 20,3% от таможенной стоимости.

Согласно статье 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 29 ТК ЕАЭС.

Пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или: правилами определения происхождения вывозимых товаров.

Согласно пунктам 1,3 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.

При вывозе товаров с таможенной территории Союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными государственными органами или уполномоченными организациями государств-членов, если сертификат о происхождении товара необходим по условиям контракта, по правилам страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) ввоза товаров или если наличие сертификата о происхождении товара предусмотрено правилами определения происхождения вывозимых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) для целей применения мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и защиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли товарами применяются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) (непреференциальные правила определения происхождения товаров), устанавливаемые Комиссией.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N49 утверждены Правила N49. В соответствии с пунктом 1 указанных Правил они применяются для целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Договора, при ввозе товаров на таможенную территорию Союза из стран, не являющихся членами Союза. Таможенный контроль происхождения товаров осуществляется при ввозе товаров на таможенную территорию Союза в соответствии с ТК ЕАЭС.

Приложением к Правилам N49 установлены требования к сертификату о происхождении товара (далее - Требования). В соответствии с пунктом 6 Требований указанные в пункте 5 Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 34 Правил N 49 сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара и происхождение товаров считается неподтвержденным в соответствии с ТК ЕАЭС в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не соответствует требованиям, предусмотренным приложением к Правилам.

Минимальный набор требований к сертификату о происхождении товара содержит следующее.

1. В случае использования оригинала сертификата о происхождении товара (далее - сертификат) на бумажном носителе такой сертификат изготавливается на листах бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A) с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом.

2. Сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

Допускается представление сертификата, заполненного на других языках, при условии представления заверенного декларантом перевода сертификата на русский язык или государственной язык государства-члена, таможенному органу которого представляется такой сертификат.

В сертификате допускается:

дублирование указанных на английском, французском или русском языке сведений на других языках;

указание на других языках сведений в дополнение к обязательным сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Требований, указанным на английском, французском или русском языке;

указание на других языках наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования органа (организации), уполномоченного в соответствии с законодательством третьей стороны на выдачу сертификатов (далее - уполномоченный орган), и имен собственных;

указание номера и даты выдачи сертификата способом, отличным от печатного;

отражение информации, содержащейся в оттиске печати уполномоченного органа, на любом языке.

3. Сертификат может быть выдан до или после отправки товара.

4. В случае использования оригинала сертификата на бумажном носителе исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью уполномоченного органа.

Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается.

5. Сертификат должен содержать следующие сведения:

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется);

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза с товаром, заявленным при таможенном декларировании.

В дополнение к описанию товара, указанному в абзаце первом настоящего подпункта, допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации;

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. При этом такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа.

6. Указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.

Учитывая изменения внесенные в указанные Правила решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47, вступившие в законную силу 25.04.2022, предполагающие упрощение процедуры подтверждения происхождения товаров и Требований к оформлению сертификатов о происхождении товара, суд приходит к выводу о том, что признание представленных заявителем сертификатов не подтверждающих происхождение товаров, со ссылкой на пункт 2 Требований к сертификату является недействительным, поскольку согласно новой редакции, в сертификате допускается указание на других языках наименование органа (организации), уполномоченного в соответствии с законодательством третьей страны на выдачу сертификатов.

Таким образом представленные сертификаты соответствуют пункту 2, 8 указанных Требований.

Довод таможенного органа о том, что представленный декларантом сертификат, выдан конкретным уполномоченным органом определенной страны (ТПП Германии), в связи с чем, сертификат не может быть рассмотрен в качестве документа о происхождении товаров, поскольку страна выдачи сертификата (Германия) не является ни страной вывоза товара (Бельгия), ни страной происхождения товара (Бельгия) судом также признается несостоятельным, в силу следующего.

В силу пункта 2 Правил N 49 происхождение товаров - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров. Таким образом, ТК ЕАЭС и Правила N 49, определяют, что под страной происхождения следует понимать не только страну (государство), но группу стран, либо таможенный союз стран.

Европейский союз, как интеграционное образование группы стран (таможенного союза стран), является самостоятельным членом публичного права, на территории стран которого создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг.

Германия является государством членом Европейского союза (группа стран) и государством-членом таможенного союза Европейского союза (таможенный союз стран).

Товар, в отношении которого выдан сертификат о происхождении, был отгружен в направлении Российской Федерации с территории Бельгии.

И Бельгия, и Германия являются государствами членами Европейского союза (группа стран) и государствами-членами таможенного союза Европейского союза (таможенный союз стран).

В силу подпункта 15 пункта 15 Порядком заполнения декларации на товары, утвержденного решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе допускается указывать Европейский союз в качестве группы стран, из которой происходят декларируемые товары, если документы о происхождении товаров не содержат сведений о происхождении товаров из конкретной страны Европейского союза, а содержат сведения о происхождении товаров из Европейского союза (в качестве группы стран).

Сертификаты о происхождении товаров от 18.02.2022 N А34053659, от 25.02.2022 N А34088451, от 28.02.2022 N А34094107 выдан от имени Европейского союза уполномоченным органом г. Кёльн, Германия. В графе 3 "Страна происхождения" такого сертификата указан "Бельгия (Европейский Союз)", что соответствует вышеперечисленным нормам права.

В подтверждение того, что местом происхождения и отправки ввезенных Обществом товаров является Бельгия, заявителем представлены также коммерческие и грузовые сопроводительные документы. Так, в бланках, представленных Обществом CMR имеются специальные графы, содержащие информацию о наименовании места отравления товара и места оформления накладной: графа 3 "Место и дата погрузки товаров" и графа 12 "Место и дата оформления накладной" которые однозначно позволяют установить страну вывоза как Бельгию (г. Антверпен), аналогичные сведения имеются в представленных инвойсах, контракте от 15 июня 2016 N DIPO011/16.

Таким образом, оспариваемые требования приняты таможенным органом без надлежащих доказательств и устранения сомнений относительно того, что сертификаты о происхождении товаров от 18.02.2022 N А34053659, от 25.02.2022 N А34088451, от 28.02.2022 N А34094107 не соответствуют установленным требованиям к их оформлению.

Непринятие таможенным органом сертификатов в качестве надлежащих документов, подтверждающих страну происхождения товаров, возможно только при наличии таких нарушений в его оформлении и заполнении, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.

В связи с чем, суд находит требования Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 02.03.2022 в отношении ДТ N10418010/260222/3053674 от 26.02.2022; от 03.03.2022 в отношении ДТ N10418010/010322/3056487 от 01.03.2022; от 09.03.2022 в отношении ДТ N10418010/070322/3061700 от 07.03.2022, незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя, что в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленного требования.

В силу положений подпункта 3 пункта 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд в решении должен указать на необходимость устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.

На основании изложенного, суд счел необходимым в качестве правовосстановительной меры обязать Таможню после вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата из бюджета излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на Таможню.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

признать незаконными требования Приволжской электронной таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 02.03.2022 по ДТ N10418010/010322/3056487 и ДТ N 10418010/260222/3053674, от 09.03.2022 по ДТ N 10418010/070322/3061700.

Обязать Приволжскую электронную таможню после вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ДСК ПЛАСТИК ОМНИУМ ИНЕРЖИ" (ИНН: <***>) путем возврата излишне уплаченной суммы антидемпинговой пошлины в общей сумме 2 041 044 рубля 55 копеек.

Взыскать с Приволжской электронной таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "ДСК ПЛАСТИК ОМНИУМ ИНЕРЖИ" (ИНН: <***>) 9 000 рублей государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месяца с момента его принятия.

Решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".

 

Судья
Е.Н. ФИО1
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies