|
;
Действует
История статусов
Подписан 29.08.2022 |
Арбитражный суд Московской области в составе: судьи Бекетовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Промсиз" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Шереметьевской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании процентов в размере 1 756 946, 44 руб.
при участии в судебном заседании: лиц согласно протоколу
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПромСИЗ" (далее – ООО "ПромСИЗ", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее – таможня) о взыскании процентов, начисленных на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N N10005030/121119/0317532 в размере 1 756 946, 44 руб.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования. Представитель таможни возразил против удовлетворения требований.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Обществом в Шереметьевской таможне зарегистрирована декларация на товары (далее — ДТ) N10005030/121119/0317532.
Согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ N10005030/121119/0317532, указан товар "Тантал необработанный: слитки танталовые диаметром 120 +/- 10 мм, длиной не менее 800 мм, используется в качестве сырья в металлургической промышленности в качестве легирующей добавки, изготовлены двойным электронно-лучевым переплавом, химический состав слитка: тантал - не менее 99,98 %, производитель: АО "Ульбинский металлургический завод" (Казахстан) (вес нетто - 10999,100 кг)", с заявленным классификационным кодом 8103 20 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0 %).
В ходе таможенного контроля таможенным органом выявлен факт заявления недостоверных сведений о коде товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), о чем составлен акт камеральной таможенной проверки от 31.01.2020 N 10005000/210/310120/А0092, принято решение о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 31.01.2020 N РКТ-10005000-20/000036 по коду ТН ВЭД 8109 90 900 0, что повлекло увеличение ставки государственной таможенной пошлины (с 0% до 15%) и списание таможенных платежей в размере 48 402 096 руб. 27 коп.
Не согласившись с решением таможни о классификации товаров, общество обратилось в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24317/20 признано незаконным решение Шереметьевской таможни от 31.01.2020 N РКТ-10005000-20/000036.
Суд также обязал Шереметьевскую таможню возвратить ООО "ПромСИЗ" излишне взысканные таможенные платежи (таможенная пошлина, НДС, пени) по ДТ N10005030/121119/0317532 в размере 48 402 096 руб. 27 коп.
Заявитель, обращаясь в суд с настоящим заявлением в обоснование своих требований указывает, что излишне взысканные таможенные платежи были возвращены Обществу лишь 01.04.2021.
Письмом от 24.03.2022 N19-29/08666 Шереметьевской таможней отказано ООО "ПромСИЗ" в выплате процентов за нарушение срока возврата суммы излишне взысканных таможенных платежей.
Таможенный орган в обоснование своих доводов указал, что положения Федеральный закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), в том числе, предусматривающие выплату процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных платежей, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 применяются к отношениям, возникшим с 01.08.2021, учитывая, что факт излишней уплаты выявлен до вступления в силу в полном объеме Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, основания для, выплаты процентов отсутствуют.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то есть число дней в году равно 365 или 366 дням, если год високосный. В связи с этим при расчете процентов по части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 311) учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366, если год високосный. Указанная правовая позиция о необходимости использования финансового года при расчете процентов подтверждена Федеральной таможенной службой в письме от 30.03.2012 N 01-11/15247 "О порядке начисления процентов".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24317/20 решение Шереметьевской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10005030/121119/0317532, признано незаконным.
В силу действующего в настоящее время правового регулирования, согласно статье 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Статьей 67 ТК ЕАЭС определены случаи, при которых осуществляется возврат (зачет) сумм таможенных пошлин, налогов, авансовых платежей, денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также иных денежных средств (денег).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 67 ТК ЕАЭС суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Порядок возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в Российской Федерации регламентирован главой 11 Закона N 289-ФЗ, в соответствии с частью 8 статьи 398 которого, положения статьи 67 Закона N 289-ФЗ применяются со дня вступления в силу международного договора Российской Федерации, предусматривающего внесение изменений в приложения N 5 и 8 к договору.
Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2020 N 78-ФЗ. Начало действия документа - 01.08.2021.
Следовательно, применение положений статьи 67 Закона N 289-ФЗ о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и процентов при нарушении срока возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по расчетным периодам до 01.08.2021 осуществляется в порядке, установленном главой 18 Закона N 311-ФЗ.
По расчетным периодам, в которых факт излишней уплаты (излишнего взыскания) возник после 01.08.2021, начисление и выплата процентов производится в соответствии с положениями статьи 67 Закона N 289-ФЗ.
Поскольку списание дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов производилось таможней в 2020 году, следовательно, для установления статуса таможенных платежей по указанным декларациям следует также применять положения Закона N 311-ФЗ, в связи с чем доводы таможенного органа подлежат отклонению.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона (часть 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Поскольку возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, налогов осуществлен таможней с нарушением установленного срока, в соответствии с пунктом 6 статьи 147 Федерального закона N 311, у общества возникло право требовать уплаты процентов на сумму излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, налогов.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N303-КГ14-7912 по делу N А51-10499/2014, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Согласно положениям ст. 147 Федерального закона N 311-ФЗ днем фактического возврата является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Как было указано выше, согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Таким образом, в случае возврата денежных средств по заявлению общества таможенный орган обязан также осуществить возврат процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, поскольку отдельная процедура по возврату процентов за нарушение срока возврата денежных средств Федеральным законом N 311-ФЗ не предусмотрена.
Заявителем представлен расчет процентов за период с 09.06.2020 по 01.04.2021, сумма которого составляет 1756955,44 руб.
Расчет процентов, приведенный Обществом (л.д. 42 - 44), проверен судом, и признается арифметически и методически выполненным правильно, соответствующим требованиям части 6 статьи 147 Закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Доводы таможенного органа проверены судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Шереметьевской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Промсиз" (ИНН <***>, ОГРН <***>) проценты, начисленные на сумму излишне взысканных таможенных платежей по декларации на товары N10005030/121119/0317532, в размере 1 756 946 руб. 44 коп., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 30 569 руб.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.