|
;
Действует
История статусов
Подписан 22.08.2022 |
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Папелишвили Г.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "НИКАМЕД"
к ответчику/заинтересованному лицу: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ
о признании незаконными и отмене требования от 29.03.2022 по ДТ
N 10013160/280322/3176553, требования от 13.04.2022 по ДТ N 10013160/120422/3200085
при участии:
от заявителя: ФИО2 (паспорт, доверенность от 20.09.2021, диплом)
от ответчика: ФИО3 (паспорт, доверенность от 22.11.2021 N 61-20/197, диплом)
УСТАНОВИЛ:
ООО "НИКАМЕД" (далее – Заявитель, Общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с требованием: признать незаконным и отменить Требования таможенного органа от 29 марта 2022 года по ДТ N 10013160/280322/3176553 и 13 апреля 2022 года от ДТ N 10013160/120422/3200085; обязать Московскую областную таможню (ОГРН <***>, ИНН <***>) в месячный срок, с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НИКАМЕД" (ОГРН <***>, ИНН <***>) путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 1 903 656 (Один миллион девятьсот три тысячи шестьсот пятьдесят шесть) рублей 75 копеек.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В порядке ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления и материалов дела, ООО "НИКАМЕД" 29.03.2022, 14.04.2022 года осуществило выпуск на территорию России медицинских изделий - Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, и предоставило декларации таможенные (далее по тексту - "ДТ") N 10013160/280322/3176553 и N10013160/120422/3200085 в Московскую областную таможню через систему электронного документооборота.
При заполнении ДТ в гр.36 "Преференция" Заявитель запросил "освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию одежды специального назначения для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов", указав "ОООО-ГГ" в соответствии с Классификатором льгот по уплате таможенных платежей (Прил.7 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378).
Заявитель осуществил ввоз на территорию Российской Федерации "медицинские изделия - изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках, технические средства реабилитации, одежда специального назначения для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, изг. ФИО4, Германия", что указано в гр.31 деклараций.
На добавочных листах к ДТ в разделах, описывающих товар, указаны наименования изделий:
Гольфы, чулки, колготки для страдающих варикозным расширением вен, трикотажные из синтетических нитей, длина стопы более 24 см, машинного вязания линейной плотности одиночной нити 67 дтекса, артикулы: NN 2101-AD, 2105-AD, 2201-AD, 2202-AD, 2205-AD, 2214-AD, 4101-AD, 4213-AD, 4105- AD, 4203- AD, 4205- AD, 4213-AD, 4303-AD, 2105-AG, 2202-AG, 2205-AG, 2214-AG, 2207-AGHB, 4105-AG, 4205-AG, 4207-AG, 4207-AGHB, 4303-AGHB, 2105-АТ, 2202-АТ, 2105-ATU, 2205-АТ, 2205-ATU и количество.
Регистрационное удостоверение N РЗН 2013/865 от 07.08.2013 (прил. 9), выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, подтверждает, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и в отдельных упаковках: 1. Носки, 2. Гольфы, 3. Чулки, 4. Колготки, 5. Шорты, 6. Перчатка, 7. Рукав" являются медицинским изделием и допущено к обращению на территории России. Декларация о соответствии РОСС RU Д-DE.НА38.В.00255/20 от 25.09.2020 г., сроком действия до 24.09.2023, подтверждает надлежащее качество изделий.
В связи с принятым решением таможенного органа об отказе в предоставлении указанной Заявителем преференции, через систему ЭДО от таможенного органа поступили:
29 марта 2022 по ДТ N 10013160/280322/3176553 - Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее - "Требование") в отношении товара 3, 4, 5 в срок не позднее 29.03.2022 внести изменения в гр. 36, 47;
13 апреля 2022 по ДТ N 10013160/120422/3200085 - Требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее - "Требование") в отношении товара 1, 2, 3 в срок не позднее 13.04.2022 внести изменения в гр. 36, 47.
Заявитель вынужден был откорректировать ДТ и оплатить НДС на общую сумму 1 903 656,75 (один миллион девятьсот три тысячи шестьсот пятьдесят шесть рублей 75/100) рублей. После чего, таможенный орган поставил отметку "выпуск разрешен" на таможенные декларации.
Не согласившись с указанными решениями и требованием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования ООО "НИКАМЕД", суд исходит из следующего.
Так, существо настоящего спора сводится к вопросу возможности применения в отношении ввезенного ООО "НИКАМЕД" товара положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N1042 в части применения льготы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: 1) льготы по уплате таможенных пошлин (тарифные льготы); 2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин; 3) льготы по уплате налогов; 4) льготы по уплате таможенных сборов.
Льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 49 ТК ЕАЭС).
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
- медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения;
- технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N1042 (в редакции Постановления Правительства от 20.03.2018 N307) утвержден Перечень медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежат обложению (освобождаются от обложения) НДС (далее - Перечень).
В пункте 35 раздела III Перечня "Технические средства, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов" указана "Одежда для инвалидов специального назначения, или иная специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки...)" код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) - 61.
Как следует из материалов дела, таможенный орган классифицировал изделия по ТН ВЭД в группе 61 - колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия, включая компрессионные чулочно-носочные изделия с распределенным давлением (например, чулки для страдающих варикозным расширением вен).
Федеральный закон от 24.11.1995 N181-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) определяет, что инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" (статья 1 Федерального закона N181-ФЗ); реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (статья 9 Федерального закона N181-ФЗ).
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; реализация основных направлений реабилитации, реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации (статья 10 Федерального закона N181-ФЗ).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПР) - комплекс мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР инвалида содержит в том числе технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (статья 11 Федерального закона N 181-ФЗ).
В соответствии с приказом Минтруда России от 28.12.2017 N888н (редакция от 06.05.2019) "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации" в Перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N2347-р (редакция от 03.04.2020)), одним из показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе являются: "Стойкие умеренные, выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций нижних конечностей (хроническое заболевание вен, соответствующее 4 - 5 классу клинических проявлений международной классификации хронических болезней вен; лимфедема в стадии "слоновости" нижних конечностей); стойкие умеренные, выраженные или значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций позвоночника вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий развития".
При этом в Классификаторе технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (утв. Приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н (ред. от 04.10.2021 г.) указано: Бандаж компрессионный на нижнюю конечность, чулки (колготы) компрессионные. ГОСТ Р ИСО 9999-2019 Национальный стандарт "Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.08.2019 N 586-ст) устанавливает классификацию вспомогательных средств, специально изготовленных или общедоступных, для людей с ограничениями жизнедеятельности. Указанный стандарт использует терминологию МКФ, из которой исключены слова "инвалид" и "инвалидность", а взамен используются термины "ограничение деятельности", "вспомогательные средства".
В ГОСТ Р ИСО 9999-2019 указано, что определение "вспомогательное средство", используемое в настоящем стандарте, увязано с терминологией Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). МКФ является стандартом ВОЗ в области измерения состояния здоровья и инвалидности как на уровне индивида, так и на уровне населения. МКФ была одобрена всеми странами-членами ВОЗ на 54-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 22 мая 2001 года (резолюция WHA 54,21). Вспомогательным изделием по МКФ является адаптированное или специально разработанное специализированное оборудование, изделия и технологии, повседневно помогающие людям, например протезные и ортопедические устройства, нейростимуляторы и т.п.
Раздел 04 "Вспомогательные средства для персонального медицинского лечения (самолечения)" ГОСТ Р ИСО 9999-2019 включает в себя подгруппу 04.06.06 "Противоотечные изделия для рук и ног и других частей тела Предметы одежды, распределяющие давление на теле для лечения или предотвращения отеков после операций и варикозных ран. К ним относятся, например, упругие противоотечные бандажи трубчатой формы и чулочно-носочные изделия для рук и ног, уменьшающие или предотвращающие распухание, вызванное проблемами в системе кровообращения."
В соответствии со ст. 2 Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" "профилактика -комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя ... предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания". Профилактика неинфекционных заболеваний осуществляется органами государственной власти, путем разработки и реализации системы правовых, экономических и социальных мер, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление таких заболеваний, а также на снижение риска их развития, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье (ст.12 Закона).
Медицинские изделия (ст.38 Закона) применяются в медицинских целях и предназначены производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний.
Из комплексного толкования выше перечисленных норм следует, что "Изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках", производства ФИО4, Германия, РУ N РЗН 2013/865 от 07.08.2013 являются компрессионной одеждой (чулки, носки), которая может быть использована для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, т.е. соответствует группе ТН ВЭД 61, указанной в п.32 Постановления Правительства N 1042.
Хроническое заболевание вен в соответствии с Международной классификацией - варикозное расширение вен нижних конечностей с воспалением, включая трофические изменения кожи и подкожных тканей; гиперпигментация и/или венозная экзема; липодерматосклероз и/или белая атрофия кожи. В Инструкции к медицинскому изделию (прил. 15) указано, что изделия, в том числе предназначены для профилактики рецидива венозной трофической язвы, острый тромбофлебит, сильные отеки, терапии флебологических и / или лимфологических заболеваний. Показания к применению: состояния после флебосклерозирования, инфаркта, инсульта, ожогов, травм, венозные симптомы, экзема и пигментация, дермато-липосклероз и белая атрофия, тромбоэмболия, отеки, липедема, лимфедема.
Экспертное заключение ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 21.10.2020 N 378621.ФБ.77/2020 (прил. 16) подтверждает, что медицинские изделия компрессионные для нижних и верхних конечностей в наборах и отдельных упаковках - чулки, колготки, гольфы, носки, шорты, перчатки и рукава, по Регистрационному удостоверению N РЗН 2013/865 от 07.08.2013, производства ФИО4, Германия, предназначены для профилактики и лечения хронической венозной недостаточности, варикозного расширения вен и лимфостаза нижних и верхних конечностей. По мнению экспертов, данные изделия могут быть охарактеризованы, как "специальная одежда, которая может быть использована только для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (в том числе компрессионная одежда, перчатки компрессионные и защитные, чулки, носки, шлемы жилеты и т.д.)", описанная в п.35 Постановления Правительства РФ N1042.
Указанные стандарты и экспертное заключение подтверждают использование указанного медицинского изделия в целях профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.
Поскольку в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации медицинских изделий зарубежного производства, заявитель правомерно указал в ДТ в графе 36 "Преференция" освобождение от уплаты НДС.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НИКАМЕД" путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 1 903 656, 75 руб. в установленном законом порядке и сроки.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить Требования таможенного органа от 29 марта 2022 года по ДТ N 10013160/280322/3176553, 13 апреля 2022 года от ДТ N 10013160/120422/3200085.
Обязать Московскую областную таможню (ОГРН <***>, ИНН <***>) в месячный срок, с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "НИКАМЕД" (ОГРН <***>, ИНН <***>) путем возврата излишне взысканных денежных средств в размере 1 903 656, 75 рублей.
Взыскать с Московской областной таможни в пользу ООО "НИКАМЕД" расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 (девять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Г.Н. Папелишвили