|
;
Действует
История статусов
Подписан 21.06.2022 |
См. также: Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17 марта 2022 г. по делу N А32-49532/2021
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания
ФИО1,
при участии:
от ООО "НТК" посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" путем использования системы веб-конференции: представитель ФИО2 по доверенности от 04.10.2021, паспорт;
от Новороссийской таможни посредством информационной системы "Картотека арбитражных дел" путем использования системы веб-конференции: представитель ФИО3 по доверенности от 15.10.2021, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НТК"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.03.2022 по делу N А32-49532/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НТК" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Новороссийской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения об отказе в восстановлении тарифных преференций; об обязании внести изменения в декларации на товары в части применения преференции к товарам,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "НТК" (далее – заявитель, ООО "НТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни (далее - таможня) об отказе в восстановлении тарифных преференций от 15.01.2021 N 15-30/0131, об обязании внести изменения в декларации на товары в части применения преференции к товарам.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "НТК" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что содержащиеся в сертификате сведения позволяют однозначно установить, как место выдачи и удостоверения сертификата - г. Стамбул, Турция. Содержащиеся в сертификате сведения, включая доступные при использовании QR-кодов позволяют однозначно идентифицировать товарные партии с сертификатами, а соответственно отсутствуют основания для неприменению к данному товару тарифных преференций, а соответственно решение от отказе в восстановлении тарифных преференций является незаконным. Кроме того, в ходе проверки, таможенным органом не направлялись запросы в орган, выдавший сертификаты, и не добыто доказательств того, что данные сертификаты не выдавались.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Новороссийская таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От ООО "НТК" и Новороссийской таможни поступили ходатайства об участии представителей в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
Суд удовлетворил заявленные ходатайства об участии представителей ООО "НТК" и Новороссийской таможни в судебном заседании путем использования системы веб-конференции.
В судебном заседании представитель ООО "НТК" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель Новороссийской таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, в адрес Новороссийского таможенного поста Новороссийской таможни (ЦЭД) поступили обращения "НТК" от 08.12.2020 б/н, от 09.12.2020 б/н, от 10.12.2020 б/н о восстановлении тарифных преференций в отношении товаров "известняк" по ДТ NN 10317120/141219/0087330, 10317120/050620/0051137, 10317120/160520/0045913.
В соответствии с приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 "Об утверждении порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств" должностными лицами ОТНиПТ Новороссийской таможни проведен анализ документов и сведений, представленных ООО "НТК" в целях обоснованности восстановления тарифных преференций после выпуска товаров.
В результате проверки установлено, что ООО "НТК" были совершены таможенные операции:
- по ДТ N 10317120/141219/0087330 товар N 1 – "известняк…", страна происхождения Турция, заявленный код товара 6802 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС,
- по ДТ N 10317120/050620/0051137 товар N 1 – "известняк…", страна происхождения Турция, заявленный код товара 6802 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС,
- по ДТ N 10317120/160520/0045913 товар N 1 – "известняк…", страна происхождения Турция, заявленный код товара 6802 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Получателем данных товаров является ООО "НТК".
В целях получения преференциального режима по уплате таможенных платежей ООО "НТК" были представлены оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы "А" от 07.12.2020 NN D0197910, D0197909, 0197908, выданные уполномоченным органом Турции.
Таможенный орган установил, что в графах 11 и 12 представленных сертификатов не указаны данные о месте удостоверения и месте заполнения сертификата, данные сертификаты заполнены с нарушением Требований к оформлению сертификатов о происхождении товара формы "А", предъявляемых Правилами, что послужило основанием для вынесения решения об отказе в восстановлении тарифных преференций от 15.01.2021 N 15-30/0131.
Не согласившись с решением таможенного органа, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица в праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 N 64 "Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций" тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении следующих условий:
- в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций;
- в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом таких товаров представлены в соответствии с разделом IV Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289:
-мотивированное обращение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;
-корректировка декларации на товары;
-сертификат о происхождении товара;
-иные документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления тарифных преференций;
-обращение, указанное в абзаце четвертом настоящего пункта, зарегистрировано таможенным органом не позднее 12 месяцев со дня регистрации декларации на товары, а в случае, если правилами определения происхождения ввозимых товаров определен иной срок,
- не позднее последнего дня срока, определенного такими правилами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союз от 29.052014 для целей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза из развивающихся или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, устанавливаемые Комиссией.
Пунктами 1 и 6 статьи 29 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
На основании части 1 статьи 314 ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Согласно части 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.
Требования к сертификату о происхождении товара, в том числе к порядку его оформления и (или) заполнения, устанавливаются правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 22 Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 60 (далее – Правила) тарифные преференции предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, если такой товар соответствует критериям определения происхождения товаров, установленным настоящими Правилами, а также если выполняются следующие условия:
1) в отношении ввозимого товара соблюдается прямая поставка в соответствии с пунктами 23 - 26 настоящих Правил;
2) в отношении ввозимого товара соблюдается непосредственная закупка в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил;
3) подтверждено происхождение товара в соответствии с разделом V настоящих Правил;
4) страной-пользователем соблюдены требования к административному сотрудничеству, предусмотренные разделом VI настоящих Правил.
На основании пункта 30 Правил в подтверждение происхождения товара в целях предоставления тарифных преференций представляется оригинал сертификата о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара оформляется по форме согласно приложению N 1 к Правилам и заполняется в соответствии с требованиями согласно приложению 2 к Правилам (далее – Требования).
Согласно пункту 1 Требований к Правилам Сертификат о происхождении товара (далее - Сертификат) изготавливается на листах бумаги формата A4 с применением средств, 4 обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, по форме сертификата, предусмотренной Приложением 1 к Правилам.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 6 Требований в графе 11 Сертификата указываются данные о дате и месте выдачи сертификата, наименование и печать уполномоченного органа (организации), а также подпись должностного лица указанного органа…
В соответствии с подпунктом 13 пункта 6 Требований графа 12 Сертификата должна содержать следующие данные: наименование страны происхождения товара, наименование государства - члена Евразийского экономического союза, в которое предполагается поставка товара, место и дата удостоверения сертификата.
Приведенные в сертификате сведения заверяются уполномоченным лицом экспортера, указанного в графе 1.
Наличие печати экспортера в данной графе не является обязательным требованием.
Согласно пункту 7 Требований в случае применения уполномоченным органом (организацией) электронной базы данных, указанной в пункте 59 Правил, допускается использование сертификатов без применения средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом, а также допускается отступать от требований подпункта 12 пункта 6 настоящих Требований в части наличия в сертификате оттиска печати уполномоченного органа (организации) и подписи должностного лица этого уполномоченного органа (организации).
В соответствии с частью 4 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в случае, если по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 62 Правил несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил, является основанием для отказа в предоставлении тарифных преференций.
Согласно пункту 29 Правил происходящие товары, в отношении которых не соблюдены условия предоставления тарифных преференций, указанные в пункте 22 настоящих Правил, ввозятся в государство-член в соответствии с требованиями таможенно-тарифного регулирования Союза без предоставления тарифных преференций.
В отношении указанных товаров тарифные преференции могут восстанавливаться в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Из материалов дела следует, что ООО "НТК" были совершены таможенные операции: по ДТ N 10317120/141219/0087330 товар N 1 – "известняк…", страна происхождения Турция, заявленный код товара 6802 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, по ДТ N 10317120/050620/0051137 товар N 1 – "известняк…", страна происхождения Турция, заявленный код товара 6802 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, по ДТ N 10317120/160520/0045913 товар N 1 – "известняк…", страна происхождения Турция, заявленный код товара 6802 92 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Получателем ввозимых товаров является ООО "НТК".
В обоснование получения преференциального режима по уплате таможенных платежей ООО "НТК" представлены сертификаты о происхождении товаров формы "А" от 07.12.2020 NN D0197910, D0197909, 0197908, выданные уполномоченным органом Турции.
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что представленные сертификаты заполнены в соответствии с требованиями к его заполнению (оформлению), приведенными в Приложении 2 Правил.
В сертификатах о происхождении товара формы "А" от 07.12.2020 NN D0197910, D0197909, 0197908, выданных уполномоченным органом Турции, в графах 11 и 12 не указаны данные о месте удостоверения и месте заполнения сертификата, данные сертификаты заполнены с нарушением Требований к оформлению сертификатов о происхождении товара формы "А", предъявляемых Правилами.
Тарифная преференция является льготой по уплате таможенных платежей, которая предоставляется участникам ВЭД ТС при соблюдении определенных условий, где одним из обязательных соблюдений условий является предоставление в таможенный орган оригинала 5 сертификата о происхождении товара по определенной форме (по форме "А", формы СТ-1 или формы СТ-2), заполненного в соответствии с требованиями к оформлению сертификатов о происхождении товаров, установленных Правилами определения страны происхождения товаров.
Согласно пункту 40 Правил взамен аннулированного по каким-либо причинам сертификата о происхождении товара либо в случае необходимости переоформления ранее выданного сертификата о происхождении товара применяется новый сертификат о происхождении товара.
Общество могло обратиться в уполномоченный орган Турции, которым были выданы сертификаты от 07.12.2020 NN D0197910, D0197909, 0197908 для замены его на новые на основании того, что данные сертификаты заполнены с нарушением Требований.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и документально не опровергнуто заявителем, на дату рассмотрения заявлений общества о восстановлении тарифных преференций в графах 11 и 12 сертификатов не были указаны данные о месте удостоверения и месте заполнения сертификата. Сертификаты не содержат наименования страны, в которой удостоверялись и заполнялись, наименование страны происхождения товаров, наименование государства - члена Евразийского экономического союза, в которое осуществлялась поставка товаров.
На основании изложенного, по результатам исследования документов, судом первой инстанции правомерно установлено, что выявленные таможенным органом пороки сертификатов не являются формальными.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что таможенным органом представлены достаточные доказательства законности обжалуемого решения об отказе в восстановлении тарифных преференций, в связи с чем, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждающих позицию заявителя жалобы, не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.03.2022 по делу N А32-49532/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.