Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2023 № А60-8614/2023

О частичном удовлетворении требования ИП Игнатьев Д.И. о признании недействительным решения Екатеринбургской таможни о классификации товара
Решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 июня 2023 г. по делу N А60-8614/2023
 

См.также: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 ноября 2024 г. по делу N А60-8614/2023

 
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2023 года
 
Полный текст решения изготовлен 15 июня 2023 года
 

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Лукиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.К. Акимовой рассмотрел в судебном заседании дело NА60-8614/2023 по заявлению индивидуального предпринимателя Игнатьева Дениса Игоревича (ИНН 665911428718, ОГРНИП 321665800005107)

к Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)

о признании незаконным действия от 13.01.2023 г., недействительным решения РКТ-10502000-22/000024 от 16.09.2022 г. о классификации товара.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: Лишанский Н.Ю., паспорт, диплом, представитель по доверенности от 12.05.2022 г., Видусова А.Т., паспорт, представитель по доверенности от 03.04.2023 г.

от заинтересованного лица: Герасимова Я.Г., удост., диплом, представитель по доверенности от 09.01.2023 г., Щепко Д.Б., удост., представитель по доверенности от 10.02.2023 г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Игнатьев Денис Игоревич обратился в арбитражный суд с заявлением к Екатеринбургской таможне о признании незаконным действия Екатеринбургской таможни от 13 января 2023 года по выставлению уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 13 января 2023 г. N 10502000/У2023/0000158, недействительным решения РКТ-10502000-22/000024 от 16.09.2022 г. о классификации товара.

Определением суда от 11.05.2023 г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела NА60-8614/2023 и NА60-11410/2023.

Заинтересованным лицом представлены отзывы на заявление: считает оспариваемые решение и уведомление законными и обоснованными, просит в удовлетворении требований заявителя отказать.

Заявителем представлены возражения на отзывы таможенного органа.

Рассмотрев материалы дела, суд

 

УСТАНОВИЛ:

 

В регионе деятельности Центральной акцизной таможни индивидуальным предпринимателем Игнатьевым Д.И. на таможенную территорию ЕАЭС во исполнение контракта от 17.05.2021 N ЕМ0521-17 ввезен и помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10009100/240222/3027245 товар N 1 "Электронные системы доставки никотина (электронные сигареты). Электронная сигарета многоразового использования, заправляемые (POD-система), поставляется пустым - без жидкости, данные устройства используются для преобразования жидкости в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем, поставляется в индивидуальной упаковке для розничной продажи. В том числе:

1. Электронная сигарета (POD-система), 1000 мач, 2 мл. мод. SMOK ACRO POD KIT BLACK - 20 шт., электронная сигарета (POD-система), 3000 мач, 5,5 мл. мод. SMOK IPX 80 KIT BLACK CARBON FIBER - 50 шт., электронная сигарета (POD-система), 1100 мач, 3 мл. мод. SMOK NFIX-MATE ЮТ BLACK - 20 шт., электронная сигарета (POD-система), 1500 мач, 4,5 мл. мод. SMOK NORD 2 POD KIT BLACK COBRA - 110 шт., электронная сигарета (POD-система), 1500 мач, 4,5 мл. мод. SMOK NORD 2 POD KIT WHITE COBRA - 90 шт., электронная сигарета (POD-система), 2000 мач, 4,5 мл. мод. SMOK NORD 4 POD KIT BLACK (LEATHER SERIES) - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 1500 мач, 6 мл. мод. SMOK NORD X POD KIT FLUID BLUE - 90 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 2 POD KIT 7-COLOR - 350 шт., электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 800 man. мод. SMOK NOVO 2 POD KIT 7-COLOR SPRAY - 300 шт., электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 800 mah. мод. SMOK NOVO 2 POD KIT BLUE AND BLACK - 450 шт., электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 800 mah. мод. SMOK NOVO 2 POD KIT BLACK AND WHITE - 700 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 2 POD KIT BLACK CARBON FIBER - 250 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 2 IML POD KIT SILVER COBRA - 350 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 1,7 мл. мод. SMOK NOVO 3 POD KIT 7-COLOR CARBON FIBER - 300 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 4 POD KIT BLACK CARBON FIBER - 350 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 4 POD KIT FLUID 7-COLOR - 450 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 4 POD KIT FLUID BLACK GREY - 400 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO X POD KIT BLACK COBRA - 30 шт., электронная сигарета (POD-система), 2000 мач, 7 мл. мод. SMOK RPM 2 POD KIT BRIGHT BLACK - 30 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 1,7 мл. мод. SMOK NOVO 3 POD KIT BLACK CARBON FIBER - 50 шт., электронная сигарета (POD-система), 700 мач, 3 мл. мод. SMOK NFIX POD KIT BLACK - 50 шт., электронная сигарета (POD-система), 1100 мач, 3 мл. мод. SMOK NFIX-MATE POD KIT BLACK - 30 шт., электронная сигарета (POD-система), 2000 мач, 4,5 мл. мод. SMOK NORD 4 POD KIT FLUID BLACK GREY - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 1500 мач, 6 мл. мод. SMOK NORD X POD KIT BLACK COBRA - 40 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO 4 POD KIT SILVER CARBO N FIBER - 200 шт., электронная сигарета (POD-система), 800 мач, 2 мл. мод. SMOK NOVO X POD KIT 7- COLOR RESIN - 80 шт., электронная сигарета (POD-система), 1500 мач, 4,3 мл. мод. SMOK RPM40 POD KIT BRIGHT BLACK - 40 шт., электронная сигарета (POD-система), 3000 мач, 5 мл. мод. SMOK RPM80 POD KIT BLACK CARBON FIBER - 40 шт. Производитель SHENZHEN IVPS TECHNOLOGY CO LIMITED, марка SMOK;

2. Электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 690 mah. мод. UWELL CALIBURN G POD KIT BLACK - 50 шт., электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 690 mah. мод. UWELL CALIBURN KOKO PRIME POD KIT BLACK - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 3000 мач, 4 мл. мод. UWELL AEGLOS PI POD KIT DARK BLUE - 50 шт., электронная сигарета (POD-система), 690 мач, 2 мл. мод. UWELL CALIBURN КОКО PRIME POD KIT BLUE - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 690 мач, 2 мл. мод. UWELL CALIBURN КОКО PRIME POD KIT PURPLE - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 690 мач, 2 мл. мод. UWELL CALIBURN КОКО PRIME (VISION) POD KIT TRANSLUCENT BLACK GOLD - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 1300 мач, 3 мл. мод. UWELL WHIRL Tl POD KIT BLACK (CRC VERSION) - 50 шт. Производитель SHENZHEN UWELL TECHNOLOGY CO., LTD, марка UWELL;

3. Электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 350 mah. мод. VAPORESSO OSMALL POD KIT BLACK - 400 шт., электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 350 mah. мод. VAPORESSO OSMALL POD KIT GRAY - 100 шт., электронная сигарета (POD-система), 2 мл, 350 mah. мод. VAPORESSO OSMALL POD KIT RED- 100 шт. Производитель SHENZHEN SMOORE TECHNOLOGY LIMITED, марка VAPORESSO;

4. Электронная сигарета одноразового применения, 850 мач, 5 мл: мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT REFRESHING MINT - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT BANANA ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT BLUE RAZZ ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT ICED MANGO - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT LUSH ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT STRAWBERRY ICE CREAM - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT PINEAPPLE ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT LYCHEE ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT ORANGE SODA - 100 шт., мод. VOZOL BAR 1600 DISPOSABLE KIT GRAPE ICE - 100 шт. Электронная сигарета одноразового применения, 1100 мач, 6,5 мл: мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT REFRESH ING MINT -100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT BANANA ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT ICED MANGO - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT LUSH ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT BLUE RAZZ ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT STRAWBERRY ICE CREAM - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT LYCHEE ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT ORANGE SODA - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT PINEAPPLE ICE - 100 шт., мод. VOZOL BAR 2200 DISPOSABLE KIT GRAPE ICE - 100 шт. Электронная сигарета одноразового применения, 500 мач, 8 мл: мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT GRAPE ICE - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT ICE PINEAPPLE - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT LYCHEE ICE - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT BANANA ICE -100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT STRAWBERRY ICE CREAM - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT BLUE RAZZ ICE - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT LUSH ICE - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT ICED MANGO - 100 шт., мод. VOZOL MESHSTICK MAX DISPOSABLE KIT REFRESHING MINT - 100 шт. Производитель SHENZHEN FORESIGHT INNOVATIONS TECHNOLOGY CO., LTD, марка VOZOL.

При таможенном декларировании вышеуказанный товар классифицирован декларантом в субпозиции 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 0%). Страна происхождения - Китай.

На основании статей 310, 326, 340 ТК ЕАЭС Екатеринбургской таможней проведен таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, представленных индивидуальным предпринимателем Игнатьевым Д.И. по ДТ N 10009100/240222/3027245 на предмет контроля правильности классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

По результатам анализа представленных документов Екатеринбургской таможней (акт N 10502000/224/070922/А0014 от 07.09.2022) принято РКТ N 10502000-22/000024 от 16.092022 о классификации ввозимых товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по коду 2404 12 000 0 "Продукция, содержащая табак, восстановленный табак, никотин, или заменители табака или никотина, предназначенная для вдыхания без горения; прочая продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека: -продукция, предназначенная для вдыхания без горения: - прочая, содержащая никотин".

Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 4 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежит указанию описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Как следует из подпункта 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе, следующие сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД ЕАЭС, а также подлежит указанию непосредственно код товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 8 статьи 111 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ) товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза".

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Таким образом, наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.

При необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции) применяется ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

При классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС применяются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные к применению Коллегией Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21, которые с 01.01.2022 применяются в части, не противоречащей новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета ЕЭК от 14.09.2021 N 80 (Рекомендация Коллегии ЕЭК от 17.08.2021 N 17).

Согласно Основному правилу интерпретации ТН ВЭД 1 (ОПИ 1) классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с последующими правилами интерпретации (ОПИ 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5, 6).

В соответствии с пунктом 7 Положения при классификации товаров осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации: определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения; определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 Положения.

Пунктом 6 Положения определена следующая последовательность применения ОПИ:

ОПИ 1 применяется в первую очередь;

ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ1;

ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; .

ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;

ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;

ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).

Как следует из материалов дела, в результате мероприятий таможенного контроля Екатеринбургской таможней было принято решение РКТ-10502000-22/000024 от 16.09.2022 о классификации одноразовых электронных систем доставки никотина (далее - одноразовые ЭСДН), ввезенных декларантом в количестве 2 900 шт. по коду 2404 12 000 0 вместо выбранного заявителем кода 8543 40 000.

В товарной позиции 8543 ТН ВЭД имеется подсубпозиция 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства", заявленная обществом при таможенном декларировании, которая конкретно описывает ввезенные обществом товары. Каких-либо изъятий из данной подсубпозиции электронных систем доставки никотина именно одноразового использования текстом данной товарной подсубпозиции не предусмотрено.

В товарной позиции 2404 ТН ВЭД ЕАЭС, к которой спорный товар отнесен таможенным органом, классифицируется "продукция, содержащая табак, восстановленный табак, никотин, или заменители табака или никотина, предназначенная для вдыхания без горения; прочая продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека".

Из описания товаров, приведенного в графе 31 декларации N 10009100/240222/3027245 на товары, а также описания товара, представленного заявителем при декларировании, следует, что ввезенный товар представляет собой электронные системы доставки никотина (электронные сигареты), одноразового использования, не заправляемые, используемые для преобразования жидкости в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем, поставляемые заправленными.

В графе 5 "Наименование товара" решения таможенного органа от 16.09.2022 спорные товары описаны как "электронные системы доставки никотина (электронные сигареты). Данные устройства используются для преобразования жидкости в аэрозоль (пар), вдыхаемый потребителем. Поставляется в индивидуальной упаковке для розничной продажи".

В техническом описании также отражено, что электронное устройство является электронным средством доставки никотина, состоит из: встроенного бака, жидкости для электронных сигарет, встроенного испарителя, встроенного аккумулятора, датчика давления, разъема micro-USB, светодиода.

Таким образом, из наименования и описания спорного товара следует, что он представляет собой электрическое устройство (машину, оборудование), предназначенное для использования в качестве средства доставки никотина (потребления никотинсодержащей продукции), имеет индивидуальную функцию - преобразование жидкости в аэрозоль (пар).

В тексте же товарной позиции 2404 ТН ВЭД ЕАЭС вышеуказанные электронные устройства не поименованы, при этом из буквального текста первой части этой товарной позиции следует, что она описывает только часть ввезенного заявителем товара - жидкость, входящую в состав комплектного электрического устройства, а вторая часть этой товарной позиции подразумевает только продукцию, предназначенную для поступления никотина в организм человека способами, отличными от вдыхания и к спорному товару отношения не имеет, в связи с чем товары, представляющие собой электрическое оборудование, имеющее индивидуальные функции и более конкретно не описанное текстами других товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, не подлежат классификации в товарной позиции 2404 ТН ВЭД ЕАЭС согласно ее тексту, на основании ОПИ 1.

Таким образом, применяя для классификации товара код 2404 12 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный орган необоснованно руководствовался тем, что закрепленное в ГОСТ Р 58109-2018 определение электронных систем доставки никотина в наибольшей степени соответствует "продукции, предназначенной для вдыхания без горения; продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека".

Правовая позиция заявителя по вопросу классификации ввезенных товаров в товарной позиции 8543 ТН ВЭД ЕАЭС согласуется с подходом, отраженным в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 N 86 , принятым после введения в действие новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС, в котором в перечне продукции, подлежащей маркировке, электронные системы доставки никотина одноразового использования, в своем составе содержащие жидкость для электронных систем доставки никотина, поименованы под кодом 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Аналогичный правовой подход изложен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 23.12.2021 N 2425, в котором электронные системы доставки никотина одноразового использования, заполненные жидкостью, включенные в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (пункт 67.3), также поименованы в товарной позиции 8543, в то время как сами никотинсодержащие жидкости для электронных систем доставки никотина - в товарной позиции 2404 ТН ВЭД ЕАЭС.

То обстоятельство, что в силу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, не исключает общеобязательного характера принимаемых Правительством РФ нормативных актов, а также учета того обстоятельства, что осуществляя нормативно-правовое регулирование в пределах своей компетенции, Правительство РФ исходит из того, что классификации одноразовых ЭСДН осуществляется именно в товарной позиции 8543 ТН ВЭД ЕАЭС.

Довод таможенного органа о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2022 N 86 не подлежит применению, поскольку не затрагивает вопросов классификации товаров, а касается вопросов маркировки товаров в целях мониторинга за их оборотом, подлежит отклонению, поскольку заявитель не ссылается на то, что классификация ЭСДН одноразового использования должна осуществляться в соответствии с данным постановлением, а проводит его в качестве дополнительного подтверждения того, что Правительство Российской Федерации в официальных документах, принятых уже после вступления в силу новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС и введения новой товарной подсубпозиции 2404 12 000 0, исходит из того, что ЭСДН одноразового использования продолжаются классифицироваться в товарной позиции 8543 ТН ВЭД ЕАЭС.

Учитывая изложенное, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа является незаконным и необоснованным, а также нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.

По результатам проведенного Екатеринбургской таможней таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений (акт N 10502000/224/070922/А0014 от 07.09.2022) заполнена корректировка декларации на товары N10009100/240222/3027245 от 12.01.2023, что повлекло доначисление таможенных платежей и акциза.

13.01.2023 на основании корректировки декларации на товары от 12.01.2023, посредством автоматизированной подсистемы учета и контроля задолженности по уплате таможенных платежей (АПС - Задолженность), были сформированы и направлены в адрес ИП Игнатьева Дениса Игоревича (ИНН 665911428718) и лица, несущего солидарную обязанность по уплате таможенных платежей ООО "ВЭД-БРОКЕР" (ИНН 6658225269) через АПС "Личный кабинет участника ВЭД" уведомления об уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени NN10502000/У2022/0000157, 10502000/У2022/0000158 на общую сумму 427 159,62 рублей.

 

       

Вид платежа

Ставка

Было начислено

Начислено с учетом Решения

2010-ввозная таможенная пошлина

5%

38 066.35

38 066.35

4280 Акциз на жидкости для электронных систем доставки никотина

18700 мл.* 17 руб.

317 900.00

317 900.00

5010 НДС

20%

71 193,27

71193,27

 

Считая действия таможни по выставлению указанного уведомления незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Согласно пункту 3 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в случае неисполнения или Ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов, а также лицам, которые в соответствии с ТК ЕАЭС несут с плательщиком таможенных пошлин, налогов солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов или, если это предусмотрено законодательством государств-членов Евразийского экономического союза, - субсидиарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов.

Форма указанного уведомления, порядок и срок исполнения предусмотренных таким уведомлением требований устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

На основании части 2 статьи 73 Закона уведомление должно содержать, в том числе, сведения о суммах подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; о наступившем сроке исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов; о суммах пеней и (или) процентов, начисленных по день формирования уведомления либо по день окончания сроков направления такого уведомления включительно.

Форма уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней утверждена приказом ФТС России от 30.10.2018 N 1752 "Об утверждении формы уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (зарегистрирован в Минюсте России 18.01.2019 N 53437, далее - Приказ N 1752).

Согласно части 15 статьи 73 Закона уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок.

Частью 2 статьи 74 Закона предусмотрено, что днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары.

Подпунктом 2 пункта 1 приказа ФТС России от 24.12.2018 N 2095 "Об определении таможенных органов, уполномоченных на взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней" (зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2019 N 53535), (далее - Приказ N 2095) установлено производить взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении товаров с плательщика таможенных пошлин, налогов, плательщика специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, плательщика таможенных сборов, если таможенные и иные платежи подлежат уплате в Российской Федерации и плательщик является российским юридическим лицом (организацией), индивидуальным предпринимателем таможне, указанной в приложении к Приказу N 2095, - если место нахождения плательщика или его место жительства расположено в месте, указанном в приложении к Приказу N 2095, если иное не предусмотрено подпунктом 3 пункта 1 Приказа N 2095.

В соответствии с приложением к Приказу N 2095 Екатеринбургская таможня осуществляет администрирование задолженности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в отношении плательщиков с местом нахождения в Свердловской области.

Судом установлено, что Екатеринбургской таможней соблюдена процедура взыскания задолженности по уплате таможенных платежей с плательщика таможенных пошлин, налогов.

Уведомление, предусмотренное статьей 73 Закона, является ненормативным правовым актом, принимаемым в начале процедуры принудительного взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, выявленной таможенным органом по результатам мероприятий таможенного контроля.

Суть властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для участников таможенных отношений в результате направления уведомления (уточнения к уведомлению), состоит в определении размера обязанности плательщика по уплате соответствующих платежей, имея в виду, что лишь в отношении суммы задолженности по таможенным платежам, указанном в уведомлении (уточнении к уведомлению), в дальнейшем допускается применение мер принудительного взыскания за счет имущества плательщика.

С учетом специфики уведомлений в таможенных отношениях и отсутствия в законодательстве обязательного внесудебного (административного) порядка урегулирования споров, возникающих из результатов таможенного контроля, судебное оспаривание уведомлений о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, решений (действий), принятых (совершенных) таможенными органами при взыскании таможенных пошлин и налогов в соответствии с положениями главы 12 Закона, возможно в том числе по мотиву неправомерности начисления таможенных платежей.

При обращении в суд Общество не приводит доводов о несогласии с доначислением таможенных платежей и пеней, как они произведены в оспариваемом уведомлении.

Как следует из материалов дела, решение, послужившее основанием для доначисления таможенных платежей, обществом не обжалуется.

Оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов общества при выставлении в его адрес уведомления, в том числе с точки зрения обоснованности начисления указанных в уведомлении сумм таможенных платежей, пеней не усматривается, указанная позиция поддерживается и Верховным Судом Российской Федерации (определение от 19.01.2022 N 305-ЭС21-18083).

Таким образом, суд отказывает в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Игнатьева Дениса Игоревича к Екатеринбургской таможне о признании незаконным действия по выставлению уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 13.01.2023 г. N10502000/У2023/0000158.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Кодекса.

Данная позиция соответствует разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (абзац третий пункта 21).

С учетом изложенного, уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительным решение Екатеринбургской таможни РКТ-10502000-22/000024 от 16.09.2022 г. о классификации товара.

Обязать Екатеринбургскую таможню (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Игнатьева Дениса Игоревича (ИНН 665911428718, ОГРНИП 321665800005107).

3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Екатеринбургской таможне (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411) в пользу индивидуального предпринимателя Игнатьева Дениса Игоревича (ИНН 665911428718, ОГРНИП 321665800005107) 300 (триста) рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

7. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение".

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис "Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов" на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".

 

Судья
Е.В. Лукина
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies