|
;
Действует
История статусов
Подписан 14.11.2023 |
См.также: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 февраля 2024 г. по делу N А40-181358/2023, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10 апреля 2024 г. по делу N А40-181358/2023
Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Калачевой Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Общества с ограниченной ответственностью "Воздух" (115230, город Москва, Варшавское шоссе, дом 42, эт 6 ком 6240, ОГРН: 1197746564949, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2019, ИНН: 7726457640) к Внуковской таможне (119027, город Москва, Внуково поселок, Центральная улица, дом 2, корпус 1, ОГРН: 1027739083481, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7732041431) о признании незаконными решений от 15 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/120221/0053672, 10005030/020421/0145023, 10005030/010521/0203158;
от 17 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/170521/0229803, 10005030/090621/0276090, 10005030/300721/0376589; от 18 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/061220/0378493), 10005030/290921/0496234; о возложении обязанности восстановить нарушенные права Общества с ограниченной ответственностью "Воздух" путем возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в размере 1 372 747 руб. 29 коп.,
при участии представителей:
от заявителя: Охрименко М.Н. по дов. от 04.08.2023 г.
от заинтересованного лица: Гончарова Д.А. по дов. от 25.09.2023 г., Терехова А.С. по дов. от 28.12.2022 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воздух" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Внуковской таможне о признании незаконными решений от 15 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/120221/0053672, 10005030/020421/0145023, 10005030/010521/0203158; от 17 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/170521/0229803, 10005030/090621/0276090, 10005030/300721/0376589; от 18 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/061220/0378493), 10005030/290921/0496234; о возложении обязанности восстановить нарушенные права Общества с ограниченной ответственностью "Воздух" путем возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в размере 1 372 747 руб. 29 коп..
Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований.
Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, ООО "Воздух" является участником внешнеэкономической деятельности, осуществляющим таможенное декларирование товаров в регионе деятельности Шереметьевской таможни, выступает в качестве получателя, декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование.
В рамках внешнеторговых контрактов N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г., заключенных между ООО "Воздух" (Покупатель, Россия) и фирмой "Aeromotus Unmanned Aerial Vehicles Trading LLC", (Продавец. Объединенные Арабские Эмираты), а также в рамках внешнеторгового контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г., заключенного между ООО "Воздух" (Покупатель, Россия) и фирмой "DJI Europe B.V.". (Продавец, Нидерланды) на базисных условиях поставки СРТ Москва (Инкотермс 2010) осуществлен ввоз квадрокоптеров модели MATRICE 300 (RTK) (далее - товар), страна происхождения Китай, товарный знак DJI. производитель SZ DJI TECHNOLOGY CO., LTD, код ТН ВЭД ЕАЭС 8802 11 000 2.
В соответствии с требованием п. 3 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенное декларирование осуществлялось в электронной форме.
Квадрокоптеры были оформлен по следующим декларациям на товары (далее - ДТ): 1) N 10005030/120221/0053672 (товар N 1) в количестве 6 шт., общей суммой по счету 21168 долларов США. весом брутто 108 кг, весом нетто 96 кг.
N 10005030/020421/0145023 (товар N 4) в количестве 3 шт., общей суммой по счету 10119 долларов США, весом брутто 53, 7 кг, весом нетто 48 кг.
N 10005030/010521/0203158 (товар N 1) в количестве 5 шт., общей суммой по счету 16865 долларов США, весом брутто 88 кг, весом нетто 80 кг.
N 10005030/170521/0229803 (товар N 4) в количестве 5 шт., общей суммой по счету 16865 долларов США, весом брутто 85 кг, весом нетто 80 кг.
N 10005030/090621/0276090 (товар N 5) в количестве 5 шт., общей суммой по счету 16865 долларов США, весом брутто 91, 6 кг, весом нетто 80 кг.
N 10005030/300721/0376589 (товар N 2) в количестве 30 шт., общей суммой по счету 101190 долларов Евро, весом брутто 535 кг, весом нетто 480 кг.
N 10005030/061220/0378493 (товар N 1) в количестве 13 шт., общей суммой по счету 25736 долларов США, весом брутто 109, 5 кг, весом нетто 99,48 кг.
N 10005030/290921/0496234 (товар N 4) в количестве 20 шт., общей суммой по счету 63147 Евро, весом брутто 272, 035 кг, весом нетто 230,025 кг.
Таможенная стоимость товаров заявлена декларантом по 1 методу - стоимость сделки с ввозимыми товарами (ст. 39 ТК ЕАЭС).
На основании п 7. ст. 109 ТК ЕАЭС подача спорной ДТ в электронном виде не сопровождалась представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары.
При декларировании товаров обществом представлена вся необходимая информация о документах, предусмотренных ст. 108 ТК ЕАЭС и подтверждающих сведения, заявленные в вышеуказанных ДТ.
Выпуск товара для внутреннего потребления был произведен Шереметьевской таможней в соответствии с заявленной декларантом таможенной стоимостью по первому методу таможенной оценки.
Однако после выпуска товаров Внуковская таможня провела проверку документов и сведений в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным ДТ.
Письмом от 16.11.2022 г. N 01-19/14172 таможня направила в адрес общества акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10001000/210/141122/АО108 от 14.11.2022 г.
В результате проведенной проверки таможенный орган посчитал заявленную таможенную стоимость произвольной, документально неподтвержденной, первый метод -по стоимости сделки с ввозимым товаром неприменимым, принял решения от 15.05.2023 г., от 17.05.2023 г., от 18.05.2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/120221/0053672 (товар N 1). 10005030/020421/0145023 (товар N 4), 10005030/010521/0203158 (товар N 1), 10005030/170521/0229803 (товар N 4), 10005030/090621/0276090 (товар N 5), 10005030/300721/0376589 (товар N 2), 10005030/061220/0378493 (товар N 1), 10005030/290921/0496234 (товар N 4) и самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости с использованием резервного метода (метод N 6) (в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС), применив в качестве источников ценовой информации сведения о товарах из ДТ NN: 10005030/121120/0344033 (товар 4), 10005030/290321/0135510 (товар 1). 10005030/010521/0203439 (товар 1), 10005030/210621/0298510 (товар 3).
Указанные решения привели к доначислению и взысканию дополнительных таможенных платежей в сумме 1 372 747, 29 руб., что подтверждается уведомлениями о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.05.2023 г. N 10100000/У2023/0026185, от 17.05.2023 г. N 10100000/У2023/0026182, от 19.05.2023 г. N 10100000/У2023/0026745, от 22.05.2023 г. N Ю100000/У2023/0027117, от 22.05.2023 г. N 10100000/У2023/0027122. от 22.05.2023 г. N 10100000/У2023/0027127, от 23.05.2023 г. N 10100000/У2023/0027432, от 23.05.2023 г. N 10100000/У2023/0027425.
Заявитель считает решения Внуковской таможни от 15.05.2023 г., от 17.05.2023 г., от 18.05.2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/120221/0053672 (товар N 1). 10005030/020421/0145023 (товар N 4), 10005030/010521/0203158 (товар N 1), 10005030/170521/0229803 (товар N 4). 10005030/090621/0276090 (товар N 5), 10005030/300721/0376589 (товар N 2), 10005030/061220/0378493 (товар N 1), 10005030/290921/0496234 (товар N 4) незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО "Воздух" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем обратился в суд с настоящим заявлением.
Оценка доказательств показала следующее.
В соответствии с п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Согласно п. 15 ст. 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 настоящего кодекса.
Определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров (п. 9 ст. 38 ТК ЕАЭС).
П. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 указанного кодекса, при выполнении следующих условий:
отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено:
никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза могут быть произведены дополнительные начисления:
покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с п. 4 данной статьи.
При этом, в случае, если хотя бы одно из условий, указанных в п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 (метод но стоимости сделки с ввозимыми товарами) не применяется (п. 2 ст. 39 ТК ЕАЭС).
Исходя из положений п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС, иеной, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В соответствии с пп. 4 и 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст. 108 Кодекса.
Пп. 10 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС предусмотрено, что документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
Согласно п. 2 и 3 ст. 108 ТК ЕАЭС, если в документах, указанных в п. 1 ст. 108 Кодекса, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с п. 8 ст. 104 Кодекса или определенных статьями 114 - 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, при ее определении по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами приведен в ст. 108 ТК ЕАЭС и в п. 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".
Пунктом 13 ст. 38 ТК ЕАЭС закреплено право таможенных органов убеждаться в достоверности или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для подтверждения таможенной стоимости товаров.
Как следует из п. 1, 2 ст. 313 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Согласно п. 3 ст. 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных данным Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Форма решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров определяется Комиссией. Сроки и порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров определяются Комиссией.
Случаи и порядок внесения изменений и дополнений в декларацию на товары установлены Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым утверждён Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, разделом III которого регламентировано внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров (далее - Порядок внесения изменений и (или) дополнений. Порядок N 289).
Раздел V Порядка N 289 регламентирует внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа.
В соответствии с пунктом 21 Порядка N 289 внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению N 1.
В качестве решения может рассматриваться иное решение таможенного органа, принятое по результатам таможенного контроля, если такое решение содержит требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, сведения о регистрационном номере ДТ. перечень изменений (дополнений), вносимых в сведения, заявленные в ДТ, основания внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, срок представления в таможенный орган КДТ, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС (пункт 23 указанного Порядка N 289).
Таким образом, в силу предоставленных таможенному органу полномочий при проведении проверки достоверности заявленных при декларировании сведений о товаре и его таможенной стоимости, принятие решения о внесении изменений в таможенную декларацию в части определения таможенной стоимости и подлежащих уплате исчисленных на ее основе таможенных платежей, должно быть обусловлено наличием обстоятельств, объективно препятствующих применению декларантом выбранного им метода определения таможенной стоимости.
Таможенному органу были предоставлены все необходимые документы и пояснения (объяснения) для подтверждения таможенной стоимости первым методом таможенной оценки.
В результате проведенной проверки, как полагает таможенный орган, сведения о таможенной стоимости товара, заявленные декларантом в вышеуказанных ДТ, должным образом не подтверждены информацией, содержащейся в документах, представленных при декларировании и в рамках проведенной проверки, следовательно, недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу.
Данный довод отклоняется судом по следующим основаниям.
В ходе проверки в ответ на запрос N 01-19/11224 от 07.09.2022 г. декларант предоставил таможне все имеющиеся дополнительные документы и сведения на бумажном носителе, а именно:
Уставные и учредительные документы, приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Справки из банковских организаций об открытых (закрытых) банковских счетах с 01.01.2020 по 31.12.2021 г.
Внешнеторговые контракты с действующими приложениями, спецификациями, дополнениями, изменениями к ним: N 220220-2 от 22.02.2020. N Б/Н от 22.02.2020, N 050521-1 от 05.05.2021.
Комплект документов по каждой поставке (спецификация, заказ, инвойс, прайс-лист, инвойсы, авианакладная).
Заявления на перевод и ВБК по запрашиваемым контрактам.
Карточки счета 41.01, 60.21, 60, 68.2. 90. оборотно-сальдовую ведомость по счету 68.02, 68.04, 90.
Документы по реализации ввезенных товаров (договор, товарные накладные).
Кроме того, по каждому пункту запроса декларантом были даны мотивированные пояснения и объяснения таможне о причинах невозможности предоставления отдельных документов и сведений.
Следовательно, для подтверждения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (1-му методу) декларантом были представлены таможенному органу все документы, предусмотренные ст. 108 ТК ЕАЭС, а также решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 г. N 42.
Разночтения в предоставленных документах таможенным органом не выявлены-данные о стоимости товара (цене сделки) и о стоимости его доставки во всех документах одинаковы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49), в соответствии с пунктом 10 статьи 38 Таможенного кодекса таможенная стоимость ввозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее -АПК РФ и КАС РФ соответственно).
При оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара (пункт 9 Постановления Пленума ВС РФ N 49).
В рассматриваемом случае документальным подтверждением заключения сделки являются контракты N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г., N 050521-1 от 05.05.2021 г. (далее - Контракты).
Согласно разделу 1 Контрактов Продавец продает, а Покупатель покупает на условиях СРТ Москва, согласно Инкотермс-2010 товары: гражданские беспилотные летательные аппараты (не военного назначения), комплектующие, аксессуары, дополнительное оборудование, электронные компоненты и запчасти (программное обеспечение) к ним.
Как указано в пункте 2.2. контрактов N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г. валюта цены - доллары США, контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г. - Евро.
В соответствии с пунктом 2.3. Контрактов количество товара и цены указываются в спецификациях на каждую поставку.
Согласно пунктам 4.1. и 4.2. контрактов N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г. оплата товара производится в течение 180 дней со дня поставки каждой партии товара и осуществляется Покупателем в долларах США путем банковского перевода на счет Продавца.
Как предусмотрено пунктами 4.1. и 4.2. контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г. Покупатель либо производит авансовый платеж 100 % суммы, указанной в товарной накладной (инвойсе), выставляемой Продавцом на основании заказа Покупателя и в таком случае оплата производится в течение 14 календарных дней с даты, указанной в товарной накладной (инвойсе), либо производит оплату в течение 180 дней с даты поставки, указанной в пункте 3.3. настоящего договора. Оплата товара осуществляется Покупателем в Евро (978) путем банковского перевода на счет Продавца.
Конкретное наименование товара, модель, марка, количество, цена за единицу, общая стоимость товара были определены и согласованы между Продавцом и Покупателем в спецификациях к Контрактам N IN V-016VDH от 02.02.2021 г., N IN V-019VDH от 14.03.2021 г., N IN V-021VDH от 16.04.2021 г., N IN V-022VDH от 17.04.2021 г., N IN V-023VDII от 14.05.2021 г., N IN V-050521 -1DJI-005 от 22.06.2021 г., N IN V-011VDH от 05.11.2020 г., N IN V-050521-1DJI-008 от 16.09.2021 г.
Аналогичные сведения о цене товара содержатся в прайс листах и инвойсах Продавцов N IN V-016VDH от 06.02.2021 г.. N IN V-019VDH от 16.03.2021 г., N IN V-021VDH от 20.04.2021 г.. N IN V-022VDH от 21.04.2021 г., N IN V-023VDH от 18.05.2021 г., N IN V-050521-1DJI-005 от 26.06.2021 г., N IN V-011VDH от 09.11.2020 г., N IN V-050521-1DJI-008 от 20.09.2021 г.
Таким образом, вышеуказанные Контракты, спецификации, инвойсы. прайс листы в их совокупности, позволяют установить согласованные сторонами условия об ассортименте, количестве и цене поставляемых товаров.
Товар оплачен Продавцам распоряжениями на перевод N 5 от 04.03.2021 г., N 6 от 04.03.2021 г., N 7 от 10.03.2021 г., N 8 от 09.04.2021 г., N 9 от 28.04.2021 г., N 10 от 29.04.2021 г., N 17 от 10.06.2021 г., N 9 от 22.12.2020 г., N 18 от 11.06.2021 г., N 28 от 19.08.2021 г., N 29 от 26.08.2021 г., ввезен на территорию РФ в 2020 и 2021 годах, оформлен в таможенном отношении по ДТ NN: 10005030/120221/0053672 (товар N 1), 10005030/020421/0145023 (товар N 4), 10005030/010521/0203158 (товар N 1).
10005030/170521/0229803 (товар N 4), 10005030/090621/0276090 (товар N 5), 10005030/300721/0376589 (товар N 2), 10005030/061220/0378493 (товар N 1), 10005030/290921/0496234 (товар N 4).
Товар принят и отражен в бухгалтерском учете Покупателем, что подтверждается приходными ордерами N 13, N 65, N 99, N 107, N 111, N 286, N 96, N 366 и накладными N 13 от 12.02.2021 г., N 65 от 02.04.2021 г., N 99 от 01.05.2021 г., N 107 от 17.05.2021 г., N 111 от 09.06.2021 г., N 286 от 30.07.2021 г., N 96 от 06.12.2020 г., N 366 от 29.09.2021 г.
Следовательно, факт реального осуществления сделки, на основании которой приобретен товар, цена, условия оплаты и поставки товара подтверждаются представленными в таможенный орган товарно-транспортными, коммерческими и расчетными (платежными) документами.
В силу положений статей 53, 54, 55 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венской Конвенции 1980 года) и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цена сделки (договора, контракта) определяется соглашением сторон.
Цена товара является результатом переговорного процесса, учитывающего интересы сторон, и подтверждающегося контрактом, инвойсом, товаросопроводительными документами, фактом реального осуществления сделки.
Таможня не доказала невозможность использования стоимости сделки купли-продажи, указанную в инвойсе на поставленный товар, в качестве основы для определения таможенной стоимости по стоимости сделки, не опровергла достоверность, сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий.
Наличие каких-либо расхождений относительно ценовой информации, содержащихся в коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к сделке с товарами, ввезенными Обществом по указанным ДТ. таможенным органом не выявлено и в оспариваемых решениях они не указаны.
Сделки по данным поставкам завершены, товар оплачен Покупателем Продавцам в полном объеме, что подтверждается ведомостями банковского контроля.
Ведомости банковского контроля по контрактам N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г., N 050521-1 от 05.05.2021 г. содержат сведения необходимые для осуществления валютного контроля со стороны органов и агентов валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). Таможенные органы являются органами валютного контроля и наряду с уполномоченными банками, которые являются агентами валютного контроля, осуществляют функции валютного контроля.
В соответствии с п. 8.8. Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" при поступлении в банк УК информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары в соответствии с Положением о передаче таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1459 "О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 1, ст. 55) (далее - Положение о передаче информации о декларациях на товары), указанная информация вносится банком УК в ведомость банковского контроля в автоматизированном режиме в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции.
Согласно п. 4. "Примечаний к ведомости банковского контроля по контракту" Раздел III "Сведения о подтверждающих документах" формируется из информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, полученной в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары, перечень которой приведен в приложении 2 к указанному Положению, из информации, содержащейся в справках о подтверждающих документах, а также на основании информации, содержащейся в иных имеющихся в связи с проведением операций резидента в распоряжении банка УК подтверждающих документах, и (или) информации, подлежащей отражению в ведомости банковского контроля.
Так, все осуществленные платежи по контрактам N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г., N 050521-1 от 05.05.2021 г. отражены в разделе II "Сведения о "платежах" ведомостей банковского контроля.
За совершенные в адрес Продавцов платежи в качестве подтверждающих документов банком приняты и учтены спорные ДТ NN: 10005030/120221/0053672, 10005030/020421/0145023, 10005030/010521/0203158, 10005030/170521/0229803, 10005030/090621/0276090, 10005030/300721/0376589, 10005030/061220/0378493, 10005030/290921/0496234 (подраздел III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля).
При этом, по контрактам N Б/Н от 22.02.2020 г., N 220220-2 от 22.02.2020 г.. которыми предусмотрена постоплата, сумма уплаченных платежей соответствует стоимости всех ввезенных по данным контрактам товаров, что подтверждается сведениями, содержащимися в разделе V "Итоговые данные расчетов по контракту" (сальдо расчетов -0).
Общество письменно поясняет (см. письма от 08.08.2023 г.), что на момент предоставления документов во Внуковскую таможню: сумма всех платежей по контракту N Б/Н от 22.02.2020 г. составила в эквиваленте 820292 долларов США, товар ввезен на сумму 820292 долларов США по ДТ NN: 10005030/091220/0384114, 10005030/200121/0014653, 10005030/120221/0053672. 10005030/130221/0054600, 10005030/230321/0124215, 10005030/250321/0129255, 10005030/020421/0145153, 10005030/020421 /0145023, 10005030/010521/0203158. 10005030/170521/0229803, 10005030/090621/0276090, 10005030/290621/0315269, 10005030/130721/0341254, 10005030/030921/0444466, 10005030/281121/3003239, 10005030/270122/3044678, что подтверждается ведомостью банковского контроля от 21.09.2022 г. по контракту N Б/Н от 22.02.2020 г. (УНК 20120035/2879/0000/2/1 от 09.12.2020 г.).
Сумма всех платежей по контракту N 220220-2 от 22.02.2020 г. составила в эквиваленте 307685 долларов США, товар ввезен на сумму 307685 долларов США по ДТ NN: 10005030/040320/0063915, 10005030/210520/0138065, 10005030/150620/0160744, 10005030/310720/0212198, 10005030/100820/0223875, 10005030/210820/0236801. 10005030/070920/0256616, 10005030/021020/0289466, 10005030/091120/0339370, 10005030/121120/0343432, 10005030/061220/0378493, 10005030/111220/0386854, 10005030/200121/0014723.. что подтверждается ведомостью банковского контроля от 21.09.2022 г. по контракту N 220220-2 от 22.02.2020 г. (УНК 20020658/1481/1948/2/1 от 25.02.2020 г.).
Сумма всех платежей превышала стоимость ввезенного товара на 97312, 19 Евро, что отражено в ведомости банковского контроля по контракту N 050521-1 от 05.05.2021 г. (УНК 21050025/2879/0000/2/1 от 14.05.2021 г.). Данное обстоятельство не противоречит условиям контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г., поскольку авансовый платеж на сумму 97312,19 Евро предназначался для будущих поставок товара. В данной ведомости банковского контроля ДТ NN: 10005030/300721/0376589. 10005030/290921/0496234 отражены как документы, подтверждающие совершенные по контракту N 050521-1 от 05.05.2021 г. платежи.
Таким образом, в ходе проверки обществом были представлены все документы, представление которых вместе с декларацией на товары является обязательным и перечень которых приведен в статье 108 ТК ЕАЭС, в том числе и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости по перечню п. 8 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 марта 2018 г. N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".
Доводы таможенного органа, положенные в основу оспариваемых решений, являются несостоятельными, не соответствуют обстоятельствами дела и опровергаются предоставляемыми документами и пояснениями декларанта.
В оспариваемых решениях по ДТNN: 10005030/120221/0053672 (товар N 1), 10005030/020421/0145023 (товар N 4), 10005030/010521/0203158 (товар ЛЬ 1), 10005030/170521/0229803 (товар N 4), 10005030/090621/0276090 (товар М 5), 10005030/061220/0378493 (товар N 1) таможенный орган приводит следующие доводы:
"В соответствии с пунктом 4.2 контрактов от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2, оплата партии товара осуществляется в долларах США путем банковского перевода на счет Продавца (АЕ100260001025285981602). При этом платежи по контракту, производились ООО "ВОЗДУХ" в евро. - распоряжение на перевод от 03.03.2021 N 6 на сумму 16300 евро; - распоряжение на перевод от 10.03.2021 N 7 на сумму 22200 евро; -распоряжение на перевод от 09.04.2021 N 8 на сумму 61000 евро; - распоряжение на перевод от 10.06.2021 N 17 на сумму 75182.23 евро; - распоряжение на перевод от 04.03.2021 N 5 на сумму 20480 евро; - распоряжение на перевод от 28.04.2021 N 9 па сумму 29133 евро; - распоряжение на перевод от 29.04.2021 N 10 на сумму 62855.07 евро; -распоряжение на перевод от 22.12.2020 N 9 на сумму 92840 евро. Контракт заключен ООО "ВОЗДУХ" с AEROMOTUS UNMANNED AERIAL VEHICLES TRADING LLC но при этом в качестве бенефициара по указанному выше распоряжению на перевод выступает DJI Europe В. V., счет зачисления - 848742037275".
Данные доводы таможенного органа не состоятельны и подлежат отклонению ввиду следующего.
В указанных распоряжениях на перевод в графе "Информация для валютного контроля" имеется ссылка, что оплата осуществляется по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 на основании писем Исх N 4 от 04.03.2021 г., N 5 от 04.03.2021 г., N 6 от 10.03.2021 г., N 7 от 09.04.2021 г., N 8 от 28.04.2021 г., N 9 от 29.04.2021 г., N 11 от 10.06.2021 г.. N 7 от 22.12.2020 г.
Согласно указанным письмам продавец "Aeromotus Unmanned Aerial Vehicles Trading 1.1.С" просит оплатить сумму долга за поставленный товар по контрактам от
22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 в Евро с эквивалентом в долларах США по соответствующему курсу на расчетный счет иной компании.
В своих письмах от 08.08.2023 г. общество поясняет, что в отдельных случаях и на основании писем Продавца оплата по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 производилась в адрес третьего лица в Евро по соответствующему курсу к доллару США. Сумма платежей по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 соответствует стоимости, заявленной в таможенных декларациях на все поставки товара по данным контрактам.
Кроме того, в ходе проверки в таможню обществом были предоставлены ведомости банковского контроля от 21.09.2022 г. по контракту N Б/Н от 22.02.2020 г. (УНК 20120035/2879/0000/2/1 от 09.12.2020 г.) и по контракту N 220220-2 от 22.02.2020 г. (УНК 20020658/1481/1948/2/1 от 25.02.2020 г.).
Данными ведомостями банковского контроля подтверждается, что вышеуказанные платежи осуществлены обществом по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 и в эквиваленте в долларах США соответствуют стоимости всех поставок, осуществленных по данным контрактам (см. Разделы II, III, V), о чем свидетельствует нулевое сальдо расчетов.
Указанные обстоятельства таможенным органом при проведении проверки не учтены. Внуковская таможня имела возможность проанализировать ведомости банковского контроля по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 и, в случае сомнений, запросить у декларанта дополнительные пояснения и документы, однако этого сделано не было.
В оспариваемых решениях таможенный орган указывает, что "ООО "ВОЗДУХ" в подтверждение уплаты за товары по ДТN 10005030/300721/0376589 (инвойс от 22.06.2021 на сумму 119971 евро) и по ДТ N 10005030/290921/0496234 (инвойс от 16.09.2021 на сумму 93702 евро) представлены распоряжения на перевод авансовых платежей: - распоряжение на перевод авансовых платежей от 11.06.2021 N 18 в рамках контракта N 050521-1 от 05.05.2021 на сумму 97920 евро; - распоряжение на перевод авансовых платежей от 19.08.2021 N 28 в рамках контракта N 050521-1 от 05.05.2021 на сумму 34400 евро: - распоряжение на перевод авансовых платежей от 26.08.2021 N 29 в рамках контракта N 050521-1 от 05.05.2021 на сумму 120448 евро. В соответствии с пунктом 4.1 контракта N 050521-1 от 05.05.2021, покупатель либо производит авансовый платеж в размере 100% суммы, указанной в товарной накладной (инвойсе), выставляемой Продавцом на основании заказа Покупателя и в таком случае оплата производится в течение 14 календарных дней с даты, указанной в товарной накладной (инвойсе), либо производит оплату партии товара в течение 180 дней с даты поставки, указанной в пункте 3.3 настоящего договора. Таким образом, перечисленные выше авансовые платежи осуществлены не в соответствии с пунктом 4.1 контракта N 050521-1 от 05.05.2021 и превышают стоимость товаров, декларируемых по ДТ N 10005030/300721/03 76589".
Данные доводы таможенного органа не состоятельны и подлежат отклонению ввиду следующего.
В своем письме от 08.08.2023 г. общество поясняет, что в соответствии с условиями контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г. оплата товара производится как в виде аванса, так и после поставки товара. На момент предоставления документов во Внуковскую таможню сумма всех платежей превышала стоимость ввезенного товара на 97312, 19 Евро, что отражено в ведомости банковского контроля по контракту N 050521-1 от 05.05.2021 г. (УНК 21050025/2879/0000/2/1 от 14.05.2021 г.). Данное обстоятельство не противоречит условиям контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г., поскольку авансовый платеж на сумму 97312,19 Евро предназначался для будущих поставок товара.
Кроме того, за совершенные в адрес Продавца платежи в качестве подтверждающих документов банком приняты и учтены спорные ДТ NN: 10005030/300721/0376589. 10005030/290921/0496234 (подраздел III.I "Сведения о подтверждающих документах" ведомости банковского контроля).
Как указано в оспариваемых решениях: "ООО "ВОЗДУХ" представлены документы по реализации ввезенных по проверяемой ДТ товаров, в результате анализа которых установлено значительное превышение стоимости реализуемых ООО "ВОЗДУХ" на внутреннем рынке квадрокоптеров по сравнению со стоимостью квадрокоптеров, ввезенных по ДТ".
Суд полагает, что данный довод таможни не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости ввиду следующего.
Цена реализации товаров на внутреннем рынке с учетом условий ее формирования не является критерием для определения таможенной стоимости товаров.
Формирование цены товара на внутреннем рынке не может свидетельствовать о недостоверности сведений в отношении стоимости ввозимого товара, не опровергает и не подтверждает ее.
Как следует из оспариваемых решений стоимость одного квадрокоптера Matrice 300 (RTK) с учетом уплаченных таможенных платежей составила от 324 245, 79 руб. до 386 742,68 руб., тогда как данный товар реализовывался на внутрнеенем рынке РФ по ценам от 500 ООО руб./шт. до 3 327 684,08 руб./шт.
Вместе с тем таможней не учтено, что закупочная стоимость одного квадрокоптера Matrice 300 (RTK) с учетом уплаченных таможенных платежей не включает иные общие коммерческие и управленческие расходы, связанные с ввозом и реализацией спорных товаров.
Также, таможней не учтено, что в отдельных случаях квадрокоптеры реализовывались на внутреннем рынке РФ с дополнительным оборудованием, т.е. в иной по сравнению с ввозом комплектации, что и обусловило более высокую стоимость товара.
Так, например:
квадрокоптер, ввезенный по ДТ N 10005030/120221/0053672 (товар N 1), согласно счету-фактуре N 28 от 22.03.2021 г. был реализован ГБУ "КАББАЛКЛЕСХОЗ И ЛЕСНАЯ ОХРАНА" с дополнительным оборудованием - тепловизором по цене 1 156 250.00 руб./шт.;
квадрокоптер, ввезенный по ДТ N 10005030/020421/0145023 (товар N 4), согласно счету-фактуре N 59 от 01.06.2021 г. был реализован ООО "Контролтугоу" с дополнительными АКБ, по цене 1 060 622, 17 руб./шт.
квадрокоптер, ввезенный по ДТ N 10005030/170521/0229803 (товар N 4), согласно счету-фактуре N 96 от 09.06.2021 был реализован АО "РМК" с дополнительным оборудованием - с мобильной станцией и триподом, по цене 912 175, 00 руб./шт.
квадрокоптер, ввезенный по ДТ N 10005030/090621/0276090 (товар N 5), согласно счету-фактуре N 202 от 02.08.2021 г. и спецификации N 1-8900461764 от 25.06.2021 г. к договору поставки N УКК-21/398М-8000379960 от 25.06.2021 г. был реализован ООО "Еврохим-Укк" по цене 3 327 684, 08 руб. как геодезический комплекс для проведения испытаний, в состав которого, кроме самого квдрокоптера, входило дополнительное оборудование - зарядная станция, аккумуляторы, камеры, поисковый комплект с рацией, мобильная станция, программное обеспечение.
Таким образом, цена реализации зависит от коммерческих и управленческих расходов, связанных с ввозом и реализацией спорных товаров, а также от базовой или дополнительной комплектации оборудования-Данные обстоятельства таможней не анализировались и учтены не были.
В оспариваемых решениях таможенный орган указывает, что стоимость квадрокоптеров модели Matrice 300 (RTK), задекларированных по спорным ДТ, в комплекте с пультом дистанционного управления, аккумулятором, блоком питания, калибровочной пластиной, стойками шасси, ремешком для контролера, резиновыми заглушками, usb-кабелями, запасными пластиковыми пропеллерами, защитными ручками-джойстиками, амортизаторами стабилизатора, винтами, шестигранниками, руководством пользователя составляет 3373 долларов США и 3528 долларов США за 1 шт. Стоимость квадрокоптера модели Matrice 300. декларируемого иными участниками ВЭД в пересчете по курсу ЦБ РФ составляла от 3 9 74, 07 долларов США до 4 217,46 долларов США.
Данный довод таможни не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости ввиду следующего.
В пункте 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49 разъяснено, что отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Так, отклонение заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами (3373 долларов США и 3528 долларов США) от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами (от 3 974, 07 долларов США до 4 217,46 долларов США) не является существенным и составляет от 13 % до 25 %.
В связи с чем довод таможни о минимальной стоимости ввозимых заявителем квадрокоптеров не может являться ни признаком недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, ни, тем более основанием для корректировки таможенной стоимости.
Как указано в оспариваемых решениях: "ООО "ВОЗДУХ" не были представлены по запросу Внуковской таможни следующие документы и сведения: 1) Прайс-листы производителя/продавца товаров для неограниченного круга лиц. Отсутствие указанных документов объясняется тем. что все цены формируются исходя из объемов закупки товаров каждым покупателем; 2) Распечатки электронной версии, либо копии экспортных деклараций с отметками таможенных органов страны отправления. Непредставление указанных документов объясняется их отсутствием. 3) Информация о стоимости идентичных/однородных товаров, имеющаяся в распоряжении декларанта. Договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ЕАЭС. Непредставление указанных документов объясняется их отсутствием.
По данным доводам суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 10 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" в качестве объяснения причин, по которым документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом у декларанта при проведении контроля таможенной стоимости товаров, не могут быть представлены и (или) отсутствуют, рассматриваются представленные декларантом документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие, что:
запрошенный документ не существует или не применяется в рамках сделки;
лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или) сведениями. Таким образом, документы об отсутствии экспортной декларации были представлены в таможенный орган в соответствии с действующим законодательством.
В ответ на запрос документов и сведений обществом в таможню были предоставлены прайс-листы Продавцов товара, а также даны соответствующие объяснения о том, что прайс-листы для неограниченного круга лиц у Поставщика отсутствуют, поскольку все цены формируются исходя из объемов закупки товаров каждым покупателем самостоятельно.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 08.09.2022 N Ф05-21592/2022 по делу N А40-235338/2021, непредставление прайс-листа не может служить основанием для вывода о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара, прайс-лист изготовителя товаров (продавца) не входит в перечень обязательных к представлению документов.
Также, в ответ на запрос документов и сведений обществом даны таможенному органу объяснения о том, что декларант не располагает распечатками электронной версии, либо копии экспортных деклараций с отметками таможенных органов страны отправления.
Так, в соответствии с контрактами N Б/Н от 22.02.2020 г.. N 220220-2 от 22.02.2020 г., N 050521-1 от 05.05.2021 г. поставка товаров осуществлена на условиях поставки СРТ Москва (Инкотермс 2010).
Согласно термину СРТ (Инкотермс 2010) именно на продавца возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых при вывозе товара.
Таким образом, в рассматриваемом случае распечатками электронной версии, либо копии экспортных деклараций с отметками таможенных органов страны отправления общество не могло располагать в силу объективных причин, в связи с чем 21.09.2022 г. направило в адрес Продавцов запросы о предоставлении данных документов.
В ответ на запросы о предоставлении документов фирма "Aeromotns Unmanned Aerial Vehicles Trading LLC" (Объединенные Арабские Эмираты) отказала декларанту в их предоставлении в связи с их отсутствием ввиду истечения срока хранения и отсутствием обязанности предоставлять данные документы по контрактам, а от фирмы "DJI Europe B.V." (Нидерланды) ответ так и не был получен. В своем письме N 5 от 08.08.2023 г. декларант поясняет, что с 14.07.2022 года компания DJI Europe B.V. в одностороннем порядке прекратила поставки оборудования и все контакты с компанией ООО "Воздух". Ответ на запрос о предоставление экспортных деклараций от DJI Europe B.V. не был получен.
Также, в ответ на запрос документов и сведений обществом даны таможенному органу объяснения о том. что оно не располагает информацией о более низких (ниже чем у производителя) на идентичные и однородные товары.
Следовательно, в соответствии с пунктом 10 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 декларантом были даны таможне соответствующие письменные пояснения, подтверждающие, что запрошенные документы не существуют или не применяются в рамках сделки (прайс-листы производителя/продавца товаров для неограниченного круга лиц; информация о стоимости идентичных/однородных товаров и договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ЕАЭС) и лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказало декларанту в их предоставлении или декларантом не получен ответ от лица, располагающего запрошенными документами и (или)сведениями.
Таким образом, письменные объяснения об отсутствии запрошенных таможней документов были представлены в таможенный орган в соответствии с действующим законодательством.
Со стороны таможенного органа декларанту не предоставлено реальной возможности устранить все имеющиеся сомнения в полноте и достоверности заявленной таможенной стоимости, что не соответствует целям таможенного регулирования и нарушает права декларанта, а именно: предоставить дополнительные документы и дать соответствующие пояснения для устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости.
Как указывалось выше по тексту выпуск товара для внутреннего потребления по спорным ДТ был произведен Шереметьевской таможней в соответствии с заявленной декларантом таможенной стоимостью по первому методу таможенной оценки.
Однако после выпуска товаров Внуковская таможня провела повторную проверку документов и сведений.
Повторная проверка проведена на основании статьи 326 ТК ЕАЭС.
На основании пункта 1 статьи 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 340 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений. Перечень запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений определяется таможенным органом исходя из проверяемых документов и (или) сведений с учетом условий сделки, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума ВС РФ N 49 отсутствие подтверждения сведений о таможенной стоимости, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных представленных таможенному органу документах, а также выявление таможенным органом признаков недостоверного определения таможенной стоимости само по себе не может выступать основанием для вывода о неправильном определении таможенной стоимости декларантом, а является основанием для проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 313. пунктом 4 статьи 325 Таможенного кодекса.
При проведении такой проверки таможенный орган, осуществляя публичные полномочия, обязан предоставить декларанту реальную возможность устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости, в связи с чем не может произвольно отказаться от использования закрепленного в пункте 15 статьи 325 Таможенного кодекса права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
При этом, суд отмечает, что статьей 326 ТК ЕАЭС (аналогично статье 325 ТК ЕАЭС) закреплено право таможенного органа право запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в том числе и у декларанта.
В связи с вышеизложенным, в рассматриваемом случае декларант не может быть лишен возможности предоставить дополнительные документы и дать соответствующие пояснения для устранения возникших сомнений в достоверности заявленной им таможенной стоимости в ходе судебного разбирательства.
Аналогичная позиция содержится в пункте 14. Постановления Пленума ВС РФ N 49 согласно которой новые доказательства могут быть приняты судом, если со стороны таможенного органа декларанту не была обеспечена возможность устранения сомнений в достоверности заявленной таможенной стоимости (пункт 15 статьи 325 Таможенного кодекса).
Доводы таможни об отличии стоимости сделки заявителя от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, приведены в отсутствие соответствующих доказательств. Содержание источников ценовой информации для корректировки таможней стоимости заявителю не известно.
В пункте 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49 разъяснено, что отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
В результате проведенной проверки таможенный орган самостоятельно произвел корректировку таможенной стоимости с использованием резервного метода (метод N 6) (в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС), применив в качестве источника ценовой информации сведения о товарах из ДТ NN: 10005030/121120/0344033 (товар 4), 10005030/290321/0135510 (товар 1), 10005030/010521/0203439 (товар 1). 10005030/210621/0298510 (товар 3).
Согласно пункту 6 статьи 45 ТК ЕАЭС, в случае, если таможенный орган определяет таможенную стоимость ввозимых товаров в соответствии с указанной статьей на основе имеющихся у него сведений, он информирует в электронной или письменной форме декларанта об источниках таких сведений, а также о произведенных на их основе расчетах.
Вместе с тем, источники ценовой информации и произведенные на их основе расчеты заявителю не предоставлены, в связи с чем проанализировать сопоставимы ли условия ввоза однородных товаров с условиями ввоза спорных товаров, а также проверить правильность расчета вновь определённой таможенной стоимости не представляется возможным.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994), исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Факт перемещения указанного в декларации товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.
В свою очередь, выявление отдельных недостатков в оформлении представленных декларантом документов (инвойсов, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований статьи 39 ТК ЕАЭС.
ООО "Воздух" представлены пояснения по всем вопросам в рамках запроса таможенного органа, а так же представлено обоснование невозможности представления документов, которые у покупателя отсутствовали. Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу (данный вывод сформирован в судебной практике -Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2019 N Ф05-1114/2019 по делу N А40-42210/18).
Из представленных обществом документов следует, что таможенным органом не доказано наличие оснований считать заявленную таможенную стоимость количественно не определенной и недостоверной. Конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, таможенным органом не сделано.
Сведения о реализации однородного, аналогичного товара по ценам, отличным от тех, которые заявил декларант, в отсутствие иных доказательств, опровергающих достоверность представленных Обществом документов и сведений в обоснование заявленной таможенной стоимости, не может явиться основанием для корректировки таможенной стоимости.
Как указано в п. 10 Постановления Пленума ВС РФ N 49 примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен. установившегося во внутренней торговле.
В рамках контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган рассматривает весь комплект документов, представленных декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости и, если они в своей совокупности, позволяют подтвердить отсутствие в них расхождений сведений о заявленной цене и ее структуре, а также подтвердить ее достоверность, то оснований для отказа в приеме заявленной таможенной стоимости по первому методу у таможенного органа не имеется.
При применении приведенного основания в качестве отказа в использовании метода по цене сделки с ввозимыми товарами таможенный орган обязан указать, каким образом та или иная неточность (расхождение сведений), отсутствие каких-либо данных или документов влияют на определение таможенной стоимости, ее достоверность и размер подлежащих уплате таможенных платежей.
Как указывает таможня, произведенные обществом платежи невозможно соотнести с декларациями на товары и инвойсами в связи с чем приходит к выводу о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости.
Данный довод таможни не состоятелен и подлежит отклонению ввиду следующего.
В распоряжениях на перевод общества в графе "Информация для валютного контроля" имеется ссылка, что оплата осуществляется по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н, N 220220-2, и от 05.05.2021 г. N 050521-1, а не по таможенным декларациям.
В ходе проверки в таможню обществом были предоставлены ведомости банковского контроля по указанным контрактам.
Платежи, произведенные обществом по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2, в эквиваленте в долларах США соответствуют стоимости всех поставок товаров (в том числе оформленных по спорным ДТ), осуществленных по данным контрактам, о чем свидетельствует нулевое сальдо расчетов в ведомостях банковского контроля по данным контрактам (см. Разделы II, III, V ведомостей).
Кроме того, на момент проведения проверки (14.11.2022 г. - дата акта таможни) контракты от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 были исполнены, что подтверждается записью в графе 6 пункта 3 раздела I ведомостей банковского контроля "дата завершения обязательств по контракту - 21.02.2022 г.".
Таким образом, сумма всех уплаченных по контрактам от 22.02.2020 N Б/Н и N 220220-2 платежей соответствует стоимости ввезенного товара, что подтверждает заявленную таможенную стоимость.
Как предусмотрено пунктами 4.1. и 4.2. контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г. Покупатель либо производит авансовый платеж 100 % суммы, указанной в товарной накладной (инвойсе), выставляемой Продавцом на основании заказа Покупателя и в таком случае оплата производится в течение 14 календарных дней с даты, указанной в товарной накладной (инвойсе), либо производит оплату в течение 180 дней с даты поставки, указанной в пункте 3.3. настоящего договора. Оплата товара осуществляется Покупателем ъ Евро (978) путем банковского перевода на счет Продавца.
На момент проведения проверки сумма всех платежей по контракту N 050521-1 от 05.05.2021 г. превышала стоимость ввезенного товара на 97312, 19 Евро, что отражено в ведомости банковского контроля (УНК 21050025/2879/0000/2/1 от 14.05.2021 г.). Данное обстоятельство не противоречит условиям контракта N 050521-1 от 05.05.2021 г., поскольку авансовый платеж на сумму 97312,19 Евро предназначался для будущих поставок товара. В данной ведомости банковского контроля ДТ NN: 10005030/300721/0376589, 10005030/290921/0496234 отражены как документы, подтверждающие совершенные по контракту N 050521-1 от 05.05.2021 г. платежи.
Вместе с тем, отрицательное сальдо по данной ведомости банковского контроля не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости ввезенного товара, учитывая согласованный порядок 100% предварительной оплаты товаров и, как следствие, наличие переплаты в отдельном временном отрезке допускается контрактом.
Кроме того, отрицательное сальдо ведомости банковского контроля также не свидетельствует о наличии оснований для вывода о недействительности представленных документов в отношении рассматриваемой поставки.
В этой связи, наличие в отдельном временном отрезке отрицательного сальдо по контракту, предусматривающему 100% предоплату товаров, в ведомости банковского контроля не является основанием для корректировки таможенной стоимости.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 N 09АП-1365/2023 по делу N А40-186507/2022.
В отзыве таможня указывает, что "согласно п. 10.7 контракта Л6 050521-1 от 05.05.2021 г. настоящий контракт действителен до 05.05.2022, соответственно итоговая сумма превышения на дату окончания контракта 97312, 19 Евро - сальдо расчетов не могла быть использована в счет оплаты других поставок, которые за рамками срока действия контракта не могли быть осуществлены".
Судом установлено, что данный довод в оспариваемых решениях таможней не указывался.
Вместе с тем, таможня не учитывает, что на момент проведения проверки контракт N 050521-1 от 05.05.2021 г. с учетом дополнительного соглашения N 2 к нему был действителен до 05.05.2023 г. и исполнен не был, что подтверждается записью в графе 6 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля (УНК 21050025/2879/0000/2/1 от 14.05.2021 г.) "дата завершения обязательств по контракту - 05.05.2023 г.".
Ведомость банковского контроля по контракту N 050521-1 от 05.05.2021 г. (УНК 21050025/2879/0000/2/1 от 14.05.2021 г.) предоставлялась таможне в ходе проверки, однако должным образом проанализирована не была.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, 2 решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является незаконным и необоснованным, поскольку оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы Заявителя и подлежит отмене.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать Внуковскую таможню (119027, город Москва, Внуково поселок, Центральная улица, дом 2, корпус 1, ОГРН: 1027739083481, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7732041431) в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Воздух" (115230, город Москва, Варшавское шоссе, дом 42, эт 6 ком 6240, ОГРН: 1197746564949, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2019, ИНН: 7726457640) в установленном законом порядке, путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 372 747 руб. 29 коп.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29, 65, 71, 75, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие действующему таможенному законодательству, признать незаконными решения Внуковской таможни (119027, город Москва, Внуково поселок, Центральная улица, дом 2, корпус 1, ОГРН: 1027739083481, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7732041431) от 15 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/120221/0053672, 10005030/020421/0145023, 10005030/010521/0203158; от 17 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/170521/0229803, 10005030/090621/0276090, 10005030/300721/0376589; от 18 мая 2023 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары NN: 10005030/061220/0378493), 10005030/290921/0496234.
Обязать Внуковскую таможню (119027, город Москва, Внуково поселок, Центральная улица, дом 2, корпус 1, ОГРН: 1027739083481, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7732041431) в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Воздух" (115230, город Москва, Варшавское шоссе, дом 42, эт 6 ком 6240, ОГРН: 1197746564949, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2019, ИНН: 7726457640) в установленном законом порядке, путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 1 372 747 руб. 29 коп.
Взыскать с Внуковской таможни (119027, город Москва, Внуково поселок, Центральная улица, дом 2, корпус 1, ОГРН: 1027739083481, Дата присвоения ОГРН: 19.08.2002, ИНН: 7732041431) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Воздух" (115230, город Москва, Варшавское шоссе, дом 42, эт 6 ком 6240, ОГРН: 1197746564949, Дата присвоения ОГРН: 18.09.2019, ИНН: 7726457640) расходы по уплате государственной пошлины в размере 24 000 (двадцать четыре тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.