|
;
Действует
История статусов
Подписан 30.01.2023 |
См.также: Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 сентября 2022 г. по делу N А56-37014/2022, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2023 г. по делу N А56-37014/2022, Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 3 августа 2023 г. по делу N А56-37014/2022
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семенова А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 19.07.2022 (онлайн)
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 17.01.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34822/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2022 по делу N А56-37014/2022(судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "ТД ПОДШИПНИК ТРЕЙД"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТД Подшипник Трейд" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Балтийской таможни (далее – Таможня, таможенный орган) от 12.12.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары N10216170/101221/0366165.
Решением суда от 13.09.2022 оспариваемое решение Таможни признано незаконным.
Не согласившись с указанным решением, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, что в ходе проведенного контроля правильности определения происхождения товаров N 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 при таможенном декларировании выявлено нарушение подпункта 7 пункта 5 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара, а именно: в предоставленных в целях подтверждения происхождения товаров сертификатах от 20.11.2021 N 20966446, 20965878, 20966502, 20966544, отсутствуют реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (сертификат выдан страной вывоза товара - Объединенные Арабские Эмираты). Графы 7, вышеуказанных сертификатов содержат ссылки на инвойсы от 24.09.2021 N АСЕ210041, АСЕ210040, АСЕ 210042, АСЕ210043, предоставленные продавцом (АСЕ BEARINGS FZE, ОАЭ) покупателю (ООО ТД "Подшипник Трейд", Российская Федерация).
В судебном заседании, проведенном в формате "онлайн-заседания", представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с внешнеторговым контрактом от 15.03.2019 N 102/2019 РА, заключенным между компанией "АСЕ BEARINGS FZE" (продавец, ОАЭ) и Обществом (покупатель, Российская Федерация) на таможенную территорию Евразийского экономического союза по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/101221/0366165 ввезены и задекларированы, в том числе, товары N 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 "подшипники".
В графах 34 ДТ Общество указало страны происхождения: товаров N 2, 3, 4, 6, 8, 9 - Индия; товаров N 10, 11, 13 - Япония.
Страна отправления - Объединенные Арабские Эмираты.
В качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о стране происхождения товаров, в графах 44 ДТ указаны реквизиты непреференциальных сертификатов о происхождении товара от 10.11.2021 NN 20966446, 20965878, 20966502, 20966544 по товарам N 8, 9, 10, 11, 13.
В целях подтверждения заявленных сведений Общество представило в распоряжение Балтийского таможенного поста (ЦЭД) Балтийской таможни указанные сертификаты, а также инвойсы, реквизиты которых указаны в сертификатах: инвойс NАСЕ210041 от 24.09.2021 (к сертификату N 20966446 от 10.11.2021), инвойс NАСЕ210040 от 24.09.2021 (к сертификату N 20965878 от 10.11.2021), инвойс NАСЕ210042 от 24.09.2021 (к сертификату N 20966502 от 10.11.2021), инвойс NАСЕ210043 от 24.09.2021 (к сертификату N 20966544 от 10.11.2021).
Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни, посчитав, что не подтверждена страна происхождения товаров N 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, вынес решение от 12.12.2021 о внесении изменений в ДТ со ссылкой на несоответствие сертификата о происхождении товара подпункту 7 пункта 5 Требований к сертификату о происхождении товара, утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49, а именно "не указаны реквизиты документа о происхождении товара".
Обществом произведена доплата антидемпинговых пошлин на общую сумму 679 443,58 руб., после чего товары были выпущены в свободное обращение 13.12.2021.
Не согласившись с вышеуказанным решением Балтийской таможни, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения Таможни, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014 (далее - Договор), для защиты экономических интересов производителей товаров в ЕАЭС могут вводиться меры защиты внутреннего рынка в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза, в виде специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также в виде иных мер в случаях, предусмотренных статьей 50 Договора.
Согласно Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.08.2018 N 139 "О продлении действия антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" товары, классифицируемые кодами 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, облагаются антидемпинговой пошлиной.
В пункте 1 статьи 29 ТК ЕАЭС определено, что происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В целях проверки соблюдения законодательства государства-члена Евразийского экономического союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена ЕАЭС вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства-члена ЕАЭС, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории ЕАЭС в другое государство-член ЕАЭС (пункт 5 статьи 29 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара. Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров - страны вывоза товара.
Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров), утверждены Решением Совета Евразийской экономической Комиссии от 13.07.2018 N 49 (далее - Правила N 49).
Пунктом 25 Правил N 49 установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая, подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
Согласно подпункту 2 пункта 21 Правил N 49 сертификат о происхождении товара оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению к Правилам (далее - Требования).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 31 ТК ЕАЭС, сертификат о происхождении товара не рассматривается в качестве документа о происхождении товара, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к порядку его оформления и (или) заполнения, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров.
Аналогичное правило закреплено в пункте 34 Правил N 49.
Пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС определено, что при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащиеся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.
Таможенный орган вправе направлять запрос (запросы) в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификат о происхождении товара, в целях проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в сертификате о происхождении товара, а также подлинности сертификата о происхождении товара и (или) получения дополнительных документов и (или) сведений в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров (часть 2 статьи 314 ТК ЕАЭС),
Согласно пункту 5 статьи 314 ТК ЕАЭС происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:
1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;
2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;
3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения;
4) государственным органом оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и (или) заполнения или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;
5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ООО ТД "Подшипник Трейд" в качестве документов, подтверждающих заявленные сведения о странах происхождения товаров N 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13, в графе 44 ДТ N 10216170/101221/0366165 указало реквизиты сертификатов о происхождении товаров от 10.11.2021 NN 20966446, 20965878, 20966502, 20966544 по товарам N 8, 9, 10, 11, 13, и в целях подтверждения заявленных сведений Общество представило в распоряжение Балтийского таможенного поста (ЦЭД) Балтийской таможни указанные сертификаты, а также инвойсы: инвойс N АСЕ210041 от 24.09.2021 (к сертификату N 20966446 от 10.11.2021), инвойс N АСЕ210040 от 24.09.2021 (к сертификату N 20965878 от 10.11.2021), инвойс N АСЕ210042 от 24.09.2021 (к сертификату N 20966502 от 10.11.2021), инвойс N АСЕ210043 от 24.09.2021 (к сертификату N 20966544 от 10.11.2021).
Согласно подпункту 7 пункта 5 Требований непреференциальный сертификат должен содержать реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
В обоснование оспариваемого решения таможни указано, что в ходе проведенного контроля правильности определения происхождения товаров N 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 13 при таможенном декларировании выявлено нарушение подпункта 7 пункта 5 Требований по заполнению сертификата о происхождении товара, а именно: в предоставленных в целях подтверждения происхождения товаров сертификатах от 20.11.2021 N 20966446, 20965878, 20966502, 20966544 отсутствуют реквизиты документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (сертификат выдан страной вывоза товара - Объединенные Арабские Эмираты). Графы 7 вышеуказанных сертификатов содержат ссылки на инвойсы от 24.09.2021 NАСЕ210041, АСЕ210040, АСЕ210042, АСЕ210043, предоставленные продавцом (АСЕ BEARINGS FZE, ОАЭ) покупателю (ООО ТД "Подшипник Трейд", Российская Федерация).
Таможенный орган посчитал неподтвержденной страну происхождения товаров из-за не указания в разделе 5 Сертификата реквизитов документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара (в случае если сертификат выдан страной вывоза товара).
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно установлено, что все сертификаты о происхождении товаров содержит все обязательные реквизиты, указанные в пункте 5 Требований к Сертификату о происхождении товара, а именно: наименование страны происхождения товаров (раздел 3 Сертификата); наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (раздел 8 Сертификата); наименование и адрес экспортера (раздел 1 Сертификата); наименование и адрес грузополучателя (раздел 2 Сертификата); описание товара, позволяющее произвести его идентификацию (раздел 6 Сертификата); вес брутто (раздел 7 Сертификата); реквизиты документа о происхождении товара (раздел 5 Сертификата); информация об удостоверении сертификата (раздел 8 Сертификата).
В сертификатах о происхождении товара NN 20966446, 20965878, 20966502, 20966544, представленных ООО ТД "Подшипник Трейд" таможенному органу, реквизиты документа о происхождении товара содержатся в разделе 7 и включают в себя ссылки на инвойсы N АСЕ210041 от 24.09.2021, АСЕ210040 от 24.09.2021, АСЕ210042 от 24.09.2021, АСЕ210043 от 24.09.2021, по которым товары были ввезены и оплачены; описание товара содержится в разделе 9 и включает в себя полные артикулы товаров.
При таких обстоятельствах, учитывая представленные Обществом документы и доказательства, следует признать, что выявленные таможенным органом формальные недостатки Сертификата (в части неуказания реквизитов документа о происхождении товара, выданного в стране происхождения товара) не свидетельствуют в данном случае о наличии правовых и фактических условий для начисления Обществу антидемпинговой пошлины в связи с неподтверждением страны происхождения товара.
Суд первой инстанции обосновано установил, что в документах, представленных Обществом, содержится полное описание товара, включая его наименование, артикулы, которое обеспечивает однозначную идентификацию страны происхождения. Вышеназванные документы в своей совокупности в полной мере подтверждают происхождение товаров.
В данном случае совокупность представленных при таможенном оформлении товара документов и сведений с очевидной определенностью подтверждают, что ввезенный товар N 2, 3, 4, 6, 8, 9 был произведен в Индии; товар N 10, 11, 13 был произведен в Японии.
Таким образом, проанализировав обстоятельства дела и представленные в материалы дела документы, а так же отсутствие со стороны таможенного органа обоснованных сомнений в достоверности сертификатов, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение таможни принято в отсутствие правовых оснований, с применением формального подхода, и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности
Учитывая изложенное, суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 сентября 2022 года по делу N А56-37014/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.