|
;
Действует
История статусов
Подписан 17.01.2023 |
Вопрос: Согласно пункту 1 Изменений, которые вносятся в Постановление N 1300 <1>, утвержденных Постановлением N 1850 <2>, в качестве специальных экономических мер определяется блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, плательщиками или получателями которых являются подсанкционные лица. Согласно пункту 3 Постановления N 851 <3> запрещается исполнение сделок, предусматривающих совершение платежей с участием и (или) в пользу лиц, находящихся под санкциями.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства РФ от 01.11.2018 N 1300 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 октября 2018 г. N 592".
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2022 N 1850 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2018 N 1300" (далее - Постановление N 1850).
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" (далее - Постановление N 851).
Следует ли применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, указанных в Постановлении N 1850, к переводам денежных средств с использованием Системы быстрых платежей Банка России (далее - СБП)?
Следует ли относить переводы денежных средств с использованием СБП к категории сделок/платежей, по которым должен быть установлен запрет согласно Постановлению N 851?
Допускается ли производить зачисление/отправку денежных средств с использованием СБП в случае совпадения имени получателя/отправителя/лица, указанного в назначении платежа, со списком подсанкционных лиц в условиях отсутствия однозначной информации о принадлежности лица к подсанкционным? Возможно ли считать проверку данных, указанных в платежном сообщении, применением достаточных мер для установления принадлежности лица к подсанкционным?
Требования, установленные по срокам проведения быстрых платежей, не дают возможности для приостановки перевода с целью блокировочных действий, а также для проведения дополнительной идентификации лиц - участников операции для установления их принадлежности к санкционным спискам в момент проведения операции. С учетом технологических особенностей работы СБП применение вышеуказанных требований может привести к существенному увеличению процента отказа в быстрых платежах (примерно до 15%) в связи с совпадением только имени получателя / отправителя / деталей платежа с именами из санкционного перечня, если банкам не будет предоставлена возможность запросить дополнительные идентификаторы упомянутых лиц в момент проведения платежа.
На каких счетах в целях исполнения положений Постановления N 1850 следует блокировать (замораживать) безналичные денежные средства, поступившие клиенту от подсанкционного лица или направленные клиентом в пользу подсанкционного лица? Правильно ли использовать в этих целях счет клиента банка или необходимо открыть внутренний счет специального назначения? Установлены ли требования к режиму такого счета?
В случае исключения лица, участвующего в переводе, из санкционного перечня или предоставления Банком России временного разрешения о неприменении специальных экономических мер ранее заблокированные денежные средства должны возвращаться отправителю при поступлении средств от подсанкционного лица или при отправке средств в пользу подсанкционного лица?
Ответ:
Департамент национальной платежной системы Банка России рассмотрел запрос от 14.12.2022 (далее - запрос) и сообщает следующее.
Банк России не наделен полномочиями по разъяснению требований Постановлений Правительства Российской Федерации, указанных в запросе.
Вместе с тем считаем возможным высказать совместную позицию Департамента национальной платежной системы, Департамента финансового мониторинга и валютного контроля и Департамента регулирования бухгалтерского учета в отношении изложенных в запросе вопросов кредитных организаций (прилагается).
Приложение: 1 файл.
|
NN
|
Вопрос
|
Ответ
|
| 1 |
Следует ли применять меры по блокированию (замораживанию) безналичных денежных средств, указанные в Постановлении N 1850, к переводам денежных средств с использованием СБП? |
Обязанность организаций, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в том числе кредитных организаций, применять специальные экономические меры, определенные Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1300 и N 851, подлежит исполнению всеми указанными организациями независимо от способа совершения операций подсанкционными лицами либо в пользу подсанкционных лиц, в том числе и при осуществлении операций по переводу денежных средств с использованием Системы быстрых платежей Банка России (далее - СБП). В эсвязи с этим рекомендуем кредитным организациям организовать систему контроля таким образом, чтобы до проведения операции по переводу денежных средств с использованием СБП кредитная организация могла удостовериться в том, что данная операция разрешена. В частности, в целях соблюдения установленных законодательством требований и сохранения положительного клиентского опыта при совершении операций с использованием СБП рекомендуем: информировать клиентов о наличии действующих ограничений, установленных запретов или особых порядков в отношении операций с подсанкционными лицами, в рамках которых осуществляется перевод денежных средств, размещать в банковском приложении плательщика краткое изложение действующих мер; в банковском приложении плательщика предоставить ему возможность указать информацию, необходимую кредитной организации для принятия решения: - о наличии связи перевода денежных средств с действием специальных экономических мер; - о наличии или об отсутствии разрешения компетентного органа на проведение операции (сделки) для проведения кредитной организацией контроля наличия указанного разрешения, в случае если операция (сделка) подпадает под разрешительный порядок. В случае выявления кредитной организацией наличия указанной связи и при отсутствии у кредитной организации информации о наличии необходимого разрешения в банковском приложении плательщика должна отображаться ошибка и перевод денежных средств не должен осуществляться |
| 2 |
Следует ли относить переводы денежных средств с использованием СБП к категории сделок/платежей, по которым должен быть установлен запрет согласно Постановлению N 851? |
|
| 3 |
Допускается ли производить зачисление/отправку денежных средств с использованием СБП в случае совпадения имени получателя/отправителя/лица, указанного в назначении платежа, со списком подсанкционных лиц в условиях отсутствия однозначной информации о принадлежности лица к подсанкционным? Возможно ли считать проверку данных, указанных в платежном сообщении, применением достаточных мер для установления принадлежности лица к подсанкционным? |
Рекомендуем кредитным организациям самостоятельно определять порядок своих действий в целях соблюдения требований, установленных Постановлениями Правительства N 1300 и N 851, и предпринимать все возможные действия для получения необходимой информации. В случае совпадения имени получателя со списком подсанкционных лиц в условиях отсутствия у банка плательщика однозначной информации о его принадлежности к этому списку решение о возможности осуществления перевода денежных средств через СБП в пользу указанного получателя должно приниматься банком плательщика на основании подтверждения, полученного от банка, обслуживающего получателя денежных средств, в рамках информационного обмена, предшествующего переводу через СБП. Также в целях сохранения положительного клиентского опыта при совершении операций с использованием СБП рекомендуем в банковском приложении плательщика предоставить плательщику возможность указать информацию, необходимую кредитной организации для принятия решения о возможности осуществления операции |
| 4 |
На каких счетах в целях исполнения положений Постановления N 1850 следует блокировать (замораживать) безналичные денежные средства, поступившие клиенту от подсанкционного лица или направленные клиентом в пользу подсанкцонного лица? Правильно ли использовать в этих целях счет клиента банка или необходимо открыть внутренний счет специального назначения? Установлены ли требования к режиму такого счета? |
Представляется целесообразным вести учет заблокированных безналичных денежных средств, принадлежащих подсанкционным лицам или плательщиком/получателем которых являются подсанкционные лица, на банковских счетах, которые использовались или должны были использоваться для их учета до введения специальных экономических мер, поскольку Постановления Правительства N 1300 и N 851 не содержат требований в отношении открытия специальных счетов для учета указанных денежных средств или их перевода на такие счета |
| 5 |
В случае исключения лица, участвующего в переводе, из санкционного перечня или предоставления Банком России временного разрешения о неприменении специальных экономических мер (п. 4 Постановления N 1850) ранее заблокированные денежные средства должны возвращаться отправителю при поступлении средств от подсанкционного лица или при отправке средств в пользу подсанкционного лица? |
В случае исключения лица, в отношении которого применялись специальные экономические меры, из санкционного списка или выдачи Министерством финансов Российской Федерации временного разрешения на неприменение специальных экономических мер в отношении такого лица в соответствии с п. 4 Постановления Правительства N 1300 ранее заблокированные безналичные денежные средства должны предоставляться в распоряжение указанного лица |