|
;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 23.06.2023 |
Рассмотрев Отчет о деятельности Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ в 2018 - 2022 годах (прилагается),
Экономический совет Содружества Независимых Государств
решил:
1. Отметить эффективную работу Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ в 2018 - 2022 годах.
2. Совету руководителей таможенных служб государств - участников СНГ совместно с Исполнительным комитетом СНГ продолжить работу:
по выполнению Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021 - 2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года и Перечня совместных мер реагирования на возникающие проблемы, одобренного Протокольным решением Экономического совета СНГ от 10 июня 2022 года;
развитию сотрудничества в области таможенного дела между государствами - участниками СНГ.
|
От Азербайджанской Республики |
От Российской Федерации |
|
Я.ЭЮБОВ
|
А.ОВЕРЧУК
|
|
От Республики Армения |
От Республики Таджикистан |
|
М.ГРИГОРЯН
|
Министр экономического развития и торговли Республики Таджикистан
З.ЗАВКИЗОДА |
|
От Республики Беларусь |
От Туркменистана |
|
И.ПЕТРИШЕНКО
|
|
|
От Республики Казахстан |
От Республики Узбекистан |
|
С.ЖУМАНГАРИН
|
Д.КУЧКАРОВ
|
|
От Кыргызской Республики |
От Украины |
|
А.КАСЫМАЛИЕВ
|
|
|
От Республики Молдова |
Совет руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (СРТС СНГ) образован по инициативе таможенной службы Российской Федерации для координации действий таможенных служб государств - участников СНГ в области таможенного дела. Положение о СРТС СНГ было утверждено Решением Совета глав правительств СН от 23 декабря 1993 года. В 2023 году СРТС СНГ отмечает 30-летний юбилей.
В настоящее время действует новая редакция Положения, утвержденная Решением Совета глав правительств СНГ от 30 мая 2002 года (с изменениями от 23 мая 2008 года).
В своей деятельности СРТС СНГ руководствуется основополагающими документами Содружества Независимых Государств, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках СНГ, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств, Экономического совета СНГ, а также Положением о СРТС СНГ.
Членами СРТС СНГ являются руководители таможенных служб государств - участников СНГ.
Функции рабочего аппарата (Секретариата) СРТС СНГ выполняет Федеральная таможенная служба (Российская Федерация) (ФТС России).
Заседания СРТС СНГ проводятся на регулярной основе. Четыре раза в год проводятся заседания экспертов таможенных служб, два раза в год - заседания руководителей таможенных служб государств - участников СНГ.
В случае необходимости на площадке СРТС СНГ таможенные службы государств - участников СНГ могут проводить встречи на двустороннем уровне.
С 2016 года представление материалов при проведении экспертных заседаний и заседаний СРТС СНГ переведено на электронную форму с использованием планшетов. Также широко используются возможности электронной почты, портала СРТС СНГ.
К настоящему времени проведено 75 заседаний СРТС СНГ, на которых рассматривались вопросы по различным направлениям взаимодействия. Рассмотрено 720 вопросов, по каждому из которых принято соответствующее решение.
За 2018 - 2022 годы проведено 21 заседание экспертов таможенных служб государств - участников СНГ, 8 заседаний СРТС СНГ, на которых было принято 76 решений. Подготовлено и подписано 4 межправительственных соглашения.
Имеющийся у государств - участников СНГ статус Договаривающихся Сторон Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (14 июня 1983 года, Брюссель) обусловил сотрудничество таможенных служб государств - участников СНГ по вопросам разработки и ведения русскоязычных версий Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и пояснений к ней, на основе которых ими также осуществляются разработка и ведение единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) и пояснений к ней.
На регулярной основе осуществляется сотрудничество таможенных служб государств - участников СНГ по вопросам внесения изменений в русскоязычную версию ГС, ТН ВЭД СНГ и пояснения к ним.
Обязательства государств - участников СНГ по принятию ТН ВЭД СНГ установлены Соглашением о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств от 3 ноября 1995 года. В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения ведение ТН ВЭД СНГ осуществляет ФТС России, а СРТС СНГ утверждает решения о приведении ТН ВЭД СНГ в соответствие с ГС Всемирной таможенной организации.
В целях исполнения указанных международных обязательств государств - участников СНГ в период 2018 - 2022 годов в связи со вступлением в силу 7-го издания ГС и выпуском Всемирной таможенной организацией Пояснений к 7-му изданию ГС СРТС СНГ одобрена русскоязычная версия 7-го издания ГС (решение от 23 ноября 2020 года N 4/71) и утверждена новая версия ТН ВЭД СНГ на ее основе (решение от 21 июля 2021 года N 3/72), одобрена русскоязычная версия Пояснений к 7-му изданию ГС и утверждены Пояснения к ТН ВЭД СНГ на ее основе (решение от 13 сентября 2022 года N 1/74).
На регулярной основе на заседаниях СРТС СНГ рассматриваются вопросы по этой проблематике (решения СРТС СНГ от 4 октября 2018 года N 9/68, от 21 ноября 2019 года N 8/70, от 21 июля 2021 года N 1/72, 2/72, от 15 декабря 2021 года N 1/73, от 9 декабря 2022 года N 1/75).
Создание устойчивой, гибкой и эффективной системы таможенного управления - одна из важнейших (и в то же время самых сложных) задач административной реформы в современном государстве.
Результаты деятельности таможенных органов напрямую зависят от их модернизации. Модернизация в таможенных органах не является завершенной, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании, создании новых видов организационных структур.
Одним из мест в инфраструктурном обеспечении международного транзита, приграничной и внешней торговли в целом является система таможенных приграничных пунктов пропуска.
В этой связи в целях гармонизированного подхода при проектировании, строительстве, обустройстве и техническом оснащении помещений и сооружений новых, а также реконструкции действующих приграничных таможенных постов, расположенных в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу государств - участников СНГ, решением СРТС СНГ от 15 июня 2018 года N 6/67 утверждено Положение о минимальных требованиях для приграничных таможенных постов, расположенных в автомобильных пунктах пропуска. Установление минимальных требований направлено:
на совершенствование обустройства приграничных таможенных постов и достижение их соответствия международным стандартам;
повышение уровня материально-технического и информационного обеспечения деятельности приграничных таможенных органов;
увеличение пропускной способности пограничных пунктов.
СРТС СНГ не только решает межведомственные вопросы, но и активно взаимодействует с другими органами отраслевого сотрудничества СНГ. Решением СРТС СНГ от 4 октября 2018 года N 2/68 одобрен проект Типовой технологии взаимодействия таможенных органов и железнодорожных перевозчиков государств - участников Содружества Независимых Государств при проведении таможенных операций (таможенном оформлении) и таможенного контроля товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в новой редакции.
Проект документа направлен на установление базовых вопросов взаимодействия таможенных органов и железнодорожных администраций, а также урегулирование порядка и условий перевозок товаров под таможенным контролем, совершение таможенных и иных операций при ввозе, вывозе, транзите, задержании товаров и железнодорожного транспорта, и других вопросов.
В настоящее время проект Типовой технологии проходит процедуры согласования с Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ.
На этапе современного развития информационно-коммуникационных технологий роль информации рассматривается как основа управленческого процесса и требует оперативности, надежности, своевременности и достоверности.
С ускорением темпов развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах, расширением интеграции таможенных органов с международным сообществом, а также возрастанием различных угроз появляется острая необходимость формирования системы защиты информационных ресурсов и баз данных, обрабатываемых в информационном пространстве таможенных органов.
В этой связи были разработаны и утверждены решением СРТС СНГ от 4 октября 2018 года N 3/68 Типовые требования к информационной безопасности информационных систем и ресурсов таможенных органов государств - участников СНГ, представляющие собой ряд норм, положений и рекомендаций, предусматривающие комплексный подход к формированию в таможенных органах системы обеспечения информационной безопасности с учетом международных стандартов в области защиты информации.
С целью выработки комплекса мер, направленных на совершенствование порядка проведения таможенных операций (таможенного оформления) и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, решением СРТС СНГ от 20 июня 2019 года N 2/69 одобрен проект Соглашения о порядке проставления таможенными органами государств - участников Содружества Независимых Государств на транспортных (перевозочных) и коммерческих документах печатей и штампов таможенных органов.
Проект документа направлен на обеспечение эффективного таможенного контроля по идентификации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов в целях контроля таможенной стоимости перемещаемых товаров, а также необходимости усиления борьбы с нарушениями в сфере таможенного законодательства и контрабандой путем предотвращения замены транспортных (перевозочных) и коммерческих документов. В настоящее время проект Соглашения проходит внутригосударственные процедуры, необходимые для его подписания.
В рамках работы СРТС СНГ таможенные службы обменялись опытом в части регулирования деятельности института уполномоченного экономического оператора (решение СРТС СНГ от 21 июля 2021 года N 4/72) и функционирования магазинов беспошлинной торговли (решение СРТС СНГ от 15 июня 2018 года N 7/67) в соответствии со своим национальным законодательством и принятой практикой.
Российской стороной была представлена презентация основных стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года с целью ознакомления представителей таможенных служб государств - участников СНГ с основными стратегическими направлениями развития таможенной службы Российской Федерации, основными задачами и реформами, предусмотренными в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 года N 1388-р).
Остается актуальным вопрос подготовки кадров на базе Российской таможенной академии (РТА), являющейся региональным базовым учебным центром по подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ. РТА осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации действующих и будущих должностных лиц таможенных органов, проводит научные исследования по широкому спектру вопросов как в области таможенного дела, так и в системе профессионального таможенного дела.
Придавая особое значение развитию международного сотрудничества в области подготовки специалистов для таможенных служб государств - участников СНГ, РТА совместно с СРТС СНГ в соответствии с решением Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ от 18 декабря 2019 года подготовлен проект Положения о базовой организации по подготовке таможенных кадров государств - участников СНГ. Проект Положения одобрен решением СРТС СНГ от 9 декабря 2022 года N 4/75, прошел согласование и внесен в установленном порядке на рассмотрение Экономического совета СНГ.
В настоящее время сотрудничество в области подготовки кадров государств - участников СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области подготовки и повышения квалификации таможенных работников от 23 ноября 1994 года.
С момента подписания Соглашения прошло более 20 лет, в течение которых программы подготовки кадров таможенных органов государств - участников СНГ претерпели ряд изменений, которые потребовали внесения изменений и дополнений в Соглашение.
В настоящее время на рассмотрении экспертов находится проект Соглашения о подготовке кадров для таможенных служб государств - участников СНГ по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам. Проект Соглашения проходит процедуры внутригосударственного согласования в государствах - участниках СНГ.
С целью осуществления мер, направленных на развитие сотрудничества в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, СРТС СНГ разработан проект межправительственного Соглашения о взаимодействии таможенных органов государств - участников СНГ в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, которое было подписано 31 мая 2019 года. Положениями Соглашения предусмотрен обмен информацией между таможенными службами о фактах выявления контрафактных товаров, а также, по предварительному согласованию, сведениями об отправителях, получателях и производителях такой продукции, что существенно расширяет возможности таможенных органов для борьбы с контрафактом. Соглашение вступило в силу для всех подписавших его государств.
В целях реализации Соглашения СРТС СНГ принята за основу форма обмена информацией о контрафактных товарах (решение СРТС СНГ от 21 ноября 2019 года N 01/70 "О согласовании формы обмена информацией о контрафактных товарах").
Для плодотворного взаимодействия таможенных органов в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности решением СРТС СНГ от 9 декабря 2022 года N 2/75 утвержден Регламент обмена между таможенными органами государств - участников СНГ информацией о товарах, в отношении которых компетентным органом государства - участника СНГ установлены нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.
Передача и получение сведений о товарах с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности будут осуществляться с использованием комплекса программных средств "Портал СНГ" на сайте ФТС России. Готовность к его запуску планируется обеспечить в 2023 году.
Учитывая эпидемиологическую ситуацию в 2020 - 2021 годах, некоторые заседания экспертов проводились в режиме видеоконференций, решения СРТС СНГ подписывались заочно. Не прекращалось взаимодействие таможенных служб государств - участников СНГ по вопросам, требующим безотлагательного решения, в частности по предоставлению льгот при ввозе товаров для борьбы с новой коронавирусной инфекцией Covid-19. Обсуждались вопросы участия таможенных служб в исполнении Дорожной карты по реализации раздела "Меры по минимизации последствий, вызванных пандемией Covid-19, для экономики государств - участников СНГ".
В ходе заседаний СРТС СНГ обсуждались вопросы участия таможенных служб в исполнении Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021 - 2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, Перечня совместных мер реагирования на возникающие проблемы, одобренного Протокольным решением Экономического совета СНГ от 10 июня 2022 года.
СРТС СНГ регулярно рассматриваются вопросы, касающиеся внесения изменений в документы международно-правовой базы СНГ и разработки новых проектов документов в таможенной сфере, необходимость которых была определена в ходе предварительной работы по их инвентаризации.
Так, например, Советом глав правительств СНГ 1 июня 2018 года подписан подготовленный СРТС СНГ Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах от 15 апреля 1994 года, а 31 мая 2019 года подписаны ряд документов:
Протокол о внесении изменений в Соглашение о порядке транзита через территории государств - участников Содружества Независимых Государств от 4 июня 1999 года;
Протокол о внесении изменений в Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли, от 8 октября 1999 года;
Соглашение о взаимодействии таможенных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.
Кроме того, учитывая подписание указанного Соглашения, по предложению СРТС СНГ Советом глав правительств СНГ было принято Решение о признании утратившим силу Решения Совета глав правительств СНГ от 28 сентября 2001 года о Правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Одним из основных направлений деятельности таможенных служб государств - участников СНГ является правоохранительная деятельность. Постоянно действующим рабочим органом СРТС СНГ, обеспечивающим координацию действий таможенных служб по борьбе с контрабандой на таможенном пространстве СНГ, является образованный в 2008 году Комитет глав правоохранительных подразделений СРТС СНГ (КГПП).
В рамках КГПП функционируют 6 рабочих групп:
по борьбе с незаконным международным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере;
по информационно-аналитическому взаимодействию и противодействию правонарушениям в интернет-пространстве;
по вопросам таможенных расследований и дознания;
по вопросам взаимодействия в сфере повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных служб государств - участников СНГ;
по вопросам кинологической деятельности.
В течение 2018 - 2022 годов организовано и проведено шесть расширенных заседаний КГПП, в которых принимали участие представители таможенных служб Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана, а также Исполнительного комитета СНГ, Антитеррористического центра государств - участников СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ и Координационной службы Совета командующих пограничными войсками.
В ходе заседаний проводился анализ состояния и эффективности взаимодействия таможенных служб государств - участников СНГ в правоохранительной сфере, вырабатывались совместные подходы к решению задач по борьбе с таможенными правонарушениями и участию в совместных проектах правоохранительной направленности, принимались решения по направлениям деятельности рабочих групп КГПП по борьбе с незаконным международным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере, по информационно-аналитическому взаимодействию и противодействию правонарушениям в интернет-пространстве, по вопросам таможенных расследований и дознания, по вопросам кинологической деятельности, по вопросам взаимодействия в сфере повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных служб государств - участников СНГ и RILO-Москва.
В 2018 году утверждены Стратегия деятельности КГПП на период до 2020 года и План реализации ее мероприятий.
В 2020 году одобрены Стратегия развития правоохранительной деятельности таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2030 года, призванная консолидировать усилия правоохранительных подразделений таможенных служб государств - участников СНГ по обеспечению экономической безопасности своих государств в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, а также Положение о Комитете глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции.
В 2021 году утвержден План реализации мероприятий Стратегии развития правоохранительной деятельности таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
По линии деятельности КГПП проводятся специальные международные операции, мероприятия по повышению квалификации и обмену опытом работы сотрудников таможенных служб государств - участников СНГ, рабочие встречи, осуществляются обмен правоохранительной информацией, разработка учебно-методических материалов, рекомендаций и пособий, проводятся мероприятия по развитию, организации и обеспечению взаимодействия кинологических подразделений таможенных служб государств - участников СНГ.
Реализуя свои функции, КГПП взаимодействует с координационными органами СНГ, осуществляющими сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, участвует в реализации межгосударственных программ борьбы с преступностью. Представители КГПП принимают участие в мероприятиях, организуемых на базе координационных органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в данной сфере.
КГПП координирует деятельность Регионального узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва.
В рамках соглашений о сотрудничестве КГПП направляются в органы СНГ, осуществляющие сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, информационно-аналитические бюллетени RILO-Москва о выявленных фактах контрабанды в регионе СНГ.
Из органов СНГ, осуществляющих сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, поступают аналитические справки о состоянии и тенденциях развития обстановки, складывающихся под влиянием международных террористических организаций; информация о состоянии преступности в регионе СНГ; аналитическая информация о практике их деятельности; информационно-справочные материалы о проведенных мероприятиях и операциях.
В 2021 - 2022 годах RILO-Москва исполнял обязанности председателя встреч Глобальной сети RILO.
В ходе 41-й сессии Правоохранительного комитета Всемирной таможенной организации (февраль-март 2021 года) представитель ФТС России при поддержке таможенных служб государств - участников СНГ избран вице-председателем комитета сроком на один год.
В ноябре 2021 года RILO-Москва под эгидой Всемирной таможенной организации проведена крупнейшая международная многосторонняя специальная таможенная операция "Патфайндер" по противодействию контрабанде табака, табачных изделий и товаров, связанных с табачным производством. В операции приняли участие 59 таможенных служб стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Северной Африки, 6 офисов RILO, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством и Интерпол.
В ходе 42-й сессии Правоохранительного комитета Всемирной таможенной организации (март-апрель 2022 года) одобрено предложение RILO-Москва о проведении под эгидой организации глобального правоохранительного проекта, предусматривающего анализ тенденций контрабанды табачных изделий и организацию глобальной спецоперации "Патфайндер-2".
Следует отметить также взаимодействие таможенных служб государств - участников СНГ и государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Нередко заседания (в том числе и выездные) СРТС СНГ и Объединенной коллегии Таможенного союза (ОКТС) проводятся в один день и на одной площадке. Представители СРТС СНГ и Исполнительного комитета СНГ участвуют в заседаниях ОКТС, а представители ОКТС и Евразийской экономической комиссии - в заседаниях СРТС СНГ.
На постоянной основе осуществляется работа по обмену инициативами таможенных служб и нормативно-правовой базой СНГ и ЕАЭС в таможенной сфере. Учитывая более высокий уровень интеграции в ЕАЭС, представители таможенных служб государств - членов ЕАЭС при обсуждении вопросов в рамках СНГ выступают с единой скоординированной позицией.
Деятельность таможенных служб СНГ, ЕАЭС и Союзного государства отражается на страницах сайта ФТС России. Кроме того, на сайте ФТС России создан портал СНГ, решающий задачи по вопросам взаимодействия должностных лиц таможенных служб государств - участников СНГ с использованием Интернета. Работа на портале ведется в закрытом режиме.
Основными целями портала СНГ являются координация совместной деятельности, осуществляемой должностными лицами таможенных служб государств - участников СНГ, повышение удобства и эффективности взаимодействия таможенных служб государств - участников СНГ за счет организации информационно-справочной поддержки.
СРТС СНГ продолжает тесное взаимодействие по представляющим особый интерес вопросам, связанным с деятельностью Всемирной таможенной организации. Следует отметить активную позицию таможенных служб всех государств - участников СНГ при согласовании общих позиций относительно ключевых вопросов и инициатив на площадке организации, касающихся использования русского языка в работе организации, обмена опытом, создания механизма оценки эффективности деятельности таможенных органов, совершенствования организационных и управленческих процессов в организации.
Так, в ходе 68-го и 69-го заседаний СРТС СНГ были рассмотрены вопросы расширения практики использования русского языка в деятельности Всемирной таможенной организации и членства в основных ее рабочих органах соответственно.
В ходе 72-го заседания был рассмотрен блок вопросов, касающихся практической деятельности Всемирной таможенной организации, по которым были приняты соответствующие решения. Такие вопросы, в частности, касались обмена опытом членства в рабочих органах организации, активизации практической деятельности и взаимодействия в рамках инициативы о создании механизма оценки эффективности деятельности таможенных органов, о продолжении поддержки и продвижения проекта по использованию дополнительных языков в работе Всемирной таможенной организации, а также о совершенствования управленческой деятельности организации.
Анализ деятельности СРТС СНГ за отчетный период показывает, что СРТС СНГ функционирует системно и успешно решает возложенные на него задачи по координации действий таможенных служб государств - участников СНГ.
В дальнейшем будет продолжена работа, направленная:
на развитие сотрудничества в области таможенного дела между государствами - участниками СНГ;
разработку и согласование проектов документов по итогам инвентаризации нормативно-правовой базы в таможенной сфере;
участие в реализации Плана мероприятий по реализации первого этапа (2021 - 2025 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, Перечня совместных мер реагирования на возникающие проблемы, одобренного Протокольным решением Экономического совета СНГ от 10 июня 2022 года;
выполнение Плана реализации мероприятий Стратегии развития правоохранительной деятельности таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2030 года;
решение межведомственных вопросов.