Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Распоряжение Коллегии ЕЭК от 20.06.2023 № 88 "О проекте Соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе"

Проект Соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе
Распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии
от 20 июня 2023 г. N 88
"О проекте Соглашения об электронной торговле
в Евразийском экономическом союзе"
 

1. Одобрить проект Соглашения об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе (прилагается) и направить его в государства – члены Евразийского экономического союза для проведения внутригосударственного согласования.

2. Просить государства – члены Евразийского экономического союза проинформировать Евразийскую экономическую комиссию до 31 августа 2023 г. о результатах проведения внутригосударственного согласования проекта Соглашения, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу с даты его принятия.

 

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М. Мясникович
 
 
Проект
 
СОГЛАШЕНИЕ
об электронной торговле в Евразийском экономическом союзе

 

Государства – члены Евразийского экономического союза, именуемые далее государствами-членами,

основываясь на Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор),

подтверждая намерение развивать экономическое сотрудничество и расширять торгово-экономические связи,

признавая важную роль и значение электронной торговли в обеспечении функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза (далее – Союз),

желая сформировать необходимые условия для свободного перемещения товаров на внутреннем рынке Союза и с этой целью обеспечить условия для развития и осуществления электронной торговли, а также для защиты прав участников электронной торговли,

желая определить единые правила организации и осуществления электронной торговли в рамках Союза,

признавая значимость электронной торговли для развития экономик государств-членов,

стремясь к созданию условий для развития электронной торговли, повышению конкурентоспособности товаров, производимых на территориях государств-членов,

стремясь к устранению необоснованных ограничений и любых форм дискриминации при осуществлении электронной торговли на внутреннем рынке Союза,

согласились о нижеследующем:

 
Статья 1
Предмет и сфера применения Соглашения
 

1. Настоящее Соглашение направлено на регулирование единого рынка электронной торговли товарами в рамках Союза в целях обеспечения прав и соблюдения законных интересов участников электронной торговли, а также на определение правил взаимодействия между ними.

2. Правоотношения, связанные с осуществлением электронной торговли на едином рынке электронной торговли товарами в рамках Союза, регулируются настоящим Соглашением, Договором, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также законодательством государств-членов.

3. Правоотношения, связанные с перемещением товаров, приобретенных в рамках электронной торговли, через таможенную границу Союза, регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, актами органов Союза и законодательством государств-членов.

4. Правоотношения, связанные с соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, регулируются разделом XVIII Договора и Протоколом об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору).

5. Настоящее Соглашение не распространяется на государственные закупки, биржевую торговлю и услуги электросвязи.

 

Статья 2
Определения
 

1. Для целей настоящего Соглашения используются понятия, которые означают следующее:

"добровольное объединение" – некоммерческая организация, созданная в целях осуществления саморегулирования в сфере электронной торговли на едином рынке, основанная на членстве и объединяющая на добровольной основе профессиональных участников электронной торговли;

"единый рынок" – единый рынок электронной торговли товарами в рамках Союза, представляющий собой совокупность экономических отношений, при которых обеспечивается свобода перемещения в рамках Союза товаров и связанных с электронной торговлей услуг и капиталов;

"коммерческое электронное сообщение" – электронное сообщение, которое направляется в коммерческих целях в адрес участника электронной торговли с использованием телекоммуникационных услуг;

"незапрашиваемое коммерческое электронное сообщение" – коммерческое электронное сообщение, которое отправляется без согласия получателя или при наличии явного отказа получателя;

"оператор электронной торговой площадки" – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся владельцами электронной торговой площадки и (или) осуществляющие управление ею, а также оказывающие услуги продавцам по реализации товара с использованием электронной торговой площадки;

"открытые данные" – общедоступная в соответствии с законодательством государств-членов, международными договорами и актами, составляющими право Союза, информация, относящаяся к осуществлению электронной торговли на едином рынке, предоставляемая органами государственной власти государств-членов или Евразийской экономической комиссией неограниченному кругу лиц посредством размещения ее в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

"персональные данные" – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу;

"потребитель" – физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене или временно пребывающее на его территории, имеющее намерение приобрести, либо приобретающее, либо использующее товар посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

"продавец" – юридическое лицо или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (имеющее право осуществлять предпринимательскую деятельность) без образования юридического лица, реализующие товары посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" самостоятельно с использованием своей электронной торговой площадки либо с использованием услуг оператора другой электронной торговой площадки;

"профессиональные участники электронной торговли" – продавцы, операторы электронных торговых площадок, осуществляющие свою деятельность по реализации товаров потребителям посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также лица, поставляющие сопутствующие услуги;

"сопутствующие услуги" – услуги, поставляемые при осуществлении электронной торговли, в том числе логистические услуги, услуги по приему платежей, услуги хранения, компьютерные, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обеспечению инфраструктуры хостинга, а также услуги по обработке и хранению данных;

"товар" – любое движимое имущество, за исключением ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков и электрической энергии, или цифровой товар, реализуемые в рамках электронной торговли;

"уполномоченные органы" – органы государственной власти государства-члена, осуществляющие в соответствии с законодательством государства-члена принятие и (или) применение мер регулирования электронной торговли, а также контроль за оборотом товаров;

"участники электронной торговли" – профессиональные участники электронной торговли и потребители;

"цифровой товар" – программа для электронных вычислительных машин, графическое изображение, текст, аудио-, видеопроизведение или иные данные, записанные в электронном виде, предназначенные для реализации и реализуемые потребителю и передающиеся с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также права доступа к ним. Цифровой товар не включает в себя цифровые финансовые активы и цифровые валюты;

"электронная торговая площадка" – программно-аппаратный комплекс или информационно-телекоммуникационная система (в том числе сайт или часть сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", программа для электронных вычислительных машин), обеспечивающая с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" возможность реализации товаров потребителю дистанционным способом. Такая возможность может обеспечиваться в том числе за счет размещения продавцом предложений о продаже товара для ознакомления с ними потребителя, рекламы товара, заключения договора купли-продажи или других договоров, расчетов за товар, организации доставки товара потребителю;

"электронная торговля" – предпринимательская деятельность по реализации товаров потребителю дистанционным способом посредством электронной торговой площадки.

2. Иные понятия, используемые в настоящем Соглашении, понимаются в значениях, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза.

 
Статья 3
Осуществление электронной торговли на едином рынке
 

1. В соответствии со статьей 28 и иными положениями Договора, а также с учетом особенностей, установленных статьей 29 Договора, на едином рынке обеспечивается свободное перемещение товаров и связанных с электронной торговлей услуг и капиталов.

2. Учреждение, деятельность и осуществление инвестиций, связанные с электронной торговлей, а также поставка сопутствующих услуг осуществляются в рамках единого рынка услуг в соответствии с разделом XV Договора.

3. Поставка сопутствующих финансовых и транспортных услуг осуществляется в соответствии с Протоколом по финансовым услугам (приложение N 17 к Договору) и Протоколом о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение N 24 к Договору) соответственно.

4. Государство-член в отношении мер, затрагивающих товары, предоставляет товарам другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах собственным товарам либо товарам из третьих стран в зависимости от того, какой режим более благоприятный.

5. В целях обеспечения свободного перемещения цифровых товаров во взаимной торговле государства-члены не применяют меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, иные требования, в том числе по регистрации, экспертизе, передаче или доступу к исходному коду программного обеспечения, за исключением случаев, предусмотренных Договором и настоящим Соглашением.

 
Статья 4
Регулирование электронной торговли на едином рынке
 

1. В целях обеспечения осуществления электронной торговли на едином рынке Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) определяются:

а) общие требования к деятельности профессиональных участников электронной торговли, включающие в себя в том числе:

правила раскрытия информации об условиях договоров розничной купли-продажи;

перечень обязательных к предоставлению на момент предложения товара к продаже сведений об этом товаре, о продавце и операторе электронной торговой площадки, а также перечень иных документов и информации, которые должны быть доступны потребителю;

требования к досудебному урегулированию споров, в том числе к системам урегулирования споров, создаваемым добровольными объединениями;

требования к информированию потребителя о ходе исполнения заказа;

условия возврата товара и денежных средств;

б) перечень открытых данных, доступных участникам электронной торговли;

в) перечень транспортных (перевозочных) документов, применяемых профессиональными участниками электронной торговли;

г) перечень электронных документов и (или) документов в электронном виде, применяемых профессиональными участниками электронной торговли, формат, состав сведений и порядок заполнения таких документов, а также общие требования к организации электронного документооборота;

д) перечень товаров, запрещенных или ограниченных к реализации на едином рынке;

е) перечень запрещенных недобросовестных деловых практик в сфере электронной торговли;

ж) требования к операторам электронных торговых площадок, не являющимся лицами государств-членов, в целях страхования гражданской ответственности за неисполнение ими своих обязательств на территориях государств-членов для обеспечения прав потребителей и продавцов в случае прекращения такой площадкой деятельности на территории одного или нескольких государств-членов.

2. Государства-члены определяют меры по предотвращению нарушений в сфере электронной торговли и устанавливают в своем законодательстве ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных настоящим Соглашением.

3. Государство-член имеет право установить требования к максимальной доле участия капитала из третьих стран в основном капитале и (или) к составу руководящих органов профессиональных участников электронной торговли.

4. Государство-член имеет право установить иные требования к деятельности своих профессиональных участников электронной торговли, применяемые при условии, что такие требования не противоречат настоящему Соглашению, а участники электронной торговли находятся на территории этого государства-члена.

Статья 5
Права потребителей и их защита
 

1. Защита прав потребителей осуществляется государствами-членами c учетом особенностей электронной торговли на уровне не ниже, чем это предусмотрено для других форм торговли, в соответствии с Договором и законодательством государства-члена, на территории которого находится потребитель.

2. Законодательством государств-членов могут предусматриваться специальные меры по защите прав потребителей при приобретении и использовании цифровых товаров.

3. Потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в течение 14 календарных дней с даты его передачи потребителю. Государства-члены могут установить иные сроки, в течение которых потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества.

4. При отказе потребителя от товара надлежащего качества профессиональный участник электронной торговли возвращает ему денежные средства, уплаченные потребителем по договору розничной купли-продажи, за исключением расходов профессионального участника электронной торговли на доставку от потребителя возвращенного товара. Решение о возврате потребителю расходов на доставку от потребителя возвращенного товара принимается профессиональным участником электронной торговли самостоятельно.

5. Государства-члены принимают меры, направленные на сокращение числа незапрашиваемых коммерческих электронных сообщений, и согласуют свою деятельность в соответствующей сфере.

6. Профессиональные участники электронной торговли обязаны:

а) получать согласие участников электронной торговли на получение коммерческих электронных сообщений;

б) предоставлять участникам электронной торговли, получающим коммерческие электронные сообщения, возможность отказаться от их получения.

7. Государства-члены не применяют меры, прямо или косвенно ограничивающие возможность использования участниками электронной торговли национальных платежных систем государств-членов.

8. Профессиональный участник электронной торговли обеспечивает возможность оплаты потребителем товаров в безналичной форме и с использованием всех национальных платежных систем государств-членов вне зависимости от места нахождения участников электронной торговли на территории Союза.

 

Статья 6
Данные, используемые в сфере электронной торговли
 

1. Государства-члены обеспечивают предоставление всем участникам электронной торговли свободного доступа к открытым данным, включенным в перечень, предусмотренный подпунктом "б" пункта 1 статьи 4 настоящего Соглашения.

2. Государства-члены при установлении требований по ограничению или запрету сбора, обработки и хранения используемых в рамках электронной торговли персональных данных на территориях других государств-членов или третьих стран обеспечивают соответствие данных требований следующим критериям:

а) требования устанавливаются в целях предотвращения применения запрещенных недобросовестных практик в сфере электронной торговли, защиты прав и интересов участников электронной торговли;

б) требования не создают и не приводят к созданию дискриминации для участников электронной торговли на едином рынке.

3. Государства-члены информируют Комиссию об установлении требований, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

4. Профессиональные участники электронной торговли обеспечивают:

сбор и обработку персональных данных потребителя только при наличии его согласия и в целях осуществления электронной торговли;

нераспространение персональных данных потребителя;

удаление персональных данных потребителя по его запросу.

Иные требования к профессиональным участникам электронной торговли в части, касающейся оборота персональных данных потребителей в рамках функционирования единого рынка, устанавливаются международными договорами в рамках Союза в сфере оборота данных.

5. Профессиональные участники электронной торговли вправе размещать и хранить данные своих сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в базах данных, находящихся на территории одного из государств-членов, без необходимости их обязательного размещения в базах данных, находящихся на территории другого государства-члена.

Ничто в настоящем пункте не должно толковаться как препятствие для любого государства-члена устанавливать требования к своим собственным профессиональным участникам электронной торговли в части размещения и хранения данных их сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 7
Электронные документы
 

1. В рамках взаимодействия на едином рынке профессиональные участники электронной торговли могут применять электронные документы и (или) документы в электронном виде в соответствии с перечнем, форматом, составом сведений и порядком заполнения таких документов, предусмотренными подпунктом "г" пункта 1 статьи 4 настоящего Соглашения.

2. Организация электронного документооборота обеспечивается профессиональными участниками электронной торговли и (или) добровольными объединениями в соответствии со стандартами, сформированными согласно общим требованиям к организации электронного документооборота, предусмотренным подпунктом "д" пункта 1 статьи 4 настоящего Соглашения.

3. Профессиональные участники электронной торговли вправе использовать указанные в пункте 1 настоящей статьи электронные документы и (или) документы в электронном виде во взаимодействии с уполномоченными органами.

4. Государство-член признает подлинность (действительность) электронных документов профессиональных участников электронной торговли другого государства-члена, заверенных электронной цифровой подписью (электронной подписью), зарегистрированной на территории этого другого государства-члена, в случае, если подлинность (действительность) таких электронных документов подтверждена на основании информации, полученной с использованием служб доверенной третьей стороны государств-членов.

 

Статья 8
Добровольные объединения
 

1. В целях саморегулирования в сфере электронной торговли на едином рынке и обеспечения взаимодействия Комиссии и уполномоченных органов с профессиональными участниками электронной торговли в рамках Союза могут создаваться и функционировать добровольные объединения.

2. Реестр добровольных объединений (далее – реестр) формируется Комиссией.

Порядок формирования и ведения реестра определяется Коллегией Комиссии.

3. Для включения в реестр добровольное объединение должно соответствовать следующим требованиям:

а) наличие возможности установления обязательных для членов добровольного объединения правил и стандартов деятельности в сфере электронной торговли на едином рынке, предусмотренной учредительными документами;

б) наличие системы досудебного урегулирования споров, в том числе в целях надлежащей защиты прав и интересов участников электронной торговли;

в) наличие в составе добровольного объединения профессиональных участников электронной торговли из всех государств-членов;

г) совокупный объем электронной торговли всех членов добровольного объединения должен составлять не менее 15 процентов от объемов взаимной электронной торговли в рамках Союза.

4. Добровольные объединения по согласованию с Комиссией на принципах саморегулирования устанавливают правила и стандарты деятельности, обязательные в отношении своих членов и не противоречащие положениям настоящего Соглашения.

 

Статья 9
Системно значимые профессиональные участники
электронной торговли
 

1. Системно значимыми профессиональными участниками электронной торговли являются профессиональные участники электронной торговли, которые оказывают влияние на устойчивость единого рынка, осуществляют электронную торговлю на территориях как минимум 3 государств-членов и объем электронной торговли которых превышает 10 процентов от объемов взаимной электронной торговли в рамках Союза.

2. Комиссией во взаимодействии с уполномоченными органами и добровольными объединениями ведется перечень системно значимых профессиональных участников электронной торговли.

3. Системно значимые профессиональные участники электронной торговли обязаны быть членами добровольного объединения, включенного в реестр.

4. Государства-члены проводят согласованную политику в отношении системно значимых профессиональных участников электронной торговли, направленную на формирование равных условий и требований к деятельности таких участников.

 

Статья 10
Развитие электронной торговли на едином рынке
и гармонизация законодательства государств-членов
 

1. Евразийским межправительственным советом утверждаются планы развития электронной торговли на едином рынке и гармонизации законодательства государств-членов в сфере электронной торговли, в том числе в части, касающейся:

а) защиты прав и интересов участников электронной торговли;

б) упрощения транспорта и логистики;

в) цифрового развития;

г) снижения издержек при трансграничных платежах, включая регулирование максимального размера платы, взимаемой кредитными (финансовыми) организациями и операторами платежных систем за обработку платежей;

д) упрощения порядка расчетов между оператором электронных торговых площадок и продавцом за реализованные товары;

е) ответственности профессиональных участников электронной торговли.

2. Коллегией Комиссии принимаются рекомендации по вопросам развития электронной торговли на едином рынке и гармонизации законодательства государств-членов в сфере электронной торговли.

3. Представители добровольных объединений, включенных в реестр, и системно значимых профессиональных участников электронной торговли могут включаться в состав Консультативного комитета по электронной торговле, создаваемого при Коллегии Комиссии.

В состав указанного Консультативного комитета также могут включаться представители иных отраслевых объединений государств-членов в сфере электронной торговли по представлению уполномоченных органов.

 

Статья 11
Взаимодействие уполномоченных органов
 

1. Государства-члены определяют уполномоченные органы, ответственные за реализацию настоящего Соглашения и (или) координацию деятельности в сфере электронной торговли в рамках Союза, и уведомляют об этом Комиссию.

2. Государства-члены оказывают друг другу содействие в обеспечении взаимодействия между уполномоченными органами по вопросам, регулируемым настоящим Соглашением.

Для предотвращения нарушений в сфере электронной торговли на едином рынке и обеспечения эффективности взаимодействия, в том числе в целях обмена информацией, уполномоченные органы могут заключать двусторонние и многосторонние соглашения.

3. Взаимодействие уполномоченных органов включает в себя:

а) оперативный обмен информацией;

б) создание механизма предупреждения нарушений прав и законных интересов участников электронной торговли, а также общественных (государственных) интересов;

в) проведение консультаций и совместных расследований (рассмотрение дел).

4. В случае если государству-члену стало известно о действиях любого из профессиональных участников электронной торговли, которые способны причинить ущерб здоровью или безопасности людей, животных, растений или окружающей среде на территории этого государства-члена или на территориях других государств-членов, первое государство-член информирует об этом в кратчайшие сроки все государства-члены и Комиссию.

5. Государства-члены при выработке и введении мер по предотвращению нарушений в сфере электронной торговли на едином рынке посредством ограничения доступа к информации, размещенной на сайтах профессиональных участников электронной торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществляют согласованные действия в отношении профессиональных участников электронной торговли, операторов связи, обеспечивающих предоставление профессиональным участникам электронной торговли доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

 

Статья 12
Переходные положения
 

Комиссией в течение 2 лет с даты вступления настоящего Соглашения в силу принимаются акты, направленные на реализацию пункта 1 статьи 4 настоящего Соглашения.

 

Статья 13
Уведомления
 

Государства-члены (уполномоченные органы) уведомляют Комиссию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы электронной торговли, не позднее 10 календарных дней с даты вступления их в силу.

 

Статья 14
Разрешение споров
 

Споры, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Соглашения, разрешаются в порядке, определенном Договором.

 

Статья 15
Внесение изменений в Соглашение
 

В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами и являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

 

Статья 16
Заключительные положения
 

1. Настоящее Соглашение является международным договором, заключенным в рамках Союза, и входит в право Союза.

2. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

 

Совершено в городе _____________ "___" ___________20___ года в одном подлинном экземпляре на русском языке.

 

Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Евразийской экономической комиссии, которая, являясь депозитарием настоящего Соглашения, направит каждому государству-члену его заверенную копию.

 

За Республику Армения
За Республику Беларусь
За Республику Казахстан
За Кыргызскую Республику
За Российскую Федерацию
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies