Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2024 № А56-2062/2024

Об отказе в удовлетворении требования ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-АПАД" о признании незаконными решений Санкт-Петербургской таможни о классификации товара
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 14 апреля 2024 г. по делу N А56-2062/2024

 

См.также: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2024 г. по делу N А56-2062/2024; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2024 г. по делу N А56-2062/2024

 

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2024 года.
 
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2024 года.

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Черняковской М.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных Г.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД"

к Санкт-Петербургской таможне

о признании незаконными решений

при участии

от заявителя: не явились, извещены,

от заинтересованного лица: 1) Сучкова Н.А. (доверенность от 30.10.2023); Стеценко С.В. (доверенность от 22.03.2024), Виноградова В.М. (доверенность от 28.03.2024, Антонова Ю.Ю. (доверенность от 15.01.2024)

 

УСТАНОВИЛ:

 

Общество с ограниченной ответственностью "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнений) к Санкт-Петербургской таможне (далее - заинтересованное лицо, Таможня, Таможенный орган) о признании незаконными решения: РКТ-10210000-23/000211, РКТ-10210000-23/000216, РКТ-10210000-23/000220, РКТ-10210000-23/000227, РКТ-10210000-23/000228, РКТ-10210000-23/000229, РКТ-10210000-23/000234, РКТ-10210000-23/000238, РКТ-10210000-23/000242, РКТ-10210000-23/000243, РКТ-10210000-23/000244, РКТ-10210000-23/000246, РКТ-10210000-23/000249, РКТ-10210000-23/000255, РКТ-10210000-23/000256, РКТ-10210000-23/000257, РКТ-10210000-23/000272, РКТ-10210000-23/000268, РКТ-10210000-23/000267, РКТ-10210000-23/000266, РКТ-10210000-23/000263.

Определением от 17.01.2024 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 26.03.2024 с возможностью перехода в основное при отсутствии возражений сторон. Определением от 25.03.2024 дата судебного заседания изменена на 04.04.2024.

В настоящее судебное заседание возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136 - 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и перешел к рассмотрению спора по существу.

От Общества поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно которому заявитель просит признать незаконными решения Санкт-Петербургской таможни, а именно:

- РКТ-10210000-23/000211 по товару N 1 в отношении двигателя 190F, 190F-2, 190F-2D, по ДТ 10131010/131020/0110385;

- РКТ-10210000-23/000216 по товару N 1 в отношении двигателей 170F-R, 170F-T по ДТ 10013160/211120/0664197;

- РКТ-10210000-23/000220 по товару N 1 в отношении двигателей 190F, 190F-R по ДТ 10013160/241120/0670784;

- РКТ-10210000-23/000227 по товару N 1 в отношении двигателей 168F-2R, 170F-R, 170F-TR по ДТ 10228010/231021/0505942;

- РКТ-10210000-23/000228 по товару N 1 в отношении двигателя 190F по ДТ 10131010/161220/0255169;

- РКТ-10210000-23/000229 по товару N 1 в отношении двигателей 177F-R, 190F по ДТ 10228010/091221/3029111;

- РКТ-10210000-23/000234 по товару N 1 в отношении двигателей 168F-2R, 170F-R, 170F-T, 170F-TR, 1P70FV-3B по ДТ 10228010/040422/3151115;

- РКТ-10210000-23/000238 по товару N 2 в отношении двигателя 177FD по ДТ 10228010/160322/3126289;

- РКТ-10210000-23/000243 по товару N 1 в отношении двигателя 1P70FV-B по ДТ 10228010/240222/3096664;

- РКТ-10210000-23/000244 по товару N 2 в отношении двигателей 177FD, 190F по ДТ 10228010/240222/3096664;

- РКТ-10210000-23/000246 по товару N 2 в отношении двигателя 190F по ДТ 10228010/080422/3157098

- РКТ-10210000-23/000242 по товару N 2 в отношении двигателя 190F по ДТ 10228010/210322/3132797;

- РКТ-10210000-23/000249 по товару N 1 в отношении двигателей 170F-C, 170FD-T, 170FD-NR, 170F-T, 170F-TR по ДТ 10228010/180322/3129811;

- РКТ-10210000-23/000255 по товару N 1 в отношении двигателей 192FD, КР460, RP460E по ДТ 10013160/231120/0668046;

- РКТ-10210000-23/000256 по товару N 2 в отношении двигателей 192F-2, 192F-2D, 192FD по ДТ 10131010/241220/0276743;

- РКТ-10210000-23/000257 по товару N 1 в отношении двигателей 2V78F-2A, 2V78F-2A PRO, 2V90F по ДТ 10228010/011121/0525219;

- РКТ-10210000-23/00272 по товару N 3 в отношении двигателей 2V78F-2A, 2V78F-2APR0no ДТ 10228010/110221/0054436;

- РКТ-10210000-23/000268 по товару N 1 в отношении двигателя 168F-2R по ДТ 10228010/110221/0054436;

- РКТ-10210000-23/000267 по товару N 3 в отношении двигателей 2V78F-2A, 2V78F-2A PRO по ДТ 10228010/101021/0478028;

- РКТ-10120000-23/000266 по товару N 2 в отношении двигателя 192 FD по ДТ 10228010/101021/0478028;

- РКТ-10210000-23/000263 по товару N 1 в отношении двигателя N P445E по ДТ 10228010/140422/3163386.

Представитель таможенного органа не возражала против удовлетворения ходатайства об уточнении, однако указала, что в номере РКТ принятом по ДТ N 10228010/080422/3157098 допущена ошибка вместо РКТ -10210000-23/000210 указано РКТ -10210000-23/000211, также допущена ошибка в номере РКТ принятом по ДТ N 10131010/131020/0110329.

Уточнения приняты судом, с учетом пояснений таможенного органа.

Заявитель, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в его отсутствие.

В судебном заседании представители Таможни возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как установлено материалами дела, ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД", без привлечения услуг таможенного представителя представителей, в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10013160/211120/0664197 (товар N 1), 10013160/241120/0670784 (товар N 1), 10013160/310820/0462905 (товар N 1), 10013160/310820/0462917 (товары N 1, 2, 3), 10131010/071220/0233509 (товар N 1), 10131010/120920/0054130 (товар N 1), 10131010/120920/0054135 (товар N 2), 10131010/131020/0110329 (товар N 1), 10131010/131020/0110385 (товар N 1), 10131010/161220/0255048 (товар N 1), 10228010/040422/3151115 (товары N 1, 2), 10131010/161220/0255169 (товар N 1), 10228010/091221/3029111 (товар N 1), 10228010/101021/0478028 (товары N 1, 2, 3), 10228010/110221/0054436 (товары N 1, 2, 3), 10228010/231021/0505942 (товар N 1), 10228010/080422/3157098 (товары N 1, 2), 10228010/140422/3163386 (товары N 1, 2), 10228010/160322/3126289 (товары N 1, 2), 10228010/180322/3129811 (товары N 1, 2), 10228010/210322/3132797 (товары N 1, 2), 10228010/240222/3096664 (товары N 1, 2), 10013160/231120/0668046 (товар N 1), 10131010/241220/0276743 (товар N 2), 10228010/011121/0525219 (товар N 1) осуществило таможенное декларирование товара "БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, НОВЫЕ, 4-Х ТАКТНЫЕ...", производитель CHONGQING LIFAN INDUSTRY (GROUP) IMP.&EXP. CO., LTD (CHONGQING LIFAN POWER CO., LTD) и CHONGQING LIFAN SUZHUI FOREIGN TRADE CO., LTD, торговый знак LIFAN (далее - товары).

После выпуска спорных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой Санкт-Петербургской таможней проведен таможенный контроль форме камеральной таможенной проверки, по результатам которого составлен акт камеральной таможенной проверки от 15.08.2023 N 10210000/210/150823/А000012 и приняты оспариваемые решения классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки Санкт-Петербургской таможней установлено следующее.

Заявленные в 33 графе оспариваемых деклараций на товары коды товаров:

1) код 8407 90 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части: двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: двигатели прочие: с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 250 см3";

2) код 8407 90 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС: "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части: двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: двигатели прочие: мощностью не более 10 кВт";

3) код 8407 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС: "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части: двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня: двигатели прочие: мощностью более 10 кВт: прочие".

По результатам таможенного контроля Санкт-Петербургской таможней установлено, что классификационные коды товаров заявлены декларантом неверно и в соответствии с решениями о классификации товаров таможенным органом спорные товары классифицированы. Прилагаем сравнительную таблицу к отзыву (приложение N 1 "Сравнительная таблица по классификации товаров").

На основании принятых классификационных решений в отношении спорных товаров Санкт-Петербургской таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в ДТ NN 10013160/211120/0664197 (товар N 1), 10013160/241120/0670784 (товар N 1), 10013160/310820/0462905 (товар N 1), 10013160/310820/0462917 (товары NN 1, 2, 3), 10131010/071220/0233509 (товар N 1), 10131010/120920/0054130 (товар N 1), 10131010/120920/0054135 (товар N 2), 10131010/131020/0110329 (товар N 1), 10131010/131020/0110385 (товар N 1), 10131010/161220/0255048 (товар N 1), 10228010/040422/3151115 (товары NN 1, 2), 10131010/161220/0255169 (товар N 1), 10228010/091221/3029111 (товар N 1), 10228010/101021/0478028 (товары NN 1, 2, 3), 10228010/110221/0054436 (товары NN 1, 2, 3), 10228010/231021/0505942 (товар N 1), 10228010/080422/3157098 (товары NN 1, 2), 10228010/140422/3163386 (товары NN 1, 2), 10228010/160322/3126289 (товары N 1, 2), 10228010/180322/3129811 (товары NN 1, 2), 10228010/210322/3132797 (товары N 1, 2), 10228010/240222/3096664 (товары N 1, 2), 10013160/231120/0668046 (товар N 1), 10131010/241220/0276743 (товар N 2), 10228010/011121/0525219 (товар N 1).

Не согласившись с выводами таможенного органа, Общество оспорило решения Таможни в судебном порядке.

В обоснование принятых решений Таможня сослалась на то, что согласно сведениям, размещенным в общем доступе в сети Интернет, бензиновые двигатели LIFAN спорных моделей разработаны для установки на малую мототехнику бытового уровня, наиболее хорошо подходят для установки на культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, мотопомпы, генераторы, снегоуборщики и другую технику; в сети Интернет обнаружены предложения о продаже различных мотоблоков и мотобуксировщиков, укомплектованных двигателями торговой марки LIFAN ввезенных моделей. Таможенный орган заявил, что заключениями таможенных экспертов подтверждено, что спорные двигатели разработаны для установки на мототехнику различного уровня - культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, снегоходы, болотоходы, вездеходы, картинги, лодочные моторы, мотопомпы, генераторы и другую всевозможную технику.

Поскольку мотоблоки и мотобуксировщики классифицируются в товарной подсубпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, т.е. представляют собой транспортные средства группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС, по мнению Таможни, для классификации бензиновых двигателей предусмотрена бескодовая однодефисная субпозиция "двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87 ТН ВЭД".

Общество утверждает, что ввезенный товар подлежит классификации в товарной субпозиции 8407 90 ТН ВЭД ЕАЭС как "двигатели прочие", поскольку используется в машинах сельскохозяйственного и садово-огороднического назначения (культиваторы, рыхлители, бороны и т.п.) и не может использоваться для приведения в движение транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС. В подтверждение своей позиции Общество сослалось на Руководство пользователя на 4-тактные бензиновые двигатели LIFAN 152F, 154F, 160F, 168F, 168F-2, 168F-2D, 170F, 170F-C, 170FD, 170FD-T, 170FD-TR, 173F, 173FD, 177F, 170R-1, 170FT-R, 177AD, 1829, 182PD, 1885, 188FD, 190F, 190FD-R, 190FD, 190FD-C, 190FD-S, KP230, KP420, KP420E, КР460, КР460Е, КР460Е ECC, 2V78F-2A, 2V78F-2A PRO, 2VSOF-A, 2VSOF ECC, 2V9OF, KP500E, 1P70FV-B, 1P75FV, G$212E, N P445, N P445E, 1P70FV, 1P70FV-2, 1P70FV-3B; модели с редуктором 168F-L, 168F-H, 168F-2L, 168F-2R, 170F-R, 173F-L, 173F-R, 173F-H, 177F-L, 177F-R, 177F-H, 177FB-H, 182F-L, 182F-R, 182F-H, 188F-L, 188F-R, 188F-H, 190F-L, 190F-R, 190F-S, 190F-H, KP230-R, KP460E-R.

Согласно пункту 1, подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами. Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС о таможенном регулировании.

Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. Решение о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет форму и порядок заполнения решения о классификации товара, подготовленного в виде документа на бумажном носителе, порядок и сроки его принятия, а также формат и структуру решения о классификации товара, подготовленного в виде электронного документа.

Согласно пунктам 1-4 статьи 19 ТК ЕАЭС ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД ЕАЭС может использоваться в целях налогообложения товаров и в иных целях, предусмотренных международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС. Международной основой ТН ВЭД ЕАЭС являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств. ТН ВЭД ЕАЭС утверждается Евразийской экономической комиссией. Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС принимаются Евразийской экономической комиссией.

ТН ВЭД ЕАЭС и ставки Единого таможенного тарифа ЕАЭС утверждены решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80. Неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС являются Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ).

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение).

Согласно пункту 5 Положения ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне.

Пунктом 6 Положения установлено, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:

- ОПИ 1 применяется в первую очередь;

-ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара соответствии с ОПИ 1;

-ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;

- ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;

- ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;

- ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции.

В ТН ВЭД ЕАЭС, как и в Гармонизированной системе, классификация товаров осуществляется в соответствии с материалами, из которых они изготовлены, функциями, которые данные товары выполняют, степенью их обработки, а также в соответствии с другими критериями, если они специально оговариваются. В случае взаимного перекрытия "сфер влияния" двух и более товарных позиций (например, по материалу и функциям товаров), необходимо, в первую очередь, обратиться к соответствующим Примечаниям к Разделам или Группам с целью разрешения вышеуказанных противоречий между двумя или более товарными позициями.

ОПИ 1 формулируется следующим образом:

"1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное".

Следовательно, классификация должна осуществляться следующим образом, в первую очередь, в соответствии с текстами наименований товарных позиций или Примечаний к разделам и группам (наименование товарных позиций и примечания имеют одинаковый статус, поэтому приоритет отдается текстам с наиболее точным описанием товаров).

ОПИ 6 может быть применено только после того, как определена соответствующая 4-х значная товарная позиция). Согласно ОПИ 6 для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Также в целях классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС используются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определённой позиции ТН ВЭД ЕАЭС.

Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС рекомендованы Евразийской экономической комиссией к применению в качестве одного из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС (Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21) (далее - Пояснения).

Спор между таможенным органом и Обществом заключается в отнесении товара к разным субпозициям. Общество отнесло товар к субпозиции 8407 90, предусмотренной для классификации двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня, прочим, а Санкт-Петербургская таможня - к 8407 32 или 8407 33, предусмотренных для классификации двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня, используемым для приведения в движение транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС.

Рассмотрев доводы сторон, суд установил следующее.

В Общих положениях к группе 84 Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС в разделе "Б" указан принцип общего построения данной группы.

Согласно пункту 2 указанного раздела в товарные позиции 8402 - 8424 включаются другие машины и устройства, классифицируемые главным образом по их функциям независимо от отрасли промышленности, в которой они применяются.

Исходя из пункта "Г" Общих положений Пояснений к группе 84 ТН ВЭД ЕАЭС, в товарные позиции 8401 - 8424 ТН ВЭД ЕАЭС включаются машины, оборудование и устройства (описываемые в общем по своим функциям), которые могут использоваться в различных отраслях промышленности. Двигатели всегда рассматриваются в товарных позициях 8406 - 8408 и 8410 - 8412 независимо от их применения.

В товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием и возвратно-поступательным движением поршня и двигатели внутреннего сгорания с вращающимся ротором (двигатели Ванкеля с трёхгранным ротором, исполняющим роль поршня), кроме перечисленных в группе 95 ТН ВЭД ЕАЭС. Она включает также двигатели для моторных транспортных средств.

Данные двигатели, как правило, состоят из цилиндра, поршня, шатуна, коленчатого вала, маховика, впускных и выпускных клапанов и т.д. В них используется энергия расширения горючих газов и паров, сжигаемых внутри цилиндра.

Двигатели, включаемые в данную товарную позицию, имеют очень широкое применение: в сельскохозяйственных машинах; для привода электрогенераторов, насосов, компрессоров; для передвижения летательных аппаратов, автомобилей, мотоциклов, тракторов или лодок.

В составе товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС для классификации бензиновых двигателей, которыми производителями транспортных средств группы 87 ТН ВЭД ЕАЭС такие средства передвижения комплектуются и при их эксплуатации приводятся в действие, предусмотрена бескодовая однодефисная субпозиция:

" - двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87".

Значение включенного в текст данной субпозиции термина "используемые для приведения в движение транспортных средств группы 87 " означает:

- не исключительную предназначенность таких двигателей для привода только транспортных средств группы 87, но которые (помимо установленного производителем соответствующих моделей двигателей предназначения для их применения не только с транспортными средствами, но также и с техникой иных групп ТН ВЭД ЕАЭС) используются:

-- либо производителями транспортных средств - путем фактической комплектации такого транспорта в условиях его заводской сборки (о чем соответствующая информация отражается в технической документации, как в соответствии с которой производится транспортное средство, так и в поступающей вместе с транспортным средством при его реализации оптовой или розничной в комплекте поставки),

-- либо сервисными (ремонтными) организациями, осуществляющими техническое обслуживание ремонт и транспортных средств - путем фактической комплектации такого транспорта в условиях работ по его ремонту либо восстановлению.

Таким образом, в целях надлежащей классификации товара в рамках товарной позиции 8407 ТН ВЭД ЕАЭС необходимо учитывать классификационный признак товаров - область применения и назначение двигателя.

Согласно информации в 31 графе проверяемых деклараций на товары, проверяемые товары "предназначены для установки на машины сельскохозяйственного и садово-огородного назначения (культиваторы, рыхлители, бороны и т. д.)".

Также, Обществом при таможенном декларировании представлено "Руководство пользователя 4-х тактных бензиновых двигателей LIFAN", в том числе и на ввезенные модели, с информацией о том, что проверяемые двигатели предназначены для использования в мотокультиваторах, генераторах, мотопомпах и других механизмах с/х назначения.

Эта же информация представлена письмами ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" от 11.04.2023 N 328, от 12.04.2023 N б/н, от 06.07.2023 N б/н в ответ на требования о представлении документов или сведений при камеральной таможенной проверке от 01.02.2023 N 10-16/2705; от 02.06.2023 N 10-16/14263.

Так, согласно руководству пользователя, представленному в Санкт-Петербургскую таможню письмом от 06.07.2023 N б/н, в котором "использована новейшая на момент печати информация" (далее - Руководство пользователя), согласно которой 4-х тактные бензиновые двигатели LIFAN моделей 152F, 154F, 160F, 168F, 168F-2, 168F-2D, 170F, 170F-C, 170FD, 170FD-T, 170FD-TR, 173F, 173FD, 177F, 170R-1, 170FT-R, 177AD, 1829, 182PD, 1885, 188FD, 190F, 190FD-R, 190FD, 190FD-C, 190FD-S, KP230, KP420, KP420E, КР460, КР460Е, КР460Е ECC, 2V78F-2A, 2V78F-2A PRO, 2VSOF-A, 2VSOF ECC, 2V9OF, KP500E, 1P70FV-B, 1P75FV, G$212E, N P445, N P445E, 1P70FV, 1P70FV-2, 1P70FV-3B; модели с редуктором 168F-L, 168F-H, 168F-2L, 168F-2R, 170F-R, 173F-L, 173F-R, 173F-H, 177F-L, 177F-R, 177F-H, 177FB-H, 182F-L, 182F-R, 182F-H, 188F-L, 188F-R, 188F-H, 190F-L, 190F-R, 190F-S, 190F-H, KP230-R, KP460E-R предназначены для использования в мотокультиваторах, генераторах, мотопомпах.

Согласно объяснениям от 16.06.2023 N 10210000/210/160623/А000012/001, полученным у генерального директора ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" Моторичева В.Л., расшифровка буквенно-цифрового кода следующая: "Первая цифра обозначает количество цилиндров в ДВС (168 F - 1 цилиндр) Две последующие цифры (168 F - диаметр цилиндра в миллиметрах) Литера F - базовый двигатель с возможностью запуска только ручным стартом

Литера D - наличие дополнительного электрического запуска (168FD -двигатель оснащён как ручным, так и электрическим стартом)

Если первая цифра 2 (2V90F - двигатель двухцилиндровый, V - цилиндры расположены буквой V (V-образный), каждый цилиндр 90 мм, F - ручной старт)

KP - KING POWER двигатель с увеличенной мощностью. В этой серии цифра означает объем двигателя. Например, двигатель KP 460 - двигатель увеличенной мощностью объемом двигателя 460. Буква Е - электростарт.

Если в двигателе через тире буква R (например, 168 F-R - двигатель оснащен редуктором с автоматическим сцеплением (редуктор позволяет снимать крутящий момент с коленвала двигателя не сразу при запуске, а при плавном увеличении оборотов коленчатого вала во время его работы).

L - двигатель имеет редуктор без автоматического сцепления (как правило понижающий, 1 к 2)

C - двигатель с увеличенной мощности спортивной серии (190FC -спортивная серия)

S - двигатель выполнен в зимнем исполнении (используется на снегоуборщиках, на техники, используемой в зимнее время). В таких двигателях в воздушном фильтре отсутствует бумажный элемент. Воздушный фильтр выполнен ступенчатым образом с подогревом глушителя.

Т - двигатель с повышенной мощностью. Повышение мощности достигнуто с помощью конструкции впускного коллектора, что влияет на формирование воздушно-капельной смеси.

Все вышерассмотренные двигатели с коленчатым валом, расположенным горизонтально.

P - (1P70F) - коленчатый вал расположен вертикально.

M - серия эко, связано с маркетингом.

H - редуктор понижающий без автоматического сцепления (коэффициент понижения 1 к 6)

GS212Е - двигатель с повышенными оборотами коленчатого вала, четырехтактный (до 6000 оборотов в минуту). Как правило, остальные 3600 оборотов в минуту.

NP - отличие в дизайне от стандартной серии F

PRO - у двухцилиндровых двигателей, особых отличий не имеет.

В - внешне другой воздушный фильтр и топливный бак".

Таким образом, согласно представленной ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" информации, все перечисленные бензиновые двигатели LIFAN, вне зависимости от характеристик (например, объема цилиндра, мощности) предназначены для использования в мотокультиваторах, генераторах, мотопомпах.

При этом необходимо отметить, что информация о невозможности использования рассматриваемых бензиновых двигателей в иных областях применения в представленном Руководстве пользователя также отсутствует. Иными словами, в Руководстве пользователя не говорится об исключительной предназначенности проверяемых двигателей только в мотокультиваторах, генераторах, мотопомпах.

Согласно объяснениям от 16.06.2023 N 10210000/210/160623/А000012/001, взятым у генерального директора ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" Моторичева В.Л., "в мотоблоках Агат и КАДВИ могут быть двигатели Lifan, Honda, Hammerman, Brigs&Stratton. Клиенты используют двигатели Lifan по необходимости, в том числе при внесении изменений в конструкцию. Предполагаю, что теоретически, с определенными и существенными внесениями изменений в конструкцию двигателя, а именно в систему смазки и систему подачи топлива, такая возможность будет".

Между тем, в отношении двигателей того же производителя тех же моделей, задекларированных иным участником внешнеэкономической деятельности, проведена таможенная экспертиза. В соответствии с заключениями таможенных экспертов ЭКС ЦЭКТУ от 23.05.2022 N 12411004/0009347, от 15.06.2022 N 12403004/0011594, от 08.07.2022 N 12411004/0014118 бензиновые двигатели LIFAN моделей 168F-2, 170F, 177F, 177FB-H, 188F, 188FD, KP420E, 190FD, 2V80F-A разработаны для установки на мототехнику различного уровня -культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, снегоходы, болотоходы, вездеходы, картинги, лодочные моторы, мотопомпы, генераторы и другую всевозможную технику.

Сведения относительно назначения (функции) двигателей, указанные в технической документации, представленной при декларировании, опровергаются выводами, изложенными в заключениях таможенного эксперта и основанными на данных официальных сайтов представителей завода LIFAN в России (Lifan-rf.ru, Lifanmoto.ru), принадлежащих обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Юнион Транс", которому компанией "Chongqing Lifan Suzhui Foreign Trade CO., LTD" выдано свидетельство дистрибьютора, а также ООО "Лифан Северо-Запад", являющегося официальным представителем и дистрибьютором производителя LIFAN в России. Ввезенные Обществом двигатели являются универсальными и предназначены для совершенно различных видов техники, при этом могут использоваться, в том числе для комплектации мотоблоков, мотобуксировщиков и иных транспортных средств, классифицируемых в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС".

Выводы таможенных экспертов об использовании исследованных спорных двигателей для приведения в движение транспортных средств, классифицируемых в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС, основаны в том числе на информации, размещенной в сети Интернет на сайтах официальных представителей завода Лифан в России (указаны в заключениях таможенных экспертов).

При этом необходимо отметить, что после проведения таможенных экспертиз информация на интернет-сайтах была изменена.

Так, на интернет-сайте Lifan-rf.ru, принадлежащему ООО "Юнион Транс" (Россия, Москва, ул. Ферганская, д. 2, корп. 2, оф. 6) - официальному представителю завода LIFAN на территории России (о чем, в подтверждение этого, на сайте представлен сканированный вид лицензии, которым CHONGQING LIFAN INDUSTRY (GROUP) IMP.&EXP.CO, LTD1 удостоверяет, что ООО "Юнион Транс" является официальным дистрибьютором продукции ЛИФАН в России), до назначения таможенных экспертиз была представлена следующая информация:

"Бензиновый двигатель Lifan 168F-2 6.5 л.с. самая популярная модель линейки бензиновых двигателей Lifan и устанавливается чаще всего на мотоблоки и мотокультиваторы. Крепления Lifan 168F-2 совпадают с отверстиями большинства моделей мотоблоков и мотокультиваторов поставляемых на российский рынок, среди них: Ока, Нева, Агат, Салют, Авангард, УГРА, Мобил К, Мотор Сич, Patriot, DDE и многие другие".

В мае 2022 года информация на сайте в графе "описание" была изменена на более обтекаемую формулировку: "Бензиновый двигатель Lifan 168F-2 6.5 л.с. самая популярная модель линейки бензиновых двигателей Lifan и устанавливается чаще всего на малую технику бытового применения".

В то же время на иных сайтах представленная информация подтверждает сведения, указанные до внесенных изменений, и выводы таможенных экспертов. Например:

"Бензиновый двигатель Lifan 168F-2 разработан для установки на малую мототехнику бытового уровня. Наиболее хорошо подходит он для установки на культиваторы и мотоблоки, мотобуксировщики, мотопомпы, генераторы, снегоуборщики и другую технику^" (https://lifan.pro-solution.ru).

"Двигатель LIFAN 168F-2 D20 разработан специально для использования совместно с мотоблоками и культиваторами. Тип двигателя: бензиновый, 4-хтактный, одноцилиндровый, с воздушным охлаждением" (https: //spbvseinstmmenti .m/product/dvigatel-lifan-168f-2-d20-761120).

Кроме того, в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обнаружены предложения о продаже различных мотоблоков и мотобуксировщиков, укомплектованных двигателями торговой марки Lifan ввезенной модели.

Мотоблоки и мотобуксировщики, предложения о продаже которых имеются в общем доступе в сите Интернет, классифицируются в субпозиции 8701 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, то есть представляют собой транспортные средства группы 87 ТН ВЭД, на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.02.2019 N 25 "О классификации мотоблока (мотокультиватора) в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза".

Таким образом, таможенный орган пришел к выводу о внесении существенных изменений в руководство пользователя касательно области применения, а также информация на интернет-сайтах путем удаления информации о применении Проверяемых товаров в мотоблоках и использования обтекаемых формулировок, например, "устанавливается чаще всего на малую технику бытового применения".

В целях всестороннего и полного исследования, Санкт-Петербургской таможней направлен запрос производителю вездеходов письмом от 19.06.2023 N 10-16/15357.

Письмом от 30.06.2023 N 65 ООО "МЕХАНИКА" представило информацию о том, что при сборке вездеходной техники под брендом Tinger применяет двигатель Lifan 190FD. Моделью производимой техники с двигателем Lifan 190 FD является мотобуксировщик Tinger Dog.

Кроме того, Санкт-Петербургской таможней направлено письмо от 06.06.2023 N 10-16/14470 производителю снегоходов и мотовездеходов с запросом о том может ли применяться Проверяемый товар совместно с производимой заводом продукцией.

Письмом от 06.07.2023 N 511/003-137 АО "РУССКАЯ МЕХАНИКА" представлена информация о том, что на снегоход "Буран" потенциально могут устанавливаться моторы типа 2V78F-2A PRO, 2V80F-A.

Также, АО "РУССКАЯ МЕХАНИКА" представлена следующая информация: "Остальные двигатели могут применяются в РФ при изготовлении малых внедорожных транспортных средств, к ним относятся:

- мотобуксировщик ("мотособаки") - механическое транспортное средство, представляющее собой сцепку из буксировщика на гусеничном ходу с двигателем, сцепленного с санями или санями-волокушами. Водитель и полезный груз размещается в санях или в волокушах. Некоторые модели мотобуксировщиков могут иметь грузовую площадку непосредственно на самом тягаче или рулевом модуле. Двигателем мотобуксировщика является, как правило, одноцилиндровый карбюраторный бензиновый двигатель. В настоящее время на рынке наиболее представлены мотобуксировщики с мощностью двигателя от 15 до 20 л.с. На более ранних моделях, а так же современных компактных моделях предназначенных для перевозки в багажном отделении автомобиля представлены двигатели от 6, 5 до 12 л.с.;

- вездеходы на шинах низкого давления - наземное транспортное средство высокой проходимости для передвижения по пересечённой местности, и в условиях отсутствия дорог. В настоящее время на рынке наиболее распространены вездеходы с мощностью двигателя от 15 до 30 л.с.

- снегоходы с двигателями LIFAN мощностью от 15 до 30 л.с.

На основании вышеизложенного, для приведения в движение малых внедорожных транспортных средств применяются двигатели следующей мощности:

-мотобуксировщик от 6, 5 до 20 л.с. (модели с объёмом цилиндра 196 - 500 см3)

- легкий снегоход от 15 до 20 л.с. (модели с объёмом цилиндра 420 - 500 см3)

- снегоход от 20 до 30 л.с. (модели с объёмом цилиндра 460 - 740 см3)

- вездеход от 15 до 30 л.с. (модели с объёмом цилиндра 420 - 740 см3)

В настоящее время компания АО "РУССКАЯ МЕХАНИКА" разработала модель легкого снегохода "TIKSY 500 4Т" с модернизированным двигателем LIFAN KP 460 мощностью 20 л.с. Двигатель имеет отличительную маркировку КР460Е EFI RM. На снегоход получен сертификат соответствия N° EAC RU C-RU.АЯ04.В.00644/22".

Таким образом, письмом от 06.07.2023 N 511/003-137 АО "РУССКАЯ МЕХАНИКА" подтверждает возможность приведения в действие малых внедорожных транспортных средств посредством двигателей Lifan.

Санкт-Петербургской таможней направлены запросы организациям, в адрес которых, по информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов, данные двигатели были реализованы.

В ответ на запросы представлены следующие ответы:

1. АО ГМЗ "Агат" письмом от 27.04.2023 N 3700-26 в ответ на запрос Санкт-Петербургской таможни от 07.04.2023 N 10-16/09405 сообщает, что бензиновые двигатели с товарным знаком LIFAN используются при производстве мотоблоков с зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим АО ГМЗ "Агат". Также представлена техническая документация на мотоблоки "Агат", а которых указана конкретная модель двигателя, который устанавливается на данное техническое изделие.

2. ООО "БТС ПРО" письмом от 25.04.2023 N б/н в ответ на запрос Санкт-Петербургской таможни от 07.04.2023 N 10-16/09404 сообщило, что двигатели с торговым знаком LIFAN устанавливаются на мотобуксировщики и КИТ-комплекты снегоходов.

3. ПАО "КАДВИ" письмом от 05.05.2023 N 41/2650(э)-2615д в ответ на запрос Санкт-Петербургской таможни от 07.04.2023 N 10-16/09402 сообщило, что бензиновые двигатели Lifan моделей 168-F2, 170F, 177F, 177FD, LIFAN C178F и KP230 устанавливаются на мотоблоки марки "Ока", "Угра", "Авангард"

4. ООО "ИРБИС МОТОРЗ" письмом от 25.07.2023 N 18/2023 в ответ на запрос Санкт-Петербургской таможни от 07.07.2023 N 10-16/17439 сообщило, что бензиновые двигатели Lifan моделей 190FD и 190F-2D устанавливаются на снегоходы Irbis Tungus SK-400/500.

Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ввезённые обществом двигатели являются универсальными и предназначены для совершенно различных видов техники, при этом используемые, в том числе для комплектации мотоблоков, мотобуксировщиков, снегоходов и иных транспортных средств, классифицируемых в группе 87 ТН ВЭД ЕАЭС.

Аналогичные выводы изложены в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.2023 года по делу N А56-89957/2022.

В отношении доводов заявителя о несоблюдении таможенным органом процедуры вынесения оспариваемых решений, судом установлено следующее.

Пунктом 21 статьи 237 Федерального закона N 289 установлено, что обоснованность доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, изучается должностным лицом таможенного органа, проводившим таможенную проверку (руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки), по ним составляется письменное заключение, которое утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, и не позднее десяти рабочих дней со дня поступления возражений по акту таможенной проверки направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись.

Возражения ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" по акту таможенной проверки поступили посредством электронной почты 15.09.2023. Досыл оригинала 22.09.2023.

Таким образом, срок направления заключения по возражениям, представленным ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД", не позднее 05.10.2023.

Заключение по возражениям проверяемого лица на акт таможенной проверки N 10210000/210/150823/А000012 (далее - Заключение) составлено и утверждено 27.09.2023. Письмом Санкт-Петербургской таможни от 27.09.2023 N 10-16/24324 Заключение направлено заказным почтовым отправлением по адресу государственной регистрации ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" по состоянию на 27.09.2023 (191015, Санкт-Петербург, вн. тер. г. МО Смольнинское, ул. 9-я Советская, д. 4-6, литера А, помещ. 304) (далее - Почтовое отправление).

09.11.2023 Почтовое отправление поступило обратно в Санкт-Петербургскую таможню с вложенным письмом Санкт-Петербургской таможни от 27.09.2023 N 10-16/24324 и Заключением.

Пунктами 28-29 статьи 237 Федерального закона N 289-ФЗ установлено, что на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела Указанное решение (решения) в сфере таможенного дела принимается в следующие сроки: в течение пятнадцати рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому лицу или его представителю заключения по возражениям по акту таможенной проверки - в случае, если такое заключение составлялось.

Таким образом, срок принятия решений в сфере таможенного дела и направления проверяемому лицу: с 28.09.2023 по 18.10.2023 включительно.

В период с 12 по 17 октября 2023 г. по результатам камеральной таможенной проверки приняты решения о классификации товаров, а также решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, сформированы корректировки деклараций на товары. Письмом Санкт-Петербургской таможни от 17.10.2023 N 10-16/26254 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров, решения о классификации товара в соответствии с ВЭД ЕАЭС, а также корректировки декларации на товары направлены в адрес ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД".

Таким образом, порядок оформления результатов таможенной проверки в отношении ООО "ЛИФАН СЕВЕРО-ЗАПАД" и принятия решений по ее результатам, установленный ст. 237 Федерального закона N 289-ФЗ, не нарушен.

Общество считает, что таможенным органом при проведение камеральной таможенной проверки использованы неподтвержденные, неверефицированные источники информации.

Однако, Общество не учитывает следующее.

Согласно пункту 6 Порядка и сроков принятия решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденного приказом ФТС России от 25.10.2021 N 926 (далее - Порядок), при принятии решения о классификации товара должны быть изучены различные источники информации, в том числе: тексты товарных позиций, субпозиций, подсубпозиций, примечания к разделам, группам, товарным позициям, субпозициям, положения ОПИ; алфавитный указатель Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации; материалы сессий Всемирной таможенной организации по вопросам классификации товаров; пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС; международные стандарты; национальные стандарты, регламенты, технические условия; соглашения, включая соглашения по промышленной сборке моторных транспортных средств, их узлов и агрегатов; документы, подтверждающие целевое использование товара; описание товара; описание многокомпонентного товара для определения материала или составной части, которые в соответствии с ОПИ придают товару основное свойство, и определения, применим ли этот критерий в рассматриваемом случае; товары, представленные в наборах для определения составной части, которая в соответствии с ОПИ придает товару основное свойство, и определения, применим ли этот критерий в рассматриваемом случае; товары, представленные в некомплектном или незавершенном виде или несобранном или разобранном виде, для определения возможности классификации их в соответствии с ОПИ 2а; технологические схемы и их описание, в том числе по промышленной сборке моторных транспортных средств, в соответствии с которыми товары будут перерабатываться (обрабатываться) на территории Российской Федерации; фотографии и рисунки (при наличии); характеристики товара; количественный и качественный составы товара (при наличии); чертежи, технологические схемы (при наличии); область применения товара (при наличии); способы и виды упаковки товара (при наличии); заключения экспертных организаций (при наличии); электронная база решений Всемирной таможенной организации; предварительные решения о классификации товаров, опубликованные на официальном сайте Евразийской экономической комиссии; решения и разъяснения о классификации товаров ФТС России и Евразийской экономической комиссии.

Вышеприведенный перечень источников информации не является исчерпывающим, в связи с чем на основании пункта 7 Порядка таможенные органы вправе изучать иные источники, имеющиеся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, в том числе размещенные в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

По основаниям несоответствия выводов об оценке таможенного органа письма производителю, суд отмечает, что Руководства пользователя, не содержат указания на запрет установки спорных двигателей на какие-либо транспортные средства группы 87.

Учитывая приведённые обстоятельства, исходя из анализа совокупности документов, полученных в ходе таможенного контроля, оспариваемые решения Санкт-Петербургской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС и, как следствие, решения Санкт-Петербургской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

 

Судья
Черняковская М.С.
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies