|
;
Действует
История статусов
Подписан 06.11.2024 |
См.также: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2025 г. по делу N А78-4098/2024
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Подшиваловой Н.С., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Читинской таможни на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 августа 2024 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-4098/2024
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственнологистическая компания Транзит" (ОГРН 1087505000440, ИНН 7505005557, адрес: 674650, Забайкальский край, р-н Забайкальский, пгт Забайкальск, ул. Шоссейная, д. 25а) к Читинской таможне (ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497, адрес: 672007, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д.129) о признании незаконным и отмене полностью постановления от 27 марта 2024 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10719000-372/2024,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Производственно-логистическая компания Транзит" (далее - заявитель, ООО "ПЛК Транзит", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Читинской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10719000-372/2024 от 27.03.2024.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 16 августа 2024 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель указал, что представитель перевозчика ООО "ПЛК Транзит" не предпринял достаточные и полные меры по добросовестному исполнению обязанностей, возложенных на перевозчика как на лицо, ответственное за заявление достоверных сведений при прибытии товаров на таможенную территорию, ссылается на наличие у общества возможности по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ПЛК Транзит" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с положениями пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, без вызова сторон.
Судом первой инстанции установлены следующие фактические обстоятельства.
16.01.2024 в 11 час. 32 мин. перевозчиком ООО "ПЛК Транзит" представлено уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
При подаче уведомления в числе прочих документов таможенному органу представлены: CMR N 240111-1 от 12.01.2024, инвойс N SIN BON231120 от 20.11.2023, упаковочный лист к инвойсу N SIN BON231120 от 20.11.2023.
Отправитель: JINAN SYNBON MACHINERY ELECTRONICS CO., LTD A2-01 ELECTRIC BUSINESS INDUSTRIAL PARK, FENGHUANGSHAN ROAD, TIANQIAO ZONE, JINAN, SHANDONG, China.
Получатель: ООО "КАМАЗ центр Вологда", 160019, Вологодская область, г. Ул. Старое шоссе, дом 5, офис 4.
В представленных документах содержались сведения о товаре: "Экскаватор-погрузчик KOWAY K4W-GL, VIN VM 20235511, в комплекте с ЗИП, гидравлический бур с удлинителем 1 м, гидромолот. В комплекте с ЗИП", 1 грузовое место, весом брутто - 11050 кг., товар на таможенную территорию ЕАЭС из КНР прибыл своим ходом.
В графе 16 международной-транспортной накладной CMR N 240111-1 от 12.01.2024, графе 1 подтверждения о прибытии указано, что перевозчиком товаров является ООО "Производственно-логистическая компания Транзит".
18.01.2024 на основании поручения на таможенный досмотр N 10719110/160124/100024 проведен таможенный досмотр прибывшего товара.
По результатам досмотра составлен акт таможенного досмотра N 10719110/190124/100024, в котором зафиксировано превышение по весу брутто товара "Экскаватор-погрузчик KOWAY K4W-GL, VIN VM 20235511, в комплекте с ЗИП, гидравлический бур с удлинителем 1 м, гидромолот. В комплекте с ЗИП" на 262, 5 кг (фактический вес брутто 11312,5 кг.).
Данное обстоятельство послужило поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, о чем 07 февраля 2024 года составлен соответствующий протокол N 10719000-000372/2024 по части 3 статьи 16.1 КоАП Российской Федерации.
Постановлением Читинской таможни от 27 марта 2024 года N 10719000-000372/2024 ООО "Производственно-логистическая компания Транзит" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 50 500 рублей.
Не согласившись с названным постановлением таможенного органа, ООО "Производственно-логистическая компания Транзит" оспорило его в судебном порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив приведенные лицами, участвующими в деле, доводы, не установил оснований для отмены судебного акта.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы (пункт 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок декларирования товаров.
Объективная сторона правонарушения выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъектом ответственности выступают как декларанты товаров, так и перевозчик.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения:
при международной перевозке железнодорожным транспортом:
- транспортные (перевозочные) документы;
- передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав;
- документ, содержащий сведения о припасах;
- документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза;
- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары;
сведения о:
- отправителе и получателе товаров (наименования и адреса);
- станции отправления и станции назначения товаров (наименования);
- количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
- товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков);
- весе брутто товаров (в килограммах);
- идентификационных номерах контейнеров.
Из материалов административного дела, в результате таможенного досмотра Читинской таможней было установлено, что по вышеуказанным товаросопроводительным документам на таможенную территорию ЕАЭС из КНР в РФ своим ходом ввозится транспортное средство "Экскаватор-погрузчик КО WAY K4W-GL, VIN VM 20235511, в комплекте с ЗИП, гидравлический бур с удлинителем 1 м, гидромолот. В комплекте с ЗИП", грузовое место, весом брутто - 11050 кг. (превышение на 262, 5 кг).
Водителем перевозчика не было заявлено возражений относительно достоверности веса товара, определенного таможенным органом путем взвешивания.
Данные обстоятельства послужили основанием для вывода таможенного органа о том, что при прибытии товаров на таможенную территорию Евразийского Экономического союза перевозчиком были сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто товара, путем представления товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения.
Указанные действия, по мнению таможенного органа, свидетельствуют о наличии в действиях перевозчика - ООО "ПЛК Транзит" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившихся в сообщении перевозчиком в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара, путем представления недействительных документов.
Принимая вышеназванное решение, суд первой инстанции пришел к выводу, что у перевозчика отсутствует обязанность по проверке правильности и полноты товаросопроводительных документов за исключением случая явного расхождения между содержащимися в товаросопроводительных документах сведениями и фактическими параметрами перевозимого товара; по общему правилу право требования на проверку перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения, а также содержимого грузовых мест имеет только отправитель.
В рассматриваемом случае, наименование товаров и количество грузовых мест указано в товаросопроводительных документах верно, требования проверить вес перевозимых товаров грузоотправитель к перевозчику не предъявлял, в связи с чем, действия перевозчика по проверке веса перевозимого товара не относятся к необходимым мерам для соблюдения достоверности сведений, необходимых для таможенного оформления перевозимого груза, в связи с чем, у перевозчика отсутствовала возможность сообщить таможенному органу достоверные сведения о весе перевозимого груза.
Судом первой инстанции также принято во внимание, что выявленное Читинской таможней несоответствие веса брутто на 262, 5 кг, то есть около 2% от общего веса товара, что не является значительным и не могло являться очевидным для перевозчика.
Данное обстоятельство, по мнению суда первой инстанции свидетельствует о том, что у перевозчика отсутствовала возможность сообщить таможенному органу достоверные сведения о весе транспортного средства.
Приведенные выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции находит правильными.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются, в том числе Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956 года, (далее - КДПГ).
Согласно статье 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: а) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; б) внешнее состояние груза и его упаковки (пункт 1).
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 а) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (пункт 2).
Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (пункт 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 КДПГ при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
Статьей 11 КДПГ установлено, что отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей (пункт 1).
Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика (пункт 2).
Перевозчик несет ответственность на тех же основаниях, что и комиссионер, за последствия потери или неправильного использования документов, упомянутых в накладной, приложенных к ней или врученных ему; сумма причитающегося с него возмещения не должна, однако, превышать ту, которая подлежала бы уплате в случае потери груза (пункт 3).
Как правильно указал суд первой инстанции, нормы указанной Конвенции не возлагают на перевозчика обязанности по проверке правильности и полноты перевозочных документов. Прямая обязанность взвешивать груз, сверяя его со сведениями указанными отправителем товара у перевозчика также отсутствует.
На основании пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также, какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.
В рассматриваемом случае грузоотправитель не предъявлял перевозчику требования проверить вес брутто перевозимого товара, наименование товаров и количество грузовых мест в товаросопроводительных документах указано верно, а определенная таможенным досмотром разница в заявленном и фактическом весе для перевозчика с учетом общего веса груза товара не являлась очевидной, в том числе с учетом осадки транспортного средства, его технических возможностей и других подобных показателей.
С учетом установленного процента разницы весовых характеристик товара (2%), при отсутствии расхождения количественных характеристик товара, несоответствие в заявленном и фактическом весе, вопреки доводов апелляционной жалобы, не возлагало на перевозчика обязанность произвести взвешивание товаров.
Суд первой инстанции принял во внимание довод общества о фактическом отсутствии возможности проверки веса товара на таможенной территории. Новая техника при таможенном оформлении не взвешивается, весовой контроль в пункте пропуска до мая 2024 года не проводился. Таможенный орган данные доводы не опроверг и не представил документов со сведениями о весовом контроле.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В этой связи, оснований для привлечения перевозчика к административной ответственности частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства дела, применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных "Картотека арбитражных дел" по электронному адресу: www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 16 августа 2024 года по делу N А78-4098/2024, рассмотренному в порядке упрощенного производства оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.