Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2024 № А43-5446/2024

Об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Инфорел - Полимер" на решение суда первой инстанции о признании законным постановления Нижегородской таможни об административном правонарушении
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда
от 23 июля 2024 г. по делу N А43-5446/2024
 

См.также: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2024 г. по делу N А43-5446/2024

 
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2024.
 
Полный текст постановления изготовлен 23.07.2024.
 

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,

судей Кастальской М.Н., Гущиной А.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер" (ИНН 5249163429, ОГРН 1185275040389) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.05.2024 по делу N А43-5446/2024, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер" о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 19.02.2024 N 10408000-16/2024.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер" - Хорошеньков Г.В. директор на основании выписки из ЕГРЮЛ, Долгих А.В. по доверенности от 22.01.2024 N 2А сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);

Нижегородской таможни - Гумбин Д.Ю. по доверенности от 09.01.2023 N 0002 сроком действия по 31.12.2025 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Нижегородской таможней (далее по тексту - Таможня) в период с 17.04.2023 по 25.12.2023 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Инфорел - Полимер" (далее по тексту - Общество) проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения Обществом требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, а также факта помещения товаров по таможенную процедуру.

В рамках проведенной камеральной таможенной проверки установлено, что Общество вывезло в Республику Кыргызстан нефтепродукты 27 товарной группы, классифицируемые в товарных позициях 2710 19 820 0, 2710 19 980 0, 2712 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС, на общую сумму 38 846, 70 долларов США (2 774 875,60 руб.).

Поставка товаров осуществлена во исполнение двух контрактов:

1) Контракта от 08.07.2021 N 210708-1, заключенного между Обществом, Россия (Продавец) и обществом с огарниченной ответственностью "Майлуу-Сууйский ламповый завод", Кыргызская Республика (Покупатель). Отгрузка товаров осуществляется на условиях FCA г.Дзержинск, Нижегородская область, автотранспорт Покупателя, 100% предоплата. К договору составлены Спецификации от 13.07.2021 N 1, от 09.02.2022 N 3, от 15.03.2022 N 4, от 24.03.2022 N 6, от 02.06.2022 N 7, от 20.06.2022 N 9, от 23.09.2022 N 10, от 28.09.2022 N 11.

2) Контракта от 11.01.2023 N 230111-1, заключенного между Обществом, Россия (Продавец) и открытым акционерным обществом "Майлуу-Сууйский ламповый завод", Кыргызская Республика (Покупатель). Отгрузка товаров осуществляется на условиях FCA г.Дзержинск, Нижегородская область, автотранспорт Покупателя, 100% предоплата. К договору составлены Спецификации от 11.01.2023 N 1, от 23.01.2023 N 2.

За период с 10.08.2021 по 15.03.2023 Обществом подано семь статистических форм учета перемещения товаров: N N10006190/100821/С089993, 10006190/120822/С085604,10006190/140422/С535474,10006190/141122/С566083,N10009000/140722/С951959,10009000/190522/С681026, 10006190/150323/С459016.

Согласно статистическим формам учета перемещения товаров, из Российской Федерации в Республику Киргизия вывезены следующие товары:

1. Масло К-2-24 (бочка 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 820 0, вес нетто - 1440 кг, стоимость товара - 306 720 руб., статистическая стоимость - 4190, 71 долл.США (СФ N 10006190/100821/С089993);

2. Масло ВМ-4 (бочка 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 980 0, вес нетто - 1080 кг, стоимость товара - 167 400 руб., статистическая стоимость - 2287, 19 долл.США (СФ N 10006190/100821/С089993);

3.Парафин П-2, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2712 20 900 0, вес нетто - 20 кг, стоимость товара 5 500 руб., статистическая стоимость - 75, 15 долл.США (СФN 10006190/100821/С089993);

4.Масло К-2-24 (бочка 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 820 0, вес нетто - 1440 кг, стоимость товара - 289 584 руб., статистическая стоимость -5385, 85 долл.США (СФ N 10006190/120822/С085604);

5.Масло ВМ-4 (бочка 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 980 0, вес нетто - 720 кг, стоимость товара - 139 824 руб., статистическая стоимость -2600, 52 долл.США (СФ N 10006190/120822/С085604);

6.Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное масло, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 820 0, вес нетто - 1440 кг, стоимость товара -300 672 руб., статистическая стоимость - 2690, 42 долл.США (СФ N 10006190/140422/С535474);

7.Масло ВМ-4 (бочка 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 980 0, вес нетто - 720 кг, стоимость товара - 111 096 руб., статистическая стоимость -994, 09 долл.США (СФ N 10006190/140422/С535474);

8.Масло К-2-24 (10 бочек 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -2710 19 820 0, вес нетто - 1800 кг, стоимость товара - 355 320 руб., статистическая стоимость - 5579, 42 долл.США (СФ N 10006190/141122/С566083);

9.Масло ВМ-4 (2 бочки по 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -2710 19 980 0, вес нетто - 360 кг, стоимость товара - 69 912 руб., статистическая стоимость - 1097, 79 долл.США (СФ N 10006190/141122/С566083);

10.Масло ИГП-114 (5 бочек по 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 980 0, вес нетто - 900 кг, стоимость товара - 175 230 руб., статистическая стоимость - 2751, 56 долл.США (СФ N 10006190/141122/С566083);

11.Масло И-12А, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 2710 19 980 0, вес нетто - 180 кг, стоимость товара 27 216 руб., статистическая стоимость - 480, 32 долл.США (СФ N 10009000/140722/С951959);

12.Масло ИГЛ-114 (бочка 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -2710 19 980 0, вес нетто - 2160 кг, стоимость товара - 473 385, 6 руб., статистическая стоимость - 5679,35 долл.США (СФ N 10009000/190522/С681026);

13.Масло К-2-24 (6 бочек 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -2710 19 820 0, вес нетто - 1080 кг, стоимость товара - 213 192 руб., статистическая стоимость - 3040, 31 долл.США (СФ N 10006190/150323/С459016);

14.Масло ВМ-4 (4 бочки по 180 кг), код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС -2710 19 980 0, вес нетто - 720 кг, стоимость товара - 139 824 руб., статистическая стоимость - 1994, 02 долл.США (СФ N 10006190/150323/С459016).

При этом таможенное декларирование названных товаров, классифицируемых по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 2710 19 820 0, 2710 19 980 0, 2712 20 900 0 в период с 10.08.2021 по 15.03.2023 Общество не осуществляло, что является нарушением статей 104, 110, 139 ТК ЕАЭС, пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529, пункта 3 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов от 06.06.2016.

Результаты проверки отражены таможенным органом в акте камеральной таможенной проверки от 15.11.2023 N 10408000/210/151123/А000057.

Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо Таможни 09.02.2024 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10408000-16/2024.

По результатам рассмотрения материалов административного дела Таможней 19.02.2024 вынесено постановление N 10408000-16/2024 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 147 627 рублей 80 копеек.

Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 19.02.2024 N 10408000-16/2024.

Решением от 03.05.2024 Арбитражный суд Нижегородской области отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе, дополнении к ней и возражениях на отзыв на апелляционную жалобу Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что на момент вывоза товаров Общество не знало об имеющихся противоречиях в позициях таможенных органов, а также явной правовой неопределенности в вопросе о том, как именно должен оформляться вывоз вышеуказанных товаров в Киргизию и полагалось на пресс-релиз Сибирского таможенного управления от 24.09.2019, а также письмо ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 16.09.2019 N 21-31/56910 и пресс-релизы Красноярской таможни от 24.09.2019, Центральной энергетической таможни от 17.09.2019, Внуковской таможни от 24.09.2019, Северо-Западного таможенного управления от 20.09.2019, Центрального таможенного управления от 22.10.2019. Общество полагает, что имеется совокупность условий, позволяющих применить положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и заменить административный штраф на предупреждение.

Представители Общества в судебном заседании поддержали апелляционную жалобу.

Представитель Таможни в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно пункту 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (статья 104 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе, наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, описание упаковок, цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения, таможенная стоимость товаров, статистическая стоимость.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2017 N 1173) установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без взимания таможенных сборов за таможенные операции.

Порядок вывоза из Российской Федерации в Республику Кыргызстан нефти и нефтепродуктов также регулируется Соглашением от 06.06.2016, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в сфере поставок нефти и нефтепродуктов (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения, товары группы 27 ТН ВЭД ЕАЭС в целях учета подлежат таможенному декларированию в Российской Федерации, как если бы они вывозились за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, без применения временного периодического таможенного декларирования, установленного законодательством Российской Федерации.

Таможенное декларирование товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования таможенного союза и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства-члены ЕАЭС.

В соответствии с положениями подпунктов 11 и 17 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС "лицо государства-члена" - юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государств-членов, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве-члене, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства-члена; "иностранное лицо" - лицо, не являющееся лицом государства-члена.

Из приведенных положений следует, что действующим нормативно-правовым регулированием в отношении нефтепродуктов, вывозимых в Республику Киргизия и классифицируемых в товарной позиции 27 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрено декларирование товаров.

Указанные нормы права не вызывают сомнения относительно порядка их применения и каких-либо разночтений.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вывезенные Обществом товары не входят в перечень исключений предусмотренных пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" в отношении которых декларирование не предусмотрено, так не классифицированы кодами 2712 90 110 0, 2712 90 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Таким образом, до осуществления фактического вывоза товаров с территории Российской Федерации, декларации на товары должны были подаваться российским лицом - Обществом, являющимся участником соответствующей сделки, в таможенный орган РФ.

Однако Общество данную обязанность не исполнило, таможенное декларирование вышеназванных товаров не осуществляло.

Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела доказано и Обществом не отрицается.

Общество ссылается на отсутствие в своих деяниях вины, поскольку руководствовалось разъяснениями таможенных органов.

Между тем, информация, размещенная на сайте Альта-Софт (письмом ФТС России и Минфина России от 16.09.2019 N 21-31/56910), а также пресс-релизы таможенных органов не могут быть отнесены к разъяснениям, освобождающим от ответственности. Более того, в указанных документах отсутствует указание о том, что декларирование товаров отнесенных к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС (в частности имеющих коды 2710 19 820 0, 2710 19 980 0, 2712 20 900 0) производить не нужно. В них идет речь о блокировке, начиная с октября 2019 года, подачи статистических форм учета перемещения товаров отнесенных к группе 27 ТН ВЭД ЕАЭС. Относительно декларирования товаров данные документы никакой информации не содержат. При этом в представленном пресс-релизе Северо-Западного таможенного управления от 20.09.2019 прямо указано на необходимость декларирования товаров 27 группы ТН ВЭД ЕАЭС, отправляемых на экспорт в Казахстан.

При таких обстоятельствах Таможня пришла к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена вмененной статьей.

Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела отсутствуют.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.

Штраф назначен Обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции штраф оплачен в размере 573 813 рублей 90 копеек платежным поручением от 01.03.2024 N 119.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.

Суд не установил совокупности условий для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, с учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае отсутствуют необходимые и достаточные условия для применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного Обществу административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Рассматриваемое правонарушение посягает на общественные отношения, возникающие в связи с таможенным регулированием. Соблюдение требований таможенного законодательства направлено на обеспечение экономической безопасности государства.

Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному итоговому выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления.

У суда апелляционной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.05.2024 по делу N А43-5446/2024 оставить без изменения.

Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инфорел-Полимер" оставить без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.

 

Председательствующий судья
Т.В. Москвичева
 
Судьи
А.М. Гущина
М.Н. Кастальская
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies