|
;
Действует
История статусов
Подписан 25.09.2024 |
См.также: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 декабря 2024 года по делу N А51-5622/2024
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Р.Сацюк,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс",
апелляционное производство N 05АП-4999/2024
на решение от 10.07.2024
судьи Ю.А.Тимофеевой
по делу N А51-5622/2024 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (ИНН 5406755347, ОГРН 1135476122231)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
о признании незаконным и отмене решения от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23003120,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Астра Плюс": представитель Клименко С.В. (при участии онлайн) по доверенности от 21.02.2024, сроком действия до 31.12.2024, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 95), паспорт.
В судебное заседание не явилась: Владивостокская таможня, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астра Плюс" (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган) от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003120 о классификации товаров, заявленных в ДТ N 10702070/160521/0138355.
Решением суда от 10.07.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы указывает на то, что суд, используя недопустимое применение содержания термина из товарной позиции 8704 "Моторные транспортные средства для перевозки грузов" для термина из субпозиции 4011 20, делает ошибочные выводы о толковании транспортных средств в спорных субпозициях, а именно относит к транспортным средствам в субпозиции 4011 20 "все грузовые автомобили (включая автомобили-самосвалы), предназначенные для перевозки грузов вне зависимости от условий использования". По мнению заявителя, суд для определения смысла термина субпозиции из одной группы применил смысл термина позиции из другой группы, то есть использовал термин из иного уровня классификации и из иной группы, что не предусмотрено указанным правилом из пункта 6 ОПИ. При этом, никакого обоснования для подобного использования суд не привёл.
В товарной позиции "4011" отдельно выделены субпозиции "20" и "80", то есть в части классификации шин, законодатель разделяет "транспортные средства для перевозки грузов" и "транспортные средства и машины, используемые в строительстве, горном деле или промышленности". В позиции "8704" такого выделения нет. Следовательно, законодатель по-разному подходит к классификации товаров в позициях "4011" и "8704" и применение по аналогии толкования терминов из одной позиции к другой, как минимум, требует дополнительного обоснования. По мнению заявителя, использованный судом подход приводит к тому, что шины для карьерных самосвалов БЕЛАЗ должны классифицироваться так же как и шины для малотоннажных грузовиков ГАЗЕЛЬ, так как и те и другие машины предназначены для перевозки грузов, а условия их использования, по мнению суда, не имеют значения.
Кроме того, в решении содержится несостоятельный вывод о том, что для рассмотрения возможности классификации товара в субпозиции 4011 80, необходимо установить невозможность классификации его в субпозиции 4011 20. Таким образом, суд вводит правило о приоритете субпозиции 4011 20 над субпозицией 4011 80. В пунктах 1.1. и 1.2. письменных пояснений от 19.04.2024 со ссылкой на Основные правила интерпретации общество указывает не только на отсутствие указанного правила в нормативных актах, но и противоречие данного подхода существующему правовому регулированию.
Спорные шины в полной мере не соответствуют ни одному из приведенных ГОСТов. Но помимо отсутствия какой-либо информации о товаре, предусмотренной национальными стандартами, прямое противоречие между характеристиками товара и нормами ГОСТа есть исключительно в части требования ГОСТ 52899-2007 о предельной скорости - шины TECHKING SUPER ЕТОТ предназначены для эксплуатации на скорости до 50 км/ч, в то время как указанный ГОСТ не применим к шинам со скоростями до 80 км/ч. Судом данное обстоятельство оставлено без внимания.
Ссылаясь на Сертификат соответствия NЕАЭС KG417/024.CN .02.00825, Технический регламент Таможенного Союза 018/2011 "О безопасности колёсных транспортных средств", Правила ЕЭК ООН N 54 суд приходит к выводам о назначении товара, не соответствующим фактическим обстоятельствам.
Кроме того, в акте проверки таможенного органа, со ссылкой на документы от ООО "НОРД МБ", указано, что шины предназначены для установки на "карьерные самосвалы". При этом в своём отзыве таможенный орган без объяснения причин опускает слово "карьерный", вслед за ним аналогичным образом поступает суд.
Выбранная заявителем классификация товара основана на информации от производителя, содержащейся как в письмах и каталоге с описанием назначения товара и его характеристик, так и в Сертификате происхождения товара, в котором производитель прямо указывает субпозицию 4011 80 (п. 3.2. Заявления), на сравнении соответствия спорных шин требованиям национальных стандартов России (п. 3.3. Заявления), на данных полученных от лиц, эксплуатирующих шины (п. 3.4. Заявления). При этом представитель таможенного органа подтвердил, что информация о товаре у производителя им не запрашивалась, Товар в полной мере не соответствует ни одному национальному стандарту России, позиция таможни основана на акте проверки, составленном самим таможенным органом.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Таможня, извещенная о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом явку своего представителя не обеспечила. Согласно поступившему 16.09.2024 ходатайству просит рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие. Представлен письменный отзыв, согласно которому считает решение суда законным и обоснованным.
На основании части 5 статьи 156, статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя таможни.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что в мае 2021 года обществом на основании контракта от 10.01.2020 N 202001, заключенного с компанией "TECHKING TIRES HONGKONG LIMITED", на таможенную территорию ЕАЭС ввезены товары: шины пневматические, резиновые, новые, с рисунком протектора отличным от "в ёлочку", для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, не предназначены для дорог общего пользования, посадочный диаметр: 22.5 дюйма, ширина шины - 312 мм, внешний диаметр - 1090 мм. индекс скорости "В", без упаковки: шины 315/80R22.5 164/160В Е3, производитель TECHKING TIRES LIMITED, товарный знак не обозначен, торговый знак, марка TECHKING, модель SUPER ЕТОТ.
В целях таможенного оформления товаров обществом подана указанная выше ДТ, в графе 33 которой в отношении указанных товаров декларантом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Из сведений, заявленных в графе 47 рассматриваемой ДТ, следует, что в отношении товара декларантом исчислены и уплачены ввозная таможенная пошлина в размере 5% и налог на добавленную стоимость в размере 20%.
Товары, задекларированные в указанной ДТ, выпущены таможенным постом в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Таможней 22.12.2023 проведена камеральная таможенная проверка на предмет достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, в части классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, по результатам которой оформлен акт от 22.12.2023 N 10702000/210/221223/А003636.
С учётом обстоятельств, установленных в рамках таможенного контроля, таможней принято решение от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003120 о классификации товаров, заявленных в ДТ N 10702070/160521/0138355, которыми классификационный код товаров изменён на код 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС - "Шины и покрышки пневматические резиновые новые: для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: с индексом нагрузки более 121", ставка ввозной таможенной пошлины 10%, НДС - 20%.
Не согласившись с указанным решением, декларант обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающие характеристики товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, предварительное решение о классификации товаров, при его наличии, а в случае таможенного декларирования товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита -принятое таможенным органом любого государства - члена в отношении таких товаров предварительное решение о классификации товаров либо решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
В силу положений статей 20, 50, 52 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Согласно пункту 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В силу пункта 1 статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утверждаемая Комиссией.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случаях выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Согласно пункту 2 статьи 15 Закона N 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. При этом согласно подпункту 7 пункта 4 статьи 15 Закона N 289-ФЗ решение о классификации товара должно содержать обоснование решения о классификации товара, включая причины, послужившие основанием для принятия такого решения.
Решение о классификации товара является основанием для требования или решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации (пункт 3 статьи 15 Закона N 289-ФЗ).
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (г. Брюссель) классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров (далее - Гармонизированная система, ГС), осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
На момент таможенного декларирования рассматриваемого товара классификация товаров для таможенных целей осуществлялась в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения ОПИ ТН ВЭД.
Согласно пунктам 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522, ОПИ предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.
При этом выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза.
В приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (ЕТТ ТС) установлены Основные правила интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, prima facie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим Описанием.
Классификация товара внутри товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми; также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
Так, при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения N 522), затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям - в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7.2 Положения N 522).
Следовательно, наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь.
Анализ приведенных правовых норм, указывает на то, что при классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции указанной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара.
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Согласно абзацу 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, руководствуясь ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, рекомендованные комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
В рамках применения ОПИ 1 и таможня, и заявитель определили одинаковую товарную позицию 4011 ТН ВЭД ЕАЭС, спора между сторонами в части товарной позиции нет. Между тем, при определении товарной субпозиции на основании применении ОПИ 6, у сторон возникли разногласия.
Товарная позиция 4011 группы 40 "Каучук, резина и изделия из них" включает следующие субпозиции:
- 4011 10 000 "- для легковых автомобилей (включая грузопассажирские автомобили-фургоны и спортивные автомобили):", которые далее делятся по посадочному диаметру;
- 4011 20 "- для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов:", которые далее делятся по индексу нагрузки;
- 4011 30 000 0 "- для использования на воздушных судах";
- 4011 40 000 0 "- для мотоциклов";
- 4011 50 000 "- для велосипедов:";
- 4011 70 000 0 "- для сельскохозяйственных или лесохозяйственных транспортных средств и машин";
- 4011 80 000 0 "- для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности";
- 4011 90 000 0 "- прочие".
Согласно Пояснениям к коду 4011 ТН ВЭД ЕАЭС (Том II, Разделы VI - VIII, Группы 29-43) шины и покрышки могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.
Товарная субпозиция 4011 20, избранная таможенным органом, включает в себя "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов".
Товарная позиция 4011 80 000 0, избранная декларантом, включает "шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Следовательно, для правильной классификации спорного товара необходимо установить область применения шин - для моторных транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Для того, чтобы рассматривать все последующие субпозиции товарной позиции 4011 ТН ВЭД ЕАЭС при классификации спорного товара, необходимо установить невозможность его классификации в предыдущих субпозициях.
Иными словами, для рассмотрения возможности классификации товара в субпозиции 4011 80 ТН ВЭД ЕАЭС, необходимо установить невозможность классификации его в субпозиции 4011 20 ТН ВЭД ЕАЭС.
Товарная позиция 8704 ТН ВЭД ЕАЭС "Моторные транспортные средства для перевозки грузов" включает, в том числе, автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (8704 10), а также прочие, в том числе, с полной массой от не более 5 тн до более 20 тн.
Поскольку транспортные средства для перевозки грузов включаются в товарную позицию 8704, следовательно, они не могут быть отнесены к иным транспортным средствам и машинам товарных позиций группы 84.
Таким образом, к транспортным средствам для перевозки грузов относятся все грузовые автомобили (включая автомобили-самосвалы), предназначенные для перевозки грузов вне зависимости от условий использования - по дорогам общего пользования, в условиях бездорожья, в смешанных условиях.
Следовательно, условия использования шин - по дорогам общего пользования ("ON ROAD") или по бездорожью ("OFF ROAD") - не являются классификационным признаком для целей таможенной классификации.
Как следует из материалов дела, на этапе таможенного декларирования ООО "Астра Плюс" в качестве документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ N 10702070/160521/0138355, представило:
- коносамент от 23.10.2021 N FQGVLA104681;
- контракт от 10.01.2020 N 202001;
- инвойс N 21TKPI09299 от 18.10.2021;
- упаковочный лист N 21TKPI09299 от 18.10.2021;
- каталог производителя.
Вместе с тем, при этом, при таможенном декларировании обществом не представлены документы, подтверждающие тип машин, с которыми используются ввозимые товары. Названные коммерческие документы сделки содержат описание товара только как "шины" и не подтверждают (не содержат) заявляемое в гр. 31 спорной ДТ назначение товара "для транспортных средств, используемых в строительстве и промышленности, не предназначены для дорог общего пользования".
Анализ сведений, содержащихся на сайте Росаккредитации https://fsa.gov.ru, показал, что в отношении товаров "компоненты транспортных средств: шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей торговой марки "TECHKING"" ООО "Драйв" получен сертификат соответствия NЕАЭС KG417/024.CN .02.00825 сроком действия с 18.10.2021 по 17.10.2023. В соответствии с сертификатом наименованием продукции: "шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей".
Согласно сведениям, содержащимся в сертификате соответствия, шины модели "SUPER ЕТОТ" размер 315/80R22.5, индекс нагрузки 164/160, соответствуют требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".
Пункт 2 раздела 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" к объектам технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента, относит: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению N 1, согласно которому в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий N 1, N 2, N 3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе, специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, автолесовозы, автосамосвалы и прицепы (полуприцепы)-самосвалы, пожарные автомобили, транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.
При этом, согласно подпунктам 1, 7 пункта 3, пункту 4 раздела 1 ТР ТС 018/2011 действие данного Технического регламента не распространяется на транспортные средства, имеющие максимальную скорость, предусмотренную их конструкцией, не более 25 км/ч, на внедорожные большегрузные транспортные средства, а также на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 8 пункта 3 названного Технического регламента (раздела 1 ТР ТС 018/2011).
В сертификате соответствия N KG417/024.CN.02.00825 в строке "выдан на основании" имеется ссылка на сообщение об официальном утверждении типа шин "E4-54R-0028633", выданного Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов.
Согласно пункту 1 Правил ЕЭК ООН N 54 данные Правила распространяются на шины, предназначенные для транспортных средств категорий М3, N 3, 03, 04, обозначенных индексами категории скорости не менее 80 км/час и с индексом несущей способности более 121 (с учетом последующих поправок), то есть и на шины для грузового транспорта.
Правилами ЕЭК ООН N 54 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов" (далее - Правила ЕЭК ООН N 54) предусмотрено, что тип пневматической шины - это категория пневматических шин, не имеющих между собой существенных различий, в частности в отношении следующих характеристик: предприятие-изготовитель; обозначение размера шины; категория использования (нормальная, специальная, зимняя); конструкция (диагональная, радиальная); категория скорости; индекс несущей способности; поперечное сечение шины (подпункт 2.1).
Согласно подпунктам 5.4, 5.4.1, 5.4.2 Правил ЕЭК ООН N 54 на каждой шине, соответствующей типу пневматической шины, официально утвержденному на основании названных Правил, должен четко проставляться международный знак официального утверждения, состоящий из: круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение <*> (сноска <*>: 4 - Нидерланды), и номера официального утверждения.
Приложение N 2 (обязательное) к Правилам ЕЭК ООН N 54 приводит пример схемы знака официального утверждения, согласно которому знак "Е4 в круге" указывает, что этот тип шины официально утвержден в Нидерландах.
Таким образом, знак "Е4 в круге" является знаком официального утверждения в Нидерландах типа пневматической шины, предназначенной для транспортных средств категорий МЗ, N 3, 03, 04, то есть, в том числе, шин для транспортных средств для перевозки грузов (грузовых автомобилей).
Вопреки доводу заявителя о наличии маркировки на шинах "Е3" и отсутствие маркировки "Е4" в рассматриваемом контексте не имеет правового значения, поскольку данная маркировка выступает знаком официального утверждения страны и отличительный номер меняется в зависимости от страны, предоставившей официальное утверждение.
Следует отметить, что положения ТР ТС 018/2011 и Правил ЕЭК ООН N 54 не распространяются ни на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, ни на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.
При этом, прекращение действия сертификата соответствия на момент таможенной проверки и вынесения решения в рассматриваемом случае не исключает сам факт сертификации шин в качестве грузовых и данный документ имеет техническое значение, что не может не рассматриваться в рамках разрешения спорного вопроса.
Кроме того, в результате проведения проверки, установлено, что в отношении проверяемого товара, задекларированного ООО "АСТРА ПЛЮС" по ДТ N 10702070/200222/3067451 была проведена таможенная экспертиза.
Согласно заключению таможенного эксперта ЭКС-регионального филиала от 23.03.2022 N 12410007/0005126, по результатам проведенных исследований, таможенные эксперты пришли к выводу о том, что объектом исследования являются радиальные, пневматические шины марки TECHKING, модели SUPER ETOT, размер - 315/80R22.5, индекс несущей способности - 164/160, символ скорости - В (до 50 км/ч), OFF THE ROAD, ЕЗ, 22 PR, POR. Индексы нагрузки образцов товара - 164/160, соответствуют (нагрузке на одинарную шину/на сдвоенную шину) значениям (согласно маркировке на образцах) 5000/4500КГ.
Представленные на исследование образцы товара являются радиальными, пневматическими, среднегабаритными шинами марки TECHKING, модели SUPER ETOT, размерами 3 15/80R22.5, без следов эксплуатации (новыми).
По результатам анализа маркировки, нанесённой на шины, экспертами было установлено:
- маркировка "ЕЗ" не соответствует маркировке, наносимой по ГОСТ 8430-2003;
-размер исследуемого образца отсутствует в ГОСТ 8430-2003;
-размер исследуемого образца указан в ГОСТ Р 52899-2007, действующего в отношении транспортных средств для перевозки грузов;
-маркировка CYCLIC отсутствует;
-маркировка UNDER GROUND (предназначенные для эксплуатации в шахтах) отсутствует;
-маркировка ML (предназначенные для добычи полезных ископаемых) отсутствует;
-маркировка МРТ отсутствует.
Пунктом 5.4.1. ГОСТ 26585-2003. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические крупногабаритные и сверхкрупногабаритные для внедорожных карьерных автомобилей. Технические условия (введен приказом Ростехрегулирования от 19.10.2004 N 36-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта") установлено, что на шины пневматические для карьерной техники, должны быть, помимо прочего, нанесено обозначение "CYCLIC" - на шины, предназначенные для эксплуатации на машинах, работающих в цикличном режиме.
Указанное экспертное заключение составлено уполномоченным лицом, экспертиза проведена с соблюдением процессуальных норм, заключение эксперта не допускает двусмысленного толкования, оснований сомневаться в достоверности выводов экспертов, предупрежденных об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не имеется, в связи с чем указанное экспертное заключение является не только документом, подтверждающим фактические сведения о спорных товарах, но и надлежащим доказательством по делу (статьи 68, 71 АПК РФ).
Применительно к возможности использования в рассматриваемом случае ГОСТов коллегия отмечает, что таможенное законодательство регулирует отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Между тем, те вопросы, которые не входят в названную сферу, регулируются нормами иных отраслей права, в том числе законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, что согласуется с положениями статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, применение положений ГОСТов и технических регламентов не противоречит действующим международным договорам и актам в сфере таможенного регулирования.
Согласно пояснениям таможни, по идентичному товару Владивостокской таможней проведена камеральная таможенная проверка (далее - КТП) (Акт КТП N 10702000/210/021023/А004789 от 02.10.2023).
В ходе проведения КТП в адрес "НОРД МБ"" направлено требование с целью получения информации, на какие транспортные средства установлен товар (идентичный проверяемому товару). Письмом на требование Владивостокской таможни ООО "НОРД МБ" представлены пояснения, что шины предназначены для установки на самосвалы, марок Скания, Шакман и т.д.
Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.scanauto.ru самосвалы марки Scania предназначены для транспортировки тяжелых грузов.
Подводя итог изложенному, коллегия приходит к выводу о том, что технико-эксплуатационные характеристики спорных шин и имеющиеся на них маркировочные обозначения обусловливают эксплуатацию данных шин на транспортных средствах для перевозки грузов, что указывает на отсутствие исключительной области применения шин, обозначенной в тексте субпозиции 4011 80 000 0, выбранной декларантом.
Соответственно, у таможни имелись основания для принятия решения о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 25.12.2023 N РКТ-10702000-23/003120.
Таким образом, оспариваемое решение о классификации товара не могло нарушить права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, поскольку реализация предусмотренной статьей 20 ТК ЕАЭС, статьи 15 Закона N 289-ФЗ процедуры классификации товара таможенным органом, поставлена в зависимость от соблюдения обществом установленных названными нормами требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2024 по делу N А51-5622/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.