Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.11.2024 № А40-130454/2024

Об отказе в удовлетворении требования ООО "Национальные продукты" о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ
Решение Арбитражного суда города Москвы
от 15 ноября 2024 г. по делу N А40-130454/2024

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2024 года
 
Решение в полном объеме изготовлено 15 ноября 2024 года

 

Арбитражный суд в составе судьи Харламова А.О.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Рустамовой М. Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ" (117418, Г.МОСКВА, УЛ. НОВОЧЕРЁМУШКИНСКАЯ, Д. 50, К. 2, ПОМЕЩ. 13, ОГРН: 1137746260651, Дата присвоения ОГРН: 26.03.2013, ИНН: 7726717986)

к заинтересованному лицу - ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ (109028, Г.МОСКВА, УЛ. ЯУЗСКАЯ, Д.8, ОГРН: 1027700552065, Дата присвоения ОГРН: 19.12.2002, ИНН: 7703166563)

об оспаривании решения от 12 марта 2024 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10009100/090124/3001007

при участии:

от истца (заявителя): Пикин Д. В., доверенность от 05.06.2024 г.

от ответчика (заинтересованного лица): Фриккель К. Н., доверенность от 17.04.2024 г.

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО "Национальные продукты" (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Центральной акцизной таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) от 12.03.2024 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10009100/090124/3001007.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо против удовлетворения требований возражало по доводам, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.

Как следует из заявления и материалов дела, ООО "Национальные продукты" ввезло из Грузии на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и задекларировало в регионе деятельности Центральной акцизной таможни по декларации на товары (ДТ) N 10009100/090124/3001007 продукты питания (варенье, съедобные части растений, консервированные - джонджоли, компоты, овощи консервированные - аджабсандал, соусы), всего 12 товаров.

Товар ввозился на основании контракта N 01/2023RU от 20.03.2023, Спецификации N 4 от 16.11.2023, счет-фактуры (инвойс) N 11.2023/8 от 16.11.2023.

Производителем и поставщиком товара являлось ООО "Горийский консервный завод КУЛА" (ООО "ГКЗ КУЛА", г.Гори, Грузия.

В графе 34 ДТ N 10009100/090124/3001007 Обществом заявлены сведения о происхождении товаров - GE (Республика Грузия).

В целях подтверждения заявленных сведений о происхождении товаров Обществом представлен оригинал сертификата о происхождении товара формы "СТ-1" N 122323424396 от 21.12.2023, выданный уполномоченным органом Грузии.

Акцизным специализированным таможенным постом (ЦЭД) ЦАТ 11.01.2024 осуществлен выпуск товаров, задекларированных по ДТ N 10009100/090124/3001007 в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением режима свободной торговли.

23.01.2024 Центральная акцизная таможня направила в адрес Общества запрос N 15-12/01579, в соответствии с которым Общество обязано представить "заключение о происхождении товара или акт экспертизы, выданные уполномоченным органам или организациями в соответствии с национальным законодательством Грузии.

Центральная акцизная таможня пришла к выводу, что происхождение задекларированных товаров не подтверждено, режим свободной торговли предоставлен необоснованно.

04.03.2024 Центральной акцизной таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров N 10009000/213/040324/А0048, на основании которого 12.03.2024 вынесено решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары N 10009100/090124/3001007.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд с указанными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд указывает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) определение происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, осуществляется в целях и по правилам определения происхождения товаров, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - правила определения происхождения ввозимых товаров).

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 ТК ЕАЭС происхождение товаров подтверждается во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка зависит от происхождения товаров.

В соответствии с пунктом 5 статьи 29 ТК ЕАЭС в целях проверки соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, таможенные органы государства-члена вправе требовать в случае и в порядке, определенных законодательством этого государства-члена, подтверждение происхождения товаров, за исключением товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита для перевозки (транспортировки) по таможенной территории Евразийского экономического союза в другое государство-член.

В соответствии с пунктом 6 статьи 29 ТК ЕАЭС документом о происхождении товара является декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара.

Происхождение товара подтверждается декларацией о происхождении товара и сертификатом о происхождении товара в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ТК ЕАЭС сертификат о происхождении товара - документ определенной формы, свидетельствующий о происхождении товара и выданный уполномоченным государственным органом или уполномоченной организацией страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) происхождения товара или в случаях, установленных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров, - страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны) вывоза товара.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе, документы о происхождении товаров.

Согласно пункту 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.

Пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:

1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;

2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.

В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Грузия применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о свободной торговле, заключенное в г. Тбилиси 3 февраля 1994 г. (далее - Соглашение).

В соответствии с Нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации от 16 марта 2010 г. N 1968/4дснг, доведенной до Грузинской стороны через Посольство Швейцарской Конфедерации в Российской Федерации, во взаимной торговле Российской Федерации с Грузией в качестве документального подтверждения происхождения товаров с территории Грузии в целях предоставления режима свободной торговли представляется сертификат формы СТ-1. При оформлении и заполнении сертификата формы СТ-1, является обязательным соблюдение приложенных к указанной Ноте Требований к оформлению и заполнению сертификата формы СТ-1 (далее - Требования Правил), в соответствии с которыми графа 8 сертификата должна содержать сведения о критерии происхождения товара.

Согласно Требованиям Правил, в отношении товара, происходящего из Грузии, применяется режим свободной торговли на территории Российской Федерации, если товар соответствует критериям происхождения, а также если товар:

- вывозится/ввозится на основании договора/контракта между резидентами государств-участников Соглашения;

- не покидает территорий государств-участников Соглашения.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке.

Критерий достаточной обработки/переработки может выражаться выполнением следующих условий:

изменение товарной позиции по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки/переработки.

Таким образом, когда в производстве товара участвуют две и более стран, происхождение товара определяется в соответствии с критерием достаточной переработки.

Термин "критерий достаточной переработки" означает критерий, в соответствии с которым товар, в производстве которого участвуют две и более стран, считается происходящим из страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

С целью подтверждения происхождения товаров, задекларированных по ДТ, декларантом представлен в таможенный орган оригинал Сертификата.

Графа 8 Сертификата содержит сведения о критериях происхождения заявленных товаров, следовательно, указанные товары были подвергнуты достаточной обработке/переработке на территории Грузии.

Для подтверждения выполнения критериев достаточной переработки, указанных в графе 8 Сертификата, ООО "Национальные продукты" необходимо представить товаросопроводительные документы, подтверждающие выполнение критериев достаточной переработки.

Документами, однозначно свидетельствующими о том, что товар подвергся существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств, являются заключение о происхождении товара или акт экспертизы, выданные уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством Грузии.

Таким образом, в комплекте электронных документов по ДТ N 10009100/090124/3001007 ООО "Национальные продукты" необходимо представить документальное подтверждение соблюдения одного из обязательных условий, необходимых для предоставления режима свободной торговли (соответствие товара критериям происхождения).

Согласно Требованиям Правил, таможенный орган Российской Федерации вправе отказать в рассмотрении сертификата формы СТ-1, представленного в качестве основания для предоставления режима свободной торговли, в случае выявления несоответствия его заполнения настоящим Требованиям, а также в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в сертификате формы СТ-1, сведениям, указанным в грузовой таможенной декларации и/или товаросопроводительных документах.

Требования Правил разработаны и утверждены как единообразный порядок определения происхождения и предоставления преференциального режима (режима свободной торговли) и не предполагают иного кроме буквального толкования содержащихся в них норм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля происхождения товаров проверяются документы о происхождении товаров, сведения о происхождении товаров, заявленные в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, в том числе достоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров, а также подлинность сертификатов о происхождении товаров, правильность их оформления и (или) заполнения.

Пунктом 5 статьи 314 ТК ЕАЭС установлено, что происхождение товара считается неподтвержденным в следующих случаях:

1) не представлены, в том числе при применении формы таможенного контроля проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, документы о происхождении товаров, если такие документы должны быть представлены в соответствии со статьей 29 ТК ЕАЭС;

2) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлена недостоверность сведений, содержащихся в документах о происхождении товаров;

3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров выявлено, что сертификат о происхождении товара не является подлинным либо такой сертификат о происхождении товара оформлен и (или) заполнен с нарушением требований к порядку его оформления и(или)заполнения;

4) государственным органом или уполномоченной организацией, выдавшей и (или) уполномоченной проверять сертификат о происхождения товара, в срок, установленный правилами определения происхождения ввозимых товаров, не представлены ответ на запрос, и (или) дополнительные документы, и (или) сведения, если такой запрос был направлен в соответствии с пунктом 2 статьи 314 ТКЕАЭС;

5) иные случаи, определяемые Евразийской экономической комиссией.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) таможенные органы осуществляют контроль правильности определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и иных мер в случаях, если применение таких мер зависит от происхождения товаров, до выпуска товаров и после их выпуска в соответствии с особенностями, установленными статьей 314 ТК ЕАЭС.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона N 289-ФЗ при неподтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров.

В результате проведенного в рамках проверки после выпуска анализа представленного ООО "Национальные продукты" комплекта электронных документов по ДТ N 10009100/090124/3001007 Центральной акцизной таможней было выявлено отсутствие товаросопроводительных документов, подтверждающих выполнение критерия достаточной переработки.

Графа 8 представленного Сертификата содержит следующие сведения о критерии происхождения товаров - "Д2001", "Д2005", "Д2008", "Д2103", следовательно, задекларированные товары были подвергнуты достаточной обработке/переработке на территории Грузии.

В рамках проведения проверочных мероприятий в части контроля обоснованности предоставления тарифных преференций в отношении задекларированных по ДТ N 10009100/090124/3001007 товаров Центральной акцизной таможней в адрес ООО "Национальные продукты" был направлен запрос о представлении заключения о происхождении товаров или акта экспертизы, выданных уполномоченным органом или иными организациями в соответствии с национальным законодательством Грузии, подтверждающих выполнение критерия достаточной переработки.

Письмом ООО "Национальные продукты" от 19 февраля 2024 г. N 01/19/02/24 (вх. ЦАТ от 26.02.2024 N 05870) в Центральную акцизную таможню была представлена копия Акта экспертизы от 13 февраля 2024 г. N 10009100/090124/3001007, проведенная ТГШ Грузии (О.О.О. "САКЭКСПЕРТИЗА"), в целях определения происхождения исследуемых товаров (далее - Акт экспертизы).

В пункте 9 Акта экспертизы экспертом Д. Давладзе сделано заключение о следующих критериях происхождения товаров:

- "Д2001" (Джонджоли) - на товар "съедобные части растений, консервированные... джонджоли...", задекларированный в ДТ в товарной позиции 2008 ТН ВЭД ЕАЭС (товар N 4);

- "Д2008" (Компот) - на товар "компот вишневый, кизиловый, айвовый, грушевый, из фейхоа, виноградный, из белой черешни, персиковый", задекларированный в ДТ в товарной позиции 2202 ТН ВЭД ЕАЭС (товары NN 5-9).

Следовательно, графа 8 представленного Сертификата заполнена с нарушениями Требований Правил в части несоответствия сведений о критериях достаточной переработки "Д2008", "Д2001", сведениям о классификационном коде товаров, указанным в графе 33 ДТ N 10009100/090124/3001007 (товары NN 4-9) и товаросопроводительных документах.

Вместе с тем, Акт экспертизы не содержит сведений об основных этапах технологической обработки сырья, о виде основного сырья, используемого для производства конечного продукта, о конкретном происхождении закупаемого сырья, о сырье иностранного происхождения и его процентном содержании, используемого в процессе производства конечного продукта.

Кроме того, Акт экспертизы составлен и зарегистрирован датой более поздней (13 февраля 2024 г.) чем выдан Сертификат (21 декабря 2023 г.).

Необходимо отметить, что по итогам проведенного исследования экспертом Д. Довладзе сделан вывод о подтверждении происхождения исследуемых товаров на основании недействующих для грузинской стороны правил определения происхождения ввозимых товаров: "Происхождение подтверждено в соответствии с Правилами определения страны происхождения товара, утвержденными Решением Совета глав Правительств Содружества Независимых Государств".

Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. (далее - Правила от 30 ноября 2000 г.), на которые ссылается заявитель, применяются в отношении товаров, происходящих из государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и находящихся в торговом обороте между этими государствами.

Правила от 30 ноября 2000 г. вступили в силу, в том числе для Грузии.

Пунктом 2 Соглашения стран СНГ от 20 ноября 2009 г. "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" установлено следующее: "Считать утратившим силу Решение Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года о Правилах определения страны происхождения товаров для государств - участников СНГ с даты вступления в силу для них Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года".

Соглашение стран СНГ от 20 ноября 2009 г. "О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" не подписано грузинской стороной.

В настоящее время в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Грузия применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Грузия о свободной торговле, заключенное в г. Тбилиси 3 февраля 1994 г.

Требования Правил доведены до грузинской стороны Нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации от 16 марта 2010 г.

В соответствии с положениями Требований Правил таможенный орган Российской Федерации вправе отказать в рассмотрении сертификата формы СТ-1, представленного в качестве основания для предоставления режима свободной торговли, в случаях выявления несоответствия сведений, указанных в сертификате формы СТ-1, сведениям, указанным в грузовой таможенной декларации и/или товаросопроводительных документах.

Учитывая положения Правил, в отношении товара происходящего из Грузии применяется режим свободной торговли на территории Российской Федерации, только если товар соответствует критериям происхождения, следовательно, требование Центральной акцизной таможни о представлении декларантом документального подтверждения выполнения критерия достаточной переработки в отношении товаров, заявленных по ДТ, является обоснованным и соответствующим требованиям таможенного законодательства.

Таким образом, происхождение заявленных по ДТ N 10009100/090124/3001007 товаров и выполнение критериев достаточной переработки, заявленных в графе 8 Сертификата, ООО "Национальные продукты" не подтверждено.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом установленных фактических обстоятельств по делу суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 71, 75, 110, 167-170, 176, 199-201 АПК РФ,

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать полностью.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

 

Судья:
А.О. Харламов
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha
Продолжая использовать настоящий Интернет-ресурс или нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», вы соглашаетесь на обработку ваших cookie-файлов в соответствии с Политикой обработки персональных данных.
Отказаться от обработки вы можете в настройках браузера.
Cookies