|
;
Действует
История статусов
Подписан 27.04.2024 |
См.также: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2024 г. N А40-247950/2023
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Уточкина И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Потаповой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению: 1) ПАО "Якутскэнерго" (ИНН: 1435028701, ОГРН: 1021401047260),
2) ООО "Баррус. Проектная логистика" (ИНН 7714331152, ОГРН 1157746187675)
к ответчику: Московская таможня
третьи лица: 1) Хабаровская таможня, 2) МИНЭНЕРГО РОССИИ
о признании незаконным решения таможенного органа о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 г. N РКТ-10013000-23/002208;
о признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 г. N10013000/210/190923/Т000676/001,
при участии:
от заявителей: 1) Шмидт П.А. дов. от 22.08.2022 NИ00009535, сл. удост., диплом; Лукьянчик Н.Е., дов. от 21.11.2023 NИ00010589, паспорт, диплом; Коскунаков С.М., дов. от 21.11.2023 NИ00010592, паспорт, диплом; Ильина М.В. дов. от 02.06.2023 NИ000010357, паспорт, диплом;
2) Петров Д.Ю. дов. от 10.01.2024 N02/БПЛ/2024-М, паспорт, диплом
от ответчика: Калинников А.В., дов. от 19.01.2024 N10-01-15/48, паспорт, диплом; Кузнецов В.И. дов. от 19.01.2024 N10-01-15/55, сл. удост., диплом; Волков В.В. дов. от 28.12.2023 N10-01-15/288, паспорт, диплом; Авилов С.Б. дов. от 06.03.2024 N10-01-15/92, сл. удост, диплом;
от третьих лиц:
1) Калинников А.В., дов. от 11.01.2024 N05-53/15/48, паспорт, диплом; Волков В.В. дов. от 11.01.2024 N05-35/15, паспорт, диплом;
2) Маркарян А.А., дов. от 11.01.2022 NНШ-76/08, паспорт, диплом;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Якутскэнерго" и ООО "Баррус. Проектная логистика" обратились в арбитражный суд с заявлением к Московской таможне о признании незаконным решения таможенного органа о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 г. N РКТ-10013000-23/002208; о признании незаконным решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 г. N10013000/210/190923/Т000676/001.
Представители Заявителей настаивали на удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям.
Представители Заинтересованного лица против удовлетворения заявленных требований возражали по доводам представленного отзыва.
Представитель 3-го лица Хабаровской таможни поддержал позицию ответчика.
Представитель 3-го лица Минэнерго России поддержал позицию заявителей.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления, Московской таможней (далее - Таможня, Заинтересованное лицо) в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении ПАО Якутскэнерго (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, КПП 143501001, адрес: 677001, Республика Саха (Якутия), ул. Федора Попова, д. 14, г. Якутск) (далее - Декларант) проведена камеральная таможенная проверка. По результатам таможенной проверки Московской таможней составлен Акт камеральной таможенной проверки от 09.08.2023 N 10013000/210/090823/А000676 (далее - Акт КТП).
На основании изложенных в Акте КТП выводов Московской таможней приняты ненормативные правовые акты:
Решение о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 N РКТ-10013000-231002208 (далее - Решение КТ);
Решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 N 10013000/210/190923/Т000676/001 (далее - Решение КДТ).
На основании принятого Московской таможней Решения КДТ, Хабаровской таможней в адрес ООО "Баррус. Проектная логистика" (далее - Заявитель, Таможенный представитель) было направлено Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 21.09.2023 N 10703000/У2023/0002409 с требованием уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в размере 27.801.131, 08 рублей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Оценка доказательств показала следующее.
ООО "Баррус. Проектная логистика", являясь таможенным представителем (Свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 29.11.2019 N 0919/01), на основании договора поручения от 20.05.2022 N 72/МО\\7БПЛ/22-ОУ оказывало ПАО "Якутскэнерго" услуги по совершению таможенных операций.
В частности, Заявителем была оформлена и подана на Авиационный таможенный пост (Центр электронного декларирования) ДТ N 10005030/110621/0280687 в целях помещения под избранную Декларантом таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара, описание которого приведено в графе 31: "ТУРБИНЫ ГАЗОВЫЕ ПРОЧИЕ, МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 20 000 КВТ, НО НЕ БОЛЕЕ 50 000 КВТ: ПОСЛЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА. НЕ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. НЕ ДЛЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ИЛИ ЯДЕРНОЙ ТЕХНИКИ. ГАЗОВАЯ ТУРБИНА LM6000, СЕРИЙНЫЙ НОМЕР 192-505. МОЩНОСТЬ ТУРБИНЫ - 46, 405 МВТ/Ч. (ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ГАЗОТУРБИННОГО ЭНЕРГОБЛОКА LM6000 PF DF ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, БЫЛА УСТАНОВЛЕНА НА ЯКУТСКОЙ ГРЭС). ГАЗОВАЯ ТУРБИНА СОСТОИТ ИЗ КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ, КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ, КАМЕРЫ СГОРАНИЯ, ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ В СБОРЕ. ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВОДА КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ОСЕВОГО ТИПА) И ОНИ СВЯЗАНЫ ЕДИННЫМ ВАЛОМ. СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ТУРБИНА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВОДА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ. ТУРБИНА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ НАГРЕТОГО ГАЗА В МЕХАНИЧЕСКУЮ РАБОТУ НА ВАЛУ".
При декларировании товара в графе 33 указан классификационный код товара 8411 82 600 8 в соответствии Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского союза (далее - ЕТН ВЭД ЕАЭС), принятой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии).
Описание в графе 31 ДТ и определение классификационного кода товара (графа 33) сделано исходя из сведений о товаре, содержащихся в представленных Таможенному представителю технических и коммерческих документах, перечисленных в графе 47 ДТ.
Таможенный орган, проведя камеральную таможенную проверку, сделал документально необоснованный вывод о том, что мощность задекларированного товара "не может быть менее 50000 квт. Ни при каких условиях".
Исходя из такого умозаключения, Таможней сделан вывод, что товар "следует классифицировать в подсубпозиции 8411 82 800 9 ТН ВЭД ЕАЭС "турбины газовые прочие мощностью более 50 000 кВт" ставка таможенной пошлины 10 %, НДС 20% в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТНВЭД".
Далее в Решении КР Таможней в графе 7 указаны "Сведения, необходимые для классификации товара": "1) ТУРБИНЫ ГАЗОВЫЕ ПРОЧИЕ, МОЩНОСТЬЮ БОЛЕЕ 50 000 КВТ: ПОСЛЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА. НЕ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ. НЕ ДЛЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ИЛИ ЯДЕРНОЙ ТЕХНИКИ. ГАЗОВАЯ ТУРБИНА LM6000, СЕРИЙНЫЙ НОМЕР 192-505. (ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ГАЗОТУРБИННОГО ЭНЕРГОБЛОКА LM6000 PF DF ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, БЫЛА УСТАНОВЛЕНА НА ЯКУТСКОЙ ГРЭС). ГАЗОВАЯ ТУРБИНА СОСТОИТ ИЗ КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ, КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ, КАМЕРЫ СГОРАНИЯ, ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ И ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ В СБОРЕ. ТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВОДА КОМПРЕССОРА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ (ОСЕВОГО ТИПА) И ОНИ СВЯЗАНЫ ЕДИННЫМ ВАЛОМ. СООТВЕТСТВУЮЩИМ ОБРАЗОМ ТУРБИНА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ПРИВОДА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ. ТУРБИНА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ НАГРЕТОГО ГАЗА В МЕХАНИЧЕСКУЮ РАБОТУ НА ВАЛУ. Производитель GENERAL ELECTRIC COMPANY Тов.знак GE Модель LM6000 Ap7LM6000-PF-N DDG03 Серийный номер: 192-505 Кол-во 1.00 ШТ (796)".
Таможенным органом неправомерно в Решениях КТ (в графе 7) и КДТ (графа 31) изменены сведения, необходимые для классификации товара и правильного применения правила 6 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Акт КТП, результаты камеральной таможенной проверки, положенные в основу обжалуемых решений КР и КДТ, не содержат доказательств того, что Таможенный представитель в ДТ указал недостоверные сведения о товаре, которые необходимы для его классификации кодом 8411 82 600 8 ЕТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с классификационным кодом товара, заявленным в ДТ - 8411 82 600 8 ЕТН ВЭД ЕАЭС, в указанной подсубпозиции содержится описание: "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие: мощностью более 20 000 кВт, но не более 50 000 кВт, прочие".
В подпункте 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС предусмотрено, что "таможенное декларирование" - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (пункт 3).
В соответствии со статьей 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно статьи 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Пунктом 2 статьи 20 ТК ЕАЭС установлено, что таможенный орган осуществляет классификацию товаров в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (п. 2 ст. 19 ТК ЕАЭС).
Классификация товаров - отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ЕТН ВЭД ЕАЭС к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанными в ЕТН ВЭД ЕАЭС, и соответствующим им цифровым кодам. Каждому цифровому коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствует конкретная ставка ввозной таможенной пошлины.
При этом отнесение товара к определенному классификационному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС - это оценка совокупности свойств декларируемого товара для отнесения к определенному коду ЕТН ВЭД ЕАЭС. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре.
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" Российская Федерация является участницей Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (далее - Конвенция), в связи с чем выполняет обязательства, установленные Конвенцией, в том числе применяет для классификации товаров по ТН ВЭД установленные Конвенцией правила классификации товаров - Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС (далее - ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).
ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6 Положения).
В качестве критериев для классификации выступают материалы и части, из которых изготовлены товары, функции, выполняемые ими, что определяется исходя из текстов товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, примечаний к разделам и группам.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС применяются последовательно, начиная с правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
Исходя из положений статей 6, 7, 8 Конвенции, в целях обеспечения единообразной интерпретации и применения Гармонизированной системы, Российская Федерация взяла на себя обязательства использовать Пояснения к Гармонизированной системе, разработанные Комитетом по Гармонизированной системе, состоящим из представителей каждой договаривающейся стороны.
Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, позволяющие единообразно толковать тексты товарных позиций ТН ВЭД ЕАЭС, являются переводом с английского языка Пояснений к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров ("Explanatory Notes to the Harmonized Commodity Description and Coding System"), при этом в Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС сохранена разбивка материала по томам, принятая в оригинале (в Пояснениях к Гармонизированной системе).
В силу статей 6, 7, 8 Конвенции, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержащие толкование текстов позиций ТН ВЭД ЕАЭС, подлежат непосредственному применению в целях использования ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
Кроме того, применение при классификации товара по ЕТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к ЕТН ВЭД ЕАЭС, регламентировано Рекомендациями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21 (далее - Рекомендация ЕЭК).
Согласно Рекомендации ЕЭК, Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются вспомогательным рабочим материалом, призванным обеспечить единообразную интерпретацию и применение ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Пояснения содержат толкования содержания позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и областей их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из тех или иных позиций, методы определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ЕТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно Пояснениям к товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС, "В данную товарную позицию включаются турбореактивные, турбовинтовые двигатели и прочие газовые турбины. Турбины данной товарной позиции, представляют собой двигатели внутреннего сгорания, которые в отличие от паровой турбины не нуждаются во внешнем источнике тепла.".
При этом, Пояснения однозначно указывают, какие товары относятся к субпозиции турбины газовые прочие: "К данной категории относятся промышленные газотурбинные установки, которые либо специально предназначены для промышленного использования, либо приспособлены для использования турбореактивных или турбовинтовых двигателей в целях, отличных от создания движущей силы самолетов".
Таким образом, промышленные газотурбинные установки в целях классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС соответствуют термину "турбины газовые прочие".
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товар промышленная газотурбинная установка декларант обязан указать сведения:
наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
происхождение товаров;
наименование страны отправления и страны назначения;
производитель товаров;
товарный знак;
наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары;
описание упаковок;
цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров);
статистическая стоимость.
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД: ПРАВИЛО 1 определяет:
"Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам".
Текст товарной позиции 8411 и примечания к 16 разделу ТН ВЭД и к 83 группе ТНВЭД не содержит каких-либо требований или положений в отношении указания мощности товаров, классифицируемых в товарной позиции 8411 ТН ВЭД ЕАЭС.
При отсутствии каких-либо указаний, содержащихся в тексте товарной позиции 8411, и текстах, соответствующих примечаниям к разделам или группам, в данной товарной позиции должна указываться мощность товаров, относящихся к субпозициям 8411 81, 8411 82 ТН ВЭД ЕАЭС. Соответственно, для товара "промышленные газотурбинные установки", относящегося в соответствии с текстом пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС к "турбинам газовым прочим", должна указываться мощность товара.
Товар "промышленные газотурбинные установки" отнесен Пояснениями к товарной позиции 8411 "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие", т.к. он фактически представляет собой газотурбинный двигатель в определении термина в ГОСТ Р 51852-2001, согласно которому "газотурбинный двигатель, ГТД (gas turbine (engine): Машина, предназначенная для преобразования тепловой энергии в механическую. Машина может состоять из одного или нескольких компрессоров, теплового устройства, в котором повышается температура рабочего тела, одной или нескольких газовых турбин, вала отбора мощности, системы управления и необходимого вспомогательного оборудования. Теплообменники в основном контуре рабочего тела, в которых реализуются процессы, влияющие на термодинамический цикл, являются частью газотурбинного двигателя".
Управлением товарной номенклатуры ФТС России (далее - УТН) разработан справочник "Документы и сведения, используемые для классификации товаров по ТН ВЭД ТС". Справочник содержит перечень сведений, подтверждающих классификационный код товара по ТН ВЭД ТС, и документов, содержащих данные сведения (Письмо ФТС России N 06-42/59089 от 2 декабря 2011 года о применении справочника "Документы и сведения, используемые для классификации товаров по ТН ВЭД ТС").
В указанном справочнике для товарной позиции 8411 - "Двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины прочие" в качестве характеристик, подтверждающих код товара ФТС России следует указывать:
Тип двигателя (турбореактивный, турбовинтовой и т.д.).
Тяга двигателя (кН).
Мощность двигателя (кВт).
Область применения.
Приведенное в указанном письме ФТС России требование указания мощности двигателя как классификационного критерия при классификации товаров в товарной позиции 8411 свидетельствует о том, что газотурбинная установка представляет собой газотурбинный двигатель, состоящий из компрессоров, газовых турбин и вспомогательного оборудования, что соответствует определению по ГОСТ Р 51852-2001.
При указании мощности двигателя в описании товара N1 в ДТ 10005030/110621/0280687 была внесена мощность газотурбинной установки в целом, согласно паспорту товара - 46, 405 МВт. Таможенный орган не согласен с указанной характеристикой товара, т.к. под товаром таможенный орган ошибочно понимает лишь его часть. Однако, мощностью газотурбинного двигателя является его выходная мощность в целом, а не его отдельных частей.
Из Акта КТП и принятых таможней решений неясно, мощность какой именно турбины таможня считает мощностью всего товара, т.к. в состав газотурбинной установки входит две турбины (турбина низкого (приводящая компрессор низкого давления) и турбина высокого давления).
Кроме того, таможенный орган принял решение о классификации товара в товарной позиции 8411 82 800 9 на основании заключения эксперта, с которым Заявитель не ознакомлен, равно как и с вопросами, которые таможня ставила перед экспертом. Отсутствие уведомления Таможенного представителя с актом о назначении экспертизы нарушило права Таможенного представителя на постановку дополнительных вопросов или иной редакции поставленных вопросов эксперту, что затронуло интересы Заявителя. Однако, как следует из текста Акта КТП, эксперт не определил реальную мощность конкретной турбины, представленной к таможенному контролю, а лишь сделал предположения о возможной мощности. Это является недопустимым доказательством, т.к. не устанавливает индивидуально определенных характеристик задекларированного товара.
Соответственно, Таможня, не установив экспертным методом существенную для применения правила 6 ОПИ ЕТН ВЭД ЕАЭС характеристику - мощность, исключила ее из описания товара в графе 31 ДТ, чем нарушила Правила классификации товара, установленные Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
Поскольку Таможенный представитель не имел возможности ознакомиться с доказательствами, приобщенными Таможней к материалам таможенной проверки, Заявитель, после ознакомления с доказательствами, представленными Таможенным органом в материалы дела, предоставил дополнительные доводы несоответствия оспариваемых Решений КР и КДТ нормам таможенного законодательства.
Учитывая изложенное, оспариваемые Решение о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 N РКТ-10013000-231002208 и Решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 N 10013000/210/190923/Т000676/001, не соответствуют требованиям статьи 20 ТК ЕАЭС, Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского союза, принятой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии", Положению о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд считает необходимым обязать Московскую таможню в месячный срок с даты вступления в законную силу решения устранить нарушение прав и законных интересов ПАО "Якутскэнерго", ООО "Баррус. Проектная логистика" в установленном законом порядке..
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 71, 75, 167-170, 176, 181, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными решения Московской таможни о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 19.09.2023 г. N РКТ-10013000-23/002208 и о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, после выпуска товаров от 19.09.2023 г. N10013000/210/190923/Т000676/001.
Проверено на соответствие действующему законодательству РФ.
Обязать Московскую таможню в месячный срок с даты вступления в законную силу решения устранить нарушение прав и законных интересов ПАО "Якутскэнерго", ООО "Баррус. Проектная логистика" в установленном законом порядке.Взыскать с Московской таможни в пользу ПАО "Якутскэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей (три тысячи рублей ноль копеек).
Взыскать с Московской таможни в пользу ООО "Баррус. Проектная логистика" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей (три тысячи рублей ноль копеек).
Возвратить ПАО "Якутскэнерго" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей (три тысячи рублей ноль копеек).
Возвратить ООО "Баррус. Проектная логистика" излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей (три тысяч рублей ноль копеек).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.